Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Виталий Хаев: «Хорошо играть - вот специфическое требование всех режиссеров»

интервью >>

Интервью со съемочной площадки «Утиной охоты» Александра Прошкина

Виталий Хаев: «Хорошо играть - вот специфическое требование всех режиссеров»

В Москве полным ходом идут съемки фильма «Утиная охота» - экранизации одноименной пьесы Александра Вампилова. В 1979 году по ней поставили фильм «Отпуск в сентябре», где главную роль сыграл Олег Даль. Ровно через тридцать пять лет за него взялся Александр Прошкин, пьесу адаптировал под современные реалии сценарист Александр Родионов, а роли Зилова и его жены достались Евгению Цыганову и Чулпан Хаматовой. Кушака, начальника Зилова, играет Виталий Хаев, артист театра и кино, плодотворно сотрудничающий с Андреем Прошкиным и Кириллом Серебренниковым. В советском фильме роль Кушака играл Евгений Леонов, но в новой «Утиной охоте» роль начальника обещали расширить. Мы поговорили с Виталием Хаевым про дыхание времени, пьесу Вампилова и работу с Андреем и Александром Прошкиным.

Виталий Хаев: «Хорошо играть - вот специфическое требование всех режиссеров»

Вы с пьесой Вампилова практически ровесники. Когда первый раз ее читали, какие-то параллели с тем временем всплывали в голове?
Конечно, эта пьеса была о нашем детстве, о нашей юности, о нашем взрослении. Это была пьеса моего становления. Она абсолютно понятна, ясна была, и фильм, который по ней вышел - точно отражал состояние того времени.

Виталий Хаев: «Хорошо играть - вот специфическое требование всех режиссеров»

Поменялся персонаж пьесы, который вызывал наибольший интерес тогда и сейчас, или всегда больше остальных внимание приковывал Зилов?
Поскольку я артист, мне интересны все персонажи. Чем меньше персонаж, тем интереснее, как мастерски артист его «делает». В том фильме и в тех спектаклях работали замечательные артисты, каждый делал какую-то свою маленькую работу. А по поводу того, за каким героем наблюдал, не могу сказать, что был какой-то отдельный персонаж. Был атмосфера того времени, некое дыхание времени.

Виталий Хаев: «Хорошо играть - вот специфическое требование всех режиссеров»

В нынешнем фильме «Утиная охота», основанная на пьесе Вампилова, но с современными реалиями и другими персонажами, это дыхание времени тоже пытаются передать или там зафиксировано какое-то безвременье, для России всегда актуальное?
Конечно, сценарий более современный. Сюжет перенесен в сегодняшний день. Мне кажется, это правильно, искусство и должно заниматься сегодняшним днем. Оно может вспоминать, но все равно должно быть отражением - зеркало должно стоять в сегодняшнем дне. Иначе какой смысл? Кому мы будем его адресовывать?

Виталий Хаев: «Хорошо играть - вот специфическое требование всех режиссеров»

Если соотносить пьесу и нынешний сценарий, что принципиально поменялось за эти почти пятьдесят лет?
Это такой очень серьезный, глубоко философский вопрос. Поменялся мир, поменялся стиль жизни, поменялись мозги людей. Выросло новое поколение - на другой литературе, с другими гаджетами, извините (взглядом показывает на смартфон, который записывает интервью - прим.ред.). Для меня фантастика Беляева была фантастикой, я читал про то, что мобильный телефон был, - и для меня это была фантастика. До сих пор, когда я включаю скайп, для меня это какая-то потусторонняя вещь. Сейчас люди другие, другая молодежь. Вообще другая материя жизни. Она изменилась. Соответственно этому, мне кажется, и переделан сценарий. Другие глобальные вопросы задают себе люди.

В советской экранизации Вампилова («Отпуск в сентябре») роль Кушака играет Евгений Леонов. Работая над этим персонажем, вы пытаетесь сделать по-другому?
Евгений Леонов - гениальный артист, и сделать так, как он, бесполезно и совершенно ненужно. У меня роль выписана по-другому. Конечно, нельзя сказать про роль Леонова, что она маленькая, у Леонова все роли были большие, но она у него слегка обрезанная. У нас это более развернутый персонаж, он совершенно другой. Всего раскрывать не хотелось бы. Он немножко по-другому выписан, сценарий очень здорово отличается от пьесы, есть знаковые моменты нашего времени теперешнего.

Виталий Хаев: «Хорошо играть - вот специфическое требование всех режиссеров»

В пьесе есть интересный момент, что фигура Кушака, в общем-то, трагическая. Вроде все от него что-то хотят, а он не хочет ничего.
Это остается.

То есть проблема начальника на все времена?
Да, абсолютно верно.

Как вы попали на проект? Получается, у вас было четыре фильма с Андреем Прошкиным, а теперь вы снимаетесь у его отца Александра Прошкина. Есть ли разница в их работе с актерами, вообще над фильмами?
(смеется) С Александром Анатольевичем мы только что встретились… Первый раз мы с ним увиделись, когда начинались съемки «Чуда», по-моему, но тогда не сложилось. С Андреем мы работаем действительно очень плодотворно - только что закончили «Орлеан», я закончил озвучание, и вообще мы с ним дружим, очень понимаем друг друга. Мой режиссер совершенно. С Александром Анатольевичем встретились только сейчас. Безусловно, работать с мастером - огромное удовольствие. Не знаю, как это объяснить, конечно. Сын - я его очень люблю, это мой друг, мы слышим друг друга, он меня открывает в каких-то проявлениях неожиданных. То он дал мне роль в «Переводчике», то он сделал из меня Неволина (роль в фильме «Орлеан» - прим.ред.). Какие-то неординарные для меня лично работы, что бесконечно мне нравится. Работа с отцом - это работа с большим мастером кино, замечательной драматургией, замечательной литературой.

Виталий Хаев: «Хорошо играть - вот специфическое требование всех режиссеров»

Как отличаются задачи, условия?
Никак не отличаются условия работы в кино.

Но у каждого режиссера есть свое отношение с артистом, на какие-то вещи он обращает больше внимания, на какие-то меньше, может быть, есть какие-то специфические требования?
Нет, не думаю. Требования такие, как у всех и всегда. Хорошо играть - вот специфическое требование всех режиссеров. (Смеется) Не могу сказать, что что-то экстравагантное есть у того или у другого. Это обычная киношная работа, совершенно обыкновенная по требованиям. Для начала их надо исполнить, тогда уже что-то получается, не обязательно сразу думать про какие-то высокие материи. Сначала надо встать в кадр, сказать текст.

Виталий Хаев: «Хорошо играть - вот специфическое требование всех режиссеров»

Есть какая-то связь, что после стольких лет у Андрея Прошкина вы попали на съемки к Александру Анатольевичу или это просто превратности кастинга, совпадение?
Естественно, отец видел, что делал сын. Он мне говорил, что смотрел его работы и видел, а каким образом это повлияло на кастинг, я не знаю.

Какие у вас ближайшие проекты, планы?
Сейчас декабрь-январь в Театра Наций я буду играть Кочкарева в «Женитьбе» по Гоголю (постановка Филиппа Григорьяна - прим.ред.). Сразу после этого есть одно предложение, но оно такое, я не знаю, есть ли смысл о нем говорить. Север. Ледокол. Иркутск. Куда-то туда, далеко на север, в снега. Пока не стану говорить раньше времени, чтобы не сглазить.

Виталий Хаев: «Хорошо играть - вот специфическое требование всех режиссеров»

Фото и текст Алексея Филиппова
Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 3
barbitomakus (С-Петербург)   22.06.2015 - 10:40
"Адаптация к современности"-а что это такое,господа-товарищи?Нет,не моё это кино. читать далее>>
№ 2
Робертс Грегори Дэвид   10.12.2014 - 13:09
Кстати, меня тоже, как и Людмилу Жабскую, насторожила адаптация к современности. Но Вампилов есть Вампилов, он будет современен всегда. Посмотреть посмотрю, но с ревностью к первым исполнителям. А вообще,... читать далее>>
№ 1
Людмила Жабская (Москва)   14.11.2014 - 22:57
Прочитала про адаптацию к современности и смотреть пропало желание сразу! читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

биография, драма
Россия, 2018
драма, криминальный фильм
Италия, Франция, 2018
социальная драма
Россия, 2018
триллер, фильм ужасов
Аргентина, 2017
драма, мистика, триллер
Великобритания, Литва, Франция, 2018
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2018
драма
Великобритания, Польша, Франция, 2018
драма, научная фантастика
Россия, 2018
все фильмы в прокате >>