Жан Просянов: «Десять лет ругаемся и спорим, что богаче, жизнь или кино»


интервью


21 июля 2016

21 июля портал Кино-театр.ру отмечает 10-ти летний юбилей. Что это значит для нас, как все начиналось, куда мы движемся и о чем мечтаем, мы решили публично обсудить с главным редактором нашего сайта. Жан Просянов - один из самых молодых руководителей информационных ресурсов в стране, в мае ему исполнилось 25, а пост главного редактора он занимает уже четыре года. Разговор получился продолжительным, но, учитывая, что это первое явление Жана широкой аудитории, нам показалось важным его не сокращать. Мы договорились, что в комментариях он ответит также и на вопросы всех желающих - коллег, читателей, представителей киноиндустрии и тех, кто зашел к нам впервые.

Жан Просянов: «Десять лет ругаемся и спорим, что богаче, жизнь или кино»

Это нормально, что заместитель главного редактора берет интервью у главного редактора? У меня есть опасения, что наша беседа превратится в планерку, летучку, и мы начнем выяснять личные отношения.

Я думал о том, кого бы я хотел видеть берущим у меня интервью, и, конечно, Скарлетт Йоханссон или Анна Чиповская побеждали (смеется). Мы сейчас пытаемся рассказать, кто мы и зачем, и, мне кажется, что именно в нашей с тобой беседе это должно получиться лучше всего. Потому что у сайта много лиц, много проекций, разные люди видят его по-разному, для всех он решает разные задачи, для кого-то - это сервис, а не медиа, и я хочу рассказать, чем мы живем, поэтому все нормально, мне кажется.

Я еще придумала такую вещь, что в комментариях тебе зададут вопросы наши читатели, да просто любой человек, кто захочет. Мы проанонсируем, что ты на них ответишь письменно? Согласен? Это будет онлайн с главным редактором.

С огромным удовольствием.

Я когда готовилась, просила наших коллег помочь с вопросами, Леша Филиппов велел спросить тебя, как стать автором Кино-театр.ру. Хотя конкретно этот вопрос мы решили в комментариях тебе задать.

Недавно я подбивал какую-то ведомость, и у нас за 4 года прошло больше ста человек. Конечно, многие – это коллеги из других изданий, которых мы очень любим и, когда надо, просим нам помочь. Кого-то советуют друзья и знакомые, кого-то я нашел в пончичной, не будем говорить кого, кого-то через постель. К нам на почту приходит много предложений о сотрудничестве, молодые и не очень авторы присылают свои резюме, кто-то подходит, кто-то нет.

Нужны ли нам еще авторы, или мы самодостаточные?

В принципе, любая система, которая не обновляется, куда не попадает новая кровь, застаивается, становится плохой, и мне всегда важно мнение со стороны. У меня такой способ познания, я себя узнаю через других людей. Поэтому я хочу как можно больше мнений и позиций, но заместитель главного редактора [Екатерина Визгалова] мне обычно мешает.

Предлагаю начать с начала. 10 лет назад тебе было 15 лет. Правильно ли я понимаю, что ты не стоял у истоков нашего сайта? Кто все начинал, кто придумал сайт? Каким образом ты оказался в команде? Кто тебя соблазнил?

Идеолог проекта – наш программист Пётр Киреев, он придумал, что надо где-то в одном месте собрать информацию об актерах, и нашел техническое решение. Потом появились Ирина Тимофеева и Людмила Куликова, которые начали развивать базу и добавили театральный раздел, потому что Людмила у нас жуткая театралка. Я не всех знаю в силу давности лет, хотя огромное им спасибо, потому что без них бы ничего не было. С ней была преподаватель РГГУ Марианна Сорвина, и она преподавала у Олега Коронного в лицее при РГГУ. И в какой-то момент Олег звонит мне и говорит: «Жан, хочешь пообедать бесплатно? - Конечно, хочу». И я помню, что наша первая встреча проходила в Шоколаднице на Пушкинской возле Ленкома, где мы сели, я заказал панини с курицей. До сих пор помню вкус этого панини и каждый раз, когда открываю наш сайт, у меня начинает подтекать слюна.

Нам сказали, что ищут молодых, дерзких ребят, которые хотят что-то писать про кино, и для нас это был дикий восторг, потому что все вы понимаете, что такое написать свой первый текст. Мой первый текст, по-моему, был про фильм «Живой» Велединского. Этот ужас я боюсь перечитывать. Второй текст у меня был про фильм «Эйфория», про эту рецензию наш автор Максим [Макс Милиан] заявил, что она похожа на гугл-транслейт Уильяма Берроуза, я счел это за комплимент. Я там писал про «кокаиновые дороги Дона», ну какой-то полный бред сумасшедшего.

Нам все это супер нравилось. Потом на сайте появился Леня [Леонид Марантиди], я ему позвонил и сказал «давай с нами». Первым мощным испытанием для нас стал какой-то ММКФ, то ли 2007-го года, то ли позже. Какое-то время мы существовали в таком вот виде, пытались что-то изменить, сделать лучше, слава Богу, что нам не давали. У нас не было никакого графика, никакого расписания, у нас было чистое творчество и вдохновение, за это Людмила называла нас бандерлогами. Потом я уехал на год в Китай учиться, а когда вернулся, случилось так, что Леня и Олег ушли на ВОС, сделали такую крутую штуку как «О нет, только не это». Я продолжаю с ними общаться, мне нравится то, чем они занимаются, но так получилось, что они ушли. Я теряюсь в хронологии, но в какой-то момент на сайте появилась Катя, я думаю, это было в 2009-10-ом…

Раньше. Я пришла летом 2008-го, и меня взяли на базу данных, я писала аннотации к иностранным фильмам, тогда только-только появлялась база иностранного кино, и я за год тысячу страниц сделала или две, не помню уже. И время от времени, ради опыта, тоже ходила на пресс-показы, которые, как правило, вам были не интересны, и что-то пробовала писать. Это было исполнением мечты, и мне кажется, у меня не проходит до сих пор это ощущение счастья от работы, от того, что ты на своем месте.

Но долгое время у нас было непонимание. Ну потому что в таком возрасте все люди старше 25-ти лет кажутся подозрительными. Но сейчас, чтобы объяснить твое величие, рассказываю одну и ту же историю всем. Был какой-то пресс-показ модный, типа Джеймс Бонд, и пришли все-все-все. Показ задерживают на три часа, начинается массовая истерика, кто-то орёт, кому-то выносят виски, кто-то перешел к тарталеткам, бегают пиарщики, всех успокаивают. И когда я уже собрался принять в этом участие и тоже пойти поорать, тут вижу, что Катя в какой-то момент села в углу и начала вязать. Абсолютно отстраненно от всей этой истории. И в этом момент я понял, что Катя великий человек, и потерять ее будет большой глупостью.

Жан Просянов: «Десять лет ругаемся и спорим, что богаче, жизнь или кино»

Когда ты понял, что ты главред?

В 2012-ом году, помимо людей, которые занимаются базой, в редакции остались мы с тобой и Максим. И это было самое трудное и непонятное время, мы не знали, что мы хотим, сотрудничали с кучей разных людей, с кем-то получалось, с кем-то не очень. В какой-то момент мы должны были с нашим коммерческим директором поехать на очень важную встречу, и ради неё решили сделать визитки. На визитке надо что-то писать. Написали «главный редактор» потому что на встрече я должен был говорить что-то про контент. С этими визитками тоже была смешная история. Мы полетели на Кинотавр, и там на второй день была вечеринка «Горько!», на которой мы с нашим коммерческим директором страшно напились, в чертину просто. Начался дождь, я с кем-то танцевал, в итоге утром просыпаюсь, а у меня в кармане такой комок из папье-маше. Так вот мои первые визитки канули в лету. С тех пор мы делаем качественные визитки. Ламинируем каждую.

Все-таки до того, как ты пришел, какие рубрики были, и что появилось потом?

Очень сложно вспомнить (думает). О, у нас была великая рубрика «Философы». Куда можно было писать любую ахинею. Например, в этой рубрике всегда отличался Максим. У него был замечательный текст о том, что наконец-то наступила осень и пошли дожди, и репортаж с фестиваля кроликов. Это было очень круто.

А когда ты начал брать интервью?

Помню, что мое первое интервью было с какой-то актрисой-блондинкой, и мы долго договаривались о встрече в каком-то кафе и выбили у них бесплатный обед за то, что мы их упомянем в тексте. Это был первый опыт коммерческой журналистики.

Первые статьи оставляют ощущение полной самодеятельности. Ты это сам понимаешь?

Мне очень приятно, что у нас остался прежний энтузиазм и задор. И, может быть, слишком смело говорить об этом, но мне кажется, что мы стараемся делать то, что нам самим нравится, то, что мы хотим, и придерживаемся нашей редакционной политики «хвалить хорошее и чморить плохое». Это очень круто. У каждого киносайта, а мы почти со всеми дружим, есть апокрифические истории о том, как они поругались с неким режиссером, как другой режиссер обещал вскрыть одному критику «его пенсионерское е…о (лицо)» и так далее. У нас таких историй нет, мы ни с кем не ругались специально. Переходы на личности, срачи в социальных сетях – мы всегда были максимально далеки от них, плюс мы, наверное, никогда себя не позиционировали как киноведов, и вся ругань, которая бывала в этой среде, всегда проходила мимо нас. У нас абсолютно своя история.

И профессионализм наш сильно вырос за 10 лет, согласись. Давай расскажем, сколько у нас человек работает в редакции сейчас.

Я, наверное, один из самых непрофессиональных главных редакторов ever, потому что никогда этому не учился, и у меня нет, так сказать, профильного образования. При этом та команда, которая у нас собралась, они большие молодцы… Катя, я не знаю, сколько раз тебе можно говорить, как я тебя люблю. Леша [Алексей Филиппов], я считаю, сейчас входит в десятку лучших авторов о кино в стране, несмотря на то, что он младше и Бориса Нелепо, и Леши Артамонова, и так далее. Возможно, ему, правда, не хватает хорошего редактора, если честно, я готов отдать его в аренду куда-то. Если кто-то заинтересован в Леше, звоните в коммерческий отдел Кино-театра.ру. Потому что я, действительно, вижу в Леше большой потенциал, это человек, который не перестает меня удивлять. Аня [Анна Полибенцева], которая у нас пишет новости… За последние годы мы сотрудничали с тремя разными ВУЗами, и у нас было около 70-ти практикантов, и Аня оказалась, лучшим из них. Макс [Макс Милиан] – человек, который с нами с самого начала, ходячая энциклопедия, из-за чего мы тоже постоянно ругались, потому что раньше тексты Максима на 82% состояли из ссылок на что-нибудь. Уже два с половиной года мы ведём соц.сети, за них отвечает Аня Кузьмина, и собственно она и находится на передовой. Она умудряется найти общий язык с самыми разными читателями и отвечает за обратную связь, от неё мы узнали много нового о себе, особенно в связи с редизайном (смеется). Раздел базы данных – это Людмила Куликова, Ирина Тимофеева – титаны. Часто так бывает, что в начале жизни у проекта десять продюсеров, и постоянно кто-то звонит и говорит: «Убери Сережу, убери Ивана, добавь Андрея», а при этом источника титров ещё нет. Еще я люблю истории, когда какой-нибудь режиссер снимет фильм, а потом ему становится, по разным причинам, за него стыдно, он просит снять себя из титров, и это всегда сложная ситуация, потому что формально все знают, что он это делал, и не понятно, почему мы должны убирать его фамилию, если, например, в титрах она всё-таки сверкает? Это очень сложные морально-этические вопросы, и я рад, что благодаря редакторам нашей базы данных у нас есть на них ответ.

Сколько же человек работает у нас на сайте?

Я даже точно не могу сказать. В базе данных работают разные люди - они энтузиасты, фанаты своего дела, кто-то занимается только дореволюционным кино, кто-то уточняет и вносит данные только об эстонском кинематографе и так далее, и благодаря им мы находим уникальную информацию. А в редакции нас 6 человек, плюс внештат.

Мне кажется, это интересно, и надо проговорить. Это вопрос, который все время задают. У нас сайт разделяется на две части: журналистская редакция и редакция информационной базы данных. Ты управляешь журналистами. И есть много людей, которые добровольно и очень добросовестно работают на создание, поддержание и обновление базы данных. Потому что это невозможно делать трем людям.

Мы стараемся максимально взаимодействовать, но да, это принципиально разные вещи.

Жан Просянов: «Десять лет ругаемся и спорим, что богаче, жизнь или кино»

Что для тебя значит – быть главным редактором? Понятно, что ты стал им случайно, но ведь это большая ответственность. В чем заключается твоя работа?

На этот вопрос я отвечал один раз, когда меня заставили написать резюме, я раньше никогда этого не делал. Я написал кучу какого-то бреда, вроде «определение редакционной политики», «выстраивание партнерских отношений», «курирование чего-нибудь» и так далее. Но на самом деле мне кажется, что я, в первую очередь, выполняю представительские функции, в том смысле, что когда людям что-то нужно, или они хотят нам что-то предложить, то обычно они выходят на меня. Для меня главный редактор – это не только про то, чем будет сайт, а попытка создать пространство, в котором твоя команда может делать все, что хочет. И очень важно, что главный редактор – это человек который получает п***й (тумаков) регулярно. От коллег, от партнеров, от режиссеров, инвесторов и так далее. Главный редактор – это тот, кто первым должен принять удар на себя. Хотя ты иногда умудряешься принять его до меня.

Но для подавляющего большинства людей мы информационный портал, а вот каково у тебя видение, чем нам надо стараться стать в глазах аудитории?

У меня есть идея того, каким должно быть медиа. Тут все очень просто. Человек должен получать все в одном месте. Ты можешь прийти из поисковика на страничку актёра, можешь увидеть текст в социальной сети… Но главное, чтобы остался, чтобы вокруг увидел ещё что-то интересное – может быть, текст, может быть, интервью, новость, посмотреть фильм онлайн, купить билет на мероприятие и так далее. Есть представление, каким должен быть сайт года через три. Хочется, чтобы человек, который интересуется кино с какой бы то ни было стороны, смог прийти к нам, и найти всё, что ему захочется, даже самый редкий фильм, малозначительный факт, или статью какого-нибудь умного француза 35 года издания в нескольких вариантах. Мне хочется верить, что есть у нас и просветительская функция, что есть некий человек, который зашел на сериал «Кровинушка», а через какое-то время дошел до Бергмана. Например, мы ругаем какой-то фильм, а потом говорим, что вот на эту тему есть фильм получше. И люди приходят и смотрят фильм получше, это заметно по комментариям. Хотя мне никого не хочется учить, навязывать свое мнение, но идея в том, что мы стараемся профессионально этим заниматься, каждый из нас посмотрел осознанно какое то значительное количество фильмов, и мы, основываясь на этом опыте, пытаемся что-то рассказать.

То есть ты следишь за комментариями читателей?

Стараюсь, хотя их огромное количество, например, у нас на сериале «Великолепный век» 38 тысяч комментариев, чтоб их прочесть, мне жизни не хватит. Вообще удивительно, по соотношению нашего контента и комментариев на сайте, то, что мы делаем – это капля в море. Очевидно, что в комментариях есть замечательные обзоры, умные мысли, афоризмы, которые мы не всегда находим, и это действительно жаль. Мы очень много думаем о том, чтобы придать этому какую-то форму, и может быть найти варианты, как встраивать это в редакционный контент.

Что ты думаешь о нашей аудитории, как ты ее себе представляешь? Кто эти люди, которые нас читают?

Я регулярно говорю, что, во-первых, наша аудитория лояльна к отечественному продукту, и это очень круто. Конечно, многое меняется, но все-таки ходит легенда, что в нашей стране не любят российское кино: «Дрянь, опять чернуха, арт-хаус, все дела». И мне это кажется ужасно неправильным. Я искренне радуюсь выходу любого российского фильма, потому что, даже если это слабое художественное высказывание, это все равно шаг для индустрии. Там, на этом фильме, какой-то молодой парень работал звукооператором, и в следующий раз, благодаря полученному опыту, он будет работать лучше. Лучше играть даже в плохом футбольном клубе, чем сидеть на скамейке и мечтать выйти сразу на Камп Ноу. Это хорошо, потому что у людей есть опыт реальной игры. Я очень надеюсь, что все это понимают и что ни у кого нет желания ругать российское кино, потому что оно российское. И в этом я вижу громадный плюс нашей аудитории. Во многом, благодаря именно таким людям, наше кино становится лучше в последнее время. Я очень жду «Дуэлянта», верю, что получилось очень хорошо, очень на это надеюсь. Хотя я, как все, видел два трейлера, постер и читал два интервью – с Роднянским и Федоровым.

Изменилась ли аудитория за последние несколько лет?

Если говорить о соцдеме (социально-демографические признаки, по которым можно выделять целевую аудиторию -прим.ред.), то наша аудитория молодеет. Тут большое спасибо каналам ТНТ, СТС, Первому, за то, что появляются действительно качественные сериалы. Это же гениально, что сериал на Первом смотрит такое количество людей, как два населения Бельгии. Не так уж много в мире аудио-визуального контента, которое смотрит такое количество людей. Я сам люблю «Закон каменных джунглей», мне понравилась «Оттепель», «Лондонград». Конечно, мои коллеги найдут, к чему придраться, но круто, что качество контента на каналах растет, и аудитория растет вместе с ним. Было много разговоров, что молодежь не смотрит телевизор, но я вижу по сайту, что наша самая активная аудитория – это «девушки 18-25», а самый популярный раздел - сериалы. И ты понимаешь, что телевидение и зритель идут навстречу друг другу.

Жан Просянов: «Десять лет ругаемся и спорим, что богаче, жизнь или кино»

Мне кажется, наша аудитория угорает, в первую очередь, по советскому кино.

Я тоже разделяю ностальгию по советскому кино. Я, к сожалению, его не знаю так хорошо, как хотелось бы. Но каждый раз, когда мне удается приехать в Петербург к Лёне Марантиди, включить на проекторе какой-нибудь советский фильм, я просто рыдаю. Стыдно, правда. Но у меня тоже есть понимание, что советское кино – это здорово и классно.

А что насчет той аудитории, которая к нам не заходит, но ты бы хотел, чтобы они к нам пришли? Есть ли у тебя в голове образ идеального читателя нашего сайта?

Это я (смеется). Это должен быть человек, для которого кино – важная составляющая жизни. Есть такая дурацкая теория, что мы на этой планете, чтобы набираться опыта и шаблонов поведения. Мы при желании чему-то учимся и в дальнейшем, попадая в нестандартные ситуации, решаем их лучше, потому что уже с ними сталкивались. Благодаря кино я переживал какие-то вещи, которые не случались со мной в реальной жизни, но для меня с точки зрения опыта и эмоционального восприятия - это почти равнозначные вещи. Идеальный читатель тот, который не считает, что он все знает о кино (все знает только тотальный м…к), для меня сомнения – это главный фактор всего. Я каждый день сомневаюсь в том, что я делаю. И слава Богу, есть люди, которые говорят мне «забей и сделай, а потом сомневайся».
Я люблю, когда к какому-то автору с других сайтов приходит человек и говорит: «А вот вы, Р…н Олегович заявляли, что фильм хороший. А я вот посмотрел, а фильм – говно, зачем вы меня обманули?». Я не хочу быть в позиции, когда я могу кого-то обмануть. Я заранее поднимаю руки вверх и говорю: «Ребята, я не знаю. Но мне показалось вот так, я стараюсь это как-то аргументировать, но, по сути, я просто делюсь этим мнением».

Ты так говоришь, как будто ты сам пишешь тексты. А ты ведь давно их не пишешь. Не скучаешь по своему кинокритическому прошлому?

Если честно, я в какой-то момент понял, что пишу довольно средне. Я, наверное, мог бы существовать в отделе культуры какой-нибудь провинциальной газеты (хотя я обожаю провинциальные газеты). И быть таким автором, которым всегда можно закрыть дыру, но мне все-таки нравится идея медиа, которое вбирает в себя всё. И вот когда мы это сделаем, я уйду на покой и снова буду писать тексты. А вообще писать тексты – это страшно.

Что мы умеем делать лучше других, по-твоему? Что мы не умеем?

В принципе, мы более-менее умеем все (пауза). Дневник «Кинотавра» в этом году был очень классный, так подробно не писал почти никто. Давай так: кино и новостная журналистика. В кино её почти нет. К сожалению, все мы живем в эпоху пресс-релизов. И тут хочется сказать, что есть такой человек Маша Токмашева, которая умудряется делать в кино новостную журналистику, и так повелось, что все коллеги у Маши списывают. Маша пишет на ТАССе, и все новости, касающиеся законов Мединского, культуры, мы все берем у неё. Еще я с безумным пиететом отношусь к коллегам из «Бюллетеня кинопрокатчика», я сам люблю рассуждать об эстимейтах, кассовых сборах, - они тоже делают новости о кино. Чего бы мне хотелось от наших продюсеров… Вот возьмем любой голливудский проект, не меньше 20-30 новостей появляются о нем. Это новости о чем угодно: начались съёмки, закончились съёмки, на съёмках что-то случилось, актер согласился, актер отказался, актер отказался, но потом снова согласился. У нас много проектов существует в информационном вакууме, мы не знаем про них ничего вплоть до выхода в прокат. И мне бы хотелось быть максимально открытым ко всем и сказать: рассказывайте, что вы делаете. У нас, конечно, не хватит сил на все. Но если нам это покажется интересным, мы постараемся о вас рассказать.

Также мне нравится все, что происходит в регионах, я очень люблю читинский сериал «Дети 90-х». Я не такой знаток якутского кино, как Ваня Чувиляев, который с Марией Кувшиновой собирает программу «Оффсайд» для фестиваля 2morrow, но это тоже суперкруто. Главное – вытаскивать все из вакуума, чтобы все существовало на глазах, тогда все будет лучше, качественнее, по крайней мере, я стараюсь, чтобы мы работали так.

Сколько у нас сейчас материалов выходит?

Сейчас у нас где-то 8 новостей в день, и 5-6 больших материалов в неделю. Это с одной стороны тот объём, который можно делать не находясь в состоянии постоянного напряжения, а с другой, мне кажется, именно столько информации о кино и сериалах обычный человек может за это время осилить. Потому что помимо кино есть еще куча вещей – прогноз погоды, жена, собака, и чтобы быть в курсе основных событий, этого количества более, чем достаточно.
Разумеется, каждый день появляется что-то новое, и поток информации нескончаемый, но, на мой взгляд, несмотря на скромные объёмы, нам удаётся делать так, чтобы к нам попадало всё самое интересное и важное.

А остальные разделы?

Я искренне люблю нашу рубрику «Дозорные» - её в своё время придумал Пётр, из нее образовалась колонка «Главная тема». Мы с коллегами из других изданий много раз обсуждали, как лучше называть подобные материалы, но, честно говоря, ни разу ничего хорошего не слышал. Была только шутка Олега Коронного на ВОСе, который предлагал озаглавить это «Труды». Это как раз попытка создать некий угол, где можно породить некий контекст, событие вокруг отдельного фильма, добавив какой-то новый контекст и каких-то историй туда. «Главная тема» про это, именно в ней душа издания, по ней видна редакционная позиция, политика и вот это всё. У нас она во многом выражается через Лешу, через его замечательные тексты «25 фильмов на сезон года», каких-то выборок главных картин, через твои разборы питчингов. Плюс у нас были замечательные колонки Сергея Кудрявцева о советском кино и Маши Терещенко об анимации, надеюсь, она скоро к нам вернется.

Жан Просянов: «Десять лет ругаемся и спорим, что богаче, жизнь или кино»

Ты видишь, что наши рецензии стало читать меньше людей? Может быть они уже вообще нам не нужны, надо сокращать их количество?

Все эти 10 лет постоянно говорят о смерти рецензий. При этом меньше их не стало. Я считаю, что рецензия в любом случае необходима, это наша ответственность перед историей (смеется). Вряд ли кому через 10 лет придет в голову писать рецензию на фильм «Легенда № 17» или «Географ глобус пропил», при том, что в момент выхода о них говорили более-менее все. При этом кино, разумеется, помимо художественных достоинств – это такой артефакт, через который люди будут пытаться понять эпоху, потому что кино – это слепок, источник. А к любому источнику должны быть комментарии. И комментарии должны быть современными. Я учился на отделении востоковедения, да простят меня мои преподаватели, и мы там изучали великие тексты китайской философии «Лунь Юй», «Дао дэ цзин», «Чжуан цзы», но при этом мне гораздо интереснее было читать различные комментарии к ним, которых наверное несколько тысяч, смотреть как они менялись от эпохи к эпохе. Забавно, что иногда комментарии оказывали большее влияния, чем, собственно, источники. Хотя, разумеется, ни на что такое не претендую.

Бывает, в комментариях пишут разгневанные читатели, если им не понравился текст, что рецензия проплаченная. Что бы ты ответил на это? Вообще, что ты думаешь про проплаченные рецензии и есть ли они у нас на сайте?

Это бесконечный разговор. Сейчас это называется нативная реклама. Идея в том, что создается текст, с одной стороны он информационный, а с другой стороны, все знают, что за него заплатил рекламодатель. Из недавних примеров: на «Медузе» музыкальный критик Горбачев написал текст «10 причин смотреть сериал Винил». Я понимаю, что проект классный, Мартин Скорсезе, и я сам хочу про него написать. Просто конкретно этот текст заказал рекламодатель, чтобы у автора, скажем, было больше времени, чтобы он мог отвлечься от текучки, и мне кажется, это не то чтобы нормально, но терпимо. В индустрии ходят пару историй, что за положительный отзыв одна компания была готова заплатить миллион рублей, но я не особо в это верю. Как мне кажется, сейчас всё устроено так, что неважно, хорошо ты написал про фильм или нет. Негативный отзыв может быть даже лучше скажется на сборах.
В том, что касается непосредственно нас – у нас такого никогда не было. Мы слишком много стоим (смеется).

А сколько тебе нужно? Сколько нужно денег, чтобы делать сайт твоей мечты?

Вот я очень давно и нескромно рассчитывал бюджет идеального сайта (показывает в телефоне).

То есть за бюджет среднего регионального фестиваля мы можем 7-8 месяцев делать сайт твоей мечты?

На данный момент это то, чего нам бы хотелось. Было бы здорово, если бы профильные министерства или Фонд Кино нам помогли. Деньги нужны на развитие. Нам нужно развивать раздел «смотреть онлайн» с возможностью смотреть онлайн не только фильмы, но и спектакли. Нам нужно совершенствовать свой плеер, улучшать навигацию внутри сайта, структурировать информацию, афишу, расписание кинотеатров и ещё 1000 дел. Мы бессовестно не занимаемся разделом театра, нас просто на него не хватает. Хотя есть запрос на театральное медиа, но у меня нет такой компетенции, и было бы, наверное, здорово, взять еще одного редактора, который отвечал бы за этот раздел. Плюс мы информационная база, мы место сбора профессиональной аудитории. Действительно, на каждом втором компьютере на Мосфильме открыт наш сайт. И мы размышляем о сервисах для профессиональной аудитории, очень плотно этим занимаемся в данный момент, и надеюсь в скором времени сможем приятно удивить кастинг-директоров и всех причастных.

Откуда у нас сейчас есть деньги? Я, конечно, знаю, что их нет, но все-таки мы как-то существуем, редизайн сделали, но все равно технически нам есть, куда расти.

Это деньги от рекламы, и они составляют наш бюджет. Эти средства позволяют нам существовать в нестыдном виде, но каждые несколько тысяч рублей сильно меняют ситуацию. Будь у нас бюджет хотя бы в два-три раза больше, мы бы по-другому существовали. Я вижу, что есть очень большой запрос от профессиональной аудитории на какую-то площадку для поиска и общения. Я в этом плане – за деревню, за многочисленные низовые горизонтальные связи, за то, чтобы все друг друга знали. И надеюсь, что мы через год-полтора сможем такую кинодеревню устроить.

Лично мне еще очень не хватает базы по производственным студиям и по фестивалям.

Да-да, это тоже очень важно и помогло бы структурировать информацию и собирать ее. Плюс мне бы хотелось давать больше маркетинговых возможностей кинопроизводителям. Одна из идей – блоги проектов, когда человек заходит на страничку фильм, который выйдет, например, через год, и может наблюдать за съемочным процессом почти в онлайн-режиме. Есть же у проектов странички на ФБ или Вконтакте. А здесь будет живой блог с какой-то первичной информацией. Вот вы сфотографировали чайник со съемочной площадки, вот скриншот вызывного листа, это же супер-интересно, не обязательно делать какие-то сложные ролики и тратить кучу денег, чтобы показать, что проект живет. Можете дать слово кому угодно, кто причастен к проекту.

Жан, сколько тебе нужно человек на сайт, чтобы осуществить твои мечты?

Я бы хотел человек 300, для начала.

Ты способен управлять таким количеством людей?

С тобой, Кать, да (смеется).

Жан Просянов: «Десять лет ругаемся и спорим, что богаче, жизнь или кино»

Может быть все-таки спустишься с небес и расскажешь, какие у нас планы на ближайшее будущее? Вот из последних наших событий – это редизайн. Народ быстро привык, мне кажется. Что еще будем делать? Чем еще удивим? Планы до конца года.

Наверное, мы сейчас будем увлекаться спецпроектами, создавать какие-то самостоятельные большие истории. Хочется, чтобы у нас выходила куча связанных между собой материалов, это называется умным словом «фичер». Мне хочется, чтобы это были протянутый во времени истории. Чтобы мы выбирали тему и работали по ней. Ближайшая тема – съемки на канале НТВ адаптации сериала «Мост», нам кажется, это будет очень классно, и нам хочется разобраться в этом. «Мост» - адаптация скандинавского сериала, и есть громадный пласт скандинавских сериалов, их много, они хорошие, и про них мало, что известно, а при этом все они завязаны на том, что происходило в датском или шведском кино в последние лет 10-15, так или иначе завязаны на скандинавских детективных романах, на Стиге Ларссоне, Ю Несбё и так далее. Мы пока сами не знаем, до чего мы докопаемся.

До скандинавских сказок?

До шведского порно, я надеюсь. То есть, с одной стороны, мы хотим поддерживать информационную повестку: каждую неделю в прокат выходит восемь фильмов, и я хотел бы освещать их все, но мы вынуждены освещать только ключевые, те, которые кажутся нам важными. Фильмы или сериалы, я не вижу разницы, один и тот же человек может пойти смотреть и Вуди Аллена, и «Игру престолов». Задача – продолжать держать это информационное поле, может быть, его немножко расширять, может быть, делать гуще, при этом параллельно находить какую-то историю, в которой мы будем ковыряться. Мы очень надеемся, что кому-то будет интересно ковыряться вместе с нами.

Возлагаю большие надежды на колонку о документальном кино, которое я не люблю, говорю честно, для меня кино – это сон, иллюзия, фантазия, придуманная история.

Ну тут я с тобой не согласна в корне, потому что жизнь все равно богаче, чем придуманная история…

Собственно, это и есть секрет нашего вечного двигателя. Почему мы куда-то катимся, едем, потому что мы с тобой уже 10 лет ругаемся и спорим, что богаче, жизнь или кино.

Давай последний вопрос: из чего состоит твой день главного редактора?

Раз на раз не приходится. Мы с коллегами договорились, что раньше 12-ти не звоним друг другу, но сейчас я начал просыпаться раньше, не буду говорить, почему…

На йогу ходишь.

На йогу хожу. Я первым делом проверяю почту, чтобы посмотреть, что прислали наши коллеги, что там интересного, отправляю быстро какие-то штуки в новостной отдел, чтобы сказать «ребята, подумайте» или просто жестко «это надо делать». Если это какие-то большие истории, отправляю Кате и Леше со словами «давайте об этом подумаем», дальше пытаюсь посмотреть, что у нас в прокатных планах, определить, какие фильмы мне хочется, чтобы было о них написано. В 11.30 подтягиваются Леша с Катей, мы придумываем, что мы делаем. Дальше начинаются звонки, обычно от людей, чьи письма я уже удалил. Ну и вот так вот до вечера.

Через 10 лет ты каким себя видишь?

Ой, главное кино не снимать.

Жан Просянов: «Десять лет ругаемся и спорим, что богаче, жизнь или кино»

Екатерина Визгалова
фото: Павел Панкратов
ассистент: Марьяна Дроговейко



Интервью сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия интервью: //www.kino-teatr.ru/kino/person/508/