Польский культурный центр в Москве
Государственный центральный музей кино
Общественный центр Восточного округа «Моссовет»
при поддержке
Национальной фильмотеки в Варшаве
Госфильмофонда России
«Навылет. Краткая история Польского кино в 10 сеансах»
21-31 марта 2013 года
Малый зал Общественного центра Восточного округа «Моссовет»
Москва, Преображенская площадь, 12 (м. «Преображенская площадь»)
Тел.: +7 495 963 03 22
Предлагаемая вашему вниманию ретроспектива польского кино построена по простому принципу – каждое десятилетие представлено, как правило, одной картиной, начиная с коротких немых фильмов
10-х гг.
XX века и заканчивая кинолентой, снятой уже в
XXI веке. При составлении программы нам было важно представить фильмы достаточно известные, значительные, но в то же время не самые громкие, порой незаслуженно забытые. Именно поэтому здесь нет ни «Пепла и алмаза» Вайды, ни «Защитных цветов» Занусси. Объять необъятное невозможно, но мы надеемся, что выбранные картины, каждая по-своему, ярко и максимально полно характеризуют не только особенности польской кинематографии в каждое конкретное десятилетие, но также и состояние общества, настроения художников и зрителей, то есть нас с вами.
1910-е
«Меир Езофович / Meir Ezofowicz»
1911 – 20 мин. – ч/б, немой
Режиссёр: Юзеф Остоя-Сульницкий
Сценарий: Юзеф Остоя-Сульницкий (по одноименному роману Элизы Ожешко)
Оператор: Ян Скарбек-Мальчевский
В ролях: Мария Дулемба, Владислав Грабовский, Виктор Каминьский
Первая экранизация производства крупнейшей польской киностудии эпохи немого кино «Сфинкс», а точнее, иллюстрация, эксплуатировавшая мотивы первоисточника, связанные с ассимиляцией обитателей еврейского местечка в Польше.
«Бестия / Bestia»
1917 – 50 мин. – ч/б, немой
Режиссёр: Александр Херц
Оператор: Виталис Корсак-Гологовский
В ролях: Пола Негри, Мария Дулемба, Витольд Кунцевич, Ян Павловский
Самый старый сохранившийся фильм с участием звезды немого кино
Полы Негри. Вскоре после съемок этой типичной салонной драмы
Негри навсегда покинула родину.
«Для тебя, Польша / Dla Ciebie, Polsko»
1920 – 32 мин. (сохранившиеся фрагменты) – ч/б, немой
Режиссёр: Антоний Беднарчик
Сценарий: Мариан Юзефович
Оператор: Станислав Себель
В ролях: Антоний Ружаньский, Хенрик Рыдзевский, Станислав Ясеньский, Ядвига Долива
Фильм был снят еще во время советско-польской войны и открыл серию патриотических картин, характеризующихся прямолинейностью пропаганды, однозначностью оценок и выводов. Действие происходит зимой и весной 1919 года на северо-восточных территориях бывшей Речи Посполитой, куда вторгаются отряды Красной Армии.
Также будут показаны два хроникальных фильма:
«Краков. Торжества в 500-ю годовщину Грюнвальдской битвы / Kraków. Obchody 500 rocznicy bitwy pod Grunwaldem» (1910 – 1 мин.) и
«Краков отмечает столетие со дня смерти князя Юзефа Понятовского / Obchód w Krakowie w 100. rocznicę śmierci ks. Józefa Poniatowskiego» (1913 – 3 мин.).
1920-е
«Сильный человек / Mocny człowiek»
1929 – 78 мин. – ч/б, немой
Режиссёр: Хенрик Шаро
Эта картина, сделанная в преддверии эпохи звукового кино, вошла в историю польского кинематографа как одна из наиболее совершенных немых лент. Рассказ о своего рода сверхчеловеке, его моральном падении и попытке возрождения, безусловно, отмечен влиянием немецкого экспрессионизма, но также и русской школы – главную роль исполнил замечательный актёр МХТ
Григорий Хмара, тогда уже живший в Германии. Нельзя не отметить, что
Шаро считал себя учеником
Мейерхольда, который экранизировал
«Сильного человека» еще в
1916 году. Однако этот фильм, увы, не сохранился, поэтому трудно делать какие-либо выводы о том, повлияла ли на Шаро мейерхольдовская экранизация романа
Пшибышевского.
1930-е
«Молодой лес / Młody las»
1934 – 71 мин. – ч/б
Режиссёр: Юзеф Лейтес
Центральное произведение важнейшего польского режиссера
1930-х
Юзефа Лейтеса, специализировавшегося на реалистических картинах с психологической подоплекой. «Молодой лес» рассказывает о бунте школьной молодёжи против учителей, проводивших русификацию, но также показывает единение поляков и русских в борьбе с царизмом во время революции
1905 года. В роли профессора Пакотина выступил знаменитый
Казимеж Юноша-Стемповский, а в образе отца главного героя Стефана на экране можно увидеть великого польского актера
Стефана Ярача.
1940-е
«Граничная улица / Ulica Graniczna»
1948 – 115 мин. – ч/б
Режиссёр: Александр Форд
Одна из самых значительных польских картин первого послевоенного десятилетия, поставленная совместно с пражской киностудией «Баррандов».
Александру Форду удалось с максимальной для тех лет смелостью показать жизнь варшавского гетто и восстание в нем весной
1943 года, но, наверное, самое главное – передать всю сложность отношений между поляками и евреями на примере жителей одного дома, стоящего на границе гетто. В сущности,
Форд открыл эту тему для мирового кинематографа. Картина получила Золотую медаль на Венецианском кинофестивале.
1950-е
«Настоящий конец большой войны / Prawdziwy koniec wielkiej wojny»
1957 – 85 мин. – ч/б
Режиссёр: Ежи Кавалерович
Психологическая драма о том, как война уничтожает психику людей, продолжает изнутри разрушать их жизнь и послеподписания мирных договоров. Роза и Юлиуш поженились незадолго до начала войны и были очень красивой парой. Во время войны Юлиуш попадает в концлагерь. Не получая вестей от мужа и потеряв всякую надежду на его возвращение, Роза пытается начать новую жизнь… В этом фильме впервые в истории польского кино в качестве смыслообразующего выразительного средства была использована субъективная камера.
1960-е
«Особые приметы / Rysopis»
1964 – 71 мин. – ч/б
Режиссёр: Ежи Сколимовский
Дипломная работа
Ежи Сколимовского, смонтированная из нескольких учебных этюдов, снятых в Лодзинской киношколе, стала абсолютной сенсацией общеевропейского масштаба. С одной стороны,
Сколимовский предложил здесь авторскую модель польского кино, повернув его эстетику к
«новой волне», а с другой – несмотря на кажущуюся внешнюю скромность, создал
«духовную биографию поколения» (по выражению исследовательницы М. Янкун-Допарт), которое вступало в жизнь в середине
1960-х. Сколимовский выступил не только сценаристом, художником и режиссёром, но также сыграл главную роль, что, несомненно, придало картине особое, личное измерение.
«Слоёный пирог / Przekładaniec»
1968 – 35 мин. – ч/б
Режиссёр: Анджей Вайда
Этот короткий телевизионный фильм стоит особняком в творчестве
Вайды, поскольку представляет собой гротескную
«комедию в стиле поп-арт» (по определению киноведа Т. Любельского). Автор сценария
«Слоёного пирога», главный польский фантаст
Станислав Лем, кажется, в некотором смысле даже пародирует научную фантастику. Впрочем, возможно, это ощущение возникает потому, что сегодня трансплантология уже не является чем-то сверхъестественным…
1970-е
«Навылет / Nawylot»
1972 – 70 мин. – ч/б
Режиссёр: Гжегож Круликевич
Сценарий: Гжегож Круликевич
Оператор: Богдан Дзиворский
В ролях: Франчишек Тшечак, Анна Неборовская, Ирена Ладось, Ежи Блок, Люцина Винницкая, Ежи Штур
Полнометражный дебют
Гжегожа Круликевича – самого последовательного в истории польского кино экспериментатора и теоретика, автора теории
«закадрового кинематографического пространства». Основанный на реальных событиях фильм повествует о жестоком и хладнокровном убийстве, совершённом молодой супружеской парой в
1930-е гг. в Польше.
Круликевич облекает эту историю в ярчайшую форму: невероятные ракурсы,
«нелогичные» композиции кадров, практически полное отсутствие слов и эксперименты со звуком. А за всем этим – проникнутая отчаянием, безысходностью и в то же время пафосом жертвенности картина.
«Навылет» вызвал восхищение критики и возмущение зрителей – и до сих пор становится предметом жарких дискуссий.
1980-е
«Мать Королей / Matka Królów»
1982 – 127 мин. – ч/б
Режиссёр: Януш Заорский
Сценарий: Януш Заорский (по одноименному роману Казимежа Брандыса)
Операторы: Эдвард Клосиньский, Витольд Адамек
В ролях: Магда Тереса Вуйчик, Збигнев Запасевич, Франчишек Печка, Богуслав Линда, Адам Ференци, Ежи Треля, Ежи Штур
Замысел
«Матери Королей» – одного из лучших фильмов о сталинизме – возник у
Януша Заорского еще в начале
1970-х, но только в
1981 году, в эпоху
«Солидарности», сценарий был допущен к производству в легендарном кинообъединении «X» под руководством
Вайды. Съемки завершились уже во время военного положения, поэтому официальная премьера состоялась лишь в
1987 году, а в
1988 году картина удостоилась «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. Действие этой семейной саги начинается в Варшаве начала 1930-х, когда овдовевшая Луция Круль (это слово в польском означает
«король») переезжает с сыновьями в полуподвальную квартиру и знакомится с соседом-коммунистом Виктором Левеном...
1990-е
«Псы / Psy»
1992 – 104 мин. – цв.
Режиссёр: Владислав Пасиковский
«Псы» стали своеобразным символом польского кино первого десятилетия после
1989 года. Эта картина сразу после появления вызвала неоднозначные оценки: в ней открыто и жестко был поставлен диагноз обществу – потерянному, неприкаянному, отчаявшемуся. Днем бывших сотрудников Службы безопасности переквалифицируют в полицейских, а по ночам они жгут на городской свалке документы, содержащие подробности их деятельности еще в
«ту» эпоху. Тем временем начинается новое противостояние… Мастерски используя схемы американского криминального кино,
Владислав Пасиковский с легкостью завоевал сердца польских зрителей, а
Вайда сказал о нем:
«Этот режиссёр знает о нашей публике что-то, чего я не знаю!»
2000-е
«Двойной портрет / Portret podwójny»
2001 – 109 мин. – цв.
Режиссёр: Мариуш Фронт
Эта картина создавалась на протяжении нескольких лет и формально была закончена в
2000 году, однако в прокат вышла в
2001-м – таким образом,
«закрыв» эпоху
1990-х и,в то же время, обозначив наступление нового этапа. Воспользовавшись собственным опытом в области документалистики и отталкиваясь от датской
«Догмы», режиссер создал тонкую и печальную историю, словно сотканную из кусочков повседневности. Главные герои - выпускник режиссёрского факультета киношколы и начинающая актриса – приезжают в Варшаву в надежде реализовать творческие и личные планы, устроить жизнь так, как им хочется. Однако найти свое место во
«взрослом» мире оказывается намного сложнее, чем они представляли.
Мариуш Фронт был награжден призом жюри Национального кинофестиваля в Гдыне «За поиск новых форм выразительности», а также призом молодежного жюри, однако с тех пор, увы, не сделал ни одного фильма.
Ссылки по теме:
«Панорама немецкой анимации»
Музей кино - в марте
обсуждение >>