Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Дмитрий Геллер: «Я, когда делаю фильм, многое для себя даже не пытаюсь объяснить»

интервью >>

Вчера вечером завершился международный анимационный фестиваль «Аниматор» в польском городе Познань. Главный приз фестиваля получил фильм «Я видел, как мыши кота хоронили», созданный одним из самых ярких и интересных русских анимационных режиссеров сегодняшнего дня Дмитрием Геллером. Эту короткометражку Геллер сделал в Китае совместно с китайскими студентами. Подробнее об истории создания «Мышей», а также о других фильмах, Мария Терещенко специально для kino-teatr.ru расспросила Дмитрия Геллера.

Анимационные фильмы Дмитрия Геллера:
Привет из Кисловодска
Маленькая ночная симфония
Признание в любви
Мальчик
Воробей, который умел держать слово
Я видел, как мыши кота хоронили (отрывок)

Дима, вы начинали работать на Свердловской студии. И это на момент 1990-х было, возможно, самое лучшее и самое интересное место, куда мог попасть молодой аниматор. Какие были впечатления?
Когда я пришел на Свердловскую студию, Саша Петров как раз снимал «Сон смешного человека», а Оксана Черкасова – «Племянника кукушки». Я работал прорисовщиком. Я видел, как работает Оксана, как работает Валентин Ольшванг, который был художником-постановщиком у Алексея Караева на «Я вас слышу». Все это было очень интересно. И еще один важный человек для меня был – оператор комбинированной съемки Всеволод Киреев. Он работал в комбинированном цехе студии, там делают специальные эффекты для кино, титры и фильмы, как пользоваться ракетной установкой или как устроена доменная печь. Все то изображение, которое у меня сегодня есть, появилось благодаря ему, отцу Зои Киреевой. То, что я там подсмотрел и понял, я потом перенес в компьютерные технологии.

Кадр из фильма Привет из Кисловодска (реж. Дмитрий Геллер)
фото: kino-teatr.ru

Ваш дебютный фильм предварялся небольшим сюжетом для альманаха Optimus Mundus 35. Более того, эпизод из альманаха похож на «Привет из Кисловодска». Как так вышло?
На курсах у меня был почти готов сценарий «Привет из Кисловодска», и в это же время начался московский проект Optimus Mundus, и мне предложили подать сценарий на него. Я подал, они приняли заявку, и я на нем опробовал всю технологию, которую хотел использовать в «Кисловодске». И это было хорошо. Но в то же время и плохо. Из-за того, что я дважды приступал к этому сюжету, я немного выдохся. «Привет из Кисловодска» мог бы получиться более чувственным.

Кадр из фильма Привет из Кисловодска (реж. Дмитрий Геллер)
фото: kino-teatr.ru

Что за технология использована в «Кисловодске»?
Это рисованное изображение, совмещенное с компьютерными бэкграундами. Нарисованы только два главных героя. А фотографии отсканированы и положены на трехмерные модели. Все это было придумано и сделано, благодаря учебе в комбинированном цехе у Киреева. Я там научился… даже сложно сформулировать, чему именно я там научился. Наверное, понимать природу изображения.

«Привет из Кисловодска» - это личное кино.
Да, это был личный фильм. Фильм-«прости».

Кадр из фильма Маленькая ночная симфония (реж. Дмитрий Геллер)
фото: kino-teatr.ru

«Кисловодск» приняли очень хорошо на фестивалях и в русском профессиональном сообществе, логично было продолжать в том же духе, но вы сделали совсем другой фильм. Почему так?
Второй фильм делать сложнее всего. На первом ничего не знаешь, и ничего не страшно. А тут первый еще был успешный. Я человек не очень мудрый, но я очень хорошо понимал, что успешный первый фильм – это большая проблема. И следующий должен быть чем-то совершенно другим. Надо избавиться от того, чему ты уже научился – от того, что уже получилось на предыдущем фильме.
«Маленькая ночная симфония» - единственный фильм, который я делал как экспромт. Я сейчас с ужасом это представляю и вспоминаю. Не было ни сценария, ни раскадровок. Сам не знаю, как это возможно, но как-то получилось.

Кадр физ фильма Маленькая ночная симфония (реж. Дмитрий Геллер)
фото: kino-teatr.ru

Дима, это, конечно, почти неприличный вопрос, но объясните, пожалуйста, про что фильм. Он дает огромное поле для интерпретаций, но интересно все же узнать, что вы сам в него вкладывали.
«Маленькую ночную симфонию» мы начинали делать по Гофману. Гофман – сам по себе тема неисчерпаемая: его рисунки, его стиль – литературный и живописный, - да и вся его жизнь, то, как он успевал и в суде работать, и писать, и делать театральные декорации. Это очень все интересно.
У нас был его рассказ «Угловое окно». Про творчество. Какой-то человек живет, больной, прикованный к кровати. И у него окно, через которое он наблюдает за жизнью рыночной площади. И он спрашивает однажды навестившего его кузена: «Что ты там видишь?» - «Ну, там просто много людей». А главный герой говорит: «Нет», - и начинает объяснять. «Вот, смотри, эту девушку обманывает этот молодой человек». Придумывает какой-то сюжет. А потом про этих же двух людей рассказывает совершенно другую историю. И получается, что из обычной жизни, если в нее всмотреться… В общем, это кино – про то, из какого сора что растет.
Конечно, не только про это.
Я вообще, когда делаю фильм, многое для себя даже не пытаюсь объяснить. Просто жду момента, когда ключ войдет в замочную скважину. Так одно с другим соединяется. Поэтому Гофман. И Хичкока - Окно во двор. И еще наша кошка. Пока мы делали «Кисловодск», у нас была кошка, и когда мы уходили на студию, наша кошка оставалась на весь день дома одна. И Гофман, кстати, был известным кошколюбом. Вот я и подумал, а что она делает дома без нас.

Из фильма Маленькая ночная симфония (реж. Дмитрий Геллер)
фото: kino-teatr.ru

Что за странный музыкальный ряд использован в фильме? И кто этот дирижер, который ведет репетицию?
В фильме использован настоящий голос Стравинского. Звук - любимая часть работы на фильме, а в этом фильме что только не звучит в звуковой дороже – игрушки с блошиного рынка Амстердама (где и делался звук), голландская оперная певица, ершик для прочистки труб внутри африканского барабана и конечно Бах. Мне очень нравится, как у нас это получилось. На «Симфонии» звук делал Алексей Захаров.

Кадр из фильма Признание в любви (реж. Дмитрий Геллер)
фото: kino-teatr.ru

Многие упрекают ваши фильмы в том, что они не понятны. Зачем делать непонятное кино, например, такое как «Признание в любви»?
Ну, вы представьте – как это? – снять такой фильм про Бунюэля, чтобы все в нем было понятно? Это ведь человек, которого всю жизнь волновало как раз непонятное… Я знаю про себя: то, что я сейчас делаю, это все какие-то комментарии к тому, что со мной происходило в детстве, к тому, что на меня произвело впечатление. На этом фильме мы попытались понять – что такого происходило с Бунюэлем, что он стал потом таким художником.
И в то же время. Делать кино о нем – это была бы неправда. Я его не смогу понять. Я им вдохновлен и впечатлен, но не могу делать кино про него. Могу только о себе. О том, что я сам пережил и почувствовал. То, что в фильме происходит – это про меня.
И вы обратили внимание, что в «Признании» нет музыки? Бунюэль плохо слышал, потому что в юности упражнялся в стрельбе в квартире. И у него в фильмах нет музыки. Я считаю, что в любом случае этот фильм лучше, чем два предыдущих.

Кадр из фильма Признание в любви (реж. Дмитрий Геллер)
фото: kino-teatr.ru

Я тоже, наверное, «Признание» больше других люблю. И тем не менее, «Мальчик», пожалуй, самый в каком-то смысле масштабный проект. Библейского размаха. Почему вы решили после более камерных фильмов взяться за такую тему?
Когда я делал «Признание», ко мне приехал брат, мы с ним гуляли. И я говорю: «Надо подавать новую заявку». И он спрашивает: «О чем ты хочешь делать кино?» Я подумал: «Мне нравится, и меня очень волнует «Холстомер» Толстого. И я очень хочу что-нибудь сказать своим корням. И вот эти две вещи объединить». Такая была идея.

Кадр из фильма Мальчик (реж. Дмитрий Геллер)
фото: kino-teatr.ru

Самый новый ваш фильм – «Я видел, как мыши кота хоронили» - сделан в Китае. Как так вышло, что вы вдруг поехали делать кино в Китай?
Меня пригласили в Китай на форум комиксов, анимации и компьютерной графики: Игорь Ковалев меня туда сосватал, хотя мы даже не были знакомы до этого, только фильмами. Я там рассказал про фильм «Маленькая симфония», и после этого меня спросили, не хочу ли я преподавать. Я сказал, что преподавать не хочу, единственная форма, которая мне интересна – это сделать фильм вместе со студентами. Китайцы сказали: «Хорошо», - как они обычно и говорят. И как-то этот разговор забылся. А через год они со мной связались и предложили сделать фильм со студентами. Деваться уже было некуда, так что я поехал в Китай.
Было условие за три месяца сделать фильм продолжительностью около 5 минут (получилось 5,5 минут). Я со страху набрал много студентов, так как предполагалось много мышей. Так что у меня было человек 25 аниматоров, плюс композеры, которые собирают изображение, и художники. Человек 40, наверное. Не знаю, как я смог с ними справиться. У меня вообще никакого опыта не было – ни преподавательского, ни опыта работы в большой киногруппе. Но каким-то чудом все получилось.

Кадр из фильма Я видел, как мыши кота хоронили (реж. Дмитрий Геллер)
фото: kino-teatr.ru

Как вы выбрали сюжет для работы?
Я думал, студенты неподготовленные, непрофессионалы, они будут учиться на этом фильме, поэтому должен быть такой сюжет, такая организация фильма, чтобы для каждого была маленькая работа. Я подумал, что если каждый студент сделает хотя бы одну мышь, то это программа минимум. А пока они будут делать эту одну мышь, будут выявляться наиболее способные, и им уже можно будет поручить что-то посложнее.
Я стал думать, искать подходящий для такой работы сюжет. Нашелся этот – про похороны кота, - а когда стал собирать материал, то узнал, что в Китае есть такой же сюжет, и это меня уже окончательно утвердило в выборе.

Рабочие материалы к фильму Я видел, как мыши кота хоронили (реж. Дмитрий Геллер)
фото: kino-teatr.ru

И как? Выявились способные студенты?
Да. Все сработало. И сейчас я с некоторыми самыми талантливыми сделал еще один фильм. Сейчас они уже закончили обучение. Но, когда я разослал им предложение, они захотели со мной работать и съехались из других городов специально для этого проекта.

Дмитрий Геллер работает с китайскими студентами
фото: kino-teatr.ru

Как ваше впечатление от китайских студентов? Там же такая индустрия-индустрия? Остается ли какое-то пространство для нестандартного, некоммерческого кино и для людей, которые хотят такое кино делать?
Студенты, со мной как раз говорили о том, что, да, индустрия, что они хотели бы делать свое кино и что такой возможности нет, очень сложно пробиться. Они фанаты. Они готовы работать сколько нужно, последний месяц мы работали 12-16 часов, без выходных, а они просто студенты. Это счастье, такая самоотдача! Мне это придавало сил, потому мы так много успели.

Кадр из фильма Я видел, как мыши кота хоронили (реж. Дмитрий Геллер)
фото: kino-teatr.ru

Для вас эти китайские опыты были первой попыткой работать в команде. Как впечатление?
Работать в команде – это самое потрясающее. Если в Китае. Китайцев сильно отличает то, что у них нет какого-то страстного желания выразить себя, какое есть у нас. Для режиссера-аниматора, который работает с киногруппой – это, конечно, очень хорошо. Тем более для меня, поскольку у меня мало свободы для аниматоров. Хотя я, конечно, оставляю им какое-то окошечко для творчества, и когда открывается окошко, они находят в нем свой маленький интерес.

Графика Дмитрия Геллера - китайский цикл
фото: kino-teatr.ru

А делать второй фильм тоже китайцы предложили или вы уже по собственной инициативе?
Они тоже предложили.

То есть у них уже формируется такой тип эксклюзивной образовательной программы с Дмитрием Геллером?
Ну они приглашают и других режиссеров. А у меня формируется китайский цикл. Фильмы связаны между собой, это такой поэтический цикл.

Китайская графика Дмитрия Геллера
фото: kino-teatr.ru
Подписаться на рассылку новостей
фильмы
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

биография, драма, комедия
Великобритания, 2016
боевик, триллер
Франция, 2018
вестерн, чёрная комедия
Испания, Румыния, США, Франция, 2018
комедия, приключения
Россия, 2018
боевик, драма, криминальный фильм, экранизация
США, 2018
драма
США, 2018
исторический фильм, мелодрама
Венгрия, Франция, 2018
драма
Дания, Исландия, 2017
все фильмы в прокате >>