Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Андрей Смирнов: «Черно-белое кино по тонкости превосходит цветное»

интервью >>

В российский прокат 31 октября вышел фильм «Француз» – новая режиссерская работа автора легендарного «Белорусского вокзала» Андрея Смирнова. Действие картины развивается в 1957 году, когда французский студент Пьер Дюран, которого играет актер и популярный блогер Антуан Риваль, приезжает на стажировку в МГУ, знакомится с балериной Большого театра Кирой Галкиной и фотографом Валерой Успенским, погружается в культурную жизнь Москвы, не только официальную, но и подпольную. Но стажировка и знакомство с разными сторонами быта советских людей – не единственная цель Пьера. Он ищет своего отца, белого офицера Татищева, который был арестован в конце 30-х. Мы поговорили с Андреем Смирновым о погружении в другую эпоху, ценности черно-белых фильмов и отличиях советского и российского кинематографа.

Андрей Смирнов: «Черно-белое кино по тонкости превосходит цветное»
фото: Андрей Смирнов / WDSSPR

Расскажите, как возник замысел «Француза» – появилась сначала история Татищева или Пьера?

Все начиналось с фигуры, из которой затем вырос образ Татищева. По ходу разработки сюжета стало ясно, что нужен какой-то непредвзятый взгляд человека из другой среды, с другим воспитанием. И поэтому естественным образом появились стажеры, которые действительно были в МГУ в конце 1950-х. Из них выросли выдающиеся слависты – такие как Жорж Нива, как покойный Луи Мартинез. Всё это органически сложилось в тот сюжет, который есть фильме.

Один из эпизодических героев при этом начинающий режиссер, который учится во ВГИКе и которого играет ваш сын Алексей. Он участвует в одной из самых ярких сцен картины. Это автобиографичный герой?

Сцена встречи Нового года, о которой вы говорите, воспроизводит мою молодую компанию, где были люди из консерватории, из ВГИКа, из медицины. Такая была компания, где мужики пили разбавленный спирт, а девушки – шампанское. Примерно ее мы и воспроизвели.

Андрей Смирнов: «Черно-белое кино по тонкости превосходит цветное»
фото: Антон Риваль и Андрей Смирнов / WDSSPR

В Facebook у вашего сына как раз читала, что именно он посоветовал вам взять на роль француза Антуана Риваля, с которым был хорошо знаком, теперь известного блогера.

Это не совсем так. Когда мы начали кастинг, Антуан еще не был известным блогером, но мы быстро на него набрели при поиске актера. Я сразу понимал, что француза у меня будет играть только француз, а у Антуана – русская мама, папа-француз, сам он вырос в Париже. Мы нашли его, он пришел на пробы и был впоследствии утвержден на главную роль.

С его блогерским творчеством вы знакомы?

Что-то мне сын показывал, но я интернетом пользуюсь очень специфически. У меня нет ни Facebook, ни WhatsApp, да их и не хочется. Мне вполне хватает книг, которые стоят у меня на полке.

Другой главный герой ленты – Татищев в исполнении Александра Балуева – профессиональный математик. А у вас какие отношения с точными науками?

В школе проблем не было, учился на «пятерки», в десятом классе даже решил, что идти в артисты несерьезно и засел в библиотеку, где решал сборник задач по высшей математике, уже такого институтского уровня. И сказал школьному учителю математики – у нас в старших классах вел ее старик, у которого было три образования, интеллигент, с глубоко мрачным, пессимистическим взглядом на жизнь, – что думаю поступать на мехмат. Он сказал фразу, которая меня тогда потрясла: «У тебя светлая голова, для поступления годится, но с твоим характером туда ни за что». Меня это поразило, я все думал, что же такого он увидел в моем характере, но в итоге поставил тот задачник обратно на библиотечную полку и больше никогда его не касался.

Андрей Смирнов: «Черно-белое кино по тонкости превосходит цветное»
фото: Фото с презентации фильма «Француз» / WDSSPR

Почему же тогда Татищев именно математик?

В первую очередь он артиллерист, оканчивал Михайловское юнкерское училище, а артиллерист – это обязательно математик, и в фильме говорится о том, что он был первым по занятиям математикой в училище и продолжал их всю жизнь. Уже ближе к концу работы над сценарием родилась идея того, что он занялся математическим доказательством бытия божия. Уже не помню, почему мне пришла такая идея, но я сразу заглянул в историю, и оказалось, что действительно ряд выдающихся математиков XX века занимались этим. В том числе академик Борис Викторович Раушенбах, один из создателей нашей космической отрасли. А дальше я, естественно, обратился к профессиональным математикам. В частности, у меня был консультант Александр Хелемский – мой большой друг, всемирно известный математик. И он вместе с еще несколькими специалистами помог мне составить текст, который говорит Балуев, так что он выверен у математиков, тут я отвечаю за каждое слово.

Можно ли, на ваш взгляд, с таким точным математическим подходом исследовать российскую историю?

Я не могу об этом судить. Мои знания математики слишком скудны. Но не один математик занимался российской историей и будет заниматься и в дальнейшем.

Андрей Смирнов: «Черно-белое кино по тонкости превосходит цветное»
фото: Пресс-служба компании WDSSPR

Почему вы выбрали для своей картины черно-белое изображение? Связано ли это решение с финансированием ленты.

Сейчас это не имеет никакого отношения к деньгам, потому что пленки уже нет. Мы с художником и оператором сразу решили, что фильм будет черно-белым, потому что такое изображение лучше передает ту эпоху. На мой взгляд, по цветовой градации, по тонкости черно-белое кино превосходит цветное, в нем такое количество оттенков серого, черного и белого. И я доволен результатом, особенно главной сценой – разговора отца с сыном в доме культуры в Переславле. В ней такая тонкость изображения, что я наслаждаюсь этой сценой каждый раз, когда смотрю фильм. Великолепная работа художника Владимира Гудилина и оператора Юрия Шайгарданова.

Фильм «Француз» закрывал «Кинотавр», при этом фестиваль открывала лента Валерия Тодоровского «Одесса», которая отправляет зрителей в 1970-й. И в программе самого фестиваля тоже почти не было фильмов непосредственно о сегодняшнем дне. Почему, на ваш взгляд, российские режиссеры почти не снимают кино о современности?

Я, честно говоря, не знаю. Сам я могу снимать только про прошлое, нынешнюю реальность я воспроизвести не в состоянии, уже плохо понимаю даже жаргон молодого поколения. У меня четверо детей – от 50 до 30 лет, они уже взрослые люди, но и в их реалиях я слабо ориентируюсь, что естественно – мне через два года будет уже 80 лет.

Андрей Смирнов: «Черно-белое кино по тонкости превосходит цветное»
фото: Премьера фильма «Француз» / WDSSPR

Несмотря на то, что сейчас выходит ваша режиссерская работа, вы еще работаете и как актер, в последние годы даже кажется, что вы очень активно снимаетесь.

Как артист я зарабатываю свой хлеб больше 30 лет, в последнее время бывает по-разному, но да, был, например, сериал «Динозавр», у которого очень хорошие зрительские цифры.

Вы комфортнее себя ощущаете как артист или как режиссер?

Я как-то об этом не задумывался. Актерским ремеслом я занимался еще во ВГИКе, да даже раньше – в школе ставил спектакли как режиссер и сам сыграл в них кучу ролей, до Шексира разве что не добрался, не успел, потому что пошел учиться во ВГИК. Так что актерское ремесло – то, чем я занимаюсь почти все время. Так же, как и режиссурой, хотя я не снимал 30 лет кино, надоело с цензурой иметь дело.

Кстати, про цензуру, у вас в фильме много курят, что сейчас тоже не всеми поощряется.

На это я плевать хотел. В жизни тоже курят и пьют.

Андрей Смирнов: «Черно-белое кино по тонкости превосходит цветное»
фото: Пресс-служба компании WDSSPR

В целом, как вам кажется, сейчас в российском кино ситуация лучше или хуже, чем в советском?

Мне смешно слышать вздохи и ностальгию по советскому кино. Вот я – осколок советского кино, воспитанный и проработавший большую часть жизни при советской власти. Даже сравнивать нельзя сегодняшний российский кинематограф и советский. Потому что шедевры того времени – это ничтожная часть того, что было. 150 полнометражных фильмов производили только для киноэкранов, еще 150 делало телевидение. Среди них зритель смотрел четыре-пять. Редкий год, когда одновременно выходила и комедия Рязанова, и комедия Гайдая, что обеспечивало зрительский успех. Так же, как редкий случай был выхода в один год картины Тарковского и Иоселиани – для тех, кто любит изысканное кино. А вот эти 150 производимых тогда картин – где они? От этой промышленности и тени не осталось. Для кого они делались? Для самих производителей и для престарелых членов политбюро и их тещ, которые очень часто и были главными оценщиками картин на даче. А посмотрите на сегодняшний уровень кинематографа, в первую очередь сериалов. Только за последний год вышли «Звоните ДиКаприо!», «Домашний арест», «Обычная женщина» – картины высокого художественного и профессионального уровня. Сейчас в один год выходит минимум 5-7 сериалов очень высокого уровня, о таком и речи не шло в советской время. При этом российский кинематограф только становится на ноги. Конечно, есть цензура телеканалов, есть цензура, исходящая от денежных продюсеров, но государственной цензуры действительно нет. Борис Хлебников или Жора Крыжовников – это первое поколение российских режиссеров, которые реально работают в условиях отсутствия цензуры. Так надо, чтобы хотя бы еще два-три поколения прожили нормально, тогда и выяснится подлинная мощь российского кино. У нас масса талантливых молодых ребят, прекрасное поколение новых молодых актеров и актрис. Только начинает расти естественная поросль нашего кино, но для того чтобы начал расти лес, нужно время.

«Француз» в прокате с 31 октября.


Маша Токмашева
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

драма, экранизация
СССР, 1984
комедия, семейное кино
США, 1921
драма, приключения
Россия, 2018
исторический фильм, триллер
Швеция, 2019
драма
Канада, 2019
военный фильм, драма, исторический фильм, триллер
Гонконг, Китай, США, 2019
биография, боевик, драма, спортивный фильм, экранизация
США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен