Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Иван И. Твердовский: «Я изначально влюблен в актеров Кирилла Серебренникова»

интервью >>

На юбилейном 25-м «Кинотавре» состоялась премьера «Класса коррекции» - дебютного полнометражного фильма Ивана И. Твердовского про первую любовь и разочарования от жизни учеников из коррекционного класса. Картину, удостоенную наградой жюри кинопрокатчиков и престижного приза "За лучший дебют", сравнивают одновременно с советскими фильмами о школе, лентами Валерии Гай Германики и трилогией Ларса фон Триера «Золотое сердце» («Рассекая волны», «Идиоты», «Танцующая в темноте»). Мы поговорили с Твердовским о «Гоголь-центре», грядущей театральной постановке, коротком метре, язычестве и трудностях отечественного проката.

Иван И. Твердовский: «Я изначально влюблен в актеров Кирилла Серебренникова»

Ты составляешь для ММКФ программу короткого метра, что успел посмотреть из короткометражных работ этого «Кинотавра»?

Я видел весь этот короткий метр - в нашей программе будет много фильмов, которые показывали здесь.

Многие отмечают, что в этом году в Сочи был очень сильный конкурс короткого метра. Какие у тебя впечатления от этой программы?

Не могу сказать, что в этом году все круто с коротким метром: мне кажется, в прошлом году было гораздо больше ярких и интересных картин. В этом году, в процентном соотношении их меньше.

Какие работы произвели на тебя наибольшее впечатление?

Я Крыжовникова (лента «Нечаянно» Жоры Крыжовникова получила главный приз жюри короткого метра - прим. автора) пересматривал четыре раза. Когда посмотрел первый раз, я лежал, рыдал, бился головой об стол, потому что это настолько круто, практически "преступление и наказание". Много хороших игровых фильмов. А беда у нас с короткометражным документальным кино. В нашей программе раньше были фильмы анимационные, документальные и игровой короткий метр. В этом году из 26 документальных короткометражных картин, которые я посмотрел, нет ни одной, которая по уровню, по качеству соответствовала бы средней игровой картине.

Иван И. Твердовский: «Я изначально влюблен в актеров Кирилла Серебренникова»

Как вы готовились к съёмкам «Класса коррекции» - прорабатывали тему, искали людей из соответствующих классов?

У нас был первоисточник - повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции», но его было совершенно недостаточно, потому что по нему очень сложно понять, как эта среда вообще существует, как она живет. Мы решили: давайте, пойдем и посмотрим, как это происходит на самом деле. Просто ходили, садились в эти классы, смотрели. Они почти не отличаются от обычной средней школы, но есть некоторая специфика, разница между подростками из коррекционного класса и обычной школы. Когда коррекционный класс находится в обычной школе, это такое абсолютное гетто: их все ненавидят, включая учителей и педагогов.

Можно ли сказать, что их изолируют не для видимой собственной безопасности, а для безопасности всех остальных?

Там очень сложная история. Раньше создавались коррекционные школы. Теперь их мало осталось, потребность в них огромная, а вместо того, чтобы создавать какие-то новые специализированные учреждения, нанимать специальных людей, которые хотят работать с инвалидами, хотят им помогать… Это не просто учитель русского языка, а учитель русского языка, который понимает специфику каждого диагноза и очень тонко работает с каждым учеником. Но они поняли в 90-е, что денег нет - и решили в обычной школе открывать классы коррекции. И все педагоги, которые преподают обычным детям, преподают и этим. Это был реальный треш: мы сидели в выпускном 11 классе, им сдавать ЕГЭ через полгода, а они проходят программу чуть ли не 8-го класса. В фильме, конечно, мы это немного преувеличили: у нас примеры вообще, кажется, из 5-го класса (25 + 10 - 2), и никто не может решить. Но со стороны примерно так и выглядит.

В фильме много актеров из «Гоголь-центра». Были ли непрофессиональные актеры, и как вообще проходил кастинг?

Мы хотели начать от документальности - найти ребят из класса коррекции, которые в эту историю впишутся и смогут все сделать. Я изначально влюблен в актеров Кирилла Серебренникова, и считаю, что у него самое крутое молодое поколение актеров, которое может быть, и там можно найти, кого угодно. Там все гении, творцы, и на них надо молиться. Мы изначально понимали, что если их позовем, то кино от этого выиграет. Уходя уже от документальности, мы понимали, что нам это только в плюс.

Иван И. Твердовский: «Я изначально влюблен в актеров Кирилла Серебренникова»

В начале «Класса коррекции» был титр, что лента снята при поддержке Министерства культуры. На «Кинотавре» поддержанных Минкультом фильмов было немало, и все они затрагивали важные социальные проблемы - школу, ЖКХ и так далее. Были ли какие-то ограничения или пожелания со стороны министерства? Каково вообще работать над дебютной полнометражной картиной под надзором такой организации?

Это скорее вопрос к мои продюсерам. Наталья Мокрицкая запустила этот проект и искала режиссера. Изначально в производство была запущена книга Мурашовой «Класс коррекции», но это совершенная сказка. Когда я начинал работать, Мокрицкая просто дала мне три условия. Первое - мы снимаем кино без мата. Тут нужно пояснить: мы хотим, чтобы это кино посмотрели, чтобы оно пробилось на экран, чтобы люди узнали, что есть классы коррекции. Если мы используем в кино мат, то у нас нет возможностей для телевизионного показа, у нас будут проблемы с прокатом и так далее. При том, что это довольно авторское кино, и мы не рассчитываем на какой-то широкий прокат. Использование мата могло перечеркнуть очень многое. Потом точно так же Мокрицкая запретила курить в кадре (у нас никто не курит) и показывать крупным планом половые органы. Эти три условия были первоначальные, и от них я отталкивался.

Как снималась впечатляющая сцена, когда оператор вместе с главным героем ложится под электричку?

Это, конечно, графика. Мы хотели попробовать снять вживую, но не могли так рисковать жизнью актеров, все-таки это опасный момент.

Какая сцена тогда была самой опасной, сложной?

Было опасно, когда мы снимали сцену с изнасилованием. Было очень холодно, было 12 градусов, на всех летние костюмы, три дня шел дождь. На площадке было такое болото и озеро. И Маша (Поезжаева, исполнительница главной роли - прим. автора) в этой холодной воде провела полдня. Потом она тряслась, не могла слова сказать. Это было сложно, потому что мы боялись, что все заболеют. Правда, все и так заболели, но не было какого-то серьезного вреда здоровью.

Иван И. Твердовский: «Я изначально влюблен в актеров Кирилла Серебренникова»

Ты пришел на уже запущенный проект, «Класс коррекции» изначально не был твоей темой и книгой, которую хотелось бы экранизировать?

Был проект, он был в запуске, нет режиссера - ничего не происходит. Пришел режиссер - и что-то началось. Я на проекте не с самого начала в том смысле, что не я предложил продюсерам экранизировать эту книгу. Наталья Мокрицкая позвонила мне и сказала, что у них есть такая история. Я решил, а почему бы и нет.

Сейчас уже есть идеи, с какой второй историей можно запуститься?

Мы уже долго пишем сценарий, сейчас он в каком-то приличном виде существует. Надеюсь, что в следующем году уже осенью будем снимать. Это будет драма, другое совершенно кино, не похожее на «Класс коррекции». Оно тоже будет отталкиваться от документального первоисточника - такая история про язычество.

Это случайно не по пьесе «Язычники» Анны Яблонской?

Нет, там есть какие-то переклички, но у нас история поинтереснее.

Иван И. Твердовский: «Я изначально влюблен в актеров Кирилла Серебренникова»

Ты работал с актерами «Гоголь-центра», восхищаешься тем, что они делают, не было желания в театре что-нибудь поставить?

Я этим сейчас как раз занимаюсь. У нас первого июня прошла читки пьесы Любы Стрижак «Море деревьев», Кирилл (Серебренников - прим.автора) дал добро на постановку, и в ближайшее время мы будем над ней работать. Там Филя Авдеев играет, Рома Шмаков, Саша Ревенко, Риналь Мухаметов, Яна Иртеньева (она снималась в фильме «Братья Ч», который не показали на «Кинотавре», но он будет на Московском кинофестивале). Ребята все очень крутые и классные.

За ближайшие полгода-год у тебя может быть сразу две премьеры.

Спектакль выйдет не раньше середины сезона - думаю, где-то после Нового года. Еще в работе два документальных проекта. Один уже в финальной-финальной стадии (закончен монтаж, осталось сделать цвет и звук), а второй в съемочно-монтажном (многое снято, многое еще предстоит снять).

Сейчас вырос интерес к документальному кино не только в профессиональной среде, но и среди зрителей. Чем аудиторию могут заинтересовать эти два готовящихся фильма? О чем они и какие темы затрагивают?

«Сегодня на дорогах будет туман» - это история про дорожно-транспортные происшествия. Когда мы этот фильм задумали, у нас погиб близкий друг в автокатастрофе. И мы задумались, а почему вообще гибнут люди на дорогах. Это не какое-нибудь расследование, а наблюдение за жизнью людей, которые так или иначе связаны с дорогой (работают на ней, обслуживают ее). Это очень социальная история, но еще и большое наблюдение за разными людьми. Фильм мы только начали снимать. Вторая история про прекрасную девушку Данаю. Рабочее название – «Даная видит море». Это полнометражная история про обретение человеком себя, которую мы снимаем уже три года. История про девушку - поэтессу, актрису, у нее многое не получается в жизни, есть много проблем, и она их пытается решить.

Иван И. Твердовский: «Я изначально влюблен в актеров Кирилла Серебренникова»

Что-то известно про дату премьеры «Класса коррекции»?

Мы сейчас ищем дистрибьютора, у нас с этим тоже проблема: все понимают, что кино про инвалидов. Я сам понимаю, что если бы пошел в кинотеатр, а там - фильм про инвалидов или что-то другое, то я бы выбрал какой угодно треш, а не кино про инвалидов. Мы будем работать точечно, надеемся, что осенью у нас будет прокат, но пока нет дистрибьютора, трудно сказать, на сколько копий можно рассчитывать. Надеемся, что будет хотя бы 30-40 копий и хотя бы в ограниченном прокате покажемся. Рассчитываем, что будут телевизионные показы - сейчас Наталья Мокрицкая ведет переговоры, там тоже должно быть все хорошо. 15 июня у нас будет гала-премьера в Шанхае (на Шанхайском международном кинофестивале - прим. автора), 30 июня картину покажут на закрытии сезона «Гоголь-центра», 8 июля - премьера в Карловых Варах на Международном кинофестивале. И потом еще будет много фестивалей, не таких крупных, возможно, но нам очень важно, что люди картину все-таки увидят.

Алексей Филиппов
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

боевик, комедия, криминальный фильм, экранизация
Франция, 2018
фильм ужасов
Ирландия, 2018
военный фильм, драма
Россия, Сербия, 2019
драма, триллер
Ирландия, США, 2018
Россия, 2018
комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
Испания, США, 2019
боевик, драма, криминальный фильм, мистика, триллер
Канада, 2019
комедия, приключения, семейное кино, фильм о животных
Бельгия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен