Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Художник-постановщик «Скифа» рассказал о том, как создавалась вселенная фильма

интервью >>

18 января в российский прокат выходит эпический боевик Рустама Мосафира «Скиф» - псевдоисторическая сага, фэнтези, полное приключений и сцен сражений. Фильм получился довольно эклектичным, его костюмы и декорации сочетают в себе элементы разных стилей и эпох. Снимали в Крыму, и на месте были задействованы даже элементы раскопок. Компьютерной графики почти не использовали, поэтому декорации строились на совесть. В ближайший год картин о древнем мире, богатырях, завоеваниях в отечественном прокате больше не запланировано. Поэтому мы решили присмотреться к «Скифа» повнимательнее и поговорить с художником-постановщиком Сергеем Февралевым, работавшем над очень разноплановыми проектами как с точки зрения исторических эпох, так и места действия: «Орда», «Белый тигр», «Анна Каренина». От него мы и узнали подробности создания вселенной «Скифа».

Художник-постановщик «Скифа» рассказал о том, как создавалась вселенная фильма


Об источниках вдохновения

«Скиф» - это фильм-путешествие, он и был задуман эклектичным. Главный герой перемещается через территории разных народов. Мы подыскали несколько кардинально разных мест съемок и для каждого из этих мест придумали свой изобразительный ряд. Пейзаж, декорация, костюм, грим, реквизит в каждом из этих миров не похож на другой. Этот ход и создает эффект передвижения на большие расстояние. Так что эклектику мы используем как прием. А что нас сподвигло к именно такому решению каждого мира… Я огромное количество времени посвящаю изучению раскопок и музейных фондов. Если все, что я знаю о времени славян и скифов, воплотить так как оно было на самом деле, то получится изображение, очень сильно отличающийся от того, каким мы это время себе представляем. Поэтому мы в кинокартине «Скиф» использовали наши открытия осторожно. Но именно эти визуальные открытия и есть основа моего вдохновения.


Художник-постановщик «Скифа» рассказал о том, как создавалась вселенная фильма

О том, что важнее, соответствие историческим реалиям или выразительность

Мне часто приходилось работать на исторических картинах, и всегда возникал этот вопрос. На разных картинах я по-разному отвечал на него и в конечном итоге пришел к определенному мнению. Если по порядку: изучая эпоху, культуру, этнос, мы пытаемся найти точки соприкосновения того и нашего времени, найти в исторической реальности ответы на вопросы, которые волнуют нас сейчас. Современный зритель хочет сопереживать главному герою. У людей, живших в IX-X веках, была своя ментальность, свое понимание добра и зла, свой образ красоты, свое ощущение уюта… Все свое. И если мы покажем предка во всех его проявлениях, это будет очень познавательное кино, но оно никого не заставит сопоставить себя с этим человеком. А значит не будет эмоционально держать. И мы начинаем адаптировать эпоху к современному зрителю. Изменяется все: форма, цвет, фактура, пространство… И вот у нас уже возникает художественный образ, который создает напряжение у современного зрителя. Чтобы было совсем понятно: это как адаптация японских суши для московского ресторана. Так что важнее выразительность, помогающая донести мысль. Но историю и материальную культуру нужно знать. Кино «Скиф» и существует именно на этой грани.


Художник-постановщик «Скифа» рассказал о том, как создавалась вселенная фильма

О съемках в Крыму

Места, выбранные нами для съемок, сами по себе уникальны. Там сохранилось множество остовов зданий греческого, скифского и турецкого периода. Приблизительно в этих землях и происходили те события, о которых мы рассказываем. Существует такое понятие - «магия места». Мы автоматически погружались в ту эпоху, стоило только представить, что по этим камням и бегали скифы. И, естественно, черепки кувшинов, кости съеденных животных, упавшие с построек камни, которые археологи после описания сваливали в кучи, в небольшом объеме мы пытались использовать с той же целью - для создания правильного ощущения у съемочной группы и артистов. Но в основном мы все строили.


Художник-постановщик «Скифа» рассказал о том, как создавалась вселенная фильма

О взаимодействии в съемочной группе

Кино придумывают продюсер, режиссер-постановщик, оператор-постановщик, художник-постановщик, художник по костюмам, художник по гриму. У каждого множество идей. И в спорах отбирается наиболее интересное решение. Споры продолжаются и на съемочной площадке. Все хотят сделать кино ярким и интересным. Вот этот процесс и есть наши взаимоотношения. Естественно, если что-то яркое для декораций предложит режиссер, я это возьму, зачем обкрадывать картину. И если что-то точное предложит режиссеру оператор, то и он своей картине не враг. И так все по кругу. У нас на картине собралась интересная компания. Мы все были увлечены одной идеей.


Художник-постановщик «Скифа» рассказал о том, как создавалась вселенная фильма

О том, почему компьютерная графика не заменяет работу работа с физическими объектами, макетами

У специалистов по компьютерной графике есть мнение: все, что можно построить, лучше построить. И за рубежом до сих пор делают макеты, а на компьютере их только дорабатывают, вписывают движущиеся элементы. Потому что на макете или декорации, стоящей в реальном местности, как-то особенно работают свет, блики, рефлексы, воздух. И это все работает так же, как и на актерах и предметах, создает некую единую атмосферу. Боюсь, что не существует таких специалистов, которые могли бы все это повторить в компьютерной прорисовке. И из-за этого возникает множество ограничений. К примеру, считается, что компьютерный кадр не может длиться больше четырех секунд. Дальше зритель увидит, что его обманули. Мы с Мосафиром придумали все так, чтобы по максимуму избежать компьютерной графики. Например, по сценарию у нас главный герой жил в центре огромного города. Мы его поселили в живописную отдельно стоящую усадьбу на берегу моря, что дало нам возможность наслаждаться не только декорацией, но и дикостью пейзажа. Таких решений вообще было много.


Художник-постановщик «Скифа» рассказал о том, как создавалась вселенная фильма

О степени сложности проекта

Сложный проект - не тот, где приходится строить много больших декораций. Были такие проекты, где я параллельно строил до четырех декораций в разных частях света. Но если все правильно спланировано, это просто. Сложным кино делают человек и стихия. Человек может подвести, как ты потом выкручиваешься, чтобы не сорвать съемку, не упустить качество - это и есть героизм. А стихия… Налетел ураган, поломал заспинники, сорвал крыши, размыл площадку. Приходится спасать ситуацию. В основном в кино сложности из-за этих двух факторов.

А что касается замысла, он всегда рождается в муках. Ведь перед тобой стоит задача придумать мир, в котором будут жить данные конкретные персонажи. И мир этот должен быть уникальным. Еще одна сложность - одержать победу над самим собой. Нужно удивить себя, а не пойти по проверенному тобой и другими кинематографистами пути. Не всегда получается, но в этот раз что-то интересное, мне кажется, у нас вышло. Надеюсь, наш азарт, увлеченность дадут картине правильный нерв.

В прокате с 18 января.


Сергей Оболонков
Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
фильмы

обсуждение >>

№ 7
Каменная Башка   3.03.2018 - 00:13
...круть... словами фильма... не в богах суть а в людях... а боги помогут... хорошая антитеза христианству... читать далее>>
№ 6
Демьян Инютин   2.03.2018 - 10:43
Ещё одна такая "вселенная" и на этом жанре в рос. кинематографе можно будет ставить крест. читать далее>>
№ 5
tt   28.01.2018 - 01:53
... Коловрат лучше Скифа, там сказка, легенда, а здесь не понятно что.. да и вообще эти фильмы трудно сравнивать. читать далее>>
№ 4
tt   28.01.2018 - 01:49
Все слишком упрощенно, небрежно, грубо. Атмосферы во всем этом либо вообще ноль и бросается в глаза ненатуральность, либо атмосфера отвращающая. Я говорю именно про постановку и декорации. Мне сосем не... читать далее>>
№ 3
Галарина Сапфиро (Воронеж)   25.01.2018 - 20:42
Слава богу у нас стали появляться фильмы. пусть и с элементами фэнтези, но о древней истории Руси - Коловрат, Скиф.... Очень надеюсь, что список будет продолжен.... Артисты на главных ролях хороши, особенно... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

мелодрама, научная фантастика
США, 2018
комедия, мелодрама
Россия, 2018
биография, драма, триллер
США, 2018
боевик, комедия, фильм ужасов
США, 2018
научная фантастика, триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма, комедия
Германия, 2017
научно-популярный
Китай, Россия, США, Швейцария, Южная Корея, 2018
все фильмы в прокате >>