Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Наталья Мокрицкая: «В "Человеке из Подольска" все комплексы современного жителя России»

интервью >>

В российский прокат 26 ноября выходит режиссерский дебют Семена Серзина «Человек из Подольска» по одноименной суперпопулярной в театрах пьесе Дмитрия Данилова. Ранее картина была представлена на «Кинотавре», где получила приз за лучшую музыку (композитором и исполнителем главной роли выступил солист группы OQJAV Вадик Королев). Фильм действительно был одним из лучших в программе этого смотра и имеет все шансы если не в кинотеатрах, ограниченных сейчас 25%-ной рассадкой, то в онлайн-прокате стать настоящим хитом. Спродюсировала ленту Наталья Мокрицкая, на протяжении многих лет удачно совмещающая в себе талант открывать яркие дебюты, как было с Кириллом Серебренниковым и Иваном И.Твердовским, и работу над качественными драмами в духе «Битвы за Севастополь». Не так давно Мокрицкая к тому же возглавила «Москино». Мы поговорили с продюсером о современной драматургии, молодых отечественных кинематографистах и будущих съемках в Москве.

Наталья Мокрицкая: «В Человеке из Подольска все комплексы современного жителя России»
фото: Таисия Вилкова, Семен Серзин и Наталья Мокрицкая на премьере фильма "Человек из Подольска"/ фото – Ксения Угольникова/ пресс-служба кинокомпании "ПРОвзгляд"

На «Кинотавре», помню, вы говорили, что сотрудничество с Семеном Серзиным началось после того, как вы увидели его спектакль по «Человеку из Подольска».

Это была постановка в Театре Волкова в рамках проекта «Играем вместе» – театрального марафона, посвященного современной драматургии. В нем режиссеры из разных городов ставят пьесы, победившие на «Любимовке» и «Кульминации». Я сама состою в экспертном совете последней, чему очень рада. Каждый год читаю новые пьесы – конечно, много слабых, но есть настоящие бриллианты.

Хороших пьес больше, чем хороших сценариев?

Конечно. Другое дело, что это театр, и не все можно адаптировать для кино, но уровень текста там выше, чем у сценариев. У меня есть несколько особенно любимых, но не знаю, как их можно перенести на экран. Например, пьеса «Исчезнувший велосипедист» погибшего драматурга Константина Костенко – это просто гениальная идея про то, как велосипедист из математической задачи поехал из пункта А в пункт Б и пропал, и все превращается в настоящий детектив. Американцы, наверное, давно бы уже сделали что-то с такой идеей. И в новой драме очень много интересных сюжетов, с которыми можно работать и в кино.

А другие спектакли по «Человеку из Подольска» вы до постановки Семена видели?

Сначала я увидела его, а уже потом посмотрела спектакль в Театре.doc. Постановка Семена мне нравится больше, потому что она условнее и кинематографичнее. Семен вообще кинематографичен – даже его недавний спектакль «Красный крест» в «Гоголь-центре» при определенной работе может стать кино.

Насколько сложно переработать пьесу и отчасти спектакль в фильм?

Если кто-то прочитает пьесу и посмотрит спектакль, то увидит большую разницу. Блестящий текст Данилова мы сократили раза в два и придумали кульминацию, без которой невозможно кино, потому что сама пьеса очень ровная. Вместе с Семеном мы приводили всё к кинематографическому знаменателю, искали, кто может переделать пьесу и наши идеи в сценарий, и вышли на Юлию Лукшину, она работала на нескольких сериалах, сама читает лекции по сценарному мастерству и, что нам было важно, знает законы кинодраматургии и структуру, необходимую для кино. И она смогла достаточно говорливую пьесу перенести в сценарий, за что я ей очень благодарна. Мы сразу же получили деньги на питчинге Минкультуры, где наш проект был первым в экспертном рейтинге, достаточно быстро запустились и успели снять кино до пандемии.

Наталья Мокрицкая: «В Человеке из Подольска все комплексы современного жителя России»
фото: Наталья Мокрицкая и Дмитрий Данилов на премьере фильма "Человек из Подольска"/ фото – Ксения Угольникова/ пресс-служба кинокомпании "ПРОвзгляд"

В кастинге, насколько я понимаю, вы тоже принимали активное участие и рассказывали, что вам не нравилась кандидатура Вадика Королева на главную роль.

Он не очень хорошо попробовался, но режиссеру-дебютанту всегда нужно дать ощущение свободы, чтобы у него было вдохновение. Хотя я очень боялась, что у Вадика не получится, он все-таки не актер, но, посмотрев кино на большом экране, я поняла, что нужные вещи он отыгрывает, и все получилось гораздо лучше, чем я представляла.

Семен его рассматривал, потому что был важен музыкальный бэкграунд?

Нет, он просто его товарищ. Хотя Семен – парень продвинутый, современный, он следит за музыкой, сам ее пишет, как и его брат, актер Женя Серзин. Я на главную роль хотела Николая Комягина из Shortparis. Мы с ним познакомились на «Кинотавре», я там посмотрела короткометражку с его участием, и он бы хорошо у нас сыграл, в нем есть инфернальность. Но он не смог – Shortparis в этот момент активно давали концерты. Вадик тоже музыкант, да, но этот бэкграунд не был ключевым для исполнителя главной роли, мы пробовали и других артистов. Но Семен настоял на Вадике. Что же касается других актеров, то единственным, кого мы взяли из спектакля Семена, стал Владимир Майзингер, который служил в Ярославском театре им. Волкова. Он выдающийся артист, не так давно переехал в Москву и теперь он актер Театра Пушкина. А Вика Исакова – наша общая с Семеном любовь. Я помню ее еще с «Дневника убийцы», который снимал как оператор мой муж Сергей Мокрицкий. А Семен хорошо знает Вику как театральную актрису, он с ней делал спектакль «Дневник Анны Франк». Остальные актеры – из питерского «Невидимого театра» Семена.

Уже после «Кинотавра» в связи с «Человеком из Подольска» многие вспоминали «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова – фильм, который также спродюсировали вы. К тому же, Семен недавно сыграл у Серебренникова в «Петровых в гриппе».

Фильм «Петровы в гриппе» я еще не видела. Но Семен очень любит метод Серебренникова. Кирилл в своих театральных экспериментах и опытах очень кинематографичен и всегда таким был – с первого спектакля «Пластилин» в Москве, – чем мне очень нравился. Конечно, они из одного направления российской режиссуры. Они оба визуалы, при этом очень хорошо работают с артистами, что, к сожалению, редкость.

Наталья Мокрицкая: «В Человеке из Подольска все комплексы современного жителя России»
фото: Кадр из фильма "Человек из Подольска"

Если вспоминать «Изображая жертву» и проводить временную нить. Герой Чурсина и герой Королева, безусловно, отражающие, так сказать, обычных молодых россиян, – они представители разных поколений?

Они разные, потому что они дети разных родителей. Там был человек 81-82 года рождения, он был воспитан советскими родителями, в советской школе, был пионером, и в нем была очень сильна советская эстетика и идеология. Он знал «Гамлета», мучился, рассуждал, цитировал стихи «Быть знаменитым некрасиво» и так далее. Он все равно был воспитан той традиционной советской культурой – с хорошими школами, с внедренными нравственными законами, которые мы могли ломать, но которые были. Это совершенно разные люди – те, которым сейчас 40, и те, кому 25.

Но для вас «Человек из Подольска» — он кто?

Это, конечно, современный герой, в нем все комплексы современного жителя России, которому хочется быть модным и востребованным, не имея к этому таланта, или богатым, не имея к этому трудолюбия. Такая вот песня неодаренности. Сейчас очень много возможностей себя презентовать, чем и занимаются разные люди – и талантливые, и нет. Так что это такой герой новой презентационной эпохи, которая повторяет эпоху Островского. «Не нужно быть, сумей прослыть».

Это отражается и в нынешнем кино, где очень мало талантливых, не пустых авторов. Как продюсеру найти достойного дебютанта?

Я не знаю, я не просто так ушла из продюсерской сферы в «Москино». Мне там стало скучно. Я верю в дебютантов, но приходит очень необразованное поколение. Вот они почитали презентацию про начало Второй Мировой войны и считают, что знают, что такое Вторая Мировая война. Я не хочу тратить время на то, чтобы заставлять их прочитать хотя бы три книги и посмотреть шесть фильмов. Приходят неофиты – одаренные, но необразованные. Я, может быть, скажу немодную вещь, но мне тяжело говорить не с «вгиковцами». Школы кино, которые расплодились, дают уверенность в себе и минимальный навык соединения двух картинок, но не образование. Понятно, что и во ВГИКе есть минусы, но там хотя бы заставляют что-то смотреть системно, какие-то предметы — русская, зарубежная литература – есть. А помимо этого я устала от финансовых проблем. На «Юрьев день» Кирилла Серебренникова в 2007 году давали 30 млн, и сейчас на новый фильм Ивана Твердовского, уже не дебютанта, тоже дают 30 млн. Только тогда доллар был 26 рублей, а сейчас – 80. И как работать? Очень тяжело снять кино на эти деньги, даже если находишь внебюджет. Понятно, что мы не до такой степени привязаны к доллару, и я очень благодарна Министерству культуры и Фонду кино, что они поддерживают авторское кино.

Наталья Мокрицкая: «В Человеке из Подольска все комплексы современного жителя России»
фото: Премьера фильма "Человек из Подольска"/ фото – Ксения Угольникова/ пресс-служба кинокомпании "ПРОвзгляд"

В «Москино», надеетесь, будет спокойнее? Какие задачи перед вами поставлены?

Это государственная бюджетная организация, у которой есть определенный план сохранения и развития, есть сеть кинотеатров, Кинокомиссия. Передо мной поставлена задача объединения в «Москино» функций, необходимых для смотрения, производства и обучения кино в Москве. Сейчас начинается строительство большого комплекса натурных площадок для производства кино и сериалов – это масштабный проект, там будут построены модули улиц Москвы и Петербурга разных эпох, аэропорта, вокзала. И это огромный кусок работы. Еще одно направление – развитие Московской Кинокомиссии в контексте международных съемок. Для этого требуется тщательная подготовка – и на законодательном уровне, и на уровне кинообразования, потому что нужно готовить говорящий на иностранных языках персонал, специалистов «среднего звена». Я, безусловно, буду сохранять то, что удалось добиться предыдущему руководству «Москино», и максимально развивать другие направления работы – так, чтобы Москва действительно превратилась в мировую киностолицу.

«Человек из Подольска» в кино с 26 ноября.


Маша Токмашева

Афиша кино >>

комедия, приключения
Италия, Франция, 1989
триллер
Великобритания, США, 2020
мистика, фильм ужасов
Великобритания, 2020
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2020
биография, драма, спортивный фильм
США, 2020
приключения, триллер
Россия, 2021
мистика, научная фантастика, триллер
США, 2018
боевик
Китай, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен