Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Ретроспектива фильмов Франтишека Влачила

Пресс-релизы >>

Чешский культурный центр, Государственный центральный музей кино и кинотеатр «Пионер» приглашают на ретроспективу фильмов Франтишека Влачила, которая пройдет с 25 января по 3 февраля 2012 года.
Ретроспектива фильмов Франтишека Влачила
Франтишек Влачил (1924-1999) – один из лучших чешских режиссеров и сценаристов. Ещё в годы учёбы в Университете эстетики и истории искусств в городе Брно он начал подрабатывать на студии анимационных и кукольных фильмов, затем познавал основы документалистики на студии научно-популярного кино. В 1952-1958 годах на киностудии «Чехословацкий армейский фильм» снимал короткометражные документальные фильмы пропагандистского характера. В 1958 году Влачил поставил свой первый художественный фильм - двадцатиминутную короткометражку «Стеклянные облака», за которую он получил диплом в категории экспериментального кино. Дальнейшая судьба Франтишека Влачила связана с киностудией «Баррандов», где были сняты прославившие его на весь мир картины. Среди работавших на этой студии режиссеров Влачил был единственным без специального кинематографического образования и в интервью часто говорил, что он режиссер-любитель.
Фильмы Франтишека Влачила «Маркета Лазарова», «Долина пчел» и ряд других его картин относятся, по мнению критиков и историков кино, к самым выдающимся произведениям чешской кинематографии 60-х годов ХХ века.
В программу московской ретроспективы включены как прославившие Влачила на весь мир полнометражные картины, так и менее известные короткометражные фильмы, некоторые из которых он снимал еще в 50-е годы.
Фильмы Франтишека Влачила представляет киновед и кинокритик, специалист по кино 1960-х годов Здена Шкапова.

Расписание

25 января, среда – 19:30

Дьявольская западня / Ďáblova past, 1961, 87 мин.
По роману Альфреда Техника «Мельница на подземной реке»
Режиссер: Франтишек Влачил
Сценарий: Франтишек А. Дворжак, Милош Вацлав Кратохвил
Оператор: Рудольф Милич
В ролях: Витезслав Вейражка, Мирослав Махачек, Честмир Ржанда, Властимил Гашек, Вит Олмер, Карла Хадимова, Франтишек Коваржик, Бедржих Карен и др.
В полную тайн фамильную драму рода мельника Спаленого зритель погружается в тот момент, когда начинается очередной ее акт. Действие разворачивается в XVIII веке, когда католицизм борется с рационалистическим мировоззрением Нового времени. На примере судьбы образованного мельника и его сына мы видим, что человеческому познанию препятствуют не только те, в чьих руках власть, но и люди, преисполненные предрассудков. В этом фильме Влачил преодолевает идеологический схематизм чешского исторического кино и вместе с тем обозначает константы своего будущего творчества – идейную глубину, вневременной масштаб, балладное звучание и откровенную эстетическую стилизацию образов, которая придает произведению Влачила сильный эмоциональный заряд. Обращает на себя внимание мастерское использование режиссером черно-белой съемки и его тонкая игра светом и тенью.
Особое упоминание жюри ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно (1962).

26 января, четверг – 19:30
Стеклянные облака / Skleněná oblaka, 1958, 20 мин.
Режиссер: Франтишек Влачил
Сценарий: Франтишек Влачил
Оператор: Йозеф Ваниш
Голос рассказчика: Антонин Зиб
Двое безымянных протагонистов, старик и ребенок, – символические персонажи этого визуально-медитативного стихотворения. Третий персонаж, сын старика и отец мальчика, как раз собирается стартовать на своем летательном аппарате к залитому солнцем небосводу.
Внезапно потемневшее небо, обломки самолёта, горящий пропеллер, пустая взлетная площадка… Пилота настигла мгновенная смерть, старик скорбит о погибшем сыне, а ребенок, заслонившись рукой от солнца, провожает завороженным взглядом исчезающий в бесконечных небесных глубинах самолет.
Влачил поднимает бытовые вещи до уровня метафор, он нащупывает связь между современным стремлением летать и античным мифом об Икаре, с лирическим пафосом соединяя современность с вечностью.
Специальный диплом в категории экспериментальных и авангардных фильмов на IX Международном фестивале документальных и короткометражных фильмов в Венеции.

Белая голубка / Holubice, 1960, 76 мин.
Режиссер: Франтишек Влачил
Сценарий: Франтишек Влачил по сюжету Отакара Кирхнера
Оператор: Ян Чуржик
В ролях: Катержина Ирманова, Карел Смычек, Вацлав (Вячеслав) Ирманов, Густав Пюттьер, Франтишек Коваржик, Ладислав Фиалка, Йозеф Паточка и др.
Фильм знакомит зрителя с внутренним миром маленького калеки. И прелесть его – не в реалистических деталях: Влачил – художник, компонующий отдельные кадры как картины, – создавал свой первый полнометражный фильм прежде всего как притчу о сложном пути человека к познанию и о его готовности творить добро. На рубеже 1950–60-х годов, когда чешская кинопродукция постепенно сбрасывала с себя путы серой описательности соцреализма, эта свежая поэтичная лента воспринималась как своего рода смелый манифест творческой авторской режиссуры и свободного киноязыка.
Приз XXI Венецианского кинофестиваля (1960), Большой приз фестиваля фильмов для юношества в Каннах (1961), Большой приз МКФ в Монтовидео (1962) и др.

27 января, пятница – 19:30
Долина пчел / Údolí včel, 1967, 97 мин.
Режиссер: Франтишек Влачил
Сценарий: Владимир Кёрнер, Франтишек Влачил
Оператор: Франтишек Ульдрих
В ролях: Петр Чепек, Ян Качер, Вера Галатикова, Зденек Крызанек, Мирослав Махачек, Йозеф Сомр, Яна Главачкова и др.
Ондржей возвращается в усадьбу своего отца, мелкопоместного дворянина. Он бежал от рыцарей находящегося на балтийском побережье ордена, в монастырском замке которого он по воле отца провел долгие годы, полные сурового аскетизма. Отец умер, и Ондржей готовится к свадьбе со своей еще молодой мачехой, постепенно втягиваясь в буйную светскую жизнь. Однако героя упорно выслеживает его орденский брат Армин, готовый принести любую жертву ради того, чтобы Ондржей остался верен монашескому обету, - и настигает его в день свадебной церемонии… Черно-белой графикой фильм напоминает старые гравюры, композицию кадров вдохновила церковная живопись, их светотеневое решение подчеркивает вековой конфликт между фанатичной верой и ее очеловеченным воплощением. По глубине замысла этот фильм, действие которого происходит в Средние Века, по праву сравнивали с философской притчей Бергмана «Седьмая печать» (1957).

28 января, суббота – 16:00
Маркета Лазарова / Marketa Lazarová, 1967, 162 мин.
По одноименному роману (1931) Владислава Ванчуры
Режиссер: Франтишек Влачил
Сценарий: Франтишек Влачил, Франтишек Павличек
Оператор: Бедржих Батька
В ролях: Магда Вашариова, Франтишек Велецкий, Иван Палух, Йозеф Кемр, Надя Гейна, Ярослав Моучка, Мартин Мразек, Вацлав Слоуп, Павла Палашкова, Властимил Харапес, Владимир Меншик, Павел Ландовский и др.
Встреча с этой картиной Франтишека Влачила даже спустя почти полвека после ее первого показа оставляет глубокое впечатление, особенно у культурно подготовленных зрителей. Стремясь к воссозданию реальности раннего Средневековья, режиссер творчески овладел всеми кинематографическими новшествами своего времени: от динамики движущейся камеры (включая ручную) через резкий монтаж и внутрикадровую компоновку до многопланового широкого экрана и полифонической звуковой дорожки, причем все эти приемы он смело развил и связал воедино. Новаторски отнесся он также к сюжету, который разбит на многочисленные эпизоды, резко отличающиеся друг от друга с точки зрения жанра, стиля и ритма – в зависимости от восприятия их действия сквозь призму субъективного видения разнохарактерных персонажей. Благодаря этому Влачил заставляет зрителя перенестись в далекие от нас века и с необыкновенной силой прочувствовать их атмосферу. Задумав впечатляющий «исторический документ», он вместе с тем создал многослойную поэтическую притчу о трагедии и величии человеческой судьбы.
Государственная премия (1967), премия Министра культуры ЧССР (1968), Специальный приз жюри на МКФ в Мар-дель-Плата (1968) и др.

29 января, воскресенье – 16:00
Лекция Здены Шкаповой и документальное кино о Франтишеке Влачиле:
• Поиск / Hledání, Драгомира Виганова, 1979, 15 мин.
Камера документалиста наблюдает за тем, как Влачил работает над режиссерским сценарием и снимает фильм «Концерт в конце лета» (1979) о композиторе Антонине Дворжаке. Черно-белые кадры передают суету съемочного процесса, а цветные пассажи без слов демонстрируют зрителям, как серьезно и сосредоточенно размышляет режиссер, глубоко погруженный в тематику своего фильма. Это не просто рассказ о съемках. Вигановой удалось создать точный портрет Влачила как творческой личности.

• Genus – жизнь режиссера Франтишека Влачила / Genus - život režiséra Františka Vláčila, Карел Смычек, 1995, 14 мин.
Портрет режиссера Влачила несколькими штрихами набросал для известного телевизионного цикла другой чешский режиссер, который познакомился с миром кино еще в десятилетнем возрасте – благодаря главной детской роли в «Белой голубке». В свой документальный фильм Смычек включил отрывки из этого дебюта Влачила, а также из «Маркеты Лазаровой». Зритель увидит удивительные рисунки, сделанные Влачилом на полях сценария, услышит его рассуждения об искусстве кино, заглянет в его частную жизнь. Среди кадров, из которых соткан фильм Смычека, выделяются съемки церемонии вручения «Чешского льва» за 1994 год, которого Влачил был удостоен за «многолетний художественный вклад в чешский кинематограф».

• В тенетах времени / V síti času, Франтишек Ульдрих, 1989, 18 мин.
Документальный фильм о Франтишеке Влачиле, созданный оператором, который долгие годы работал вместе с мастером («Долина пчел», «Адельгейд», «Дым картофельной ботвы», «Змеиный яд», «Пастушок из долины», «Тень папоротника»). Влачил рассказывает о своих фильмах, о своем видении каждой из тем, о специфическом творческом подходе к ним. Здесь есть отрывки из ленты «Поиск» Д. Вигановой, фрагменты из фильмов самого Влачила; мы вновь видим режиссера на нескольких сценических площадках, где он снимал свои фильмы. Ульдрих демонстрирует нам сценарии с пометками режиссера и, конечно, его изумительные рисунки на полях «Маркеты Лазаровой» и «Долины пчел».

29 января, воскресенье – 18:00
Адельгейд / Adelheid, 1969, 99 мин.
Режиссер: Франтишек Влачил
Сценарий: Владимир Кёрнер, Франтишек Влачил
Оператор: Франтишек Ульдрих
В ролях: Петр Чепек, Эмма Черна, Павел Ландовский, Ян Вострчил, Яна Крупичкова и др.
Вскоре после войны Виктор Хотовицкий возвращается из Англии на родину. Пока он, как и другие чехи, сражался с нацистами в рядах западной армии, дома у него умерли родители. Его никто не ждет, поэтому он принимает почетное поручение управлять небольшой усадьбой в пограничной области на севере Моравии. Ранее эта усадьба принадлежала немецкому фабриканту Гейдельману, которого за военные преступления ожидает суд. Трагедия для Виктора и нескольких других персонажей начинается с появлением в доме в унизительной роли служанки дочери Гейдельмана Адельгейд. В этом фильме Влачил впервые работал с цветом – и сразу же сумел мастерски использовать его для создания атмосферы и смыслов. Приглушенные пастельные тона в начале фильма созвучны надеждам Виктора, холодные же краски – вплоть до ледяной белизны в финале – служат метафорой рокового поражения героев. Аскетические декорации фильма напоминают о принципах классицистической драмы, а живое слово оттеснено на второй план продуманной композицией зрительного ряда.
Большой приз на МКФ в Трутнове (1970).

30 января, понедельник – 19:30
Дым картофельной ботвы (Доктор Мелузин) / Dým bramborové natě, 1976, 95 мин.
По мотивам романа Богумила Ржиги «Доктор Мелузин»
Режиссер: Франтишек Влачил
Сценарий: Вацлав Нывлт, Франтишек Влачил
Оператор: Франтишек Ульдрих
В ролях: Рудольф Грушинский, Вера Галатикова, Алоиз Швеглик, Яна Дитетова, Мария Логойдова, Нина Попеликова, Витезслав Яндак, Йозеф Сомр и др.
После вынужденной паузы режиссеру был навязан для экранизации роман, воскрешавший в начале 70-х годов соцреалистический схематизм. Фильм не избежал недостоверной идеализации в развитии некоторых мотивов, однако в целом он коренным образом отличается от литературного источника, в хмурой тональности повествуя о судьбах, каких после 1968 года, в период двадцатилетней «нормализации», были тысячи. Врач Ян Мелузин, в отличие от своей жены, решает вернуться из эмиграции на родину, но крах семьи – не единственная его плата за это. В наказание за попытку эмигрировать, как и за невозвращение жены, его переводят из престижной больницы в поликлинику где-то в отдаленном деревенском захолустье… Влачил и исполнитель главной роли чрезвычайно скупыми и приглушенными средствами передают состояние духа Мелузина, внутренне надломленного всем тем, что его постигло. В результате возник сдержанный фильм о поисках утраченного смысла жизни, полный недомолвок, образно свежий и мягко меланхоличный.

31 января, вторник – 19:30
Тени знойного лета / Stíny horkého léta, 1977, 99 мин.
Режиссер: Франтишек Влачил
Сценарий: Иржи Кржижан
Оператор: Иван Шлапета
В ролях: Юрай Кукура, Марта Ванчурова, Густав Валах, Роберт Лишке, Карел Хромик, Иржи Бартошка, Августин Кубан, Илья Прахарж и др.
Молодой крестьянин Ондржей Баран принадлежит к породе любимых Влачилом одиноких героев, чья внутренняя сила на первый взгляд не особенно заметна. Стоит лето 1947 года, Ондржей с семьей живет на хуторе в Бескидах, и через этот покрытый лесами гористый край отступают последние группки солдат побежденных армий, пробираясь на юг, в западную зону. Пятеро бандеровцев из-за ранения одного из них на какое-то время задерживаются на хуторе, и семья, вынужденная кормить и обслуживать их, живет в постоянном страхе. С одной стороны, им грозит опасность, что солдаты застрелят их, если будут обнаружены, а с другой – неизбежна суровая кара местных властей за то, что они дали убежище военным преступникам. Фильм сравнивали с вестерном: такая же острая ситуация, такое же скупое повествование, такие же молчаливые герои, которые не говорят, но действуют, и такой же раскаленный неподвижный воздух, в котором ощущается неотвратимая трагическая коллизия. Долгие глубинные кадры воссоздают душную атмосферу того времени, а тревожная музыка передает скрытое напряжение.
Государственная премия (1967), Главный приз «Хрустальный глобус» на МКФ в Карловых Варах (1978).

1 февряля, среда – 19:30
Пастушок из долины / Pasáček z doliny, 1983, 90 мин.
По мотивам одноименной книги Ладислава Фукса
Режиссер: Франтишек Влачил
Сценарий: Иржи Фрид, Иржи Кржижан
Оператор: Франтишек Ульдрих
В ролях: Властимил Дрбал, Йозеф Кемр, Либуше Гепртова, Иржи Шмитцер, Илья Прахарж, Станислава Стробахова, Иржи Немечек и др.
Бескидские горы и беспокойные времена вскоре после окончания войны еще раз стали местом, где разворачивается волнующий сюжет. Хотя откровенно шаблонная социально-критическая нота звучит здесь отчасти диссонансом, Влачил тем не менее нашел способ представить в картине свое поэтическое видение реальности. Герой фильма – шестилетний деревенский пастушок, взгляд которого позволил режиссеру свободно переноситься из нерадостной действительности в волшебный мир. В нем чудесным образом оживают обыкновенные вещи: найденная мина принимается за клад, а опасные бандеровцы, скрывающиеся в окрестных лесах, превращаются в сказочных гномов, выполняющих любое желание. Влачил неброско эстетизирует пейзажи, чтобы подчеркнуть контраст между величием природы и неприглядными человеческими поступками, а нарочитый минимализм актерского исполнения заставляет зрителя перейти от сантиментов к более глубокому сопереживанию.
Приз за изобразительное решение на Фестивале чешского и словацкого кино в Банске Быстрице (1984).


2 февраля, четверг – 19:40
Тень папоротника / Stín kapradiny, 1984, 90 мин.
По одноименной новелле Йозефа Чапека
Режиссер: Франтишек Влачил
Сценарий: Владимир Кёрнер, Франтишек Влачил
Оператор: Франтишек Ульдрих
В ролях: Марек Пробош, Збигнев Сушиньский, Мирослав Махачек, Франтишек Петерка, Йозеф Паточка, Владимир Главаты, Мария Ежкова и др.
Влачил впечатляюще воссоздал на экране балладную атмосферу новеллы Йозефа Чапека, написанной в 1930 году. Уже сам писатель соединил несколько планов в этой драматически заостренной истории двух молодых браконьеров: с одной стороны сознательно отталкивался от излюбленной тематики книжек для народного чтения, а с другой неожиданно демонстрировал оборотную сторону мифа о «свободных героях». Режиссер тоже разрушает привычные стереотипы: брюнет Вашек оказывается гораздо более сентиментальным, чем блондин Руда с ангельским ликом, бегство от человеческого сообщества вовсе не является началом пути к свободе, а прекрасная природа может точно так же раскрыть ласковые объятия, как и стать коварной ловушкой. Обширные пространства тишины, массивы лесного лабиринта, показ беглецов сквозь зловещее переплетение корней и веток нагнетают ощущение ужаса, который охватывает обоих парней: фильм – притча о преступлении, совести и расплате.
Приз за музыку на Фестивале чешского и словацкого кино в Марианских Лазнях (1986).

3 февраля, пятница – 19:40
Прага в стиле модерн / Praha secesní, 1974, 19 мин.
Режиссер: Франтишек Влачил
Сценарий: Франтишек Влачил
Оператор: Франтишек Ульдрих
Один из трех документальных фильмов, снятых Влачилом в первой половине 70-х годов, поражает эрудированностью режиссера, изучавшего в студенческие годы историю искусств. Хотя здесь практически отсутствует комментарий специалиста, а вместо него звучат цитаты из беллетристики того времени, фильм представляет собой профессиональный рассказ о стиле модерн и его следах в чешской столице. Умело используя примеры из мира живописи, архитектуры, техники и фотографии, а также демонстрируя свои познания в моде и образе жизни этой заслуживающей внимания эпохи, Влачил изобретательно выявляет источники вдохновения, питавшие это универсальное художественное направление.
Главный приз «Золотая пальма» на МФ фильмов об искусстве и архитектуре в Париже (1976).

Маг / Mág, 1987, 102 мин.
Режиссер: Франтишек Влачил
Сценарий: Вацлав Нывлт
Оператор: Иржи Мацак
В ролях: Иржи Шварц, Вероника Жилкова, Марта Ванчурова, Петр Чепек, Рудольф Грушинский, Ян Грушинский, Вера Тиханкова, Яна Швандова, Вацлав Кноп и др.
Сценарий фильма основан на документальных дневниковых записях Карела Гинека Махи (1810–1836), одного из ключевых представителей чешской литературы, с наследием которого соразмеряли свое творчество многие поколения поэтов чуть ли не до конца XX века. В названии фильма заключен намек на заглавие знаменитого поэтического произведения Махи «Май» в написании того времени – и вместе с тем на магическую силу стихов этого романтика, чья жизнь и творчество были тесно переплетены. Кроме культурно-исторической связи с Махой, режиссер, несомненно, во многом ощущал родство с поэтом: его тоже раздирали бесчисленные внутренние противоречия, он тоже не знал ни минуты покоя, чувствовал себя одиноким и мало кем понятым, предъявлял исключительно высокие требования к самому себе. «Маг» стал последним игровым фильмом Влачила, и хотя он особенно не отклоняется от традиции биографического жанра, его главный герой излучает с экрана действительно магическую энергию.
Специальный приз жюри на Международном фестивале телевизионного кино в Токио (1989).

Билеты можно приобрести в кассах кинотеатра «Пионер» (Кутузовский проспект, 21).
Цена 200 руб.
Скидки 30% для студентов и пенсионеров, а также при покупке билетов на 3 разных сеанса ретроспективы.

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

драма, притча
Россия, 2018
триллер
США, 2019
биография, драма, музыкальный фильм, экранизация
Великобритания, Франция, 2019
биография, спортивный фильм
Великобритания, 2019
арт-хаус, комедия, нуар (черный фильм), триллер
США, 2019
приключения, семейное кино, сказка, фэнтези
США, 2019
комедия
США, 2019
триллер, фильм ужасов
США, 2019
драма, комедия
США, 2019
боевик, научная фантастика, приключения, триллер
США, 1999
комедия, приключения
Россия, 2019
драма, мелодрама
США, 2019
все фильмы в прокате >>
«Зло»
Ролики фильмов
«Зло»
Психолог-скептик Катя Хэрберс изучает явления, которые наука пока не в силах объяснить.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен