Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Республиканский немецкий драматический театр

Республиканский немецкий драматический театр
Адрес
Казахстан, Алма-Ата, Сатпаева, 64а
Сайт
Обсуждение

Республиканский немецкий драматический театр

О событиях 1763-го года, когда впервые на территорию Волжской области с целью заселения целинных земель были приглашены немецкие колонисты, мало кому известно. Но именно эти события являются первыми в цепи причин, послужившие созданию далеко от Германии на казахстанской земле, театра русских немцев, называющегося теперь Республиканским Немецким Драматическом Театром.
С начала истории человека всегда интересовала духовная и моральная части жизни. Этим интересом были рождены первые кочующие театры, этим же интересом руководствовалась первая труппа первого театра русских немцев, появившегося в 1930-м году в городе Энгельс, столице автономной республики на Волге (ныне город Покровск).
Ужесточенные законы в отношении немцев после окончания Великой Отечественной Войны продолжили судьбу целого народа, оторванного от своей исторической Родины, в Сибири и в Казахстане. А в 1974 году ЦК КПСС принимает решение о создании немецкого театра в одном из крупнейших городов или районных центров, что послужило появлению немецкого актерского курса при Высшем театральном училище им. Щепкина в Москве.
6 февраля 1975 года был подписан приказ Министерства Культуры КазССР под №34, который явился официальным свидетельством о рождении первого немецкого театрального коллектива в Казахской Республике СССР. Основные цели и задачи этого коллектива также были определены Министерством культуры КазССР как «улучшение возможностей развития и сохранения культурного наследия граждан немецкой национальности, живущих в Республике».
По прошествии 5-и лет 29 дипломированных артистов, получивших образование в высшем училище им. Щепкина при Малом театре города Москвы, прибыли в город Темиртау.
26 декабря 1980 года спектаклем «Первые» по пьесе российского немецкого писателя Александра Раймгена о взаимоотношении казахов с немцами состоялось открытие Республиканского Немецкого Драматического Театра.
Афишу театра тогда представляли немецкие классические драматурги, современные авторы, русско-немецкие и русские авторы.
В 1983 году, будучи студентом-дипломником, Б. Атабаев ставит на сцене немецкого театра спектакль по пьесе великого немецкого классика Фридриха Шиллера «Коварство и Любовь», ставший победителем Республиканского конкурса драматических театров. Впоследствии режиссер вернется в город Темиртау, и с его приходом репертуар театра впервые начинает затрагивать вопросы о судьбе немецких переселенцев.
Наибольшей популярностью у зрителей пользуется спектакль «Свой очаг» по пьесе Андреаса Закса, который на Республиканском фестивале драматических театров в 1987 году был признан профессиональной критикой одним из лучших.
В это время Республиканский Немецкий Драматический Театр – это нечто большее, чем место театральных зрелищ. Он становится платформой национального самосознания, борющегося народа, душой, пламенем и надеждой для людей, переживших депортацию и почти полное уничтожение собственной культуры.
Театр становится во главе «Движения Возрождения», такими постановками, как «Мы не пыль на ветру» (1988 г.), требуя восстановления республики на Волге и реабилитации немецких переселенцев.
За это время благодаря талантливой труппе, сильному и разнообразному репертуару театр приобретает большую популярность, проводя большую часть времени в гастролях; его ждут во многих городах Советского Союза; о нем знают и пишут.
Активной работой немецкого театра и его политической позицией заинтересуются в Германии. И приглашением к участию в конференции «О национальном театре» в немецко-сербском театре в городе Баутцен, - единственном театре национального меньшинства в ГДР, - начинается совместная работа с представителями западной культуры.
В 1987 году главный режиссер театра Б. Атабаев отправляется в ФРГ, чтобы наладить контакты и решить проблему подготовки кадров для труппы театра. И ансамбль театра получает приглашение для повышения квалификации в города Ульм и Мюнхен.
