Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

«Приношение Ясудзиро Одзу»

Пресс-релизы >>

Отдел японской культуры Japan Foundation в ВГБИЛ, Немецкий культурный центр имени Гёте в Москве, Государственный центральный музей кино и Общественный центр имени Моссовета представляют программу «Приношение Ясудзиро Одзу» (12-15 декабря).
К 110-летию со дня рождения великого японского режиссёра в малом зале Общественного центра имени Моссовета будут показаны три фильма Ясудзиро Одзу«Токийская история», «Цветок равноденствия» и «Поздняя осень», а также документальный фильм Вима Вендерса «Токио-Га».

Токийская история
12 декабря, четверг – 19.00
Токийская история, Япония, 1953, 136 мин. 35 мм 12+
Режиссёр: Ясудзиро Одзу
Авторы сценария: Ясудзиро Одзу, Кого Нода
Оператор: Юхару Ацута
В ролях: Тисю Рю, Тиэко Хигасияма, Сэцуко Хара, Харуко Сугимура, Со Ямамура, Кунико Миякэ, Кёко Кагава, Эйдзиро Хигасино
По мнению многих критиков, это лучшая работа Одзу. В присущей режиссеру спокойной и лаконичной манере поднимается вечная проблема жизни и смерти, неизбежной разлуки родителей, ставится актуальный не только в послевоенной Японии вопрос разобщенности и распада традиционной семьи.
Пожилая супружеская пара - Хираями и Томи - едут из провинции Ономичи в Токио навестить своих детей: сына, ставшего доктором, и дочь, открывшую салон красоты. Дети слишком заняты хлопотами своей жизни, чтобы проводить время с родителями, и отправляют их отдыхать на молодежный курорт. После бессонной ночи на шумном курорте родители возвращаются в Токио. Перед отъездом домой мать проводит ночь у вдовы их погибшего на войне сына, и оказывается, что Норико (ее играет любимая актриса Одзу Сэцуко Хара) ближе к родителям покойного мужа, чем родные дети, - она относится к ним с искренней и почтительной любовью…
По сюжету «Токийская повесть» напоминает американский фильм «Уступи место завтрашнему дню», поставленный режиссёром Лео Маккери в 1937 году. Сам Одзу никогда не видел фильм Лео Маккери, но этот фильм видел и хорошо помнил сценарист Кого Нода. Тем разительнее контраст двух фильмов в трактовке сюжета и его персонажей.

Цветок равноденствия
13 декабря, пятница - 19.00
Цветок равноденствия (Цветы праздника Хиган)
, Япония, 1958, 118 мин. 35 мм 12+
Режиссёр: Ясудзиро Одзу
Авторы сценария: Кого Нода, Ясудзиро Одзу
по одноимённому роману Сатоми Тона
Оператор: Юхару Ацута
В ролях: Син Сабури, Кинуё Танака, Инэко Арима, Ёсико Куга, Кэйдзи Сада, Фудзико Ямамото, Тисю Рю
Тонкая и мудрая комедия, полная великолепного кинематографического юмора.
Пожилой бизнесмен Хираяма часто встречается со своими сверстниками. Друзья обсуждают тему брака: романтика ли это или сплошные семейные обязанности? Хираяма не слишком задумывается над вопросом и постоянно дает друзьям полезные советы насчет того, как лучше устроить семейную жизнь детей… пока не приходит время выдать замуж собственную дочь. Одно дело – по старинке самому подыскать жениха. А что, если современная девушка захочет сама решить свою судьбу? Заодно возникает вопрос: кто в действительности управляет семьей – отец или мать...
Первый цветной фильм Ясудзиро Одзу. Для съёмок «Цветка равноденствия» режиссёр выбрал плёнку «агфа-колор» с её характерным красноватым оттенком, возникающим при проявке. При съемках он заявил: «Я не допущу неприятного мне цвета. И коль скоро фильм цветной, надо сузить цветовую гамму, приглушить цвета».

Поздняя осень
14 декабря, суббота - 19.00
Поздняя осень
, Япония, 1960, 125 мин. 35 мм 12+
Режиссёр: Ясудзиро Одзу
Авторы сценария: Ясудзиро Одзу, Кого Нода
Оператор: Юхару Ацута
В ролях: Сэцуко Хара, Ёко Цукаса, Марико Окада, Кэйдзи Сада, Тисю Рю, Син Сабури
Поздний фильм Ясудзиро Одзу, в котором талант режиссёра достигает полной зрелости.
Акико, недавно потерявшая мужа привлекательная женщина средних лет, живёт вместе с взрослой дочерью Аяко. Акико подрабатывает на курсах вышивания, дочь работает в торговой компании. Мать хочет, чтобы дочь поскорее вышла замуж, но Аяко не хочет выходить замуж только для успокоения матери. Друзья покойного мужа подумывают о повторном браке Акико, но, зная о её светлых чувствах к покойному мужу, не решаются ей это предложить. Аяко случайно узнаёт об этом и ошибочно думает, что мать сама хочет поскорее выйти замуж. Между ними возникает конфликт, после которого наступает примирение. Мать и дочь решают отправиться в небольшое путешествие на горячие источники к родственникам, где им предстоит о многом поговорить и решить, как жить дальше.
Поздняя осень

15 декабря, воскресенье - 19.00
Токио-Га
, США - Германия, 1985, ок. 90 мин. 16 мм 12+
Автор сценария и режиссёр: Вим Вендерс
В фильме снимались: Тисю Рю, Вернер Херцог, Юхару Ацута
Документальная картина Вима Вендерса, отправившегося в Японию в поисках того Токио, образ которого запечатлён в фильмах Ясудзиро Одзу. О великом режиссёре и мудром человеке с огромным пиететом рассказывают его постоянные сотрудники – актёр Тисю Рю и оператор Юхару Ацута. Вендерс посещает могилу мастера, на которой начертан только старый китайский иероглиф Му, означающий Пустоту или Ничто.
«Если бы в нашем веке существовала святость… если бы существовала нечто вроде святости в кино, то для меня это было бы творчество японского режиссёра Ясудзиро Одзу…
Творения Одзу не нуждаются в моей похвале. Да и в любом случае подобная «святость кино» мыслима лишь в воображении. Поэтому моё путешествие в Токио не имело ничего от паломничества. Мне было любопытно, мог ли бы я вообще выследить хоть что-то из того времени, осталось ли вообще хоть что-то из того творения – может быть, картины, либо даже люди, или же Токио или Япония так изменились за 20 лет после смерти Одзу, что больше ничего найтись не может…»
(из дикторского текста к фильму «Токио-Га», 1985)

Вход свободный

Адрес Общественного центра имени Моссовета:
г. Москва, Преображенская площадь, д. 12, станция метро «Преображенская площадь» (последний вагон из центра).
Телефоны для справок: (495) 963-03-32; (495) 963-03-20


Ясудзиро Одзу12
декабря 2013 года исполняется 110 лет со дня рождения и 50 лет со дня смерти выдающегося японского режиссёра Ясудзиро Одзу, который ушёл из жизни в свой шестидесятый день рождения. Он оставил после себя 54 фильма, из которых сохранилось 36. Практически все они вошли в золотой фонд мирового кино.
Ясудзиро Одзу, которого на родине считали «самым японским из всех японских режиссёров», долгое время был неизвестен за пределами своей страны. До Второй мировой войны фильмы из Японии почти не показывались за пределами Юго-Восточной Азии. После успеха «Расёмона» Акиры Куросавы на Венецианском фестивале в 1951 году «экспортными» и привлекательными для европейской публики считались японские исторические картины о самураях. Одзу же с начала своей работы в кино снимал картины в жанре «сёмин» - простые истории из семейной жизни обыкновенных японцев со схожими и даже повторяющимися сюжетами, которые неизменно происходили в Токио. Историческая тематика была ему абсолютно чужда, в его обширной фильмографии есть только одна картина на историческую тему – режиссёрский дебют «Клинок покаяния», снятый в 1927 году на студии «Сётику», где Одзу поставил почти все свои картины. Мировая слава пришла к нему посмертно и если не затмила славу Куросавы, то сравнялась с ней.
Пожалуй, в истории мирового кино трудно найти режиссёра, который мог бы превзойти Одзу по твердости убеждений и неизменности тона его картин, при всех их различиях, продиктованных временем создания. Одзу было свойственно на протяжении многих лет работать с одними и теми же людьми – на ранних картинах с оператором Хидэо Сигэхара, место которого позже занял Юхару Ацута, с бессменным сценаристом Кого Нода и постоянными актёрами, самый известный из которых Тисю Рю, снялся в 52 из 54 фильмов Одзу.
Немецкий режиссёр Вим Вендерс, один из многих влюблённых в фильмы Одзу кинематографистов (в их числе Аньес Варда, Виктор Эрисе, Джим Джармуш, Вонг Кар Вай, Аки Каурисмяки и многие другие), заметил, что все произведения японского классика – это «один-единственный длинный фильм на сто часов проекции, и эти сто часов – самое святое сокровище мирового кино».
В эссе «История истины» Вендерс пишет, что сюжеты фильмов Одзу «так похожи, что их легко спутать. Речь идёт чаще всего о смерти одного из родителей или о замужестве дочери. Кроме того, его картины всё чаще фиксируют появление в японском традиционном укладе западных, по преимуществу – американских, предметов, влияний, веяний: неоновые фонари, латинский шрифт, гольф и бейсбол, признаки женской эмансипации, рекламу и англоязычные словечки в повседневном лексиконе японцев. Но нет во взгляде режиссера ни ностальгии, ни жалоб, ни стенаний, есть лишь тихая грусть и сожаление».
Передавая едва уловимые движения человеческой души, фильмы Ясудзиро Одзу полностью лишены какой-либо сакральности, они нечто исключительно земное, и в этом их чудо и «святость», «потерянный рай» кинематографа. Не случайно именно Одзу и еще двум «ангелам» кино — Трюффо и Тарковскому — тот же Вим Вендерс посвятил свой знаменитый фильм «Небо над Берлином».
Неизменная тематика фильмов Ясудзиро Одзу — традиционные ценности японской семьи и их постепенное разрушение, крушение иллюзий и смирение перед лицом неизбежных перемен. Глубоко погруженные в токийскую повседневность, картины Одзу выходят за рамки национальной проблематики, им присуща универсальность, позволяющая человеку, независимо от того, в какой культуре он живёт, узнать и познать себя.
Стиль Одзу предельно аскетичен, лаконичен и прост. Для достижения художественного совершенства своих фильмов он использовал собственную систему художественных приёмов. В его сюжетах отсутствует чётко выраженное действие с напряженными эпизодами — неспешный темп воcпроизводит ритм повседневной жизни; у него практические отсутствуют «отрицательные» персонажи, хотя режиссер иронически показывает человеческие слабости и нередко сокрушается из-за них; кадры Одзу сняты неподвижной камерой, стоящей на уровне глаз человека, который сидит на татами, - это открыло мировому зрителю типичную для японца точку зрения и новую перспективу; деликатный и тактичный монтаж никогда не прерывает эпизод в кульминационный момент действия; развитие действия сопровождают «пустые» — в смысле отсутствия в них человека — кадры, вводящие и завершающие те или иные эпизоды картин…
Российский зритель впервые получил возможность увидеть фильмы Ясудзиро Одзу в 1999 году во время уникальной, почти полной ретроспективы, которую Музей кино проводил совместно с Посольством Японии в России и Японским фондом. В Москве были показаны 33 картины Ясудзиро Одзу, включая 16 немых лент — это была самая большая ретроспектива режиссёра, которую когда-либо вывозили за пределы Японии. С тех пор выросло целое поколение зрителей, которое не имело возможности увидеть картины Ясудзиро Одзу на плёнке.
Мы благодарны нашим постоянным партнерам — Отделу Японской культуры «Japan Foundation» в России, Немецкому культурному центру имени Гёте и Общественному центру имени Моссовета за возможность показать зрителям (на кинопленке с русскими субтитрами) три фильма Ясудзиро Одзу — «Токийская история», «Цветок равноденствия» и «Поздняя осень», а также документальный фильм Вима Вендерса о Ясудзиро Одзу «Токио-Га», и тем самым отметить юбилей одного из важнейших режиссёров мирового кинематографа.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

криминальный фильм, триллер
Испания, 2016
триллер, шпионский фильм, экранизация
США, 2018
комедия
Франция, 2018
детский фильм, комедия, приключения, фильм о животных
Россия, 2018
драма, фильм ужасов
Великобритания, 2017
комедия, мелодрама, музыкальный фильм, научная фантастика
Великобритания, США, 2017
драма, спортивный фильм
Россия, 2018
боевик, комедия, криминальный фильм, приключения, семейное кино, фильм о животных
Великобритания, США, 2018
фэнтези, экранизация
Россия, 2018
приключения, сказка, экранизация
Россия, 2017
драма, экранизация
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
все фильмы в прокате >>
«Тело»
Ролики фильмов

«Тело»

Девушка, страдающая от необычного заболевания, хочет заменить свою кожу - чужой. Но для этого надо убить другого человека.