Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Музей кино на 8 ММОКФ

Пресс-релизы >>

Программы Музея кино на 8 ММОКФ традиционно охватывают широкий круг тем, связывающих кинематограф и книжную культуру: от экранизаций классиков национальных литератур Германии, Италии и Болгарии до презентации вышедших в Якутии книг по истории национального кино, которая сопровождается показом практически неизвестных у нас фильмов, посвящённых истории и культуре этого самобытного региона России.
Музей кино на 8 ММОКФ
Одна из программ 2013 года посвящена теме «Нетерпимость», которая стала одной из магистральных в истории киноискусства. Специальный гость её, как и программы «Балканский перекрёсток», – писатель и киносценарист Анжел Вагенштайн (Болгария). Небольшую ретроспективу болгарских фильмов представляет директор Института искусствознания Болгарской Академии наук, киновед, д-р Александр Янакиев. Программа неигровых фильмов этого фестиваля посвящена творческому союзу пушкиниста, историка, сценариста Виктора Листова и режиссёра Игоря Калядина.
В обеспечении и организации этой программы принимали активное участие: Болгарский культурный институт, Итальянский институт культуры в Москве, Немецкий культурный центр имени Гёте, д-р Александр Янакиев и д-р Петр Кырджилов (Институт искусствознания Болгарской академии наук, г. София), Государственное национальное хранилище кинодокументов о Республике Саха (Якутия) Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), ГБУК «Московское кино», ООО Агентство «ИНТЕРСИНЕМА», а также сотрудники Музея кино Ольга Улыбышева, Вера Румянцева, Ксения Курбатова, Игорь Билоцеркович и Эдуард Шуленин.
Кураторы – Наум Клейман, Максим Павлов.

Литературный кинокалендарь:
120 лет Виктору Борисовичу Шкловскому
110 лет Камилю Ярматову

Творчество В. Б. Шкловского (1893-1984) по праву принадлежит и искусству словесности, и искусству кино. Многие фильмы, снятые по его сценариям, – частые гости программ Музея кино.
Пользуясь «датским принципом», мы решили показать зрителям в этот раз незаслуженно забытый фильм, сделанный в Ташкенте в 1947 году и ставший одним из лучших республиканских фильмов «периода малокартинья».
В создании сценария наряду с Виктором Борисовичем принимали участие узбекские мастера, среди которых наиболее ярким стал Камиль Ярматов (1903-1978) – выдающийся узбекский советский режиссёр, чьё имя позднее было присвоено студии «Узбекфильм», одной из старейших республиканских студий СССР. Первый вариант сценария был написан ещё в довоенное время – постановка планировалась к 500-летию со дня рождения великого поэта Средней Азии Алишера Навои, но была прервана начавшейся Великой Отечественной войной. Второй вариант сценария создавался после войны при активном участии режиссёра фильма и кинодраматурга Алексея Спешнева. Выход кинокартины на экраны в начале 1948 года стал заметным событием «скудной» киножизни Советского Союза в послевоенное время. Великолепны актёрские работы – в первую очередь исполнителей главных ролей Асата Исматова и Разака Хамраева, филолога по образованию, увлекавшегося поэзией Навои. Высокая постановочная культура оператора Михаила Краснянского и художника-постановщика Варшама Еремяна, а также почти полный отказ от макетов (в результате чего фильм сохранил неповторимое очарование Самарканда, чьи улицы и площади стали главными съёмочными площадками) позволяют отнести эту кинокартину, решённую в духе эпико-легендарной драмы, к одному из наиболее удачных опытов работы советских кинематографистов в биографическом жанре.

7 июня
14.00

Киноконцертный зал
Алишер Навои
СССР / УзССР, 1948, 99 мин.

Литературный кинокалендарь:
100 лет Фантомасу

Даты рождения литературных и кинематографических героев отмечаются не так часто – для этого должны быть весомые поводы: герой вымысла, воистину, должен стать «народным» героем.
9 мая 1913 года в крупнейшем на тот момент кинотеатре мира «Gaumont-Palace» на площади Клиши в Париже состоялась шумная премьера кинокартины «Фантомас: В тени гильотины» – первой из цикла фильмов о зловеще-обаятельном преступнике. В основу творения режиссёра Луи Фейада был положен первый же из цикла романов о Фантомасе, вышедший всего двумя годами ранее. Трудно переоценить значение в истории массовой культуры первых 32 романов, которые написали Марсель Аллен и Пьер Сувестр в 1911-13 годах, и пяти фильмов первого киноцикла о Фантомасе Луи Фейада (1913-1914). Впоследствии мировой кинематограф неоднократно обращался к образу героя, который обрёл голос в 1932 г. в фильме режиссёра Пала Фейоша. Франсуа Трюффо, говоря о значении творчества Луи Фейада для истории французского кино, сравнивал его с той ролью, которую сыграл в литературе XIX века Александр Дюма.
В нашей стране Фантомас стал известен по комедийной кинотрилогии Андре Юнебеля (1964-67) с участием Жана Марэ и Луи де Фюнеса. Благодаря её популярности у советского зрителя Фантомас становится одним из нарицательных «героев» в отечественных популярных фильмах «Семь стариков и одна девушка» (1968) и «Анискин и Фантомас» (1974). Фантомасу посвящена книга Андрея Шарого «Знак F: Фантомас в книгах и на экране» (НЛО, 2007), а в цикле детективных романов Бориса Акунина знаменитый сыщик получает русифицированную фамилию одного из героев цикла романов о Фантомасе – Фандора.
Отдавая дань уважения «отцам» популярного литературного и кино- героя, в год столетия его воплощения на экране мы показываем одну из лучших картин Луи Фейада из первого цикла фильмов о Фантомасе 1913-14 годов.

8 июня
14.00

Киноконцертный зал
Фантомас против Фантомаса / Fantômas contre Fantômas
Автор сценария и режиссёр: Луи Фейад (по роману Марселя Аллена и Пьера Сувестра «Полицейский-бандит»)
В ролях: Рене Наварр, Жорж Мельхиор, Лоран Морлеа, Рене Карл, Джейн Фабер, Иветт Анрейор, Нодье
Производство: Société des Etablissements L. Gaumont
Франция, 1914, ок. 40 мин.

Литературный кинокалендарь:
150 лет Габриеле Д’Аннунцио

Личность Габриеле Д’Аннунцио (1863-1938) по сей день продолжает вызывать споры как у него на родине в Италии, так и во всём мире. Фантастическая популярность Д’Аннунцио в конце XIX – начале XX века не обошла стороной и Россию. Наши соотечественники познакомилось с творчеством Д’Аннунцио в 1893 г.: в «Северном вестнике» под названием «Невинная жертва» был опубликован выполненный М. М. Ивановым перевод романа «L’innocente» (1892). Культ его автора в русском обществе приобрёл черты мании: пишется множество статей и рецензий, в 1904 г. в Киеве выходит полное собрание сочинений Д’Аннунцио, театры ставят его пьесы, появляются экранизации его произведений, в том числе и не сохранившийся, к сожалению, фильм «Невинная жертва» (1916) Петра Чардынина.
Удивительная кинематографичность произведений писателя, перенесённых на экран более трёх десятков раз, была замечена ещё пионерами «нового искусства». Конечно же, как и их публика, они были подвержены «моде» на итальянского декадента, – не случайно большая часть экранизаций была создана в эпоху «великого немого». Да и сам автор отдавался власти «десятой музы»: достаточно вспомнить его работу над суперколоссом раннего кино – фильмом Джованни Пастроне «Кабирия» (1914), ставшего прообразом жанра «пеплум».
Однако наиболее ярким воплощением образов Д’Аннунцио на экране стал последний фильм великого Лукино Висконти (1906-1976).
В беседах с Костанцо Костантини Висконти, подчёркивая, что «Невинный» наиболее кинематографичен из всех романов классика итальянской литературы, говорил: «Пришло время вернуться к Габриеле Д’Аннунцио, после пятидесяти лет забвения, даже надругательства. […] «Невинный» – это не шедевр, но это превосходный роман. И верно, что Туллио Эрмиль – свехчеловек больше на словах, чем на деле, но мы изменили его образ. Сегодня никто бы не потерпел ницшеанского сверхчеловека, как никто бы не потерпел человека, убивающего ребёнка. Поэтому в фильме всё изменено. Убив ребёнка, которого Джулиана родила от любовника, Эрмиль кончает с собой. Он наказывает себя. Такой персонаж выглядит более реально. Так он легче будет восприниматься публикой» (пер. Л. Аловой).
По замыслу Висконти, главные роли в фильме должны были сыграть Ален Делон и Шарлотта Рэмплинг, но многое изменилось в процессе съёмок фильма, премьера которого состоялась на Каннском фестивале спустя почти два месяца со дня смерти маэстро.
«Это был фильм Лукино Висконти» – такой надписью завершили картину его «сообщники», которым ещё перед началом съёмок он говорил, что если бы мог, то вместо Д’Аннунцио взялся бы делать ещё одного «Рокко…».

9 июня
14.00

Киноконцертный зал
Невинный / L’innocente
Производство: Rizzoli Film, Les Films Jacques Leitienne, Société Imp. Ex. Ci. – Nizza, Francoriz Production S.A. – Parigi
Италия–Франция, 1976, 128 мин.

«Нетерпимость»
XX век вошёл в историю и как век кино, и как век нетерпимости. Впрочем, нетерпимость была свойственна всем эпохам и народам задолго до рождения десятой музы, которую столь часто в прошедшем веке, да и ныне, обвиняют в эскалации насилия. Обвинения эти однобоки и пристрастны: кино – лишь барометр общественных настроений, отражающий самые разные тенденции в жизни человечества. Гораздо чаще киноискусство призывало к пониманию иного, к братству, предостерегая от всех форм проявления ненависти. Недаром одно из основополагающих произведений нового искусства, рождённое на свет гением Дэвида Уорка Гриффита в 1916 году, получило название «Intolerance» / «Нетерпимость» с подзаголовком «Борьба за любовь в веках»: это было как будто предостережение наступившему веку и самому рождающемуся новому искусству, которое получило невиданную до того силу воздействия на массы.
Небольшая кинопрограмма, подготовленная Музеем кино специально для фестиваля этого года, состоит из фильмов, в центре внимания которых проявления различных видов нетерпимости: расовой, религиозной, классовой. Созданные в разных странах Европы в последней трети XX века, они, несмотря на разницу стилевых приёмов и средств, подчёркивают разрушающий характер ненависти и нетерпимости, обращают зрителя к гуманистическим ценностям поверх разделяющих нас – часто искусственно – барьеров.
Пусть эта программа станет своеобразной кинопроповедью толерантности и любви к инакому во время, когда количество злобной нетерпимости преумножается ежеминутно!

7 июня
16.30

Киноконцертный зал
Страх съедает душу / Angst essen Seele auf
Производство: Filmverlag der Autoren, Tango Film
ФРГ, 1974, 89 мин.

8 июня
16.00

Киноконцертный зал
Гойя, или Тяжкий путь познания / Goya – oder der arge Weg der Erkenntnis
Производство: DEFA-Studio für Spielfilme, Künstlerische Arbeitsgruppe «Babelsberg», Киностудия «Ленфильм», Студия за игрални филми «Бояна», Bosna Film
ГДР–СССР–НРБ–СФРЮ, 1971, 166 мин.

9 июня
16.30

Киноконцертный зал
Окраина
Производство: Кинокомпания «Утро XXI века»
Россия, 1998, 100 мин.

Мастера неигрового кино России:
Игорь Калядин

Предлагаемая программа посвящена творчеству Игоря Калядина, известного режиссёра кино и телевидения. На протяжении нескольких десятилетий в центре его внимания находятся самые трудные, самые острые вопросы отечественной истории и культуры. Обращаясь к ним, автор – один из самых образованных людей нашего экрана – выступает как художник, глубоко и лично переживающий «дни торжеств и бед народных», способный проникать в сознание и души своих исторических героев. В лентах Калядина художественно преодолевается граница между прошлым и настоящим, между актуальным и, казалось бы, забытым.
Фильмы, выбранные для просмотров, по мнению составителей, как раз и соответствуют этим особенностям творчества мастера.
Картины дня первого – о Пушкине, о том, что великий поэт более знаменит, чем понят; о межнациональных источниках, питающих его поэзию.
Картины дня второго прослеживают жизненные и творческие пути Котэ Марджанишвили и Тенгиза Абуладзе, великих поэтов кино, составляющих славу грузинского и русского искусства.
Картины дня третьего – о древней и новой России. На первый, поверхностный взгляд их герои далеки друг от друга и несопоставимы друг с другом: князь Андрей Боголюбский и наш современник, дивный художник Геннадий Добров. Но их объединяет общее страдание, общая боль, общая тревога о судьбе Отечества.
Таковы едва ли не все герои фильмов Калядина.

Виктор Листов

7 июня
13.30

Пресс-центр
Безумец бедный
Автор сценария: Виктор Листов
Режиссёр: Игорь Калядин
Россия, Телеканал «Культура», 2000, 52 мин.
Африканский ураган
Автор сценария: Виктор Листов
Режиссёр: Игорь Калядин
Россия, 2011, 40 мин.

8 июня
13.30

Пресс-центр
Котэ Марджанишвили. Пространство трагедии
Автор сценария и режиссёр: Игорь Калядин
Россия, Телеканал «Культура», 2011, 40 мин.
Покаяние Тенгиза Абуладзе
Автор сценария и режиссёр: Игорь Калядин
Россия, Телеканал «Культура», 2011, 40 мин.

9 июня
13.30

Пресс-центр
Северная колыбель России
Автор сценария: Виктор Листов
Режиссёр: Игорь Калядин
Россия, Центр-студия национального фильма «XXI Век», 2006, 26 мин.
Ночные летописи Геннадия Доброва
Автор сценария и режиссёр: Игорь Калядин
Россия, 2013, 39 мин.

Региональное кино России – Якутия (Саха):
Музей кино и Госкинохранилище Якутии
представляют издания по истории национального кино
и программу фильмов

На протяжении почти 25 лет своей деятельности Государственный центральный музей кино считает своим долгом представлять региональные школы российского кино. В этом году в центре внимания – Якутия. Программа подготовлена совместно с сотрудниками Госкинохранилища Якутии.
Государственное национальное хранилище кинодокументов о Республике Саха (Якутия) Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) создано в 1996 г. в целях сохранения кинолетописи Якутии. По состоянию на 1 апреля 2013 г. фонд Госкинохранилища составляют 26296 единиц хранения – аудиовизуальные документы о Якутии, начиная с 1925 года, когда съемки участия якутской делегации на праздновании 200-летия Российской Академии наук в Ленинграде стали первой фиксацией якутов на кинопленку.
При Госкинохранилище создан Общественный Музей кино Якутии. Одной из основных задач музея является издательская деятельность: с 1995 года издано почти 30 книг по истории кино Якутии на русском и якутском языках, в т.ч. 6 томов каталога Госкинохранилища Якутии и 11 книг из серии «Люди за кадром», рассказывающих о работниках кино Якутии. Заметным событием в истории отечественного регионального киноведения стал выход в 2011 году книги И. С. Жараева «Заметки из истории кинематографии Якутии». Иван Спиридонович – Заслуженный работник культуры РСФСР и ЯАССР – с 1959 года работал Председателем Госкино ЯАССР, собрал богатейший архив о развитии кинообслуживания населения республики, был инициатором создания Госкинохранилища и Музея кино Якутии. Книга охватывает историю кино в Якутии с 1912 года по наши дни. В рамках её презентации на ММОКФ сотрудниками Госкинохранилища Якутии подготовлена специальная программа, рассказывающая о Якутии и якутах языком кино.

7 июня
15.30

Пресс-центр
Делегация Якутии на I Тюркологическом съезде в Баку 1926 г.
Режиссёры: Юрий Васильев, Семён Андреев
Россия / Республика Саха (Якутия), Госкинохранилище, 2002, 24 мин.
Ысыах
Режиссёр: В. Стрельцов
СССР / РСФСР, Иркутская студия кинохроники, 1946, 11 мин.
Советская Якутия
Режиссёр: В. Григорьев
СССР/РСФСР, Центральная студия документальных фильмов, 1948, 44 мин.
Земля предков. Ус Хатын
Режиссёр: Татьяна Павлова
Россия / Республика Саха (Якутия), Студия 2М, Госкинохранилище, 2008, 19 мин.

8 июня
15.30

Пресс-центр
Повесть о Земле Якутской
Режиссёр: Михаил Авербах
СССР/РСФСР, Восточно-Сибирская студия кинохроники, 1958, 65 мин.
Предсказание Чохотуй
Режиссёр: Вячеслав Семёнов
Россия / Республика Саха (Якутия), 1998, 40 мин.
Олонхосут
Режиссёр: Семён Андреев
Россия / Республика Саха (Якутия), Госкинохранилище, 2009, 13 мин.

9 июня
15.30

Пресс-центр
Однажды
Режиссёр: Октябрина Потапова
Россия, Киностудия «Союзмультфильм», 2002, 5 мин.
Карась. Комар
Режиссер Роберт Лабидас
Россия / Республика Саха (Якутия), Продюсерский центр «Арктик-Синема», 2002, 14 мин.
Василий Теркин
Режиссер Роберт Лабидас
Россия, фильм создан при поддержке НО Фонд социально-культурных программ «Губерния», 2003, 13 мин.
Покуда дует ветер
Режиссёр: Сергей Потапов
Россия / Республика Саха (Якутия), «Синемапродакшн», 2010, 76 мин.

Балканский перекрёсток:
Болгария, век XX

Представить тремя фильмами культуру страны, которая претендует на то, что существует как государство, не меняя названия, уже более 13-ти веков, конечно, невозможно. Но мы попытались показать несколько узловых моментов развития Болгарии и национального кино в рамках ХХ века.
«Балканская война» – документальная лента, «Похититель персиков» – экранизация известной повести классика болгарской литературы Эмилияна Станева, а фильм после «После конца света» создан по сценарию писателя Анжела Вагенштайна. Это один из срезов разнообразия, к которому стремились составители программы.
Наша маленькая панорама охватывает поворотные моменты истории ХХ века, – и это ещё один из важных аспектов нашей программы: Балканские войны предшествовали Первой мировой войне, действие «Похитителя персиков» происходит непосредственно после её окончания, а в последней картине совмещены два исторических пласта – конец 40-х и начало 90-х гг.
С точки зрения истории кино автор «Балканской войны» Александр Жеков – первый болгарский документалист. «Похититель персиков» – один из лучших болгарских фильмов 60-х гг., когда кинематография набирала силу, а авторы стали говорить своим языком: картина отходит от традиций историко-революционного кино и показывает чисто человеческие отношения на руинах войны. Лента Ивана Ничева – продукт нового времени – европейская копродукция, что сказалось как минимум на выборе исполнителей. Главная тема – этническая толерантность проживающих в Болгарии людей, подвергшаяся изменениям в годы социализма и еще раз после его краха: герои-дети не понимают многого из того, что случается рядом, повзрослевши, они открывают для себя новые истины о прошлом.
Во всех трёх картинах можно найти «русский след». В центре довольно большого эпизода «Балканской войны» – быт русского военного лазарета. Знаменательно то, что автор фильма Александр Жеков закончил в 1902 г. Севастопольские мореходные классы, а позже, по его словам, работал в Московском отделении «Пате». Анжел Вагенштайн и Выло Радев – выпускники ВГИКа.

Александр Янакиев

7 июня
17.30

Пресс-центр
Балканская война. 1912-1913 / Балканската война. 1912-1913 год
Режиссёр: Александр Жеков
Болгария, 1913, 40 мин.

8 июня
17.30

Пресс-центр
Похититель персиков / Крадецът на праскови
Производство: Студия за игрални филми «Бояна»
НРБ, 1964, 80 мин.

9 июня
17.30

Пресс-центр
После конца света / След края на света
Режиссёр: Иван Ничев
Автор сценария: Анжел Вагенштайн
В ролях: Стефан Данаилов, Катерина Дидаскалу, Васил Михайлов, Георги Калоянчев, Татьяна Лолова, Георги Русев, Никола Рударов, Васил Василев-Зуека, Александр Морфов, Петр Слабаков, Петр Попйорданов, Джоко Росич, Афена Папас, Николай Урумов.
Производство: Българска национална телевизия (БНТ), Hellenic Radio & Television (ERT) ET-1, Mitteldeutscher Rundfunk – MDR, Programe Media-II, Мета БМ-4, Marathon Films, Saxonia Media Filmproduktion GmbH
Болгария–Греция–Германия, 1998, 112 мин.

Ссылки по теме:
Музей кино. Июнь
Майские показы Музея кино

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

драма, экранизация
США, 1994
боевик, научная фантастика, триллер
США, 1991
Грузия, Россия, 2019
биография
Франция, 2019
драма, исторический фильм
Франция, 2019
детский фильм, семейное кино, фэнтези
Мексика, 2019
драма, триллер
Россия, 2019
драма
Россия, 2019
драма
Армения, Россия, 2018
комедия, фильм ужасов
США, 2019
драма, комедия, приключения
США, 2019
боевик, приключения
Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен