Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Юсуп Разыков: «Мне было важно, как из ничего рождается музыка»

интервью >>

В российский прокат 30 января выходит фильм «Танец с саблями» – история создания знаменитого шедевра композитора Арама Хачатуряна. Картину снял режиссер Юсуп Разыков, постоянный участник фестиваля «Кинотавр», известный своими авторскими лентами «Стыд», «Турецкое седло» и недавним «Керосином», получившим премию критиков «Белый слон» за лучший сценарий. Мы поговорили с режиссером о том, как он решился на масштабную историю о музыкальном гении эпохи, чем его привлекла судьба Хачатуряна, а также о том, как он нашел исполнителя главной роли и смог гармонично совместить в своей картине искусство музыки и кино.

Юсуп Разыков: «Мне было важно, как из ничего рождается музыка»
фото: Съемки фильма "Танец с саблями"/кинокомпания "Марс Медиа", пресс-служба картины

Вы снимали, в основном, такие камерные в хорошем смысле слова фильмы, на которых же, как правило, сами выступали продюсером. Как вы решились на такой большой проект, причем с большой продюсерской командой во главе с Рубеном Дишдишяном?

История героя – Арама Ильича Хачатуряна – меня всегда интересовала и продолжает интересовать. Некоторое время назад я решил принять участие в конкурсе, который как раз проводила компания Рубена Дишдишяна «Марс Медиа», – на создание сценария об известном человеке в истории нашей страны. Я выбрал Хачатуряна и началась работа. Изначально задумывался телесериал из четырёх серий. Но всё кончилось тем, что «Танец с саблями» превратился в международный проект для создания полнометражного фильма.

У вас в фильме много внимания уделяется именно теме отношений художника и власти.

Для меня была важнее другая тема, культурологическая – как рождается произведение, как из пустоты, «из ничего» возникает музыка… Мне был важен механизм творчества, что должен пережить, накопить художник, чтобы за очень короткое время создать произведение и при этом выразиться настолько ярко, что это произведение весь мир признаёт шедевром, образцом. И это для меня было самым главным, а все остальное – правительство, власть, – это все очень внешняя история. Многие века художник, композитор работал нанятым, придворным творцом. Я не говорю о цензуре или произведениях, призванных обслуживать действующую власть. Я о том, что уже никто не помнит тех, кто приказывал, заказывал, а произведения живут. Капелла Медичи во Флоренции, Сикстинская капелла, работы Андрея Рублёва – все они созданы именно так…. Красота служит не конкретным людям. Это очень плебейское отношение к миру искусства…

Юсуп Разыков: «Мне было важно, как из ничего рождается музыка»
фото: Съемки фильма "Танец с саблями"/кинокомпания "Марс Медиа", пресс-служба картины

Если говорить про механизм творчества, пытались ли вы изучать какие-то современные примеры, трансформацию процесса творчества, так сказать. Потому что все упомянутые вами истории – это все же понятные исторические референсы. Сейчас, на ваш взгляд, творчество может существовать в таком режиме, или с течением времени подход к нему изменился?

Это никого не интересует! Вопрос в том, как воспринимает результаты творчества публика. Для нее фильмы – это чисто жанровая история, и те работы, которые выходят в широкий прокат, это доказывают. Жанровая история не подразумевает размышлений, это игра – победная или проигрышная. Зритель в нее играет, ведет с собой детей. И это самая обидная вещь. Условия существования проката не обязывают вас ни воспитывать, ни ставить перед вами вопросы, и, конечно, после просмотра никаких выводов вы не должны делать, а должны только съесть свой попкорн. Причем я понимаю, что эти картины сделаны достаточно качественно, как и попкорн. То есть ты не отравишься, но и не станешь умнее. Если ты хочешь смотреть кино, надо быть готовым его смотреть.

У вас в «Танце с саблями» важную роль играет актерский ансамбль, который отмечается в США, например, отдельной наградой, а у нас в принципе нет такой номинации ни на одной из премий.

Я всегда стараюсь работать со своими друзьями, которые перетекают у меня из одного фильма в другой. Почти как, простите за это сравнение, у Тарантино, у Скорсезе – у них же всегда один и тот же состав, и меня это завораживает. Они четко осваивают актеров и в каждом фильме привносят в них что-то новое. Я стараюсь делать так же. Готовясь к съёмкам «Танца с саблями», я точно знал, что очень хочу снимать Сашу Кузнецова, потому что для меня он был невероятным артистом! Пластичным, умным, тонким…. Жаль, что, к сожалению, он так рано ушел.

Юсуп Разыков: «Мне было важно, как из ничего рождается музыка»
фото: "Танец с саблями"/кинокомпания "Марс Медиа", пресс-служба картины

У него, наверное, последняя роль как раз в «Танце с саблями», причем очень сильная.

Говорят, лучшая его роль, насыщенная, драматичная. Мне было очень приятно, что он серьезно отнесся к этому делу. Он мне звонил по ночам, мы встречались, говорили о том, что такое его роль.

Да, несмотря на то, что он играет чиновника Пушкова, он у вас не просто «гэбист в штатском», который просто постоянно ходит где-то сбоку, как это часто бывает в подобных картинах.

А он и есть чиновник! Но и в свою очередь именно утраченный талант – ведь он тоже когда-то хотел стать музыкантом. И то, что он оказался, наверное, лучшим редактором для Хачатуряна, по крайней мере для меня было важно. И это случилось из-за его творческого бессилия, что гораздо круче, чем просто зависть, власть, деньги, женщины, ревность…. Эти причины совсем не интересны, поэтому мы и старались от них избавиться, это такой политический бытовизм. А я хотел сделать кино про дарование, которое либо окончательно утрачено, либо его никогда не было. И его тоска и его ненависть, это тоска и ненависть бездаря!

Как вы нашли исполнителя главной роли – Амбарцума Кабаняна?

Он выдающийся актер, один из главных артистов театра Петра Фоменко, причем самых любимых зрителями. Но это я узнал, только когда мы начинали работу над фильмом, он был мне не известен – я плохой театрал. Кабанян – абсолютно особая артистическая форма, и под него нужно делать особое кино, не суетливое, не болтливое. Амбарцум очень приятный в общении человек, очень ответственный, классный, но, когда мы начали с ним общаться, я вдруг увидел, что он не знает, что делать. А еще он гениально молчит в кадре! Про Амбарцума я говорю так: «Он совершенно ничего не делает для того, чтобы завоевать вас, но, если вы хотите идти за ним - это ваша история».

Юсуп Разыков: «Мне было важно, как из ничего рождается музыка»
фото: Съемки фильма "Танец с саблями"/кинокомпания "Марс Медиа", пресс-служба картины

Насколько режиссерски вам было сложно работать с музыкальной частью картины, поскольку многие ждут от фильма про композитора обилия музыки, а у вас тут она очень тонко вплетена в драматургию и в полную мощь уже звучит, пожалуй, только ближе к финалу.

Это вопрос не сложности, а меры вкуса. При работе я знал, что у меня будет только две темы, которые не очень многие понимают, потому что, в общем-то, не обязаны. Во–первых, это ткань Второй симфонии, которую Хачатурян писал в тот период, во-вторых, непосредственно музыка из «Гаянэ», которая у меня звучит три раза – «Колыбельная», «Танец розовых девушек» и собственно «Танец с саблями». А все остальное время заполняет именно поиск музыки, той самой Второй симфонии с Колоколом, которая вынужденно соперничает с «Гаянэ», работу над которой и он, и вся труппа считали законченной. Но она каждый раз возобновлялась, отрывала его от того, что он считал главным в то время. В том числе и неожиданный приказ написать ещё один танец в «Гаянэ». Им и стал знаменитый впоследствии «Танец с саблями», который он написал за восемь часов!

Стоит ли, на ваш взгляд, смотреть «Танец с саблями», так сказать, знатокам творчества, людям, которые любят в кино находить неточности в биографии известных людей и исторических событий, показанных на экране?

Пусть смотрят все! Я взялся за «Танец с саблями» только потому, что очень люблю Хачатуряна, знаю очень много людей, которые его любят, и мне было очень интересно понять, кто этот человек, создающий и помогающий чувствовать по-настоящему прекрасную музыку.

«Танец с саблями» в кино с 30 января.


Маша Токмашева
Анна Котова-Дерябина: «Женское начало – это мягкая энергия, которая гораздо сильнее мужской пробивной»
Анна Котова-Дерябина: «Женское начало – это мягкая энергия, которая гораздо сильнее мужской пробивной»
Исполнительница главной роли в сериале «Фемида видит» — о работе с Ильей Куликовым, сильных женщинах и шансах кардинально изменить профессиональную жизнь
2 комментария

Афиша кино >>

криминальный фильм, мелодрама, экранизация
Франция, 1959
боевик, драма, приключения, семейное кино
Китай, 2020
комедия
Франция, 2020
детектив, криминальный фильм, триллер
США, 2021
комедия, мелодрама, научная фантастика, экранизация
Германия, 2021
мистика, триллер, фильм ужасов
США, 2021
боевик, мистика, научная фантастика, приключения, фэнтези, экранизация
США, 2021
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, фильм о животных, шпионский фильм
США, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен