Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Квентин Дюпьё: «У меня репутация режиссёра, который снимает сумасшедшие фильмы»

интервью >>

2 августа в российский прокат выходит абсурдная французская комедия «Оленья кожа», в которой кожаная куртка подчиняет себе волю ее хозяина. В главной роли снялся знаменитый актер Жан Дюжарден, а режиссер фильма - Квентин Дюпьё, снявший хиты «Шина», «Реальность», «Неправильные копы». Его слава безумца тянется еще с тех пор, когда он был известен как диджей, музыкант и клипмейкер Месье Уазó (Mr. Oizo), нашедший себя в образе отвязного желтого медведя. Мы воспользовались возможностью распросить Квентина о кино, безумии, работе с Дюжарденом и об одержимости, которая и смешит, и пугает.

Квентин Дюпьё: «У меня репутация режиссёра, который снимает сумасшедшие фильмы»

Что является отправной точкой этой истории?

Я хотел снять само безумие. У меня сложилась репутация режиссёра, который снимает сумасшедшие фильмы, но прежде я не снимал безумие столь явно. Конечно, в фильмах «Смени лицо», «Шина», «Реальность» и «На посту!» была своя сумасшедшинка. Но всё же в них я прибегал к уловкам, чтобы безумие казалось чем-то забавным, ненастоящим. Чтобы сумасшедшими были именно фильмы, а не их персонажи. Так что я давно хотел проверить силы на персонаже, который сошел с рельсов без обиняков, без моих обычных уловок. Поэтому «Оленья кожа» — мой первый реалистичный фильм. Я знаю, что смешу людей, когда говорю такое, но для меня это глубокая мысль. С этим сценарием и этими актёрами я впервые противостою реальности.

«Первый реалистичный фильм»... Мы всё ещё говорим о фильме, герой которого одержим кожаной курткой?

Да, ведь безумие Жоржа вписано в реальность. Действие моих прошлых картин было помещено в некий утрированный киномир. А персонаж «Оленьей кожи» правдив. Мир вокруг него тоже. Вы можете встретить Жоржа на улице. Вы можете даже сами быть им. Это пугает. Я вычеркнул из своей жизни немало Жоржей, и это было непросто.

Сюжеты о безумии, как правило, показывают некое «скольжение» персонажа, его переход к сумасшествию. Но о Жорже нам ничего не известно. Почему в фильме нет эпизодов о его повседневной жизни до того дня, как он впервые надел злосчастную куртку?

Они были. Сперва мы засняли его обычную жизнь. С женой, с детьми... Чтобы понять, как потом он предаст всё это. Но при монтаже такое повествование показалось скучным и полным ненужных зрителю деталей. Я удалил все эти сцены и решил сосредоточиться на Жорже и его куртке. Понял, что, говоря со зрителем о чистой одержимости, не предлагая ему ни причин, ни предыстории — мы будто бы ставим перед ним зеркало. И он весь фильм смотрит на Жоржа, как на своё отражение.

Квентин Дюпьё: «У меня репутация режиссёра, который снимает сумасшедшие фильмы»

Как вам работалось с Жаном Дюжарденом?

Мне даже не пришлось уговаривать Жана взяться за эту роль. Между нами будто что-то щёлкнуло. Я рассказал ему фабулу, и он тут же согласился. Думаю, его, как и меня, привлекла тема одержимости. Во время съёмок персонаж будто бы вселился в него. Мы по глазам видели, что он не притворялся, а жил жизнью своего героя до последнего дубля и притом вовсю веселился. Для меня было важно, чтобы Жану почти не пришлось прикидываться сумасшедшим, чтобы он сам смог полностью раскрепоститься, забыть о камерах и позволить нам заснять его душу.

Это фильм об одиночестве, о грусти, которая превращается в сумасшествие. Я постарался отказаться от манеры работы, к которой привык на съёмках моих предыдущих фильмов, чтобы стать гибче, стать ближе к актёрам. В фильме есть много моментов, где кажется, что Жан почти не играет, настолько он органичен. Через это «Оленья кожа» начинает напоминать документальный фильм о животных. Адель Энель тоже привнесла в него нечто животное. Когда они с Жаном смотрят друг на друга, возникает странный эффект. Их глаза выражают нечто мощное. Её героиня в сценарии была гораздо приземлённее. Она же добавила в образ нерв и тревогу. Будто бы сама заразилась безумием Жоржа.

Во многих ваших фильмах встречались пугающие сцены. Считаете ли вы, что «Оленья кожа» — ваш первый фильм ужасов?

Да, в этом я уверен. В моих предыдущих фильмах всегда было нечто, что подавляет ужас. Когда насилия много, но оно абсурдно, зритель понимает, что всё понарошку. В «Оленьей коже» я вплотную подошёл к настоящему, осязаемому безумию. И это должно вызвать у зрителей совсем иную реакцию. Обеспокоить. Запутать. Чтобы они не знали, ужасаться им или смеяться. Такое воздействие на публику очень мне импонируют. Кроме того, мой фильм о кино. Ведь Жорж становится режиссёром и актёром. Поймите правильно, это не лекция о втором слое фильма. Для Жоржа камера вполне явно становится способом самовыражения. А для меня — ностальгической отсылкой к детству, когда я сам, вместе с друзьями, ставил в лесу маленькие фильмы ужасов. Жорж записывает свой «большой проект» на камеру. Для нас и для Дениз всё происходящее — только шоу. Не более чем выдумка. Фильм, набор движущихся картинок. Но для Жоржа это реальность.

«Оленья кожа» в прокате со 2 августа.
Российская ремьера фильма пройдет 1 августа в рамках фестиваля «Французские каникулы».


Евгений Червон

Афиша кино >>

мистика, триллер, фэнтези, экранизация
Великобритания, Германия, Россия, Украина, Чехия, 2014
драма
Бразилия, Дания, Норвегия, Уругвай, Чили, Швеция, 2019
драма, криминальный фильм
Россия, 2019
триллер, фильм ужасов
США, Сербия, 2019
фэнтези
Франция, 2019
боевик
США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен