Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Георгий Васильев: «Самый лучший критерий целостности культуры – это юмор»

интервью >>

Многие помнят Георгия Васильева еще со времен «Ивасей», когда любители бардовской песни, "кто в лес, кто по дрова", напевали «Лучше быть нужным, чем свободным, это я знаю по себе». Кто бы мог представить тогда, что известный бард станет бизнесменом, продюсером, и уже на совершенно ином уровне сформулирует преимущества «нужности» перед свободой, на этот раз конкретно творческой. Однако факт: продюсер «Фиксиков» Георгий Васильев в интервью kino-teatr.ru рассказывает о том, почему ответственность современного художника – в следовании маркетинговым правилам актуального рынка.

Кабинет Георгия Васильева
фото: Ольга Гусинская

Георгий, в «Фиксиках» так много технической информации, иногда сложной, как вам кажется, дети действительно способны все это воспринять?
Мы иногда делаем специально сложные объяснения, чтобы и родителям было интересно, чтобы они тоже могли что-то узнать. Может, вы видели серию, которая называется «Пульт». В ней рассказывается о том, что можно телевизор от стены или от зеркала включить, и что можно увидеть инфракрасный луч через цифровую камеру. Или вот сейчас мы выпустили очень сложный для восприятия фильм - «Микрофон». Оказывается, можно говорить в наушник. Можно включить наушник в гнездо микрофона, и в него говорить, и тебя будут слышать. Это довольно сложно объяснить детям, и мы из кожи вон вылезли, чтобы более-менее было понятно. Там, разумеется, есть история. Она о том, как Дим Димыч звонит своему другу Ваське, и у него нет микрофона, и он использует наушник, и фиксики включают этот наушник то в одно гнездо, то в другое, все путается, слова путаются, Дим Димыч хочет идти в одно кино, а Васька решил, что в другое, и в конце концов они научились говорить с помощью слова «прием». Это было неимоверно сложно упаковать так, чтобы ребенку в 6-8 лет было понятно, что происходит.

А вы проверяете, как дети на эпизоды реагируют, понятно ли им?
Проверяем, но в основном уже апостериори. Когда уже ничего поправить нельзя. И делаем выводы о том, что нужно подкорректировать в следующих сериях. Это преимущество сериала - можно постоянно корректировать политику.

Данила Куликов: У меня сломался компьютер (правда) и вот лёг я спать. А на следуйщий день компьютер как новый. Это не вы случайно его поченили?
фото: Ольга Гусинская

В «Фиксиках» все сосредоточено на образовательной составляющей, а не на волшебном мире фиксиков. У вас нет планов более подробно рассказывать о том, как фиксики живут, как устроена их вселенная?
В «Спокойной ночи, малыши!» показывается усеченный вариант, на минуту короче, чем та версия, которая выходит на DVD и выложена в Интернете. Это связано с требованиям передачи. В усеченном варианте удаляется так называемая длинная врезка – сделанный во флэш-анимации 50-секундный фрагмент. Именно в этих врезках с хорошей периодичностью выдается информация о мире фиксиков. На сайте эти врезки собраны отдельно в разделе «фиксология», и их уже много. Если их регулярно смотреть, то представление о мире фиксиков получается довольно целостное. Но, к сожалению, дети, которые смотрят «Спокойной ночи, малыши!», отрезаны от этой информации.

Так выглядит стопка оригинальных дисков с новыми сериями Фиксиков
фото: Ольга Гусинская

Про фиксологию знаю. Я имела в виду немного другое. Вот, положим, в «Фикси-шоу», которое дети смогут посмотреть на новогодних каникулах, сюжет не связан непосредственно с технологиями. Там есть профессор, который изучает фиксиков, есть дама, которая в них не верит и негативно по отношению к ним настроена. Одним словом, есть конфликт, который завязан не на сломанном бытовом устройстве, а на факте самого существования волшебного народца…
Все должно быть постепенно. Задача первого сезона, первых 50-60 фильмов, была в том, чтобы познакомить детей и родителей с этой ситуацией. Что вот есть квартира, в ней живут фиксики. Для нас очень важна эта привязанность мальчика – Дим Димыча – к маленьким существам, которых видит только он. Это как в мультфильме «Варежка». Воспроизводится тот же самый архетип: ребенок одушевляет что-то неодушевленное, в данном случае винтики. Но это только первый шаг. Мир фиксиков огромен, и в наших основополагающих документах он описан довольно широко. В следующем сезоне, и он уже начинается, появляются новые фиксики – Симкин класс. Маленьких фиксиков становится уже шесть. И эта школа фиксиков находится уже не в квартире Дим Димыча, а в лаборатории профессора Чудакова, который как раз фигурирует в упомянутом вами «Фикси-шоу». Это профессор, который тоже знает о существовании фиксиков. Он предоставляет свою лабораторию для их школы, а они ему помогают тестировать приборы и чинить неисправности. Чудаков – знаменитый профессор, все на него молятся, а его главный секрет в том, что он знаком с фиксиками. Но и это тоже не последний шаг. На горизонте другие продолжения. Не хочу сейчас рассказывать всего.
Кроме того, мы рассчитываем, что этот сериал будет жить не только в телевизоре. Есть много вещей, которые просто не влезают в формат телевизионного сериала. Что бы мы ни делали, мы ограничены этим набором героев, и из серии в серию мы разыгрываем скетчи между ними внутри одних и тех же локаций. Это закон жанра. Но фиксики живут и в Китае, и в Африке, и в Америке, и в Европе. Они очень разнообразны. У них есть какие-то свои институции, вроде гильдии, которая определяет, куда кому ехать, принимает экзамены, разрабатывает оборудование для фиксиков, снабжает их помогаторами. Весь этот мир не может быть описан в сериале, так что эти элементы, рассказывающие о мире фиксиков, мы внедряем за пределами телевидения. В Интернете, например. Еще собираемся издать книжку, которая называется «Фиксология». Это книжка не о Дим Димыче, а о мире фиксиков. Вот, посмотрите, это разные фиксики – американский, индийский…

Фиксики-иностранцы
фото: Ольга Гусинская

Кто придумывает персонажей?
Если заглянуть в мой компьютер, там найдется художников 20, которые работали только над персонажами. Мы перебрали за несколько лет огромное количество вариантов, и те персонажи, которые получились, сложились благодаря последовательным усилиям нескольких художников. Не получалось, не получалось, а потом нашли эту форму светящихся головных уборов, и все покатило. При этом в 3D персонажей разрабатывают одни художники, а флэшовых – другие. Главным по 3D персонажам можно считать Юру Пронина. Он замечательный художник, он психологию передает. Знаете, это очень важно в анимации, чтобы персонажи были милыми.

Рабочие эскизы к Фиксикам
фото: Ольга Гусинская

В русской анимации. У американцев другой подход, там не обязательно, чтобы персонажи были милыми.
Да, это традиция советской анимации. И Диснеевской тоже.

Если же мы возьмем именно современную американскую анимацию для детей, то в сериалах Nickelodeon или Cartoon Network персонажи не всегда милые.
Для этого у нас существует двойной набор персонажей. У нас есть эти милые 3D-шные персонажи и небольшие карикатуры на них же во флэше. Они, в общем, уже уродцы, хотя тоже с большими глазками. То есть мы стараемся балансировать.
Но в целом мы делали сериал в советской традиции. Возможно, это не видно вооруженным взглядом…

Доска с рабочими материалами в кабинете Васильева
фото: Ольга Гусинская

Да нет, это вполне заметно. Даже символично, что он сделан по мотивам Успенского
Не только в Успенском дело. Я не знаю, с чем это сравнить. Это, конечно, слишком самонадеянно, но я бы сравнил «Фиксиков» с «Варежкой», с «Карлсоном». Есть квартира, есть ребенок, с которым себя отождествляет зритель, есть мечта у этого ребенка, есть что-то романтическое…

Фиксики, изображенные во флэш-анимации
фото: Ольга Гусинская

Тем не менее, советские мультфильмы были в основном более эмоциональны. Например, в упомянутых вами «Варежке» и «Карлсоне» речь идет о детском одиночестве, а в «Фиксиках» таким чувственным моментам мало внимания уделяется.
Смотрите, какая штука. Мы должны быть конкурентоспособными. Современный темп жизни таков, и темп, в котором дети получают информацию, таков, что мы не можем делать мультфильмы такими же лиричными, как это делалось в советское время. В 5-минутном фильме, из которого 30 секунд – это врезка, и 20 секунд – заставка, и 5 секунд – титры, мы не можем позволить себе показывать грусть, раздумчивость. Мы стараемся следовать канонам бодрящих сериалов, которые показываются по всем каналам. Но тема, о которой вы говорите, она присутствует. Мы не развиваем ее в каждом эпизоде, но она возникает в нескольких сериях. Обратите внимание, например, на «Железную дорогу». Сюжет в этом эпизоде такой: Дим Димыч играет в новую железную дорогу, фантазирует о нашествии инопланетян, при этом он поссорился с фиксиками, и ему не с кем разделить свою игру. Он приходит к маме и говорит: «Инопланетяне вот-вот захватят землю». Она ему отвечает: «Ага, компот хочешь?» И он на это говорит: «Компот не поможет». То есть все то же самое, но более быстро, энергично… мы вынуждены держать этот темп. Конечно, эта тема - сквозная для нашего сериала. Дим Димыч - единственный ребенок, у него фантазии, он видит в винтиках фиксиков – все то же самое, что в советских фильмах. Ближе к «Карлсону», наверное, чем к «Варежке». Потому что «Варежка» - это фильм для ностальгирующих взрослых. Там очень четко показывается, что щенок – это фантазия ребенка, и фильм для ребенка теряет часть своей прелести. А Карлсон – это такая фантазия, в которую верит зритель и в которую вынуждены поверить взрослые герои сказки.

Очевидно, в этой палатке сотрудники студии Аэроплан укрываются от любых житейских невзгод
фото: Ольга Гусинская

Сходство «Фиксиков» с советскими мультфильмами я вижу еще в большом количестве хороших песен. Для советской анимации, конечно, очень важна была музыка. Знаете, со своим ребенком я дефицит современных детских песен ощущаю более остро, чем дефицит мультфильмов. Мультики можно и зарубежные поставить (правильно это или неправильно, другой вопрос, но это возможно). А вот песни зарубежные не поставишь – ребенок их не понимает и подпевать не может.
Вы абсолютно правы. Меня эта проблема жутко мучила. Я серьезно говорю, меня физически мучила эта проблема на протяжение последнего десятилетия – то, что уже 25-30 лет не появляется новых детских песен. Раньше они возникали в основном благодаря анимации. Пошел мультфильм и вместе с ним «Ничего на свете лучше нету», или «Антошка», или песенка Львенка и Черепахи.
Но потом произошел какой-то провал, облом, как отрезало. Детские песни перестали появляться. Сделать что-то в этой области мне не удавались долгое время, хотя я пытался. Я, например, переводил новогодние песни. Потом я начал переводить целенаправленно детские песни. Мы сделали такое интерактивное театральное шоу, которое называлось Баламут-шоу «Пой». На основе этого шоу «Пой» как раз и было сейчас сделано «Фикси-шоу». Принципы примерно те же самые, только там были не «Фиксипелки», а переводные песенки, например: Old McDonald had a Farm. По-русски это звучало так: «Жил в деревне дед Пихто, иа-иа-о! Любил коров он как никто, иа-иа-о!» И тоже не пошло. Я как об стенку бился и так, и так пытался проникнуть в эту сферу и раскачать процесс. Но пока я занялся анимацией, ничего не получалось. А сейчас вроде бы удалось эту стену пробить. Не одному мне, конечно. Целая группа людей над этим работает. Сериальная продукция, которая в последние годы массово вышла на экраны, вся снабжена песенками, и эти песенки новое поколение детей знает.

Любимое хобби создателей любого большого русского проекта - коллекционирование контрафактных изделий. Среди фальшивых кукол найдутся такие уродцы, что не знаешь - смеяться или плакать
фото: Ольга Гусинская

Да, и в «Смешариках» песни есть…
И в «Маше и медведе» тоже.

Но появились и конкретно песенные проекты, вроде «Детской площадки» Ирины Богушевской. Тоже замечательная вещь.
К сожалению, такие проекты обычно не получают широкого распространения. У них нет медийной поддержки.

Ну, какое-то распространение они получают. В определенных кругах «Детская площадка» очень уже известна. У моих знакомых мам почти у всех есть и диск, и книжка…
Знаете, мне это напоминает разговоры 30-летней давности о судьбах бардовской песни. Мы приезжаем в какой-нибудь город, и мне говорят: «Ой, да на вас соберется 2 зала, 5 залов, вас тут все знают». Или: «На нашем Грушинском фестивале весь город». Начинаешь считать на пальцах: а кто слышал об этом Грушинском фестивале? А кто слышал о бардах Васильеве и Иващенко? И оказывается, что о Васильеве и Иващенко слышали 2% населения и, возможно, 0,5% населения их видело по телевизору или ходило на их концерты. А о Грушинском фестивале знает не более 10% жителей Самары. Вот вам и широкая известность.
Сопоставьте в числах эффект «Детской площадки» и мультфильма. Один просмотр передачи «Спокойной ночи, малыши!» - это 7 миллионов зрителей в хорошие дни. То есть мы один раз крутим эту песенку, и 7 миллионов это видят. Или даже сравните «Детскую площадку» с «Фикси-шоу». «Детская площадка» - это штучный вариант: авторы сами приходят, поют. Какое количество представлений может дать эта группа за год? 5, 10, 15. А с «Фикси-шоу» ездят уже две группы, и предполагается, что за 2 года будет дано не менее 500 представлений.
Я ничего плохого о «Детской площадке» не хочу сказать. Я говорю только об индустриальном подходе к внедрению детских песенок. Без этого невозможно. А так «Детская площадка» - прекрасный проект. Мы, кстати, с поэтом Андреем Усачевым, который придумывает и поет песни на «Детской площадке», договорились, что будем брать какие-то его песенки, делать их более простыми, более интерактивными, и снимать по ним клипы.

В кабинетах студии Аэроплан можно обнаружить немало замечательных детских игрушек (правда, все они спрятаны за стеклом)
фото: Ольга Гусинская

«Внедрение детских песенок» звучит как-то слегка пугающе…
На мой взгляд, песенки – это одна из тех вещей, которые лежат в основе самоидентификации. Давайте посмотрим на русскую культуру в целом с высоты птичьего полета. Самый лучший критерий целостности культуры – это юмор. А что такое юмор? Это когда смех возникает в результате неожиданного поворота чего-то ожидаемого. Вы ждете определенного продолжения, а вам предлагают иное продолжение, которое, если не сильно шокирует, то вызывает смех. Есть ли у нации то, что смешно всем? Над чем смеются люди?

Над политикой, спортом, телевидением, попсой…
Нет, телевизор я отметаю с негодованием, потому что это наносное. Но есть еще целый пласт того, над чем можно смеяться: то, что изучалось в школе или прививалось в детском саду. Над детскими сказками, детскими песенками, школьной программой по литературе. Когда я с ужасом увидел, что мои дети и внуки этой основы лишаются, то я забил внутри себя тревогу. Я стал думать, как же этому противостоять.
Взять хотя бы мультфильмы… У советских мультфильмов в современном мире мало шансов выжить, потому что они уникальны. Сколько серий «Чебурашки»? 4. А в «Том и Джерри» - 200. Поэтому ребенок посмотрел «Чебурашку» 5 раз и все. А «Том и Джерри» он увидит в 100 раз больше. И в результате «Том и Джерри» вытеснит из мозгов «Чебурашку».
Почему же эти милые – русские, советские – образы вытесняются другими – американскими, японскими, китайскими, корейскими? Потому что там применяется другая технология, маркетинговая технология внедрения образов. Мультфильм – это только вершина айсберга, спусковой крючок. Он только зацепку в мозгу создает. А дальше за этим Микки-Маусом из мультфильма следует огромная индустрия: игры, тематические парки, журналы, книжки, игрушки, продукция всякая с Микки-Маусом. И все это вместе действует сильнее, чем мультфильм на неокрепшие мозги.

Студия Аэроплан
фото: Ольга Гусинская

Похоже, у вас очень масштабные музыкальные планы…
Я считаю, что моя миссия, моя цель – сделать в анимации что-то музыкальное. Песенки из «Фиксиков» - это не совсем то, чего хотелось бы. Это специфический сериал. К тому же «Спокойной ночи, малыши!» сильно зажимает формат, и песенку туда просто не вставить. А если вставить, она будет инородна, будет вылезать за пределы времени, отведенного для мультфильма. В общем, все это непросто. Я перебрал несколько вариантов, и сейчас, мы с Сережей Капковым решили запустить большой музыкально-анимационный проект.
Я хочу поднять из руин традицию маленьких музыкальных фильмиков, которые были, например, в «Веселой карусели». И не только. Если вспомнить «Бременских музыкантов», особенно первый фильм, там каждая песенка – самостоятельный клип. Его можно просто вынуть и показывать отдельно.

Что и делалось успешно в советское время – постоянно же показывали эти «мультконцерты» по телевизору.
Да-да, мы с Дашей Моргуновой, Борей Мошковцевым, Сергеем Капковым хотим сделать проект, который так и называется «Мультконцерт». Мы собираемся производить 20-25 новых клипов в год. Тем же способом, которым мы производили клипы «Фиксипелок»: «Часики», «Интернет», «Батарейки», «Новый год», «Колесо», «Пылесос». Мы сделали их 5 или 6, не считая нарезок. Но, к сожалению, нам не дали в Минкульте денег на продолжение этого цикла, сказали, что это сериал, а они на сериалы денег не дают. Хотя это, конечно, никакой не сериал, а абсолютный артхаус – кто что хочет, то и делает, мы никак не ограничиваем ни режиссеров, ни художников, только песенку задаем.
В общем, у нас сорвалось продолжение «Фиксипелок». Но я хочу сделать обходной маневр. Придумать сквозных персонажей, и под маркой «Мультконцерт» запустить массовое производство анимационных клипов на детские песенки. На этом проекте смогут попробовать себя большое количество режиссеров и художников, включая дебютантов.
Помимо оригинальных фильмов, там будут использованы уже готовые клипы, перемонтированные самими продюсерами. Из «Маши и Медведя», из «Фиксиков». Они будут определенным образом перемонтированы под этот «Мультконцерт». Кроме того, мы договорились уже с «Союзмультфильмом» и надеемся договориться с «Экраном», чтобы вырезать некоторые номера из старых мультфильмов. Для этого мы их определенным образом перемонтируем, отреставрируют, может быть, они будут перепеты современным звуком. И так из разных источников будет сформирована сборная солянка. Я надеюсь, если это профункционирует хотя бы 2-3 года, то мы получим целый пласт детского фольклора. Мы будем отдавать предпочтение, в первую очередь, песенкам, которые имеют интерактивный и хоровой потенциал. Чтобы сами дети могли в этом участвовать. Не просто слушать пассивно, но и подпевать, подхлопывать, играть в эти песенки.

Игры и игрушки, созданные с использованием бренда
фото: Ольга Гусинская

А зачем нужно старые мультфильмы перепевать?
Знаете, все-таки и формат изображения сильно изменился, и формат звука сильно изменился. То, что записано 40 лет назад, выглядит и слушается как ретро, поэтому придется каким-то образом сильно обновлять.

Вы сейчас рассуждаете во многом как продюсер, как бизнесмен. В то же время вы – художник, творческий человек. Как это – сочетать в себе художника и бизнесмена?
Сейчас если вы хотите, чтобы вас услышали, вы должны либо вписаться в чужую бизнес-схему (то есть вас должны раскрутить), либо придумать нечто свое, что позволит вам свое творчество донести до людей, до массового зрителя. А до массового зрителя или слушателя достучаться сейчас очень сложно, если вы не владеете маркетинговыми технологиями. Я знаю огромное количество талантливых художников, композиторов, поэтов, которые пишут в стол или в Интернет (а это почти то же самое). Какой-то узкий слой людей придет к ним на концерт, послушает, как они поют или читают. А пока эти талантливые прекрасные люди остаются в безвестности, в умы миллионов, десятков миллионов людей закладывается – сами знаете что.

Доска с кадрами из Фиксиков и письмами, которые зрители пишут на студию
фото: Ольга Гусинская

То есть это ваша гражданская ответственность как художника – нести разумное, доброе, вечное в широкие массы?
Ну, кто это сказал – «добро должно быть с кулаками» (смеется). Так и культура сейчас должна быть с маркетинговыми технологиями. По-другому уже не получается. К сожалению, это донесение невозможно без художественных потерь. Для того, чтобы упаковаться в форматы, для того, чтобы тебя покупали, ты вынужден снижать художественный уровень. Я бы многое сделал в «Фиксиках» по-другому, если бы это был артхаусный фильм. Возможно, и темп был бы другой, и грусти было бы больше, и иронии. Но если мы хотим в этот поезд загрузить наш багаж, то он должен соответствовать стандартам багажного отделения. То, что не соответствует, приходится обрубать. Но в наших силах сделать так, чтобы оставшееся было максимально хорошим.

Ссылки по теме:
«Фиксики». Большой секрет успеха маленьких мультипликационных человечков.

Фото: Ольга Гусинская
Текст: Мария Терещенко
Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 3
Ольга Коновалова (Серов)   28.09.2014 - 13:50
Георгий Васильев - это вечный двигатель, вечный думатель и вечный придумыватель! Тлантливейший человек, которого не могут сломить встречающиеся на пути неудачи и даже катастрофы! Обожаю его творчество,... читать далее>>
№ 2
El555 (Саратов)   30.08.2013 - 17:45
Георгий Васильев - разносторонне талантливый человек. Ему удается все и всегда, в любых отраслях, в любых жанрах. Человек-энергетик, заряжающий и вдохновляющий других. Поэтому Фиксики просто обречены на... читать далее>>
№ 1
Владимир Куртяков (Питкяранта)   17.12.2012 - 20:52
Браво! По-настоящему концептуально к этой проблеме никто ещё не подходил. Дай Бог, что бы власть-и-деньги-имущие прислушались и поддержали. Многое, к сожалению утеряно, упущено время, за которое подросли... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

биография, драма
Россия, 2018
драма, криминальный фильм
Италия, Франция, 2018
социальная драма
Россия, 2018
триллер, фильм ужасов
Аргентина, 2017
драма, мистика, триллер
Великобритания, Литва, Франция, 2018
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2018
драма
Великобритания, Польша, Франция, 2018
комедия
Россия, 2018
все фильмы в прокате >>