Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Мама-анархия: за что мы любили, любим и будем любить Мадонну

Лайфстайл >>

Популярная музыка с наступлением 1980-х и приходом MTV достигла своеобразного пика: звезды стали гламурнее, раскованнее, стиль гипертрофированнее, видеоклипы дороже и вычурнее. Фабрика звезд окончательно кристаллизовалась в индустрию, черты которой узнаваемы и сегодня. Но посреди новой чувственности и смелости, проводниками которых были Майкл Джексон, Принс, Джордж Майкл и другие, чего-то очень не хватало.

Мама-анархия: за что мы любили, любим и будем любить Мадонну

Звезда Мадонны зажглась стремительно. Задиристая девчонка в рваных джинсах и юным милым голоском, поющая, как она хочет настоящей любви, неожиданно для всех ворвалась на телеэкраны и захватила поп-чарты. Она не была похожа на кумиров своей молодости, див вроде Ареты Франклин или Нины Симон, не было в ней и вдумчивости Джони Митчелл. Все они так или иначе касались тем женственности, материнства и нелегкой девичьей судьбы в мире мужчин. Но Мадонна впервые заговорила об этом простым языком: «Папа, я приняла решение, я оставлю ребенка!». Немного наивная искренность текстов певицы стала восприниматься как смелость, разрушение барьеров. Поп-музыка оказалась способной на большее – на коммуникацию, разговор на неудобную тему. Мадонну можно назвать первым настоящим поп-идолом поколения, его ролевой моделью.

Образ строптивой девушки-подростка подкрепил и вышедший в 1985 году сразу после ее второго альбома фильм «Отчаянно ищу Сьюзен» - первая большая роль Мадонны. Свидетели вспоминали, что к моменту окончания съемок на площадке уже собирались толпы фанов, вычурно одетых под стать героине. По радио гремел хит Like a Virgin, а прямо на сцене церемонии наград MTV певица симулирует оргазм. После этого буквально каждый стал «отчаянно искать Мадонну».



Успех колоссальный, но певице этого было мало. Еще в годы кропотливых занятий балетными танцами, юная Мадонна грезила только об одном – стать самой знаменитой и великой. После славы Like a Virgin она приняла нелегкое решение – самолично создать из себя звезду, без прямой помощи лейблов и продюсеров. Мадонна стала первой в истории женщиной-артисткой, полностью контролировавшей все, начиная от записи пластинок, вплоть до концертных туров и хореографии клипов. И последующие альбомы True Blue (1986) и Like a Prayer (1989) во всей красе продемонстрировали масштаб амбиций артистки. Задира с соседнего двора с каждым годом «взрослела», открывала себя заново и менялась до неузнаваемости.

В этот момент скандалы и истерия вокруг Мадонны стали обыкновением. Когда-то люди жгли пластинку The Beatles после заявления Джона Леннона, о том, что они популярнее Христа. Агрессивно сексуальный сценический образ Мадонны вкупе с ее именем, носившем столетиями исключительно религиозный характер, порождал еще больше вопросов с самого начала ее карьеры. Феномен Мадонны можно назвать вообще поворотным пунктом в истории масскульта, ведь теперь имя, к которому принято было обращаться с молитвой, вызывает совсем иные ассоциации, связанные, прежде всего, с пороком и страстью. И певица очень хорошо ощущала этот контраст и умело использовала свою скандальную славу.

Мама-анархия: за что мы любили, любим и будем любить Мадонну

Впрочем, Мадонна эпатировала публику с вполне определенной целью – своеобразного сексуального воспитания, открытия женской чувственности. В клипах и выступлениях артистка все смелее высказывалась на темы секса и свободной любви, не забывая приправлять их религиозной символикой. В знаменитом туре Blond Ambition в 1990-м году следом за номером с изображением мастурбации посреди мужчин с накладными картонными бюстами Мадонна переодевалась в монахиню и взывала к небесам. Тем самым она демонстрировала, что страсть естественна и никак не противоречит духовности, даже, наоборот, тесно с нею переплетена.

Позднее певица еще радикальнее экспериментировала с раскрытием сексуальности на альбоме Erotica (1992). С точки зрения музыки он был значительно слабее предшественников, но содержательно представлял собой своеобразную одиссею блудницы, поэму в духе Генри Миллера. Более чувственных и возбуждающих треков до сих пор никто не придумал, а рядом с клипом Justify my Love трилогия «50 оттенков серого» смотрится как детский утренник.



Среди поп-артистов своего времени Мадонна с особым перфекционизмом подходила к концертным турам. С каждым новым шоу она старалась переплюнуть саму себя, смешать еще больше жанров и стилей. Ее концерты состояли из ряда номеров, каждый со своими декорациями, историей и хореографией. В них парадоксально сочетались стилистика мюзиклов Боба Фосса, кабаре и современный танец, стриптиз и опера, вульгарность и высокая культура. И посреди всего этого Мадонна – человек-оркестр, меняющий образы как перчатки, неустанно и с тотальной отдачей своему делу и замыслу несущий публике секс-Евангелие.

Поскольку с самого начала она хотела вписать свое имя в один ряд с иконами женского стиля Марлен Дитрих и Мэрилин Монро, Мадонна не могла обойти стороной кинематограф. Романы с Шоном ПенномШанхайский сюрприз»), Уорреном БиттиДик Трэйси») и Гаем РичиУнесенные») только способствовали этому. Но на большом экране ей стать самой лучшей не получилось, ленты с участием певицы неизменно проваливались в прокате, а «Золотые малины» копились год от года. Это объяснимо, Мадонна стремилась всегда контролировать творческий процесс, лично подбирать партнеров (ее танцевальные труппы нередко становились ей настоящей семьей) и все делать по-своему. Впрочем, отдельные удачи в кинокарьере у нее были, скажем, культовая «Эвита», или странный и жесткий триллер «Опасная игра» с Харви Кейтелем.

Мама-анархия: за что мы любили, любим и будем любить Мадонну

Впрочем, кассовые провалы нисколько не влияли на популярность Мадонны, и к началу 1990-х, она стала иконой массовой культуры. Лучше других об этом свидетельствует вступительный диалог фильма «Бешеные псы» Квентина Тарантино, где кучка взрослых мужиков в строгих костюмах, которые совсем скоро зальют экран кровью, обсуждают значение песни Like a Virgin.

В отличие от Майкла Джексона и других королей поп-музыки 1980-х, Мадонна продолжала успешно экспериментировать с трендами и образами в последующих десятилетиях, и сегодня она так или иначе остается актуальной и интересной.
В фильме «В постели с Мадонной» (1991) певица скромно замечала, что в ней очень сильно развит материнский инстинкт, каждому она хочет быть матерью. Она и стала таковой для нескольких поколений американских певиц, начиная с Бритни Спирс, вплоть до Леди Гага и Тейлор Свифт. Но по части какой-то почти анархистской смелости, исступленной жажды рушить, провоцировать и менять, как и по части амбиций и сногсшибательного таланта, харизмы, с Мадонной трудно поставить кого-то в один ряд, кроме тех же Дитрих и Монро.

«Мадонна: рождение легенды» в прокате с 28 февраля.


Кирилл Горячок
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

научная фантастика, триллер
Латвия, 2016
приключения, сказка, фэнтези
США, 2019
детский фильм, семейное кино
Норвегия, 2018
фильм ужасов
США, 2019
комедия
США, 2019
биография, драма, криминальный фильм
США, 2019
боевик, комедия, криминальный фильм, экранизация
Франция, 2018
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Италия, США, 2019
боевик, криминальный фильм, триллер
США, 2019
драма
Бельгия, Франция, 2019
драма
Дания, Швеция, 2019
комедия
Франция, 2018
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен