Художественный академический театр имени Райниса возник по инициативе представителей прогрессивной интеллигенции при «Доме для народа Райниса и Аспазии». Руководителем его стал хорошо известный актер, позднее – величайший реформатор режиссерского искусства на латышской сцене Эдуард Смильгис (1886-1966). Первым «литературным директором» театра был единомышленник Смильгиса – великий латышский поэт Райнис. Открытие театра состоялось 19 ноября 1920 года пьесой Райниса «Индулис и Ария», и новый театр сразу же обратил на себя внимание общественности.
Труппу составляли актеры разных поколений и опытов. Среди них бывшая первая примадонна Национального театра Эмилия Виестуре, Паула Балтабола, потом Карлис Пабрик, Лилита Берзиня, Эльвира Брамберга и др. В 1925 году была зачислена первая студия театра Дайлес, которую в 1927 году окончили 23 молодых актера – Лилия Америка, Бенита Озолиня, Лилия Жвигуле, Артур Филипсон, Алберт Микельсон и др. Среди выпускников второй студии (1946–1949) были такие выдающиеся личности, как Харийс Лиепиньш, Вия Артмане, Эдуард Павулс и Валентин Скульме.
С 1963 года художественное руководство театра перешло в руки актера (выпускник II курса театра Дайлес), режиссера, драматурга, критика и театроведа Петериса Петерсона (1923–1998). Во время его 7 летнего руководства режиссуры театра (1963–1971) самыми значительными являлись такие спектакли, как "Огонь и ночь" Райниса (1965), "Мотоцикл" (драматизация сборника стихотворений Иманта Зиедониса, 1967) и "Идиот" Достоевского (1969).
В 1971 году на место Петерсона пришел актер, режиссер, педагог актерского мастерства Арнольд Линыньш (1930–1998). В самых успешных постановках Линыньша особенно сильно проявились именно внутренние противоречия личности и тяга к гармонии - "Последний барьер" Дрипе (1974), "Бранд" Ибсена (1975), "Елизавета Английская" Брукнера (1980), "Иосиф и его братья" Райниса (1981).
С 1987 года узды правления театром в свои руки взял ученик и последователь Арнольда Линыньша Карлис Аушкап (1947). В театре ставились философские пьессы – "Степной волк" Гессе (1982), "Их коснулась вечность" Чака (1987), "Когда мы, мертвые, просыпаемся" Ибсена (1993), "Опасные связи" Гемптона (1996).
С 1989 года - Латвийский театр Дайлес.
С 16 сентября 2002 художественный руководитель театра Дайлес - Михаил Груздов.
обсуждение >>