Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Сергей Чонишвили: «Сейчас в профессии я могу лишь держать оборону, но никак не идти в контрнаступление»

интервью >>

Когда-то он один озвучил всех героев мультсериала «Бивис и Баттхед», сейчас его голосом разговаривают Хавьер Бардем, Дэнни Трехо и, конечно, Вин Дизель, исполнивший главную роль в фэнтези-боевике «Последний охотник на ведьм». Накануне российской телепремьеры фильма, которая состоится 13 июня в 21:30 на канале СТС, мы поговорили с известным актером Сергеем Чонишвили о его сходстве с Дизелем, секретах озвучивания, желании уйти из профессии в лихие 90-е и состоянии российского кино.

Сергей Чонишвили: «Сейчас в профессии я могу лишь держать оборону, но никак не идти в контрнаступление»

В фильме «Последний охотник на ведьм» вы озвучиваете главного героя – бесстрашного охотника Колдера. А как вы сами относитесь к историям про ведьм, временам инквизиции?

То время – очень интересный период человеческой истории, когда мы начали отходить от определенных догм к нормальному сосуществованию и познанию окружающего мира. Ведь средневековая «охота на ведьм» – это с человеческой точки зрения не что иное, как попытка найти врага, желание убрать, уничтожить все, что не вписывается в рамки принятых позиций или верований. Да, и сегодня люди не могут жить без веры как таковой, но теперь мы освободились от того, чтобы объяснять происходящее только волей провидения и жить по неоспоримым догматическим законам.

Главную роль исполнил Вин Дизель. Вы не первый раз озвучиваете этого актера. Как вы относитесь к его творчеству?

Я точно не являюсь его поклонником, поэтому у нас нейтральные рабочие отношения. Дизель на сегодняшний день является примером актера, который в первую очередь представляет коммерческий интерес для американского кинематографа. Единственное, что было неожиданным для меня при озвучке, – он очень много разговаривал. Обычно его герои мало говорят, а тут мне пришлось приложить больше усилий.

У многих зрителей именно ваш голос ассоциируется с Вин Дизелем. Как вы считаете, у вас есть что-то общее?

Не могу сказать, что у нас может быть что-то общее. Я вообще стараюсь не ассоциировать себя с актерами, которых озвучиваю. Я так же часто дублирую и Хавьера Бардема, но это не значит, что я на него похож.

Вам нравятся фильмы жанра фэнтэзи? Часто приходится озвучивать именно такое кино?

Честно говоря, в последнее время я вообще гораздо реже озвучиваю фильмы, чем это было в 90-е. Если бы это было моей профессией, которая бы меня кормила, то мне нужно было очень много времени проводить в студии. К счастью, мой круг интересов на данный момент гораздо шире: помимо того, что я занимаюсь озвучиванием эфира СТС (Сергей Чонишвили является официальным «голосом» канала СТС - прим. ред), я также работаю фрилансером в двух театрах, озвучиваю документальное кино и записываю аудиокниги.

Сергей Чонишвили: «Сейчас в профессии я могу лишь держать оборону, но никак не идти в контрнаступление»
фото: Наталья Времячкина

Как получилось, что именно голосом вы начали зарабатывать деньги? Какой была первая работа по дубляжу?

Моей первой озвучкой была реклама «Олби-Дипломат» в начале 90-х, а потом, кажется, были леденцы Lockets. Это точно были одни из первых моих опытов заработать голосом, при этом я еще и не прошел порядка 50 кастингов в другие рекламные проекты. Та работа для меня была, своего рода, «кусочком масла на кусочке хлеба». Потом в 1993 году я пришел работать на радио Maximum, где достаточно долго трудился в отделе маркетинга – мы озвучивали рекламу. Спустя время я «попал на телек», и все как-то стало развиваться дальше и дальше.

А вы сами как к своему голосу относитесь, вам нравится, когда слышите себя?

Думаю, любой, кто хоть раз записывал свой голос, скажет, что когда слышишь себя в первый раз, то голос не нравится совершенно. Так было и со мной. Голос – часть моей профессии, и дикторская работа заключается в том, чтобы рассказывать историю, а не заниматься самолюбованием, поэтому я себя специально никогда не пересматриваю и не прослушиваю.

Вы сказали, что помимо озвучивания вы играете в театре, снимаетесь в кино, пишете книги. Что для вас важнее? Что приносит вам большее удовольствие?

С точки зрения профессии я не диктор в чистом виде. Наверное, я артист, который умеет работать с микрофоном, а это немного другой принцип работы. Есть хорошие артисты, которые не умеют работать с микрофоном, и, наоборот, есть дикторы, которые только это и могут. По поводу того, что приносит большее удовольствие, могу смело сказать – театр. Все-таки, на мой взгляд, кино – это искусство трех человек: режиссера, оператора и монтажера. История может быть гениально придумана, снята и сыграна, но при плохом монтаже картинка «валится», а может быть все сделано на среднем уровне, но гениальный операторский или монтажный ход может на выходе дать очень интересное произведение.

Театр же устроен по-другому – есть режиссер, создающий спектакль, который живет некоторое количество лет. Для артиста важно то, что, когда ты выходишь на сцену, у тебя есть только зрительный зал и партнеры – все! Режиссер уже ничего не может сделать – он находится либо за кулисами, либо в зале, либо вообще за пределами театра. Это самый интересный момент, который и делает каждый спектакль уникальным. Пленка фиксирует творческий процесс и остается в таком виде навсегда. Спектакль же каждый раз индивидуален – это симбиоз актера, партнеров по сцене и зрителя.

Сергей Чонишвили: «Сейчас в профессии я могу лишь держать оборону, но никак не идти в контрнаступление»

В каких работах вы сейчас заняты?

У меня пять спектаклей в МХТ имени Чехова и два в «Театре Наций».

Была ли в вашей жизни встреча с человеком, который повлиял на ваше творчество?

Я не могу назвать одного человека, скорее, таких людей было несколько. Я поступил в театральное училище имени Щукина и, несмотря на то, что моим художественным руководителем была Марианна Тер-Захарова, для моей творческой жизни она все же осталась номинальным человеком. По большому счету она со мной не работала, но в моей жизни появлялись другие очень талантливые люди, которые помогали мне осваивать профессию: Николай Николаевич Волков, Юрий Михайлович Авшаров и Юрий Васильевич Катин-Ярцев. К тому же, к своим учителям я могу причислить людей, которые никогда не знали и не узнают о моем существовании, например, Олег Борисов или Аль Пачино – я любил смотреть фильмы с ними и все время пытался понять, как они это делают. И таких примеров в моей жизни много, причем это не только актеры или люди театра, но и любимые писатели.

У вас были когда-нибудь мысли завязать с актерской профессией? Поменять род деятельности?

Да, у меня был своего рода последний заход на профессию. В 1992 году в моей жизни все очень плохо складывалось: тебе 28 лет, ты живешь в 9 метрах общежития, играешь 28 спектаклей где-то в массовке, не снимаешься в кино. Да и вообще кинематограф тогда находился не в самом лучшем состоянии, потому что в стране случились всем известные революционные преобразования, и искусство по большому счету просто выживало. Именно тогда у меня появилась мысль о том, что стоит завязать с профессией. Я собирался уйти в журналистику, причем в конкретное место – тогда появилась «Демократическая газета», редакция которой закупила четыре компьютера и бесплатно обучала работе. И у меня возникла мысль попробовать себя в роли журналиста, но потом в моей жизни появился «Независимый театральный проект» и меня пригласили сыграть в спектакле по пьесе Михаила Волохова «Игра в жмурики». Именно тогда я понял, что не могу жить без театра.

Для вас важно, чтобы работа приносила удовольствие?

Абсолютно. Работа не должна преследовать только финансовые интересы. Я очень много делаю не ради денег. Наверное, если бы я хотел стать человеком, который работает только за деньги, то по-другому выстроил свою биографию. В профессиональной деятельности для меня важно сохранять некий баланс, который делится на три направляющих. Первое – заработок. Ты работаешь, чтобы не задумываться об элементарных вещах: какого качества бензин ты заливаешь в бак автомобиля, сколько раз в неделю ты ешь мясо и сколько выпиваешь чашек кофе. Второе – развитие с точки зрения профессии. И третье – то, что ты делаешь ради собственного удовольствия и тебе совершенно не важно, сколько ты за это получишь и получишь ли вообще.

Какое место в вашей профессиональной деятельности занимает кино? Сейчас вы не часто снимаетесь?

Начнем с того, что я не очень интересен кинематографу, несмотря на то, что у меня почти 70 картин в карьере. Я могу сказать, что если бы не дикторская работа, то, наверное, я бы соглашался на какие-нибудь сериальные проекты, но в целом я стараюсь их избегать – во-первых, из-за качества, во-вторых, это всегда долгая работа, которая не позволяет заниматься другими, не менее интересными, вещами. У меня с кино складываются своеобразные отношения. Иногда мне нравится проект, но я не подхожу по кастингу. Либо наоборот – сценарий не приходится по душе, и я отказываюсь. Третий вариант – мне что-то нравится, но это не совпадает с рабочим графиком.

Как вы вообще оцените состояние нашего кино?

На сегодняшний день сильного кинематографа у нас нет – для меня это аксиома. Остались несколько столпов, которые со своими командами делают очень любопытное кино, но этого мало. И я так подозреваю, что отрасль будет восстанавливаться очень долго и тяжело, по одной простой причине – в нашем кинематографе отсутствуют хорошие идеи, а если они и есть, то их не поддерживают продюсеры.

Вы хотите сказать, что кризис с идеями возник, потому что продюсерам не интересны большинство проектов, так как они не окупаются?

Вкладывать деньги в кино – не самое выгодное занятие. На сегодняшний день продюсер заинтересован в том, чтобы вложить средства и обязательно получить прибыль. Да, сейчас деньги приносит телевидение, но и тут надо учитывать много «но». Если канал не поддерживает тот или иной проект, ты не сможешь сделать продукт и потом продать его. Еще одна проблема заключается в том, что нынешние продюсеры в большинстве своем – люди далекие от кинематографа, они пришли из разных структур бизнеса и в первую очередь, видят в кино лишь очередной источник получения прибыли. А искусство – вещь весьма странная, нельзя к нему относиться только с точки зрения дохода, здесь всегда должен присутствовать фактор риска, в этом и есть изюминка.

Сергей Чонишвили: «Сейчас в профессии я могу лишь держать оборону, но никак не идти в контрнаступление»

А вы не считаете, что у большинства зрителей просто нет запроса на хорошее кино?

Я уверен, что зрителя нужно воспитывать. Не нужно думать, что публика – дура. Если же взглянуть глобально, то получается, что зритель просто ленив. Большинство рассуждает так: я не хочу придумывать что-то новое, я хочу, чтобы другие за меня придумывали, пусть они решают, как мне жить, а сейчас меня все не устраивает. И получается, чтобы, например, оценивать работы Андрея Тарковского, Майка Ли или Гийома Кане, нужно посмотреть не одну их работу, а большинству зрителей лень это делать. И это касается всего: кино, музыки, литературы.

По поводу литературы. Вы написали две книги, пишете третью?

Да, она очень медленно пишется. Это мое хобби, и я хочу получать от этого процесса удовольствие. Это как раз то, что делается бесплатно. Если бы я хотел сделать из этого профессию, то сначала мне бы пришлось писать три-четыре книжки в год, чтобы потом получить право писать одну два года. Ну или нужно было бы написать ту или иную мысль, но совершенно гениальную. По сути, писательство для меня – это некая замена кинематографа.

А как вы думаете, кто ваш читатель? Когда-нибудь задумывались, кто читает ваши книги?

У меня был определенный визуальный образ. Я не знаю, насколько разнороден мой читатель, но был приятный момент, когда я шел по улице и ко мне подбежал человек и сказал: «Большое спасибо, Сергей, за вашу книгу «Человек-поезд». Вот тогда ты понимаешь, что кому-то твои мысли понравились. Наверняка есть те, кто прочитал, и сказал: «Какой бред». Но ведь я занимаю весьма скромную литературную нишу, которая меня устраивает. Я знаю, что продвижение в литературе – это достаточно долгий и трудный путь. Недавно перечитывал то, что написал в 28 лет и могу признаться, многие вещи меня очень сильно поразили, в первую очередь тем, как хорошо я сформулировал мысль (смеется). Как в истории с Александром Николаевичем Островским, который стоял за кулисами спектакля и говорил: «Хорошо, хорошо!», его спрашивали: «Так хорошо играют?», а он отвечал: «Нет, хорошо написано!» (смеется).

Сергей Довлатов когда-то сказал о судьбе писателя, что «любить умеют только мертвых» - вы согласны?

В основном да, особенно у нас в России. Чтобы стать человеком любимым и почитаемым – вас нужно либо расстрелять, либо дождаться когда вы умрете, либо сначала по полной программе унизить, а потом поднять на флагшток. И это не только писательства касается, это затрагивает огромное количество сфер и людей. Почему я сказал «особенно в России»? Потому как у нас особая система взаимодействия между людьми, ключевым звеном которой является та самая лень. Мы очень ленивы по натуре, достаточно почитать наши сказки – все обычно «падает с неба». Мы хотим, чтобы все было быстро и просто. А для меня такая жизненная позиция ужасно скучна.

Сергей Чонишвили: «Сейчас в профессии я могу лишь держать оборону, но никак не идти в контрнаступление»
фото: Николай Рыкунов

Складывается впечатление, что вы аскетичный человек по натуре?

Мне нужен минимальный комфорт. Дачи, крутые машины – это не про меня. Я уже много лет ем два раза в день: рано утром и поздно вечером. Меня, например, раздражает команда «обед» во время съемочного процесса. У меня, например, не бывает выходных, но чтобы нормально функционировать и оставаться мобильным, они мне и не нужны.

Вы счастливы?

Да! Задайте вы мне вопрос «хотел бы я что-то изменить?», и я твердо скажу – ничего! Без того, через что я когда-то прошел и, может быть, хотел тогда избежать, не было бы всего того, что есть сейчас. Даже те сложные 90-е, все равно, были прекрасными. И вообще, по внутреннему состоянию, сегодня мне менее интересно, чем тогда. Там была какая-то перспектива, надежда, молодость. Сейчас же в профессии я могу лишь держать определенную оборону, но никак не идти в контрнаступление.

Евгений Червон
Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 21
Juju (Moskva)   9.11.2016 - 00:42
Интересное интервью. Очень мне понравился в роли Ушакова "Записки тайной канцелярии"(так кажется). Не понятно,почему сравниваю С.Чонишвили с В.Дизелем.И кто это -Дизель? читать далее>>
№ 20
Нэнси (|)   18.07.2016 - 18:57
Голос, действительно, завораживает! читать далее>>
№ 19
Таня (Армавир)   12.07.2016 - 23:49
Красавец и умница! Не дали работать в Ленкоме читать далее>>
№ 18
рагнит   4.07.2016 - 16:11
Хотелось бы видеть его почаще наэкране читать далее>>
№ 17
Tedium Vitae   26.06.2016 - 23:07
Сергей немного лукавит, намеренно умалчивает о том, что его отец Ножери Чонишвили в советское время имел непосредственное отношение к театральной жизни и этим помог ему пробиться. Уже в конце 80-х он снимался... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

фэнтези, экранизация
Россия, 2018
драма, экранизация
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
приключения, сказка, экранизация
Россия, 2017
комедия, молодежный фильм, эротика
США, 2018
комедия, музыкальный фильм
Канада, США, 2018
боевик, приключения, фэнтези
США, 2018
спортивный фильм
Великобритания, 2017
все фильмы в прокате >>