Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

«Обратное движение» - в прокате

14 марта
2011 год
 
 
 
 
 
2
3
4
6
7
8
9
14
16
17
18
22
23
24
30
 
 
2
3
7
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
24
25
26
28
29
 
 
 
 
3
7
8
9
10
17
18
21
22
24
25
26
30
1
3
8
9
11
13
14
15
16
19
20
21
23
24
25
29
30
31
 
 
 
2
3
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
24
25
27
28
29
30
 
 
 
 
 
3
5
6
7
8
9
12
13
17
19
20
22
23
25
28
29
 
 
 
2
3
5
6
8
9
10
11
12
13
14
17
18
19
21
22
23
26
29
31

Пресс-релизы >>

Фонд Михаила Калатозова при поддержке Министерства культуры РФ представляет кинокартину Андрея Стемпковского «Обратное движение», которая выходит на российские экраны 17 марта 2011 года.
«Обратное движение» - в прокате
21-й Российский Кинофестиваль «Кинотавр»
Приз им. Г. Горина «За лучший сценарий»
Специальное упоминание Гильдии Киноведов и Кинокритиков

34-й Монреальский Международный кинофестиваль
Серебряный Зенит за лучший дебют

23-й Международный кинофестиваль в Анжере (Франция)
Гран-при

Кинофестиваль в Эшториле (Португалия) 2010
Лучший сценарий
Лучшая операторская работа

Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за 2010 год
Лучшая главная женская роль

Screen Daily
10 October, 2010 | By Howard Feinstein
“What can you say about a film without music that is set in the bleak industrial zone of an enervated Russian city in which glum adults say little and pass the time chain smoking? In the case of Reverse Motion, you can say that it is one of the most auspicious debuts by an art-house filmmaker in recent memory.
This unique film could find an audience in some specialised foreign markets if niche distributors are willing to rely on critic-driven campaigns.
Winner of the Silver Zenith for Best First Feature at the Montreal World Film Festival in September, this unnerving, strikingly photographed movie about the maternal bond and sibling rivalry withholds its energy, director Stempkovsky tucking it into off-camera actions, self-conscious framing, nearly empty spaces that reveal plenty of information, and the silences between utterances.”


Variety
14 November, 2010 | By Martin Dale
“Freshman Andrey Stempkovsky's Russian psychothriller "Reverse Motion," about a Chechen war veteran, scooped screenplay honors for Stempkovsky, Anush Vardanyan and Givi Shavgulidze, and cinematography laurels for Zaur Bolotayev in the eclectic 12-film official selection.”

Искусство кино
№ 8/2010 Зара Абдуллаева
«Лучший в программе «Кинотавра» дебют и, возможно, лучший фильм…»
«В пересказе фабулы видится боевик или триллер. Ни того, ни другого Андрей Стемпковский не снимает, внедряя, тем не менее, в «Обратное движение» зримый саспенс; переводя короткую и тривиальную, то есть распространенную универсальную историю, в камерную драму, длящуюся в мирном на первый взгляд и «военном» городке. В пространстве заглушенных, тлеющих послевоенных и криминальных синдромов, иногда (и зачастую незаметно) взрывающих сонное захолустье с его потаенными кошмарами и повседневной тоской…»

В центре этой экзистенциальной драмы - фигуры Матери и Сына. В один из дней женщина получает известие, что её единственный сын, служащий в горячей точке, пропал без вести. Приезжающий вслед за этим сослуживец сына приносит весть о вероятной его гибели. Ничто вокруг не нарушает естественного хода событий. Через некоторое время мать замечает бездомного мальчишку-гастарбайтера, с покалеченной рукой, и берёт его в дом. Не зная, что в каком-то особом смысле это определяет дальнейшую судьбу выжившего и вскоре возвращающегося домой сына.

О проекте «Обратное движение»:
Начиная этот фильм, нам хотелось сделать что-то, непохожее на все фильмы о войне. Речь шла о непривычном взгляде на изнанку человеческой души, о возвращении с войны как событии, ложащемся в русло повседневности. Предложенный режиссёром подход состоял в демонстрации не событий, но их последствий. Во время работы со сценарием материал приобретал всё больше экзистенциальных черт, одновременно с этим был сделан и выбор формы повествования, редкой и непривычной для современного российского кино.
Мы старались предоставить свободу команде, работавшей над фильмом, прежде всего режиссёру. Благодаря его индивидуальности, его авторскому мышлению и стал возможен этот проект. Помимо прочего, нам было важно, чтобы над фильмом работали люди, искренне увлечённые, неравнодушные, ищущие. Именно поэтому мы сделали ставку на молодых кинематографистов, каждый из которых смог проявить себя в процессе работы над фильмом.


Режиссер Андрей Стемпковский о работе над фильмом:
«Мне хотелось сделать кино о потрясённом сознании и безразличном лике судьбы, всегда имеющей на примете ту или иную жертву. О бессмысленности современной войны и пустынном мире, ждущем не-победителя, об отсрочке и возвратной силе неизбежного. Разговаривая о будущем фильме, мы с оператором постоянно натыкались на необходимость создания особой, «застывшей» формы, которая наилучшим образом передавала бы состояние героев. Я настаивал еще и на отказе от самых распространённых способов усиленного воздействия на зрителя: мы не снимали зрелищных действий – всё действие как бы вынесено нами за кадр. Мы снимали мало крупных планов, которые всегда – мощное эмоциональное средство. Напротив, очень много внимания мы уделяли фактурам – как визуальным, так и звуковым. Мы серьёзно занимались этими трудноуловимыми вещами, не имеющим «ударной» силы, но создающим некое неповторимое поле восприятия.
Очень важен был и выбор актёров, для которых это была весьма сложная работа: множество пауз и состояний, отсутствие привычных актёрских «подпорок» требовали незаурядного таланта».


НЕКОММЕРЧЕСКИЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ «ФОНД МИХАИЛА КАЛАТОЗОВА»
«Фонд Михаила Калатозова» был основан в 2000 году как некоммерческая организация, основной целью которой является поддержка и развитие национальной кинематографии, продолжение лучших традиций мирового кино, сохранение и популяризация творческого наследия мастеров советского кино.
Основная задача Фонда Михаила Калатозова – производство и продвижение кинопроектов: полнометражных художественных фильмов различных жанров – от мелодрамы до военного экшна; а также короткометражных и документальных фильмов.
Работой Фонда до 12 октября 2009 года руководил режиссер и продюсер Михаил Калатозишвили.

Проекты Фонда:
2011 - «Мизинец Будды», режиссер Тони Пембертон, Россия - США – Германия
2010 - «Московский дворик», режиссер Владимир Щегольков, ТВ, 8 серий
2008 - «Дикое поле», режиссер Михаил Калатозишвили
2008 - «Капкан для киллера», режиссер Самвел Гаспаров
2007 - «Ванечка», режиссер Елена Николаева
2006 - «Фильм о Михаиле Калатозове», документальный фильм
2005 - «Первый после Бога», режиссер Василий Чигинский
2005 - «Ловитор», режиссер Фархот Абдуллаев
2004 - «SOS», режиссер Ипполит А.
2001 - «Мне Тифлис горбатый снится», документальный фильм

Пресса о фильме:

Никита Карцев, «Московский Комсомолец»
«…В итоге фильм, несмотря на молодость режиссера, пришедшего в кино после финансовой академии и работы профессиональным фотографом, оказался одним из лучших. Результат: приз жюри за лучший сценарий и специальное упоминание Гильдии киноведов и кинокритиков…»
«…картина Стемпковского не замусорена патетическими высказываниями обо всем на свете. В ней вообще не так много слов. Она вся соткана из драматичных пауз. Зато в ней есть натянутый нерв, который становится тоньше с каждой минутой, чтобы оборваться в эффектном, как у “Гран Торино” Клинта Иствуда, финале…»


Лариса Малюкова, «Новая газета»
«…Фильм без музыки, почти без слов. Эмоциональные реакции, спрятаны за непроницаемыми лицами. События убраны за кадр - наблюдаем лишь их последствия. Так и в жизни. Известие о смерти близкого человека настигает нас мгновенно, дальше обыденно сживаемся со страшной новостью. Отчуждение всех от всех. Трагедия, в которой судьба играет главную роль, леденеет в гипертрофированной бесстрастности.»
«…то ли скорбное бесчувствие, то ли морок, то ли кошмар, привидившийся матери, потерявшей в горячей точке сына. Все выдает в Андрее Стемпковском киномана, последователя Брессона и Ким-Ки-Дука…»


www.kultura-portal.ru
«… Страшная картина развертывается перед зрителем, и очевидно, что снял ее многообещающий режиссер».