К этому времени театр «вырастает» настолько, что маленький Темиртау становится для него тесным, к тому же остро чувствуется отдаленность от культурного центра Республики. И в 1989 году театр переезжает в Алма-Ату.
Одновременно начинается массовая миграция немцев на историческую Родину. В 1993 году в Германию уезжает последний актер, из всего состава осталась лишь Лидия Ганн.
За 10 лет ни разу больше не выпускалась студия в Москве, стал ощущаться дефицит немецко-говорящих актеров.
В Германии были очень озабочены хлынувшей эмигрантской волной, и было принято решение как-то поддержать немецкую культуру в Казахстане, в том числе и театр. Было принято решение об открытии театральной Академии, которая будет готовить кадры для театра. Ради осуществления этого исторического начинания в Алма-Ату прибывает господин Фрайтаг – это псевдоним доцента актерского мастерства Вернер Виера Брингель из Германии. Ему было суждено стать продолжателем дела немецкого театра в Казахстане. Он ездил по всем городам, где живут немцы – искал талантливых ребят, знающих язык. Из 50 абитуриентов, представляющих Омск, Алтай, все области Казахстана и Киргизию, были отобраны 20 человек.
И вот после долгих репетиций спектаклем по пьесе Мольера «Плутни Скапена» в постановке Н. Сабировой открылся 16-й театральный сезон, который ознаменовал «новую историю» Немецкого Драматического Театра – DTA. Оказалось, что отсутствие преемственности поколений компенсируется чувством свободы в творчестве, нестандартными спектаклями и нестандартной речью.
Труппа театра становится интернациональной, что требует радикальных изменений в эстетике и направленности театра. DTA в это время становится местом дискуссий и эксперимента.
Однако выпущенный впоследствии спектакль «Поле Чудес» (режиссер И. Лаузунд) сделал театр знаменитым на пол-Европы, получивший Гран-при на престижнейшем мюнхенском фестивале молодых театров немецко-говорящих стран, специальный приз жюри – поездку на международный фестиваль «Театральный форум» в Ганновере. На фестивале казахстанский театр был представлен впервые и полностью изменил политику театра, путем успешных гастролей от Бремена до Берна по таким странам, как Австрия, Германия, Нидерланды, Швейцария, Венгрия, Румыния, после которых труппа театра была приглашена в Штутгарт по линии Солитюд-стипендии. С того момента немецкий театр под руководством молодого режиссера Виктора Немченко стал «мостом между Востоком и Западом, между Казахстаном и Германией». DTA становится ближе к европейскому театру с большим уклоном на эксперимент, став более свободным, открытым, интернациональным и почти потеряв свой национальный статус.
С возвращением Болата Атабаева в 2004 году началась «новейшая» история театра, появляются спектакли с использованием нескольких языков, желая подчеркнуть многонациональность Казахстана. Эксперимент театра все больше приобретает международную направленность. Приглашаются режиссеры из-за рубежа: Джеффри Черч (Англия) ставит на сцене театра спектакль «Макбет», синтезируя приемы европейского и казахстанского театра; Фредерике Фельбек (Германия) ставит «Немецкий как иностранный» по пьесе Арны Арлей (Литва); Кристоф Фетрие (Франция) поставил на сцене DTA «Миры в переходах» по мотивам романа Джеймса Джойса «Уилисс»; Ирина Симонова (Казахстан) ставит музыкальную сказку для взрослых по произведению М. Горького «Девушка и Смерть»; сам Б. Атабаев создает спектакль по собственной пьесе о судьбе актрисы театра, вернувшейся на историческую Родину, «Леди Мильфорд из Алматы». При содействии Гете-института Алматы приглашенная художественным руководителем театра из Германии Катарина Шмеер, заслуженная артистка РК, режиссер и педагог, ставит спектакль по произведениям Лорио.
На данный момент немецкий театр находится в фазе «возрождения». Новый руководитель театра Ирина Симонова – главный режиссер и директор, - ищет новые подходы к исполнению основной задачи театра: сохранение культурных традиций немецкого народа, - одновременно не забывая о том, что театр, потерявший в связи с долгосрочной реконструкцией здания своего зрителя, должен вновь его обрести. DTA выбрал новую цель и, продолжая экспериментировать, прямой дорогой идет к ее достижению, используя такие проверенные традиции, как приглашение режиссеров из разных городов и стран и открытие, и закрытие сезона премьерными постановками.
Не смотря ни на что, театр продолжает гордое шествие по театральному миру. Спектакль «Девушка и Смерть» А.Куреллы по М.Горькому удостоился специальной награды «За оригинальное воплощение аллегорических образов» на фестивале в Астане в 2007 году.
В конце 2008 года немецкий театр принял участие в театральном фестивале «Камерата-08» в г. Челябинске, получив специальный приз «За художественно-убедительное освоение актуальной социальной проблематики» со спектаклем «Леди Мильфорд из Алматы» по пьесе Б. Атабаева.
В начале 2009 года со спектаклем «Девушка и Смерть» А.Куреллы по М.Горькому театр совершил гастрольный тур по городам Германии в рамках «Года Казахстана в Германии», заслужив признание критиков и любовь немецких зрителей.
В 2010 году театр участвовал в ХVIII Республиканском театральном фестивале со спектаклем «Не покидай меня» А. Дударева, который проходил в г. Таразе, посвященный 65-летию ВОВ и 100-летию Б. Момыш Улы, получив диплом за «Лучший актерский ансамбль».
В 2011году в г. Астане на Республиканском театральном фестивале национальных театров, посвященном 20-летию независимости РК, театр представил спектакль «Свобода» по пьесам С. Мрожека и был дипломирован за «Лучшее режиссерское решение».
Труппа театра неустанно творит новые постановки с разными режиссерами. Уже прогремел на весь Казахстан спектакль «Оскар и Розовая Дама», поставленный заслуженным деятелем РК Игорем Гонопольским по драме француза-бестселлериста Э. Э. Шмитта. Заслуженный деятель РК и России Борис Преображенский поставил на сцене театра спектакль «Дон Жуан приходит с войны» по пьесе австрийского автора Э. фон Хорвата. А заслуженный артист РК Дмитрий Скирта вновь представил немецкий театр детям, продолжив яркое шествие детских постановок «Папаня», «Карлик Нос» (режиссер И. Симонова) новым спектаклем «Счастливый Ганс» по пьесе российского драматурга М. Бартенева, в основу которой был взят сюжет одной из сказок братьев Гримм.
К открытию 30-го предъюбилейного сезона DTA состоялись две премьеры по пьесам двух совершенно разных драматургов. Андрей Воронин, приглашенный режиссер драматического театра Усть-Каменогорска поставил спектакль по пьесе австрийского драматурга Х. Бергера «По одежке протянешь ножки», а Ирина Симонова представила на суд зрителя триптих по известным пьесам польского драматурга С. Мрожека («Стриптиз», «Кароль», «В открытом море»), абсурд с одним антрактом «Свобода».
Репертуар театра своевременно обновляется разноплановыми постановками, такими как: «Отпустите меня в Джунгли…» по Р.Киплингу, «Не покидай меня» А. Дударева, «Я и ты» И. Цадоу, «Тест» Л. Бэрфуса, «Перебор» Х. Бергера, «Бременские музыканты» Ю.Энтина и В. Ливанова, «Елім менің…» по повести Р. Конурбаева, «Исключение и правило» Б. Брехта пополняя и украшая афишу театра. Планируются новые премьерные спектакли.
26 декабря 2010 года (юбилейный вечер проходил 14 января 2011 года) театр отметил свой 30-летний юбилей, и продолжает жить и творить, радуя своим творчеством дорогого зрителя.

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен
16 сентября
НТВ
16 сентября
Домашний

Афиша кино >>

драма, криминальный фильм
Россия, 2019
комедия, музыкальный фильм, фэнтези
Великобритания, 2019
боевик, детский фильм, комедия, приключения, фэнтези
Китай, 2017
драма, трагикомедия, экранизация
США, 2019
драма, мистика, научная фантастика
Бельгия, Люксембург, Франция, 2019
драма, мелодрама, музыкальный фильм
США, 2017
детский фильм, комедия, семейное кино, фэнтези
Германия, 2018
триллер, фильм ужасов
США, 2019
боевик, приключения, триллер
США, 2019
военный фильм, драма
Россия, 2019
драма, семейное кино
Бельгия, Франция, 2017
приключения, фэнтези
Китай, Россия, 2019
комедия
Россия, 2019
комедия, мелодрама
США, 1979
драма, экранизация
США, 2019
фильм ужасов
Канада, Норвегия, США, 2018
исторический фильм
СССР, 1918
научная фантастика, приключения
Япония, 2019
биография
Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен