Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Пресс-релизы >>

Польский культурный центр в Москве
Государственный центральный музей кино
Общественный центр Восточного округа «Моссовет»
при поддержке
Национальной фильмотеки в Варшаве
Госфильмофонда России
«Навылет. Краткая история Польского кино в 10 сеансах»
21-31 марта 2013 года
Малый зал Общественного центра Восточного округа «Моссовет»
Москва, Преображенская площадь, 12 (м. «Преображенская площадь»)
Тел.: +7 495 963 03 22

«Навылет. Краткая история Польского кино в 10 сеансах»
Предлагаемая вашему вниманию ретроспектива польского кино построена по простому принципу – каждое десятилетие представлено, как правило, одной картиной, начиная с коротких немых фильмов 10-х гг. XX века и заканчивая кинолентой, снятой уже в XXI веке. При составлении программы нам было важно представить фильмы достаточно известные, значительные, но в то же время не самые громкие, порой незаслуженно забытые. Именно поэтому здесь нет ни «Пепла и алмаза» Вайды, ни «Защитных цветов» Занусси. Объять необъятное невозможно, но мы надеемся, что выбранные картины, каждая по-своему, ярко и максимально полно характеризуют не только особенности польской кинематографии в каждое конкретное десятилетие, но также и состояние общества, настроения художников и зрителей, то есть нас с вами.

1910-е

«Меир Езофович / Meir Ezofowicz»

1911 – 20 мин. – ч/б, немой
Режиссёр: Юзеф Остоя-Сульницкий
Сценарий: Юзеф Остоя-Сульницкий (по одноименному роману Элизы Ожешко)
Оператор: Ян Скарбек-Мальчевский
В ролях: Мария Дулемба, Владислав Грабовский, Виктор Каминьский
Первая экранизация производства крупнейшей польской киностудии эпохи немого кино «Сфинкс», а точнее, иллюстрация, эксплуатировавшая мотивы первоисточника, связанные с ассимиляцией обитателей еврейского местечка в Польше.

«Бестия / Bestia»
1917 – 50 мин. – ч/б, немой
Режиссёр: Александр Херц
Оператор: Виталис Корсак-Гологовский
В ролях: Пола Негри, Мария Дулемба, Витольд Кунцевич, Ян Павловский
Самый старый сохранившийся фильм с участием звезды немого кино Полы Негри. Вскоре после съемок этой типичной салонной драмы Негри навсегда покинула родину.

«Для тебя, Польша / Dla Ciebie, Polsko»
1920 – 32 мин. (сохранившиеся фрагменты) – ч/б, немой
Режиссёр: Антоний Беднарчик
Сценарий: Мариан Юзефович
Оператор: Станислав Себель
В ролях: Антоний Ружаньский, Хенрик Рыдзевский, Станислав Ясеньский, Ядвига Долива
Фильм был снят еще во время советско-польской войны и открыл серию патриотических картин, характеризующихся прямолинейностью пропаганды, однозначностью оценок и выводов. Действие происходит зимой и весной 1919 года на северо-восточных территориях бывшей Речи Посполитой, куда вторгаются отряды Красной Армии.

Также будут показаны два хроникальных фильма: «Краков. Торжества в 500-ю годовщину Грюнвальдской битвы / Kraków. Obchody 500 rocznicy bitwy pod Grunwaldem» (1910 – 1 мин.) и «Краков отмечает столетие со дня смерти князя Юзефа Понятовского / Obchód w Krakowie w 100. rocznicę śmierci ks. Józefa Poniatowskiego» (1913 – 3 мин.).

1920-е

«Сильный человек / Mocny człowiek»
1929 – 78 мин. – ч/б, немой
Режиссёр: Хенрик Шаро
Эта картина, сделанная в преддверии эпохи звукового кино, вошла в историю польского кинематографа как одна из наиболее совершенных немых лент. Рассказ о своего рода сверхчеловеке, его моральном падении и попытке возрождения, безусловно, отмечен влиянием немецкого экспрессионизма, но также и русской школы – главную роль исполнил замечательный актёр МХТ Григорий Хмара, тогда уже живший в Германии. Нельзя не отметить, что Шаро считал себя учеником Мейерхольда, который экранизировал «Сильного человека» еще в 1916 году. Однако этот фильм, увы, не сохранился, поэтому трудно делать какие-либо выводы о том, повлияла ли на Шаро мейерхольдовская экранизация романа Пшибышевского.

1930-е

«Молодой лес / Młody las»
1934 – 71 мин. – ч/б
Режиссёр: Юзеф Лейтес
Центральное произведение важнейшего польского режиссера 1930Юзефа Лейтеса, специализировавшегося на реалистических картинах с психологической подоплекой. «Молодой лес» рассказывает о бунте школьной молодёжи против учителей, проводивших русификацию, но также показывает единение поляков и русских в борьбе с царизмом во время революции 1905 года. В роли профессора Пакотина выступил знаменитый Казимеж Юноша-Стемповский, а в образе отца главного героя Стефана на экране можно увидеть великого польского актера Стефана Ярача.

1940-е

«Граничная улица / Ulica Graniczna»
1948 – 115 мин. – ч/б
Режиссёр: Александр Форд
Одна из самых значительных польских картин первого послевоенного десятилетия, поставленная совместно с пражской киностудией «Баррандов». Александру Форду удалось с максимальной для тех лет смелостью показать жизнь варшавского гетто и восстание в нем весной 1943 года, но, наверное, самое главное – передать всю сложность отношений между поляками и евреями на примере жителей одного дома, стоящего на границе гетто. В сущности, Форд открыл эту тему для мирового кинематографа. Картина получила Золотую медаль на Венецианском кинофестивале.

1950-е

«Настоящий конец большой войны / Prawdziwy koniec wielkiej wojny»
1957 – 85 мин. – ч/б
Режиссёр: Ежи Кавалерович
Психологическая драма о том, как война уничтожает психику людей, продолжает изнутри разрушать их жизнь и послеподписания мирных договоров. Роза и Юлиуш поженились незадолго до начала войны и были очень красивой парой. Во время войны Юлиуш попадает в концлагерь. Не получая вестей от мужа и потеряв всякую надежду на его возвращение, Роза пытается начать новую жизнь… В этом фильме впервые в истории польского кино в качестве смыслообразующего выразительного средства была использована субъективная камера.

1960-е

«Особые приметы / Rysopis»
1964 – 71 мин. – ч/б
Режиссёр: Ежи Сколимовский
Дипломная работа Ежи Сколимовского, смонтированная из нескольких учебных этюдов, снятых в Лодзинской киношколе, стала абсолютной сенсацией общеевропейского масштаба. С одной стороны, Сколимовский предложил здесь авторскую модель польского кино, повернув его эстетику к «новой волне», а с другой – несмотря на кажущуюся внешнюю скромность, создал «духовную биографию поколения» (по выражению исследовательницы М. Янкун-Допарт), которое вступало в жизнь в середине 1960-х. Сколимовский выступил не только сценаристом, художником и режиссёром, но также сыграл главную роль, что, несомненно, придало картине особое, личное измерение.

«Слоёный пирог / Przekładaniec»
1968 – 35 мин. – ч/б
Режиссёр: Анджей Вайда
Этот короткий телевизионный фильм стоит особняком в творчестве Вайды, поскольку представляет собой гротескную «комедию в стиле поп-арт» (по определению киноведа Т. Любельского). Автор сценария «Слоёного пирога», главный польский фантаст Станислав Лем, кажется, в некотором смысле даже пародирует научную фантастику. Впрочем, возможно, это ощущение возникает потому, что сегодня трансплантология уже не является чем-то сверхъестественным…

1970-е

«Навылет / Nawylot»

1972 – 70 мин. – ч/б
Режиссёр: Гжегож Круликевич
Сценарий: Гжегож Круликевич
Оператор: Богдан Дзиворский
В ролях: Франчишек Тшечак, Анна Неборовская, Ирена Ладось, Ежи Блок, Люцина Винницкая, Ежи Штур
Полнометражный дебют Гжегожа Круликевича – самого последовательного в истории польского кино экспериментатора и теоретика, автора теории «закадрового кинематографического пространства». Основанный на реальных событиях фильм повествует о жестоком и хладнокровном убийстве, совершённом молодой супружеской парой в 1930-е гг. в Польше. Круликевич облекает эту историю в ярчайшую форму: невероятные ракурсы, «нелогичные» композиции кадров, практически полное отсутствие слов и эксперименты со звуком. А за всем этим – проникнутая отчаянием, безысходностью и в то же время пафосом жертвенности картина. «Навылет» вызвал восхищение критики и возмущение зрителей – и до сих пор становится предметом жарких дискуссий.

1980-е

«Мать Королей / Matka Królów»

1982 – 127 мин. – ч/б
Режиссёр: Януш Заорский
Сценарий: Януш Заорский (по одноименному роману Казимежа Брандыса)
Операторы: Эдвард Клосиньский, Витольд Адамек
В ролях: Магда Тереса Вуйчик, Збигнев Запасевич, Франчишек Печка, Богуслав Линда, Адам Ференци, Ежи Треля, Ежи Штур
Замысел «Матери Королей» – одного из лучших фильмов о сталинизме – возник у Януша Заорского еще в начале 1970-х, но только в 1981 году, в эпоху «Солидарности», сценарий был допущен к производству в легендарном кинообъединении «X» под руководством Вайды. Съемки завершились уже во время военного положения, поэтому официальная премьера состоялась лишь в 1987 году, а в 1988 году картина удостоилась «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. Действие этой семейной саги начинается в Варшаве начала 1930-х, когда овдовевшая Луция Круль (это слово в польском означает «король») переезжает с сыновьями в полуподвальную квартиру и знакомится с соседом-коммунистом Виктором Левеном...

1990-е

«Псы / Psy»
1992 – 104 мин. – цв.
Режиссёр: Владислав Пасиковский
«Псы» стали своеобразным символом польского кино первого десятилетия после 1989 года. Эта картина сразу после появления вызвала неоднозначные оценки: в ней открыто и жестко был поставлен диагноз обществу – потерянному, неприкаянному, отчаявшемуся. Днем бывших сотрудников Службы безопасности переквалифицируют в полицейских, а по ночам они жгут на городской свалке документы, содержащие подробности их деятельности еще в «ту» эпоху. Тем временем начинается новое противостояние… Мастерски используя схемы американского криминального кино, Владислав Пасиковский с легкостью завоевал сердца польских зрителей, а Вайда сказал о нем: «Этот режиссёр знает о нашей публике что-то, чего я не знаю!»

2000-е

«Двойной портрет / Portret podwójny»
2001 – 109 мин. – цв.
Режиссёр: Мариуш Фронт
Эта картина создавалась на протяжении нескольких лет и формально была закончена в 2000 году, однако в прокат вышла в 2001-м – таким образом, «закрыв» эпоху 1990-х и,в то же время, обозначив наступление нового этапа. Воспользовавшись собственным опытом в области документалистики и отталкиваясь от датской «Догмы», режиссер создал тонкую и печальную историю, словно сотканную из кусочков повседневности. Главные герои - выпускник режиссёрского факультета киношколы и начинающая актриса – приезжают в Варшаву в надежде реализовать творческие и личные планы, устроить жизнь так, как им хочется. Однако найти свое место во «взрослом» мире оказывается намного сложнее, чем они представляли. Мариуш Фронт был награжден призом жюри Национального кинофестиваля в Гдыне «За поиск новых форм выразительности», а также призом молодежного жюри, однако с тех пор, увы, не сделал ни одного фильма.

Ссылки по теме:
«Панорама немецкой анимации»
Музей кино - в марте

Афиша кино >>

драма, мистика, триллер, фильм ужасов, экранизация
Южная Корея, 2003
боевик, криминальный фильм, триллер
США, 2024
драма, комедия, мелодрама
Германия, Франция, Швейцария, Япония, 2023
исторический фильм, спортивный фильм
Франция, 2024
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
Канада, Франция, 2024
комедия, приключения, семейное кино
Новая Зеландия, 2024
комедия, семейное кино
Россия, 2024
детский фильм, музыкальный фильм, семейное кино
Россия, 2024
мистика, триллер, фильм ужасов
Малайзия, 2024
детектив, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2024
фильм ужасов
США, 2024
боевик, криминальный фильм, триллер
Мальта, США, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен