«Чёрт». Премьера в Самаре


новости


14 февраля 2011

«Чёрт». Премьера в Самаре
5 февраля 2011 года в Самаре состоялась премьера художественного фильма «Чёрт» киностудии «Полная Луна».
«Чёрт». Премьера в Самаре

Возникновение идеи фильма
Идея создания триллера «Черт» родилась в феврале 2007 года. В ноябре 2006-го ряды независимой киностудии «Полная Луна», которая под руководством режиссера Дмитрия Лещенко работала над созданием мистического комедийного сериала «Гаражные Истории», пополнились энтузиастами киносъемок из коллектива «Квазар Видео». Расширенный состав киностудии выпустил 5-ти серийный сериал и уже обдумывал идеи для создания следующих двух серий в продолжение развития сюжета.
В это время, в руки объединенной группы сценаристов попал обрывочный этнографический материал мистического содержания, страшный в своей концепции и наделенный невероятной силой, который, как искра, разжег костер большого драматического сюжета, основанного на народных легендах. Авторы идеи в лице Дмитрия и Елены Лещенко, а также Виктора и Ольги Борисенковых принялись за ее развитие. Местом действия фильма был выбран мрачный таинственный лес, а персонажами – не привычные по многим фильмам ужасов туристы или потерявшаяся молодежь, а нечто новое, кого еще не было в подобных фильмах – бригада геологов.
При написании сценария создатели пошли по оригинальному пути, опираясь на существующие ресурсы. Было принято решение не подбирать актеров под написанный сценарий, как это происходит в большом кино, а наоборот – сначала определен круг актеров, проанализирован характер и модель поведения каждого, а вот после этого с конкретного человека писался каждый персонаж, его роль и взаимодействия в бригаде, его реплики и, исходя из этого, моделировалась каждая сюжетная ситуация. То есть актерам не приходилось играть своего персонажа, а требовалось просто быть собой и вести себя естественно, соотнося реального себя с предлагаемыми сценаристами и режиссером сценами. К слову сказать, так как идеей создателей было показать персонажей не вызывающих симпатии, то здесь в персонажах находили отражение отрицательные и негативные стороны характеров реальных исполнителей. А такая эмоциональная разрядка помогала управлять и контролировать негативную составляющую своей сущности в повседневной жизни актеров.
Съемкам предшествовала многомесячная подготовительная работа. Помимо подготовки литературной части, а также решения многочисленных технических вопросов по декорациям, реквизиту, гриму и спецэффектам, проходили кинопробы и репетиции. С целью максимально достоверно создать образы геологов, актеры обучались работе с топографическими измерительными приборами – теодолитами и нивелирами, внимали советам консультантов по геологии.
К мнениям специалистов приходилось прислушиваться нередко – например, съемки эпизодов в штольнях не стали бы возможными без помощи и советов консультантов по пещерам – Артема и Светланы Кругликовых.

О съемочной группе
Несколько слов об актерском составе. В фильме снималось только 2 профессиональных актера – Алексей Абкин и Алексей Воленко. Остальные по основным профессиям – инженеры, программисты, системные администраторы, переводчики, менеджеры, руководители. Многие из актеров уже имели опыт съемок в предыдущих проектах «Полной Луны», многие впервые попробовали раскрыть свой творческий потенциал перед камерами. Для пущей убедительности в фильме снялись настоящие геологи и нефтяники.
Но эта непрофессиональная команда с лихвой в проекте скомпенсирована участием в работе профессиональных технических специалистов – операторов с опытом работы на телеканалах, монтажеров с телевидения, зарекомендовавших себя как грамотных специалистов.
Музыку для фильма написал московский композитор Дмитрий Ефимов. Он сотрудничает с «Полной луной» уже несколько лет. До этого он писал мелодии к двум их фильмам, одним из которых был телесериал «Гаражные истории» (2007). Как музыкант Ефимов более известен за рубежом. В настоящее время он пишет музыку для западных киностудий, продвигает за границей свои новые альбомы и является полуфиналистом международного интернет-конкурса композиторов в 2007 году.
Так как в Самаре не нашлось специалистов компьютерной анимации, работающих для киноиндустрии, то пришлось искать помощи в соседних регионах. В итоге, к процессу работы над фильмом подключилась студия анимационных эффектов «Муха» из Уфы. Их задачей являлась цветокоррекция изображение и создание цифровых спецэффектов. Участие в кино-процессе уфимской «Мухи» переводит «Полную Луну» на новый технический виток развития, открывая новые технологические возможности путем применения компьютерной графики. Профессиональный творческий коллектив «Мухи» под руководством Виталия Мухаметзянова, имеющий богатую историю выполнения работ для отечественного шоу-бизнеса, в том числе известные как создатели спецэффектов для фильмов «Код Апокалипсиса», «Следующий после Бога» и сериала «Мастер и Маргарита», позволили воплотить на экране те замыслы режиссера, которые невозможно было реализовать на съемочной площадке.
По сюжету в фильме много трюков – опасные падения, прыжки, драки, автомобильные погони. И все эти трюки актеры выполняли сами, без помощи дублеров. Хотя профессионалы, конечно консультировали.

Специфика работы в группе. Сложности
Существует определенная специфика в работе с полупрофессиональным кино-коллективом. Основной процесс кинопроизводства происходил в Самаре, спецэффекты делались в Уфе, саундтреки рождались в Москве. Достаточно хлопотным занятием оказалось переправлять между городами сотни гигабайт видео- и аудиоинформации, но эти технические трудности были преодолены.
К определенного рода сложностям относится режим съемок. Так как у всех участников производства имеются основные работы, то съемки приходилось планировать на выходные и праздничные дни и в будни в вечернее время. Эпизоды фильма снимались хаотично, исходя из того, кто из актеров мог присутствовать на запланированных съемках. Это, конечно, вносило сбои в организацию и планирование, техническую часть, особенно грим и спецэффекты приходилось готовить в авральном режиме. Постоянно возникали накладки и ситуации на грани фола.
Непрофессиональные актеры отличались тем, что постоянно норовили не выучивать роли, приходилось при съемках сценаристу и помощнику режиссера работать суфлером, соответственно страдал звук с площадки к нескрываемой досаде звукорежиссера. К слову сказать, по этой причине весь звук в фильме – интершумы и голоса актеров пришлось создавать заново, а это заняло значительное время.
Еще одна существенная сложность этого фильма – внешний вид актеров. По сюжету фильма персонажи переживали трое суток в лесном лагере, а снималось все это три года. Соответственно, за три года все актеры менялись – невозможно заставить человека не худеть или не поправляться, девушкам не стричь и не перекрашивать волосы, поэтому гримеры и костюмеры заработали себе много седых волос пытаясь сохранять облики героев фильма.

Теперь о самом фильме

О сюжете.
В глухих лесах во время изыскательских работ, связанных с прокладкой трассы под нефтепровод, бесследно исчезла геологическая партия, возглавляемая бригадиром Ворониным. Тем не менее, этот факт не вызвал особых опасений и хозяин нефтепровода, под который и планировались изыскания, бизнесмен Максим Черномазин, вспоминает, что совсем рядом, в нескольких километрах, работает бригада геологов под руководством его старого знакомого, бригадира Олега Шуликина. Черномазин видит спасение ситуации по своевременному окончанию разведки трассы в привлечении к работам людей Шуликина, и, зная алчность и жадность Олега Борисовича, даже не сомневается, какой ключ подобрать к обеспечению успеха предстоящей вербовки своего знакомого.
Съемочная группа, в оригинальной авторской манере, рассказала зрителю леденящую душу, но одновременно увлекательную и полную событиями историю столкновения людей с Непознанным.

Почему выбран жанр – фильм ужасов, триллер?
Опять же исходя из ресурса и уровня профессионализма команды. Для реализации фантастического сюжета требуются большие финансовые затраты – сложные декорации, грим, много компьютерной анимации – очень дорого. Исторический фильм – затраты не меньше – создать интерьеры, костюмы, массовки, реквизит. Для хорошей драмы или комедии нужны профессиональные актеры, на игре которых все держится. Остается ужасник. Все просто – обыденные костюмы, обычные места для съемки, никому не известные актеры. Атмосфера страха создается легко, кажется, что это может произойти с каждым, поэтому становится неуютно и, невольно, вжимаешься в кресло. Основные затраты только на грим и достойную музыку. Для нас работа над фильмом была своего рода пари – сможем провернуть такой сложный проект или нет? Сначала это кажется нереальным – 15 персонажей, 13 их них ключевых, море грима и графики, большое количество площадок. Сейчас кажется невероятным, как мы все это осилили. Но мы выиграли пари у своего страха, мы сделали этот фильм!

Почему фильм назван «Черт»?
Скажу сразу, съемочная группа не является сатанистами или готами. Нам было просто интересно суметь создать такой сложный с технической и постановочной точек зрения фильм. Черт в варианте «Полной Луны» - сущность, относящаяся к низшему сословию стихийных духов, как лешие, домовые, водяные. Хозяин леса, фольклорный персонаж.
Здесь в очередной раз иллюстрирована тема попыток сил зла проникнуть в мир людей, смутить, толкнуть на грехи и завладеть человеческими душами.
«Черт» - это последняя черта, переступив которую уже не вернуться обратно. Это иллюстрация того, что может произойти с человеком, который отходит от вечных истин: любви, добра, правды, дружбы. Люди превращается в живых трупов (зомби), которые не имеют души, а, значит, обречены на гибель.

Символика фильма
У фильма есть своя символика в виде перевернутой и перечеркнутой буквы "Ч", которую придумал соавтор идеи и художник съемочной группы Виктор Борисенков. Символ присутствовал на всем съемочном оборудовании и даже постоянном транспорте для выезда на съемки. Идея символа заключалась в обозначении той черты, за которой нет возврата. Так символ бригады геологов из фильма стал символом проекта.

География съемок
В теплое время года проходили натурные съемки, в осеннее-зимние периоды –съемки в павильонах.
Обширна география съемочных площадок - заповедные леса у Малой Малышевки в верховье реки Самара, Молодогвардейские овраги, дубовые леса у села Журавли, заливные луга за Новокуйбышевском, поселок Гранный, деревня Воскресенка, Сокские каменоломни, смешанные леса за Царевщиной, село Александровка Безенчукского района, где местное население оказало громадную поддержку и радушный прием съемочной группе.

Бюджет фильма
Бюджет фильма составил более 600 тысяч рублей и финансировался участниками съемок без привлечения спонсорских инвестиций, что позволило студии оставаться независимой. Реальная себестоимость такого проекта оценивается по предварительным подсчетам в 2 миллиона рублей. Основные средства потрачены на питание съемочной группы за все сезоны съемок, топливо и ГСМ для транспорта, аренду павильонов, затраты на монтаж и пост-продакшн. Весомый вклад в расходы вносит грим и основы для пластического грима, используются профессиональные средства грима немецкой фирмы «KRYOLAN».

Планы на будущее
После широкоформатной премьеры для узкого круга съемочной группы и гостей, планируется показ зрителям на одном из телевизионных каналов. Планируется участие фильма в российских фестивалях фильмов ужасов и триллеров («Киношок», «Канский кинофестиваль» и прочее). После этого, планируется выпуск фильма на DVD.
Основываясь на своем коллективном опыте, поставив самый высокобюджетный для нашего региона художественный фильм, продюсерская группа «Полной луны» отвечает на вопрос, что нужно для построения настоящей киноиндустрии в Самаре. По их мнению, эта задача непосильна для работников культуры, которые могут и должны присоединиться к процессу, когда для него готова почва. Но создать эту почву способны только профессиональные менеджеры.
Если еще пару лет назад производство кино было чрезвычайно затратным и технически сложным делом, то при сегодняшнем прорыве цифровых технологий с нашего пути сносятся последние преграды. Таким образом, создатели фильма надеются, что их творение станет для них самих той чертой, переступив которую они вряд ли вернутся к прежнему любительскому уровню.
После тщательной подготовки съемочная группа планирует приступить к съемкам очередного проекта – социальной драмы, антиутопии с рабочим названием «Муравейник». Здесь, в отличии от триллера «Черт», все роли будут исполнять профессиональные актеры. Проект планируется реализовать не ранее, чем через 3 года.

Подробности на сайтах:
http://chert.mooncinema.ru/index2.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрт_(фильм,_2011)
http://wolenko.narod.ru/
http://kinoizgoi.mooncinema.ru/
http://samarskieizvestia.ru/document/10418/?PHPSESSID=mcvcuutatq168mvqfvp1s3aqv7
http://regionsamara.ru/readnews/15334
http://samaratoday.ru/news/9402
http://www.kp.ru/daily/25633.5/799109/
http://www.vkonline.ru/article/76364.html
http://www.reporter63.ru/75887/article/chto-za-chert.html
http://sgpress.ru/novosti/kultura/pugatsya-i-dumat-razreshaetsya.html
http://samarskieizvestia.ru/document/1501/

Ксения Верещагина



Новости кино сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: //www.kino-teatr.ru/kino/press/y2011/2-14/1716/