Немецкий и американский режиссёр, сценарист и продюсер.
Фридрих Кристиан Антон Ланг родился 5 декабря 1890 года в Вене (Австро-Венгрия), в семье архитектора Антона Ланга и его жены Паулы, урождённой Шлезингер.
После окончания народной и реальной школы Ланг, по желанию отца поступил в венский технический колледж "Реальшуле" на отделение архитектуры, но, увлекшись живописью, перешёл в 1907 году в Венскую Академию графики, а с 1911 года в Мюнхен — в государственную художественную школу Юлиуса Дица.
В юности ланг обожал путешествовать: германия, Франция, Азия, Африка, Россия, Китай, Япония, Индонезия — вот далеко не полный перечень стран, в которых он побывал, зарабатывая на жизнь рисованием и продажей открыток. В 1913 году Фриц решил окончательно обосноваться в Париже.
В 1913-1914 годах в Париже посещал школу живописи Мориса Дени и Академию Жюльена.
После начала Первой мировой войны ему удалось вернуться в Вену. 12 января 1915 года он записался добровольцем в артиллерийскую дивизию № 13. Получив четыре ранения и ослепнув на правый глаз, он был демобилизован в 1916 году в звании лейтенанта и долгое время лечился в госпитале. там он начал писать рассказы и сценарии. Несколько сценариев купили немецкие киностудии. В 1918 году был признан негодным к продолжению воинской службы.
В августе 1918 года Ланг познакомился с берлинским кинопродюсером Эрихом Поммером, который пригласил его в качестве штатного сценариста киностудии «Decla».
С 1919 года Ланг начал самостоятельно снимать фильмы. Одной из лучших ранних работ Ланга и теа фон Гарбоу, его жены и постоянного соавтора, считается картина "Усталая смерть" (1921).
В 1920 году, работая на фирме «May-Film GmbH», он знакомится с писательницей и сценаристкой Теа фон Харбоу, с которой сотрудничает до 1933. Первая жена Ланга Элизабет Розенталь умирает 25 сентября 1920 года. В качестве причины смерти врач записывает в протокол: «несчастный случай, выстрел в грудь». 26 августа 1922 года Ланг и Харбоу сочетаются законным браком. Вскоре после свадьбы Ланг получает немецкое гражданство.
Первой самостоятельной режиссёрской работой Ланга становится фильм «Харакири» (Harakiri, 1919). Следующие его фильмы развивают романтические и экспрессионистские мотивы. При этом Ланг обычно тяготеет к развернутым многочасовым постановкам. «Пауки» (Die Spinnen, 1. Teil — Der Goldene See, 1919; Die Spinnen, 2. Teil — Das Brillantenschiff, 1920) — приключенческая драма о поисках сокровища затерянной цивилизации. «Усталая смерть» (Der Müde Tod, 1921) — философско-лирическая притча о любви, пытающейся победить смерть. «Доктор Мабузе — игрок» (Dr. Mabuse, der Spieler, 1922) — масштабная детективная драма по роману Норберта Жака о сверхпреступнике. «Нибелунги» (Die Nibelungen: Siegfried, 1924; Die Nibelungen: Kriemhilds Rache, 1924) — эпическая фантазия по мотивам древнегерманской саги о Зигфриде. «Метрополис» (Metropolis, 1927) — знаменитая антиутопия, оказавшая огромное влияние на развитие социальной и научной фантастики XX века. «Женщина на Луне» (Frau im Mond, 1929) — первый в мире фильм о космическом полёте, поставленный с учётом научных и технических представлений о возможности такого предприятия.
В 1927 году Ланг создал собственную кинокомпанию "Фриц Ланг фильм гезельшафт".
Первый звуковой фильм Фрица Ланга, детективная трагедия «М» ("Убийца", 1931), рассказывает о маньяке-детоубийце, поймать которого пытается не только полиция, но и синдикат преступников. Это один из самых знаменитых фильмов в истории кино. Его последний немецкий фильм, «Завещание доктора Мабузе» (Das Testament des Dr. Mabuse, 1933) был запрещён нацистской цензурой.
28 марта 1933 года состоялась встреча Ланга с доктором Геббельсом, который вскользь отметил своё неудовольствие фильмом "Завещание доктора Мабузе". Фриц Ланг поблагодарил за оказанную честь и в тот же вечер, бросив имущество, сбережения и жену, вступившую вскоре в нацистскую партию, уехал во Францию. Так начались годы добровольного изгнания, годы странствий великого режиссёра.
1 июня 1934 года он, по приглашению руководителя студии, заключил контракт с Метро-Голдвин-Майер и 6 июня покинул Европу.
В течение двух лет он писал и предлагал студии сценарии, но каждый раз получал отказ. Лишь в 1936 году фильмом «Ярость» (Fury, 1936), своего рода парафразом «М», начал новый период своей карьеры. В США Фриц Ланг поставил два с половиной десятка картин. 14 августа 1939 года Ланг получил американское гражданство.
Со временем Лангу становилось все труднее бороться с произволом продюсеров, и в 1956 году он решил покинуть Голливуд. Он уехал в Индию, где в 1960 году поставил свою последнюю картину — "1000 глаз доктора Мабузе" (1960).
В 1963 году Ланг играл самого себя в фильме Жана-Люка Годара «Презрение» (Le mepris).
В 1964 году председатель жюри Каннского кинофестиваля.
В конце 1960-х годов он возвратился в США, где провёл свои последние годы в уединении в тёмном особняке в Беверли-Хиллз, ведя дневник и увлекаясь мыльными операми.
В 1971 году тайно женился на Лили Латтэ, секретарше, ассистенте, спутнице жизни, с которой познакомился в начале 1930-х годов.
Фриц Ланг умер 2 августа 1976 года в Беверли-Хиллз, Калифорния, США.
В 2007 году Артём Деменок снял в Германии документальный фильм «Фриц Ланг».
Премия "Сатурн" (1975):
Премия за достижения в карьере
1946 — антифашистский фильм Ланга «Палачи тоже умирают» (Hangmen Also Die, 1943) удостоен Золотой медали Венецианского кинофестиваля.
1963 — Почётная премия за неоценимый вклад в немецкий кинематограф.
1976 — Премия американской Академии кинофантастики с формулировкой «За выдающиеся достижения» (Life Career Award).
Фриц Ланг удостоен собственной звезды на Аллее Славы в Голливуде (1600 Vine Street).
последнее обновление информации: 07.04.16
обсуждение >>