Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Екатерина Михайлова: «Меня привлекает форма рондо»

интервью >>

Екатерина Михайлова в мире фестивальной анимации - режиссер именитый. Ее кукольные короткометражные фильмы - "Ночь перед Рождеством", "Крошечка-Хаврошечка", "Капитанская дочка" и "Гостинец от крестной" - и по фестивалям нашим и зарубежным поездили, и призов немало получили. Теперь Михайлова дебютирует в полнометражном рисованном кино "Возвращение Буратино". О том, как сложилась ее полная удач и совпадений анимационная карьера, Екатерина Михайлова рассказала корреспонденту Марии Терещенко Специально для kino-teatr.ru.

Катя, скажите, пожалуйста, как получилось, что вы стали режиссером анимационного кино?
У меня дед был известным режиссером, Пащенко Мстислав Сергеевич. Он умер еще до моего рождения, но я росла в анимационной среде. К бабушке в дом приходили Раечка Фричинская, Вячеслав Котеночкин. Так что я росла среди этих рисунков, сама рисовала в детстве, и сразу знала, куда мне идти.
С первого раза я во ВГИК не попала, год работала на «Союзмультфильме», а потом поступила во ВГИК, на художественный факультет – тогда это был единственный в институте факультет с отделением анимации - в мастерскую Вадима Курчевского.

Хорошо было у Курчевского учиться?
Да, это была большая удача. Я не знаю лучшего преподавателя, чем Курчевский. Мы его называли мастером. И он в каждом видел, куда можно человека направлять. Никогда не унижал, не говорил о недостатках, а наоборот выявлял какие-то достоинства, развивал тебя в этом направлении.

Гостинец от крестной

Это Курчевский повлиял на то, что вы много лет потом работали именно с куклами?
Не совсем. После четвертого курса мы должны были летом проходить практику на производстве. А я заболела. И когда мне нужно было сдать отчет, Вадим Владимирович привел меня на Арбат (в Спасопесковском переулке на Арбате находилось «Творческое объединение кукольных фильмов» студии «Союзмультфильм» - М. Т.), в группу к Уфимцеву. Как я там начала, так и осталась.

Почему?
Потому что меня поразила атмосфера арбатская. Каляевская, где я работала до института, была все-таки фабрикой фильмов (на ул. Каляевская – теперь Долгоруковская – базировалось производство рисованных фильмов студии «Союзмультфильм» - М. Т.). А на Арбате был творческий коллектив, совершенно другие отношения, почти семейные. И там очень просто было учиться.
Я вообще считаю странным, когда молодые люди сразу становятся режиссерами. Нужно все-таки пройти какой-то путь, посмотреть, как это делают мастера, что-то взять от них.

Вашей режиссерской «визиткой» стала «Ночь перед Рождеством». Это такая серьезная работа, и вы получили за нее серьезные призы... Как получилось, что вы взялись сразу за такой непростой, в общем, материал?
Это были 1990-е годы – такой период, когда идти было некуда, почти ничего не снималось. В общем, в анимации все было плохо, я уже начала книжками заниматься, портреты писала. И вдруг мне предложила работу Маша Муат. Она сама тогда делала на студии «Анима-фильм» картину «Короли и капуста», а мне почему-то предложила очень хороший сценарий Владимира Голованова по «Ночи перед Рождеством». И я согласилась.
У нас очень хорошо прошел подготовительный период, а как только мы начали съемки, нам вообще перестали платить деньги. И так все 11 месяцев съемок мы не получали зарплату. Я помню, что я сдавала квартиру, как-то подкармливала людей, мы варили какие-то супы из сорняков… Тем не менее сняли.

Ночь перед Рождеством

Интересно, что «Ночь перед Рождеством» не была вашим выбором. Мне кажется, что Гоголь – ваш автор. Вот вы и из «Крошечки-Хаврошечки сделали…
Фильм ужасов. Да. Но на самом деле мы не хотели никого пугать. Я этот фильм делала с замечательным художником Ниной Виноградовой, с которой мы постоянно вместе работали, пока я не ушла в рисованное кино. Она великолепный художник, и она для фильмов дает не только изобразительное решение, но и какие-то мысли, драматургию. Всегда вкладывает в кино какую-то свою энергию.
Когда мы с ней делали «Хаврошечку», мы хотели делать достаточно формальное кино с необычными куклами с большим количеством музыки. И только услышав, как дети в зале закричали от ужаса, мы поняли, как страшно получилось.
Но, возможно, я подсознательно стремилась к чему-то подобному, потому что сама я очень люблю фильмы ужасов.

Крошечка-Хаврошечка

Еще одна масштабная очень ваша работа – «Капитанская дочка». Как получилось, что вы взялись за экранизацию такой сложной и, в общем-то, не очень анимационной на первый взгляд вещи?
Идея возникла, когда было 200-летие Пушкина. Андрей Юрьевич Хржановский делал тогда альманах и предложил мне поучаствовать. Я взялась за «Капитанскую дочку», и у меня были для этого свои причины. Мне хотелось на эту вещь взглянуть с цветаевской точки зрения, сделать поэтическо-мистическую интерпретацию. Я сначала попробовала работать со сценаристами, но все время получалась какая-то иллюстрация. Тогда я сама начала писать сценарий. Но пока я его писала, стало понятно, что, во-первых, я не успеваю в срок, а во-вторых, на проекте уже закончились деньги. Тем не менее, сценарий я сделала и когда появилась возможность подать проект на госфинансирование, то я и подала.

Капитанская дочка

А теперь мы подошли, собственно, к самому интересному: после поэтическо-мистических экранизаций русской классики и ужастиков по русским народным сказкам вы вдруг раз и снимаете детское полнометражное кино. К тому же не кукольное, а рисованное. Неожиданный поворот.
Это тоже было предложение - со стороны студии. Руководство студии «Анимос» решило, что пора делать полнометражный фильм. И Наташа Орлова спросила, нет ли у меня сюжета. Я сначала сказала, что нет. Но потом я начала думать об одной миниатюре, из которой собиралась сделать маленькое кино, и вдруг эта миниатюра стала разрастаться. И из нее вырос полнометражный сценарий. Приключенческий. Но вышла такая незадача: фильм-то мы сделали, а потом года два не могли его показать.

Трудно ли было из кукольной анимации перейти в рисованную?
Для режиссера между куклами и рисованной анимацией разница не большая. Прелесть объемной анимации в том, что у тебя уже есть и куклы, и декорации, и ты сам выстраиваешь кадр так, как тебе нужно. И сразу видишь результат. А в рисованной анимации – более сложный процесс. Все отдельно: фоны, мультипликат, потом идет прорисовка, потом фазовка, потом заливка, и только потом сборка в компьютере. Мне, к счастью, очень повезло с компоузером – с Володей Березовым. Он к нам пришел еще на «Капитанскую дочку» и оказался настоящей находкой, в том смысле, что с ним ставить кадры очень интересно. Возможно, во многом именно благодаря ему, для меня переход от кукол к рисованному кино был не очень болезненным.

Возвращение Буратино

Вот вы все же берете такие разные истории – «Ночь перед Рождеством», «Крошечка-Хаврошечка», «Капитанская дочка», «Буратино». Что для вас самое главное в выборе литературного материала и работе с ним?
Знаете, мне нравится, когда в сценарии все имеет причину и следствие, когда получается закольцованность. Меня привлекает форма рондо. Чтобы все ниточки были увязаны, чтобы все было неслучайно.
И, конечно, анимация, гораздо ближе что-то таинственное, сказочное… хотя, возможно, для современного кино это уже не так, и сейчас уже все жанры переплелись. Но мне все равно кажется, что анимационное кино стоит делать ради какой-то мистики, какой-то сказки.

Вы вернетесь к куклам или продолжите работать с рисованными фильмами?
С куклами сейчас очень сложно. Почти никто сейчас куклами не занимается. Вот разве что Соколов «Гофманиаду» снимает. А так – очень не много шансов снимать кукольное кино.

Возвращение Буратино

Мария Терещенко

Афиша кино >>

драма
Россия, 2020
комедия, трагикомедия, фильм о животных, экранизация
Франция, 2019
биография, драма, триллер
Великобритания, США, 2019
мистика, фильм ужасов, фэнтези
Россия, 2019
сатирическая трагикомедия
Великобритания, 2019
Россия, 2019
триллер, фильм ужасов
США, 2019
детский фильм, приключения, семейное кино
Германия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен