Перед самой войной, в 1913 году, открылся Еврейский театр Риги. В 1926 году в здании на улице Сколас, дом 6, начала выступать труппа еврейского театра, для нужд которой здание было капитально перестроено. Здание на Сколас, 6, было построено в 1913-1914 годах по проекту известных архитекторов Эдмунда Тромповского и Пауля Мандельштама. Театр стал получать не только ежегодные правительственные субсидии, но и финансовую поддержку городских властей. Были поставлены спектакли «Дер идишер киниг Лир» («Еврейский король Лир») Я.Гордина и «Шломке ун Ривл».
В августе 1926 г. известный еврейский режиссер и актер из «Вилнер трупе», воспитанник петербургского Малого театра А.Моревский получил приглашение Еврейского театрального комитета возглавить Рижский еврейский театр — Жиду миноритатес театрис (Театр еврейского меньшинства). Формально этот театр подчинялся еврейскому департаменту при министерстве просвещения. Актерами были ученики А.Моревского Клара Сегалович, Х. Бузган, Д. Шапиро, Д. Кайзерович, Ю. Юлин, Фрида Виталина, Ш. Бляхер, Хана Шерман, М. Шпильберг и другие. В театр пришел художник М. Ио. Театр при переполненных залах показал в Риге, Лиепае, Елгаве, а также в Эстонии спектакли «Дукус» («Граф») А. Кацизне и «Диббук» С. Ан-ского. Вскоре А.Моревский покинул Ригу.
В репертуаре еврейского театра шли пьесы «Дос кинд фун дер велт» («Дитя Вселенной») по П.Гиршбейну, «Венецианский купец» У. Шекспира, «Тот, кто получает пощечину» по Л.Андрееву, «Швер цу зайн а ид» («Трудно быть евреем») по Шалом Алейхему. В Латвии выступали еврейские актеры: Р.Заславский, А.Штейн, А. Эйнес, О. Рунич, М. Рубин, И. Турков, М. Вайхерт, М. Орнштейн, Клара Юнг, А. Сомберг, Ш. Кутнер, К. Хаш. В Риге действовали и театры-студии, театры левого направления, в том числе Еврейский рабочий театр. В 1930-х гг. усилилось сотрудничество латышских и еврейских артистов. На сцене Национального театра Латвии ставилась пьеса Шалом Алейхема «Крупный выигрыш», поставленная совместно с Рижским еврейским театром. На еврейском театре отрицательно сказались политические перемены, последовавшие за государственным переворотом К. Ульманиса в мае 1934 г. Были закрыты все левые театральные коллективы, в том числе и Еврейский рабочий театр. Из репертуара исчезли пьесы советских авторов. Ситуация особенно ухудшилась, когда руководство Рижским еврейским театром перешло от Еврейского театрального комитета к комитету меценатов, который довел театр до уровня труппы шундистского направления.
С присоединением Латвии к Советскому Союзу в 1940 г. в Риге был создан Государственный еврейский театр (ГОСЕТ), который действовал до немецкой оккупации.
Во время нацистской оккупации в 1941-1944 годах в здании театра находился немецкий офицерский клуб.
В советское время здесь размещался Дом политического просвещения, где проводились многочисленные идеологические мероприятия, в том числе съезды коммунистической партии.
Историческое здание еврейского театра было возвращено еврейской общине в начале 1990-х годов. Оно является охраняемым государством памятником архитектуры.
обсуждение >>