Марина Тимашева, «Радио Свобода»
«…”Обратное движение" при этом снято в эстетике, характерной для братьев Дарденнов: режиссера волнуют не столько действия, сколько их мотивация и последующая реакция на них, причем реакция выражена не в сильных эмоциональных всплесках, а в долгих паузах, взглядах…»

Андрей Плахов, «КоммерсантЪ»
«...Так, дебют Андрея Стемпковского "Обратное движение" не уступает румынским конкурентам ни по остроте темы (локальные войны, эксплуатация гастарбайтеров), ни по эмоциональности и экспрессии стиля…»

Зара Абдуллаева, «Искусство кино»
«Меланхолия задевает главных и периферийных персонажей, у которых в «Обратном движении» нет выбора. Даже если кажется, что он есть и провоцирует действие. Или противодействие. Между тем любой выбор в этой реальности обречен, а разреженный воздух картины инфицирован ужасом. Но очень тихим, въевшимся во все углы, поры…
Режиссура Стемпковского не эксплуатирует ни заученные заветы арт-гетто, ни местную парадокументальную специфичность. В обратном - всякому подражанию – движении режиссер ощущает имманентность фильмической материи, образы которой не отсылают к чему-то или что-то означают, но присущи ей в естественном – органическом режиме. Или бытии.»
«Ничего из того, что привычно возбуждает публику на восторг или возмущение, в «Обратном движении» нет. Но есть нечто более важное, скрытое. Переживание травмы как постоянное, ускоренное чувство реальности.
Еще недавно наши режиссеры пытались пальпировать эту самую реальность и экранизировать ее более или менее правдоподобно. Настал момент не только определить, зафиксировать доминанту реальности, но ее ощущение, отношение к ней…»


Карина Караева, «Art Ukraine»
«Его персонажи – марионетки, пришедшие ниоткуда, несмотря на историческое указание, и существующие в пространствах забвения и одиночества. Выражение этого одиночества режиссер находит в шорохе листвы, в проговоренных фразах (к звукам которых иногда приходится прислушиваться), в потерянных пейзажах и даже в ракурсной съемке.»

Фильм «Обратное движение» принял участие в фестивалях:

21-й Российский Кинофестиваль «Кинотавр»
Приз им. Г. Горина «За лучший сценарий»
Специальное упоминание Гильдии Киноведов и Кинокритиков

18-й Фестиваль «Окно в Европу» (внеконкурсная программа)

9-й Международный кинофестиваль стран АТР во Владивостоке «Pacific Meridian» (российская программа)

34-й Монреальский Международный кинофестиваль
Серебряный Зенит за лучший дебют

Международный кинофестиваль «2in1» (российская программа)

40-й Международный Кинофестиваль «Молодость» (российская программа)

4-й Фестиваль Российского Кино в Лондоне

20-й Фестиваль Восточноевропейского кино в Коттбусе
(основной конкурс)

Кинофестиваль в Эшториле (Португалия) 2010
Лучший сценарий
Лучшая операторская работа

17-й Минский Международный кинофестиваль «Листопад» (основной конкурс)

Фестиваль Российских фильмов «Спутник над Польшей» (основной конкурс)

18-й Фестиваль Российского кино в Онфлере (основной конкурс)

Международный кинофестиваль «Восток-Запад» (российская программа)

11-й Международный кинофестиваль в Тбилиси (основной конкурс)

Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» (основной конкурс)

Фестиваль дебютных фильмов в Анже, Франция (основной конкурс)
Гран-при

9-й Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» (российская программа)

Ссылки по теме:
Дневник «21 Кинотавра». Конкурс. Часть 4
Дневник «21 Кинотавра». Последний рабочий день
Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

детектив, триллер, фильм ужасов
Аргентина, Испания, Уругвай, 2018
криминальный фильм, триллер
США, 2018
трагикомедия
Франция, 2017
боевик, драма, приключения, триллер
США, 2018
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези, экранизация
Германия, 2018
комедия
США, 2018
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
Великобритания, Мексика, США, 2018
фильм ужасов, фильм-катастрофа
Франция, 2018
боевик, триллер
Китай, США, 2018
комедия, музыкальный фильм
Канада, США, 2018
комедия, приключения
США, 2018
боевик, драма, криминальный фильм, триллер
Италия, США, 2018
все фильмы в прокате >>