Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Ален Шаба: «Я долго искал своих эльфов»

интервью >>

Приближение новогодних праздников начинает ощущаться в кинотеатрах. Уже в этот четверг 14 декабря на российские экраны выходит рождественская комедия «Санта и компания», где режиссером и исполнителем главной роли выступил француз Ален Шаба, известный по работе над комедиями «Джунгли зовут! В поисках Марсупилами» и «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра». Мы поговорили с Шаба о его новом фильме, перерыве в работе, новогоднем настроении, работе с Одри Тоту и поиске порядка 100 тысяч эльфов для компании Санты.

Ален Шаба: «Я долго искал своих эльфов»
фото: кадр из фильма "Санта и компания"/MEGOGO Distribution

Предыдущий ваш фильм «Джунгли зовут! В поисках Марсупилами» выходил в 2012 году. Потребовалось почти пять лет, чтобы снять и выпустить на большой экран комедию «Санта и компания». Это первый настолько длительный перерыв в вашей работе, не скучали по режиссерскому креслу?

Фактически, я решил взять отпуск в период с 2012 по 2015 год. Я занимался все эти три года ничем, ну или размышлениями – можно так сказать. Мне просто был необходим «перезапуск». Так что, когда идея создания «Санты и компании» пришла мне в голову, я пребывал в достаточно расслабленном состоянии. Писать черновой сценарий я начал, чтобы просто развлечь себя, а потом – втянулся, заигрался. Случилось это на Рождество 2015-го. Раз так совпало, я поставил себе цель – «Санта и компания» выйдет в широкий прокат на Рождество 2017 года и я должен сделать все, чтобы этот проект стал успешным.

Как же идея пришла вам в голову?

Кто же ее знает. Я тогда был в Соединенных Штатах, где обычно перед Рождеством эффектно украшенные улицы, звучит праздничная музыка. И я вдруг представил себе «Санту-не-с-афиши» и счел это достаточно забавным: сравнить того, кого мы привыкли видеть, и такого «не-рекламного-Санту». Стал раскручивать эту тему –
так постепенно история и сложилась у меня в голове.

Ален Шаба: «Я долго искал своих эльфов»
фото: кадр из фильма "Санта и компания"/MEGOGO Distribution

В милой рождественской комедии зачастую поднимаются важные жизненные вопросы и ценности. Насколько для вас это было важно?

Конечно, за юмором и традиционно-доброй историей, я очень на это надеюсь, скрыты важные темы, которые нужно иногда поднимать. Мне понравилась идея характера моего персонажа, Санта Клауса, который не понимает, что даже в его рай могут просочиться проблемы. У Санты все всегда в полном порядке: у него есть замечательные помощники эльфы, которые трудятся на него не покладая рук, любящая жена, работа на одну ночь в году, когда ему нужно спуститься на Землю, чтобы подарить людям счастье, пока все они спят. В самом начале фильма Санта существует в этом своем прекрасном мире, мире-мечте, пока сказка не начинает портиться. Ему приходится спуститься на Землю и страшно удивиться, осознав, что наш мир не таков, каким он его знал сотни лет: он обнаруживает бодрствующих детей, глобальное потепление, которое совсем некомфортно его северным оленям и многое другое. И это после 600 лет традиционной жизни по распорядку. Конечно, мне хотелось поднять и тему Рождества: что представляет собой этот настоящий день-праздник, как для тех, кто его отмечает, так и для тех, кто в него не верит? Это счастливое время для тех, у кого есть возможность хорошо встретить этот день, и грустный для тех, у кого по каким-либо причинам такой возможности нет. Существует фраза «верьте в Санта Клауса». Мне кажется, это выражение о том, что жизнь может быть настолько жестокой и жесткой, что в ней просто необходимо место для магии и волшебства – хотя бы на одну ночь, в канун Рождества. Но, опять же, «Санта и компания» – это, прежде всего, комедия и фильм-развлечение, который просто позволил мне поковыряться в этих противоречиях, над которыми кто-то редко задумывается.

Поднимая такие жесткие вопросы и нападая на добряка Санту, вы не боялись, что ваши поклонники, которые обожают ваши фильмы «Астерикс и Обеликс…», «Марсупилами», отвернутся от вас?

Конечно, нет, ведь у меня не было желания «загадить» Рождество, и я этого не делал. Просто, как показывают годы, мне все больше нравится принцип нестандартных обстоятельств, которые можно охарактеризовать выражением «как рыба на суше». Вы упомянули мои прошлые проекты, так вспомните «Дидье» – это история собаки, которая превращается в мужчину и озирается вокруг почти ничего не понимая, но в глазах пса мы видим все наши мелочные грехи. В «Санте и компании» мы дергаем за те же ниточки.

Ален Шаба: «Я долго искал своих эльфов»
фото: кадр из фильма "Санта и компания"/MEGOGO Distribution

На «Санте и компании» вы выступили не только в качестве режиссера, но и исполнили главную роль.

Прошло много времени с тех пор, как у меня был настоящий звездный момент. Это была «Реальность» Квентина Дюпье в 2014 году. Так что да, я снова хотел повеселиться на съемках. Раньше, кстати, во время съемок я был дотошным, наблюдательным, контролирующим все, что происходит на площадке: время, график работы и настроения актеров. Считал, что должен отказаться от своих внутренних «хочу» и сосредоточиться только на игре и на своих партнерах по площадке. На этот же раз н я не чувствовал эту амбивалентность вообще, мне просто было очень весело.

Как вы работали над персонажем, чтобы не получилась карикатура на Санта Клауса?

Впервые я обратился к тренеру, и сразу – по Сантам! Мы так много репетировали, даже до подготовки к съемкам, работали над общим обликом персонажа и оттачивали буквально все: походку, взгляды, мысли – да-да, как Санта должен думать, говорить, жестикулировать.

У вас в фильме еще и много спецэффектов, которые, кажется, полностью сделаны во Франции.

Абсолютно верно. Мы хотели с компанией «Легенда» создать сказку здесь, дома. Ведь тут есть все возможности. Главное, все наши спецэффекты – не кричащие. Зрители просто верят, что олени летают. На фабрике игрушек работает 92 000 эльфов всего с двумя лицами – одного мальчика и одной девочки. Технически это сложный, многоуровневый процесс. Но не буду углубляться в производство и рассказывать про управление движением и бесконечный синий фон без всех дополнительных устройств, которые не мешают реальным актерам на площадке. Еще мне выпала возможность поработать с Брайаном Джонсом – величайшим специалистам по спецэффектам. Он координировал весь процесс до конца. Еще мы работали с супер-профи, который занимается анимированием животных: он специализируется на любом мехе, рогах, салазках! Результат поразителен! Отдельно работали над самими эльфами и игрушечной фабрикой Санты – фантастика! Брайан выдал ошеломляющий результат.

Ален Шаба: «Я долго искал своих эльфов»
фото: кадр из фильма "Санта и компания"/MEGOGO Distribution

Но вот олени в фильме настоящие.

О да, и тут важно знать, что северный олень – очень мягкое животное, очень послушное, но время от времени он так сильно злится! В такие моменты понимаешь, что это дикое животное с копытами, весьма впечатляющими рогами и, поверьте мне, его сразу хочется глубоко уважать, и уж точно не пререкаться. Мне случалось два или три раза чуть не кувыркнуться вниз! Едешь и тут он внезапно наклоняет голову, перенаправляя весь свой вес вперед – это я о том, когда тренер посоветовал нам покататься на настоящих оленях верхом. На съемочной площадке в общей сложности работало 12 оленей, но только 8 из них одновременно тянут сани на экране.

После животных другой популярный «кошмар» режиссеров на съемочной площадке – дети! Тем не менее, два маленьких комедианта в «Санте и компании» невероятно естественны.

Это моя коллега Корали Амедео заметила их. Тара и Симон – эти двое буквально питались камерой! Я встречался с ними несколько раз, чтобы посмотреть, как они ведут себя в четко определенных ситуациях в реальном времени. Хотелось, чтобы Тара и Симон могли сосредоточиться на процессе, но при этом оставаться естественными. Мне было абсолютно понятно, что необходимо избегать на экране появления механических детей или маленьких обезьянок. Ребята, появившись у нас, всех в себя полностью влюбили – одновременно чертовски милые и невероятно изобретательные. Например, для Симона «Санта и компания» – четвертый фильм в карьере. Во время съемок он и Тара предлагали нам, взрослым, сумасшедшие вещи. Я не пытался загнать их в свои рамки: когда они только приехали, они не знали, какие сцены мы будем снимать в этот день. Это была отличная частичная импровизация по утвержденным текстам, но я хотел дать им настоящую актерскую свободу.

Ален Шаба: «Я долго искал своих эльфов»
фото: кадр из фильма "Санта и компания"/MEGOGO Distribution

Маленькие дети, которые верят в Санту и работают на площадке с Сантой. Не слишком сложный для них микс?

Ну я же сразу объяснил, что я не настоящий Санта, а просто играю его роль, они это поняли очень хорошо. Точно так же, как они не были своими персонажами. А их родители по съемочной площадке – Голшифте Фарахани и Пио Мармаи – не станут их родителями после съемок. Так что в нашем случае не было непонятной или нездоровой атмосферы. И знаете, в повседневной работе так приятно говорить о Санта с Тарой и Симоном, потому что они реально задают тебе те же вопросы, что и их персонажи в комедии. Их постоянно интересовало: куда возвращается Санта после рождественской ночи, как он распределяет миллиарды подарков на весь мир за пару часов.

Кстати, про родителей – как вы выбрали исполнителей этих ролей?

Немного странно. Ведь и Голшифте, и Пио – прекрасные актеры. Я давно смотрю за работами Пио – мы впервые пересеклись с ним почти десять лет назад на проекте «Ничего в карманах». Мне нравится его взгляд на роли и способы работы: он докапывается до самой сути роли и идет в неожиданном направлении. Посмотрите на него в «Учителе» или в «Возвращение в Бургундию». В «Санте и компании» ему просто было нечего делать. Я был уверен, что весь фильм будет держаться на нас. И тут в команде появляется Голшифте. Вот где волшебство! Химия между Голшифте и Пио была сумасшедшей. Для меня этот дуэт молодых родителей не должен был состоять из отсталого молодого человека и его истеричной жены. Для меня это любящая друг друга пара с детьми: короче говоря, это настоящая команда, которая сталкивается с трудностями – на работе, в семье, в образовании и, в дополнение ко всему, с Санта Клаусом, который «прописался» у них дома! Изменчивость Пио хорошо сочетается со стабильным характером Голшифте; единственное, что нужно было – не допустить, чтобы звезда одной звезды не засветила ярче другой. И не ослепила нас всех. Шучу. Они необыкновенные: красивые, сексуальные, обаятельные, яркие.

Ален Шаба: «Я долго искал своих эльфов»
фото: кадр из фильма "Санта и компания"/MEGOGO Distribution

У самого Санты тоже есть мадам Клаус в исполнении Одри Тоту. Ее присутствие в комедии – больше, чем эпизодическая роль, она играет важную часть истории.

Думаю, Одри действительно одна из основ всей картины. Мне, по понятным причинам, очень нравится эта женщина, и на роль жены Санты нужна была именно таинственная, неподражаемая актриса. Для меня Одри – человек из другого мира. Такой редкий сейчас типаж. Что касается ее персонажа, то у нее есть муж Санта – немного уставший, немного медлительный, немного одичавший и все-все планирующий. Еще раз, мужчина, не понимающий, что пошло не так, почему долгие столетия все исправно работало, а теперь «сломалось». Она больше не может выносить бубнеж и недоумение супруга и выталкивает его из прекрасной страны, чтобы он раздобыл «витамин C» на Земле и исцелил эльфов, ведь иначе Рождества больше не будет. Но она будет ждать его, пока он не выполнит свою миссию. «Вытащи свою голову из ж…», – подбадривает Одри своего киномужа.

Хорошая подбадривающая фраза. А что с самыми массовыми персонажами – эльфами и актерами, сыгравшими их?

Я долго искал своих эльфов. Были организованы пробы с многими актерами, но они не знали, что пробы проходят именно на эти роли. Их задачей было подражать жестам аниматора. Пробы Бруно Санчеса были невероятными и совершенно различными, при этом поэтичными и, одновременно, притягивающими взгляды. Его работа – смешная и отточенная – произвела на меня неизгладимое впечатление. Когда я сказал ему, что ему придется сыграть 46 000 эльфов, я подумал, что он сбежит. Мы обсуждали с Бруно и мою роль Санты, он делился со мной своими фантазиями о Санте и его мире, очень красивом, очень трогательном. Для роли 46 000 эльфов-девочек я изначально думал о дочери, Луизе, потому что она для меня эльф! Она была на пробах без меня – у нас четкий принцип. Когда я отсмотрел результат, то понял, что не ошибся: с ее большими глазами она была самым правильным эльфом. Ну а работать с ней просто. Общение то с дочерью, то с незнакомым человеком. Странное, но очень комфортное чувство.

Ален Шаба: «Я долго искал своих эльфов»
фото: кадр из фильма "Санта и компания"/MEGOGO Distribution

Ни одна новогодняя комедия не обходится без запоминающейся музыки. У вас работал композитор Маттье Гонет.

Он проделал сумасшедшую работу, очень волшебную. Маттье был достаточно осторожен, чтобы не выделять лишнего кричащими эффектами. Он долго думал и главный вопрос заключался в том, какое участие он будет принимать в работе над фильмом. В итоге он решил оставить за собой только сказочные и комедийные сцены. Мне понравилось его решение. Его симфоническая музыка сфокусировалась на Санте и его мире. Он переписывал и переписывал мелодии в зависимости от работы над картиной. Причем с невероятной скоростью. Результат – невероятный, который значительно отличается от привычной рождественской песенки. Ну а саундтрек к «Санте и компания» записала потрясающая певица Сия, которая точно в представлении не нуждается.

Евгений Червон
Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам

обсуждение >>

№ 1
Людмила Ф. (Днепропетровск)   13.12.2017 - 10:15
Очень люблю этого актёра. И не просто актёра, режиссёра, придумщика таких интересных, непохожих ни на что, идей. Какие интересные, глубокие фильмы у него получаются. Пишу, а перед глазами его герой из... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

мелодрама, научная фантастика
США, 2018
комедия, мелодрама
Россия, 2018
биография, драма, триллер
США, 2018
боевик, комедия, фильм ужасов
США, 2018
научная фантастика, триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма, комедия
Германия, 2017
научно-популярный
Китай, Россия, США, Швейцария, Южная Корея, 2018
все фильмы в прокате >>