Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Акира Куросава

Акира Куросава (Akira Kurosawa, 明 黒澤) фотографии
Годы жизни
Категории
Сценарист, Режиссёр
Фильмография
Фотоальбом
Обсуждение
Акира Куросава: смотреть фильмы онлайн
Акира Куросава:
смотреть фильмы онлайн

Акира Куросава

Akira Kurosawa

明 黒澤

Японский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.

Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в пригороде Токио — Татикаве в семье кадрового офицера, потомственного самурая. Хейго Куросава, брат Акиры, был комментатором немых фильмов (представители этой профессии в Японии пользовались огромной популярностью). Брат часто водил мальчика в кинотеатры. Через несколько лет жизнь Хейго оборвётся трагически — он уйдёт в горы и покончит с собой...

В семнадцать лет Куросава поступил в школу живописи и некоторое время работал художником. В 1936 году, с честью выдержав большой конкурс на место помощника режиссёра, Акира был принят в компанию "PCL", преобразованную вскоре в студию "Тохо".
В 1943 году Куросава снял свой первый фильм "Легенда о дзюдо" ("Сугата Сансиро").

21 мая 1945 года — Акира Купрсава женился на актрисе Його Якути, а 20 декабря в молодой семье родился первенец — Хисао.

После войны на студии "Тохо" большое влияние приобрёл профсоюз, руководимый коммунистами. Куросава, как и многие интеллектуалы тридцатых годов, участвовал в коммунистическом движении. Вместе с другими режиссёрами "Тохо" он выпустил фильм о профсоюзах "Творящие завтрашний день" (1946), после чего пришёл к выводу, что коллективное творчество ему противопоказано.
За мелодраматическую историю о двух влюблённых "Весёлое воскресенье" (1947) Куросава был удостоен звания лучший режиссёр года, но сам режиссёр считал свою работу далекой от идеала.

Переломным в жизни и творчестве Куросавы можно считать 1948 год. В феврале умер его отец, что явилось страшным потрясением для Акиры. и в том же году он встретился с малоизвестным актёром Тосиро Мифунэ.
Первая их совместная работа — "Пьяный ангел" (1948) стала, по признанию Куросавы, первой по-настоящему его независимой картиной.

Творчество Куросавы расцветало, приобретало неповторимое своеобразие.
Свой эпохальный фильм "Расёмон" (1950) он поставил в жанре исторической драмы. Фильм получил главный приз — "Золотого Льва святого Марка"; киноведы всех стран бросились открывать японский кинематограф.
Между тем в самой Японии критики-традиционалисты называли Куросаву западником. космополитом. Припомнили его увлечение русской литературой, немецкой музыкой, американским кино. Но Куросава стал фигурой мирового масштаба и мог не обращать внимания на подобные выпады. Его уважительно называли Мастером. Учителем и даже Императором.
Свою оглушительную славу Куросава поспешил использовать для экранизации романа "Идиот" (1951).

4 ноября 1952 года умерла мать Куросавы Шима. В этом же году он снял один из своих самых печальных фильмов — "Жить". Фильм был отмечен премией "Серебряный медведь" на Берлинском кинофестивале 1954 года. И ещё одно важное событие произошло в этом году в жизни режиссёра — 29 апреля у него родилась дочь Казуко.

В апреле 1959 года Куросава основал собственную кинокомпанию "Куросава про". Первой картиной, снятой на личные деньги, стала вольная интерпретация "Гамлета" под названием "Злые остаются живыми" (1960).
Фильмы Куросавы этого периода "Рай и ад" (1963), "Красная борода" (1965) и другие имели скромный прокат. Кинокомпания "Куросава про" оказалась на грани банкротства. Надо было принимать неординарное решение.
В 1966 году он согласился поставить в Голивуде фильм "Поезд-беглец" с американскими актёрами, а в 1967 году — японские эпизоды фильма "Тора! Тора! Тора!" ("Тигр! Тигр! Тигр" — это кодированный радиосигнал о нападении японцев на Перл-Харбор). В результате разногласий с продюсерами компании "XX век — Фокс" в декабре 1968 года Куросава прервал съёмки. Их продолжили другие, причём американцы объявили, что у японского режиссёра нервное расстройство.
Куросава разорвал контракт с компанией и, выплатив неустойку, возвратился в Японию. Год трудов, двадцать восемь вариантов сценария — и всё напрасно...

Приступы горького разочарования для режиссёра едва не закончились трагически. В декабре 1971 года он, запершись в ванной, вскрыл себе вены. К счастью, его успели спасти, но понадобилось время, прежде чем Куросава вновь обрёл себя.

В марте 1973 года он параллельно с советским писателем Юрием Нагибиным начал работу над сценарием фильма "Дерсу Узала".
Натурные съёмки проходили в Уссурийской тайге. Более двух лет длилась работа над фильмом, и только в 1975 году он вышел на экраны. "Дерсу Узала" получил "Золотой приз" Московского международного кинофестиваля, а затем премию "Оскар" как лучший иностранный фильм года.

Вернувшись в Японию, Куросава из-за финансовых проблем был вынужден заниматься рекламой виски в своём загородном доме, причём в нескольких роликах снялся сам. В это же время он опубликовал две книги — "Попытка автобиографии" (1978) и "Кагёмуся" (1979) — сценарий и его собственные рисунки к фильму.
Картину "Кагёмуся" (1980) финансировали Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Фильм получил "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, "Сезара" и выдвигалась на "Оскара" в двух номинациях.

1 ноября 1983 года в Йокогаме открылась студия "Куросава-фильм". Режиссёр снова возвратился к Шекспиру. На этот раз он пишет сценарий по "Королю Лиру". Фильм был создан под названием "Ран" (1985) и получил четыре номинации на премию "Оскар", в том числе за режиссуру.
Но Куросава был печален. 1 февраля 1984 года в возрасте 63-х лет умерла его жена Його Якути.

В апреле 1993 года компания "Тохо" выпустила 31 фильм Куросавы на видеокассетах и лазерных дисках.
Несмотря на почтенный возраст, режиссёр был полон творческих планов.
В том же 1993 году году Куросава снял свой последний фильм — «Ещё нет». Фильм переносил зрителя во времена второй мировой войны и рассказывал о нравственной ответственности и связи поколений. Сюжет фильма основан на жизни японского академика и писателя Хяккэна Утиды (1889-1971) и завязан на отношениях студентов и бывшего учителя. Учитель отошедший от дел начинает писать книги, но терпит череду неудач, из которых ему помогают выбраться его бывшие студенты, в результате в честь их бывшего учителя все его ученики ввели традицию — каждый год отмечать праздник «Ещё нет» в день рождения старика.
Последней работой Куросавы был сценарий к фильму, снятому его учеником и близким другом Такаси Коидзуми, «После дождя». В этом проекте Акира Куросава выступал и в качестве сопродюсера. Сценарий был основан на одноимённой короткой повести Сюгоро Ямамото.
Акира Куросава скончался 6 сентября 1998 года от инсульта в токийском районе Сэтагая.

С 2004 года на Токийском международном кинофестивале учреждена премия его имени, вручаемая кинорежиссёрам за создание картин, «наполненных гуманизмом».
С 20 по 22 июня 2010 года в рамках XXXII Московского международного кинофестиваля была проведена международная научная конференция «Наследие Акиры Куросавы в контексте российской и мировой культуры», посвящённая столетию со дня рождения Акиры Куросавы.
призы и награды
«Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1952, за фильм «Расёмон»).
«Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1975, за фильм «Дерсу Узала»).

Премия "Давид ди Донателло" (1977):
Лучший иностранный режиссер ("Дерсу Узала")

«Золотая пальмовая ветвь» (1980, «Тень воина»).
В марте 1990 года получил почётный "Оскар" за вклад в киноискусство.

Номинация на премию гильдии режиссеров Америки (1952):
Лучший режиссер ("Расемон")

В 1994 году Куросава был удостоен премии Киото.
Указом Президента СССР № УП-1605 от 12 марта 1991 года награждён орденом Дружбы народов «за большой личный вклад в развитие культурных связей между Советским Союзом и Японией».

последнее обновление информации: 16.08.20

трейлер: «Расёмон» >>

«Лунтик. Возвращение домой»
«Буратино». Анонс
«Рай под ногами матерей»
«Я не могу без тебя»
«Аутсорс». Тизер-трейлер

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 3
Сергей100   21.09.2016 - 07:34
На мой взгляд в кинематографе есть два величайших гения режиссуры, - Акира Куросава и Федерико Феллини. читать далее>>
№ 2
Олександр Царенко (Січеслав)   6.09.2015 - 18:25
Просто ужас - всего второе сообщение о гении кинематографа... Шок. читать далее>>
№ 1
Алан Шанаев (Владикавказ)   23.03.2011 - 13:03
Светлая Память Потрясающему Гению Искуства! читать далее>>
Кино-театр.ру в Telegram