Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Ричард Айоэйд: «Меня заинтересовала сама идея двойника»

интервью >>

В прокат вышла вольная антиутопическая экранизация «Двойника» Достоевского, снятая британцем Ричардом Айоэйдом, Моссом из IT Crowd. Мы поговорили с режиссером о теме двойничества, сложностях кастинга, Достоевском и роли звука в его картине.

Ричард Айоэйд: «Меня заинтересовала сама идея двойника»

Продюсеры сразу хотели работать только с вами. А как появился замысел «Двойника»?

У Ави Корина была идея адаптировать повесть. Я в то время писал «Субмарину» и грубовато ответил, что кроме неё меня мало что интересует: сложно концентрироваться на двух вещах сразу, так что, наверное, какое-то время я их просто игнорировал. Но когда я прочел текст, это было что-то потрясающее: Ави очень хорошо пишет. Думаю, что из всех сценариев, которые мне присылают, это единственный, который мне понравился. Сейчас у меня глубокое чувство вины по поводу всех остальных сценариев и тех, кого мои слова заденут. Там точно была парочка, которые мне понравились, но этот явно выделялся: я почувствовал, что у Ави особый взгляд на вещи.

Сценарий Корина требовал доработки?

При всем уважении, там были кое-какие недостатки, да и сам он говорил, что не очень в нем уверен. Мы встретились и поговорили, он переписал текст с учетом замечаний и направления, в котором мы собирались двигаться, а затем я написал свою часть. Потом мы сели и написали часть вместе. Писать с ним было здорово, особенно с учетом того, что я уже давно пишу один.

Ричард Айоэйд: «Меня заинтересовала сама идея двойника»

Вы встречались для работы над сценарием или общались по почте?

Я раньше жил в квартире на юге Лондона, и она была одним из примеров того, как должна выглядеть квартира в нашем фильме. Так что мы сняли подобную квартиру на месяц, чтобы писать сценарий. Это было странное место, что-то вроде квартирных полуфабрикатов 60-х, построенных по-своему с размахом. У каждого была своя комната, мы сидели писали, потом встречались в гостиной, общались - и возвращались к себе. Идеальный способ писать с кем-то. Не надо тратить силы на все те очевидные вещи, которые связаны с совместной работой. Все на разговорах, в результате чего не испытываешь долгие периоды бессилия, когда просто сидишь и ничего не делаешь. А тут ты не сам по себе у себя дома, посылаешь е-мейлы без живого контакта. Мы сидели в одном месте, писали в своих комнатах, встречались и обсуждали. Это было просто потрясающе.

Место помогло создать атмосферу фильма?

Несомненно. Когда я жил в той квартире, где мы писали сценарий, кто-то спрыгнул со здания, и полиция начала стучаться к нам в дверь в 3 утра и спрашивать, знал ли я этого человека. Я не знал, и у меня появилось это ужасное чувство – кто-то жил напротив меня и был, вероятно, просто в полном отчаянии. Почему он это сделал? Что произошло? Это одна из составляющих жизни в городе, где ты никого не знаешь вокруг себя. Что-то ужасное случается, вмешиваются официальные органы - а ты ничего не можешь с этим поделать. Есть что-то бесчеловечное в городах и в том, как здесь живут люди. Это стало частью сценария.

Ричард Айоэйд: «Меня заинтересовала сама идея двойника»

Темы одиночества и расстройства личности пришли из повести?

Несомненно, потому что она отражает ту литературу, которая появилась в России вместе с большими городами. Как люди видели себя, потому что их жизнь стремительно менялась и уже больше не походила на то, как они жили тысячи лет до этого. Ты живешь в плотно населённом месте, но никого не знаешь, есть особый этикет, когда ты стараешься не ловить взгляд другого. Помню, был на Пикадилли, там на улице лежал пьяный с пивом в руках. Спустя пару минут я возвращался, смотрю - пьяный на месте, но кто-то забрал пиво. Для меня это в каком-то смысле стало итогом пребывания в Лондоне (это была одна из моих первых поездок). Повесть Достоевского больше о сатире на бюрократию.

Вы читали повесть до того, как Корин прислал вам сценарий?

Я прочитал повесть после сценария. Такая уж жизнь у стендап-комика: ты бродишь по букинистическим магазинчикам в дождливые дни и покупаешь книжки, так ко мне и попала это книга. Потом она лежала и ждала, когда я прочту ее. Это очень странная книга. Кажется, Достоевскому было где-то 24, когда он ее написал. Это было еще до лагерей и до романа «Бедные люди». Книга никому не понравилась. «Бедные люди» были сделаны в русле реализма, а эта совсем по-другому. Она была написана до Кафки и до того, как символизм вошел в моду. Это великая идея, и меня заинтересовала сама идея двойника (Саймон и его противоположность – Джеймс). Главная шутка в книге в следующем: есть практически невидимый персонаж, и вот появляется его двойник, а никто этого не замечает, даже когда герой чуть ли не пальцем в него тычет. Всем всё равно. И эта блестящая идея настолько противоположна прямолинейной идее какого-нибудь ужастика о раздвоении личности. При этом повесть обращается к твоим худшим страхам: ты хочешь выделяться, быть уникальным, и насколько же унизительно, что к моменту, когда вам приходится об этом говорить, никто этого даже не замечает.

Ричард Айоэйд: «Меня заинтересовала сама идея двойника»

Саймон Джеймс как бы не человек?

Твоя личность - это восприятие тебя другими. Думаю, интересно и забавно, если в какой-то момент все решат, что не знают, кто ты такой, и ты ничего не сможешь с этим поделать.

Вы сразу решили, что Джесси Айзенберг должен сыграть главную роль?

Джесси появился в проекте очень быстро. Одна из проблем, когда пишешь сценарий и хочешь заполучить на главную роль отличного актера, который, скорее всего, будет занят к ориентировочному времени съемок, - это чем-то его заинтриговать. В случае «Двойника» я совершенно не беспокоился по этому поводу, потому что актеру всегда интересно сыграть сразу две роли, и хорошие актеры обычно заинтересованы в сценариях такого рода. Так что вопрос был: «Кто сможет такое сыграть, и сыграть хорошо?» Немногие могут такое сделать, и Джесси был нашей первой кандидатурой. Есть актеры, которые могут справиться с одной ролью, но не со второй. Многие смогли бы сыграть комичную сторону происходящего, но не так уж много тех, кто мог бы изобразить трагичную часть, тоже. Джесси смог, и это редкость. Он может быть смешным, но у тебя не будет ощущения, что он делает что-то специальное, чтобы быть смешным. Он очень правдоподобен, глубок и может передать такие вещи, которые очень сложно сыграть. Очень трудно играть кого-то, кто теряет разум. И он справился с этим просто блестяще.

Ричард Айоэйд: «Меня заинтересовала сама идея двойника»

Как в фильме появилась Миа Васиковска?

Это очень сложная роль, своего рода противоположность Джесси. Ты думаешь: «Да, это будет не просто, найти актрису на эту роль. Она же не главная, да и повествование в фильме идет от лица Саймона». Это не фильм, где речь идет от третьего лица. Одна из вещей, которые меня всегда разочаровывала в кино, это когда у всего равная смысловая нагрузка: персонажам нечего делать, все всё знают, у каждого равное количество экранного времени, как будто это самое важное. В «Двойнике» ты знаешь о Ханне только то, что видит Саймон. Не видишь ее саму по себе, не видишь, почему она решила быть с Джеймсом, не знаешь, что и почему она скажет Саймону. У Мии работы было гораздо больше: она делала реальными вещи вне того, что мы увидим. Она похожа на персонаж Сибил Шепард в «Таксисте». Такие роли действительно сложны, как у актрис Элия Казана. Думаю, сейчас их пренебрежительно можно назвать «девушками мечты». И когда они ужасны, то ужасны, но Розанна Аркетт в «После работы» великолепна. Такая девушка будет одной из лучших работ в любом фильме, потому что ты не знаешь, что за мотивация у нее, о чем она думает, все дается через Пола Хэккета (Гриффин Данн). Это гениально. Так что Мие пришлось много поработать с этой ролью. И мне кажется, она справилась блестяще.

Звук играет важную роль в атмосфере фильма. Как вы над ним работали?

Озвучание заняло 4 месяца, это был долгий процесс. Нам было очень важно, например, что шаги Саймона звучат не так, как шаги Джеймса. Я ездил в Фоли (аудиокомплекс постпродакшена), где мы писали звук, и я не слышал, чтоб режиссер раньше так делал. Мне нравится фильмы Феллини, и одна из причин, как мне кажется, в том, что они существуют в каком-то сновидении, похожем на наш мир, потому что они дублированы. Вы слышите шаги, которые звучат как шаги в вашем воображении.

Ричард Айоэйд: «Меня заинтересовала сама идея двойника»

Словно на радио?

Да, и пока мы работали над звуком, то все время говорили: «Это слишком качественно». Аппаратура записывает все и дает слишком много информации. Так что вам нужно и записать, и выделить нужную информацию. Много звуков мы получили с помощью гитарных педалей и обратной связи. Запись звука заняла больше времени, чем съемки.

Интерьеры и декорации были неотъемлемой частью атмосферы фильма. Было сложно найти подходящее место для съемок?


Да, и был момент, когда нам сказали, что мы не можем его использовать. Это были самые ужасные выходные в моей жизни, но, к счастью, всё удалось. Там было много всяких странных вещей: полигон в подвале и автодром с затонированными машинами. Очень странное место, но для нас просто идеальное. Мой отец работал в BT Telecom Centre в Марлешем Хит, и они придумали такую искусственную деревню вокруг. Предполагалось, что там будут жить люди, но это не то, как «работают» города. И наше место было немного похоже: вокруг коробки необжитых зданий, и во всем этом есть что-то странное. Они наверняка думали, что это новый способ жить и работать, но по каким-то причинам люди просто не захотели там жить. Так что нам очень повезло, что мы нашли это место.

Марки Марк

обсуждение >>

№ 1
петр пабло   6.05.2014 - 14:50
Отлично, только он не Айоэйд, а Айоади - он сам так произносит. читать далее>>

Афиша кино >>

трагикомедия
Германия, Испания, Польша, Франция, 2011
драма, комедия
Россия, 2022
биография, драма, криминальный фильм, музыкальный фильм
Германия, Италия, Нидерланды, 2022
драма, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2024
детектив, драма, триллер, фильм ужасов
Япония, 2002
фильм ужасов
Аргентина, Новая Зеландия, 2020
драма
Франция, 2023
триллер, драма
США, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram