Японский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.
Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в пригороде Токио — Татикаве в семье кадрового офицера, потомственного самурая. Хейго Куросава, брат Акиры, был комментатором немых фильмов (представители этой профессии в Японии пользовались огромной популярностью). Брат часто водил мальчика в кинотеатры. Через несколько лет жизнь Хейго оборвётся трагически — он уйдёт в горы и покончит с собой...
В семнадцать лет Куросава поступил в школу живописи и некоторое время работал художником. В 1936 году, с честью выдержав большой конкурс на место помощника режиссёра, Акира был принят в компанию "PCL", преобразованную вскоре в студию "Тохо".
В 1943 году Куросава снял свой первый фильм "Легенда о дзюдо" ("Сугата Сансиро").
21 мая 1945 года — Акира Купрсава женился на актрисе Його Якути, а 20 декабря в молодой семье родился первенец — Хисао.
После войны на студии "Тохо" большое влияние приобрёл профсоюз, руководимый коммунистами. Куросава, как и многие интеллектуалы тридцатых годов, участвовал в коммунистическом движении. Вместе с другими режиссёрами "Тохо" он выпустил фильм о профсоюзах "Творящие завтрашний день" (1946), после чего пришёл к выводу, что коллективное творчество ему противопоказано.
За мелодраматическую историю о двух влюблённых "Весёлое воскресенье" (1947) Куросава был удостоен звания лучший режиссёр года, но сам режиссёр считал свою работу далекой от идеала.
Переломным в жизни и творчестве Куросавы можно считать 1948 год. В феврале умер его отец, что явилось страшным потрясением для Акиры. и в том же году он встретился с малоизвестным актёром Тосиро Мифунэ.
Первая их совместная работа — "Пьяный ангел" (1948) стала, по признанию Куросавы, первой по-настоящему его независимой картиной.
Творчество Куросавы расцветало, приобретало неповторимое своеобразие.
Свой эпохальный фильм "Расёмон" (1950) он поставил в жанре исторической драмы. Фильм получил главный приз — "Золотого Льва святого Марка"; киноведы всех стран бросились открывать японский кинематограф.
Между тем в самой Японии критики-традиционалисты называли Куросаву западником. космополитом. Припомнили его увлечение русской литературой, немецкой музыкой, американским кино. Но Куросава стал фигурой мирового масштаба и мог не обращать внимания на подобные выпады. Его уважительно называли Мастером. Учителем и даже Императором.
Свою оглушительную славу Куросава поспешил использовать для экранизации романа "Идиот" (1951).
4 ноября 1952 года умерла мать Куросавы Шима. В этом же году он снял один из своих самых печальных фильмов — "Жить". Фильм был отмечен премией "Серебряный медведь" на Берлинском кинофестивале 1954 года. И ещё одно важное событие произошло в этом году в жизни режиссёра — 29 апреля у него родилась дочь Казуко.
В апреле 1959 года Куросава основал собственную кинокомпанию "Куросава про". Первой картиной, снятой на личные деньги, стала вольная интерпретация "Гамлета" под названием "Злые остаются живыми" (1960).
Фильмы Куросавы этого периода "Рай и ад" (1963), "Красная борода" (1965) и другие имели скромный прокат. Кинокомпания "Куросава про" оказалась на грани банкротства. Надо было принимать неординарное решение.
В 1966 году он согласился поставить в Голивуде фильм "Поезд-беглец" с американскими актёрами, а в 1967 году — японские эпизоды фильма "Тора! Тора! Тора!" ("Тигр! Тигр! Тигр" — это кодированный радиосигнал о нападении японцев на Перл-Харбор). В результате разногласий с продюсерами компании "XX век — Фокс" в декабре 1968 года Куросава прервал съёмки. Их продолжили другие, причём американцы объявили, что у японского режиссёра нервное расстройство.
Куросава разорвал контракт с компанией и, выплатив неустойку, возвратился в Японию. Год трудов, двадцать восемь вариантов сценария — и всё напрасно...
Приступы горького разочарования для режиссёра едва не закончились трагически. В декабре 1971 года он, запершись в ванной, вскрыл себе вены. К счастью, его успели спасти, но понадобилось время, прежде чем Куросава вновь обрёл себя.
В марте 1973 года он параллельно с советским писателем Юрием Нагибиным начал работу над сценарием фильма "Дерсу Узала".
Натурные съёмки проходили в Уссурийской тайге. Более двух лет длилась работа над фильмом, и только в 1975 году он вышел на экраны. "Дерсу Узала" получил "Золотой приз" Московского международного кинофестиваля, а затем премию "Оскар" как лучший иностранный фильм года.
Вернувшись в Японию, Куросава из-за финансовых проблем был вынужден заниматься рекламой виски в своём загородном доме, причём в нескольких роликах снялся сам. В это же время он опубликовал две книги — "Попытка автобиографии" (1978) и "Кагёмуся" (1979) — сценарий и его собственные рисунки к фильму.
Картину "Кагёмуся" (1980) финансировали Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Фильм получил "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, "Сезара" и выдвигалась на "Оскара" в двух номинациях.
1 ноября 1983 года в Йокогаме открылась студия "Куросава-фильм". Режиссёр снова возвратился к Шекспиру. На этот раз он пишет сценарий по "Королю Лиру". Фильм был создан под названием "Ран" (1985) и получил четыре номинации на премию "Оскар", в том числе за режиссуру.
Но Куросава был печален. 1 февраля 1984 года в возрасте 63-х лет умерла его жена Його Якути.
В апреле 1993 года компания "Тохо" выпустила 31 фильм Куросавы на видеокассетах и лазерных дисках.
Несмотря на почтенный возраст, режиссёр был полон творческих планов.
В том же 1993 году году Куросава снял свой последний фильм — «Ещё нет». Фильм переносил зрителя во времена второй мировой войны и рассказывал о нравственной ответственности и связи поколений. Сюжет фильма основан на жизни японского академика и писателя Хяккэна Утиды (1889-1971) и завязан на отношениях студентов и бывшего учителя. Учитель отошедший от дел начинает писать книги, но терпит череду неудач, из которых ему помогают выбраться его бывшие студенты, в результате в честь их бывшего учителя все его ученики ввели традицию — каждый год отмечать праздник «Ещё нет» в день рождения старика.
Последней работой Куросавы был сценарий к фильму, снятому его учеником и близким другом Такаси Коидзуми, «После дождя». В этом проекте Акира Куросава выступал и в качестве сопродюсера. Сценарий был основан на одноимённой короткой повести Сюгоро Ямамото.
Акира Куросава скончался 6 сентября 1998 года от инсульта в токийском районе Сэтагая.
С 2004 года на Токийском международном кинофестивале учреждена премия его имени, вручаемая кинорежиссёрам за создание картин, «наполненных гуманизмом».
С 20 по 22 июня 2010 года в рамках XXXII Московского международного кинофестиваля была проведена международная научная конференция «Наследие Акиры Куросавы в контексте российской и мировой культуры», посвящённая столетию со дня рождения Акиры Куросавы.
«Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1952, за фильм «Расёмон»).
«Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1975, за фильм «Дерсу Узала»).
Премия "Давид ди Донателло" (1977):
Лучший иностранный режиссер ("Дерсу Узала")
«Золотая пальмовая ветвь» (1980, «Тень воина»).
В марте 1990 года получил почётный "Оскар" за вклад в киноискусство.
Номинация на премию гильдии режиссеров Америки (1952):
Лучший режиссер ("Расемон")
В 1994 году Куросава был удостоен премии Киото.
Указом Президента СССР № УП-1605 от 12 марта 1991 года награждён орденом Дружбы народов «за большой личный вклад в развитие культурных связей между Советским Союзом и Японией».
последнее обновление информации: 16.08.20
обсуждение >>