Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Луганский русский драматический театр

Луганский русский драматический театр
Другие названия
Луганский областной русский драматический театр им. П.Б.Луспекаева
Ворошиловградский областной русский драматический театр
Адрес
Украина, Луганск, Коцюбинского 9-а
Сайты
Обсуждение

Луганский русский драматический театр

В мае 1939 года в городе на Лугани начала работу новая театральная труппа.
Ее составили выпускники Ленинградского театрального училища — 32 человека — и 15 актеров с большим опытом и стажем работы, были среди них те, кто начинал в «Шахтерке Донбасса» — 3. Утехина, В. Клопотов, В. Шмукловский.

Возглавил коллектив один из опытнейших мастеров сцены, ученик Ю. Завадского — А. Тункель, главным художником стал В. Айвазян, директором — человек с организационным талантом — К. Перлов.

26 октября 1939 года в помещении Дворца культуры имени В. И. Ленина состоялась премьера и открытие театра.

Был показан спектакль «Павел Греков» Б. Войтехова и Л. Ленча. Это было смелое по тем временам произведение.
И главный режиссер, и исполнители избирали наиболее сложные пути в создании правдивых и жизненных спектаклей, проявляли умение давать социальную характеристику и событию, и герою. В те годы создавался ансамбль, вырабатывался стиль, создавалась своя школа актерской игры. Это были слитность звучащего слова и пантомимы, новаторство в сценографическом, звуковом, световом оформлении, умелое использование достижения техники. Это был синтез многих искусств.

Немногим больше одного сезона проработал театр. Началась Великая Отечественная война…

В сентябре по приказу Комитета по делам искусств УССР театр был расформирован. Однако актеры решили сохранить коллектив. Ему была предоставлена возможность выехать в Узбекистан, где он получил назначение в Наманган. Прибыл на место 5 декабря 1941 года. И сразу приступил к работе.
Спектакли Луганский русский драматический театр давал в помещении бывшего ТЮЗа, в Доме офицеров, в клубе маслозавода. Художественное руководство театра осуществляли режиссеры Е. Гричук и Н. Гайдаров, главный художник И. Алексеев. Выступления продолжались до 8 апреля 1942 года.

3 ноября 1943 года театр получил вызов из освобожденного Луганска.

13 ноября того же года тепло встреченные земляками, они открыли сезон спектаклем «Жди меня».

В творческих поисках еще в 40-е годы театр обрел свое лицо в работе над произведениями классики. Режиссер Н. Гайдаров поставил «Каменный властелин» Леси Украинки (Дон Жуан — А. Романцев, Анна — 3. Утехина), «Марию Стюарт» Ф. Шиллера (Мария — 3. Утехина), А. Ходырев — «Маскарад» М. Лермонтова (Арбенин — А. Ходырев, Нина — Р. Светинская), Г. Нарковский — «Волки и овцы», «На бойком месте» А. Островского, Альховский —«Правда — хорошо, а счастье — лучше». А. Островского.
Зрелым актерским мастерством отличались работы Аренского (Линяев, Грозное), 3. Корн (Купавина, Евгения), Чикалова (Бессудный), Н. Гаргановой (Мурзавецкая). Одаренная актриса Р. Светинская, играя героинь Островского (Олю и Аннушку), поднимала тему горячего сердца, тему человека, для которого невыносимо тяжко в «темном царстве». Совершенно неожиданной, непредсказуемой была она Глафирой в «Волках и овцах». Блистали в «Лесе» Я. Аренский (Аркадий Счастливцев) Г. Каменская (Гурмыжская). В содружестве с художником . Бочаровым режиссер Г. Назарковский увлеченно работал над «Последними» М. Горького. Спектакль принес удачу Я. Аренскому (Иван Коломийцев), Е. Врублевской (Соколова), молодой актрисе Т. Цымбалюк в роли Верочки.

Встреча с классикой оказалась благотворной для театра, начавшийся процесс обновления стилистики театра нашел свое продолжение в творческом процессе 50-х годов — в стремлении найти новые ресурсы выразительности, придающие спектаклям жанровую определенность, сценическую завершенность произведения.

В 1952 году театр возглавляет П. Ветров. С 1937 года после Окончания Ленинградского театрального института Петр Исидорович работает на Украине в театрах Луганска, Донецка, Кировограда. Становится главным режиссером Луганского русского драматического в 1952—1959-м, а в 1963—1968-м — объединенного театра русского и украинского. Его знали как мастера значительных режиссерских работ, в которых он проявил умение читать, чувствовать автора, его стиль, выражать свою гражданскую позицию: «Разлом» Б. Лавренева, «Макар Дубрава» А. Корнейчука, «Ученик дьявола» Б. Шоу, «Последние» М. Горького. Высокого класса и актерские работы П. Ветрова.
Вот с каким творческим багажом, с высоким пониманием воспитательной роли театра, с требованиями студийности в работе, высокой театральной культуры пришел П. Ветров в Луганский театр. Режиссером пригласил А. Коженовского, с которым вместе начинали в ТЮЗе. Директором театра стал И. Шпаковский, его заместителем — Н. Блехер.
В работах режиссера проявилось чувство современности, соблюдались сценическая правда и простота, завершенность как отдельных образов, так и спектакля в целом. Чувствовалось проникновение, углубление в тайники человеческой души, разработки тонкой психологии мизансцен. Каждым спектаклем театр старался откликаться на актуальные проблемы жизни.
С мастерством подлинного художника играл П. Ветров и в современном и классическом репертуаре, всегда оставаясь верным психологическому рисунку и сочным, но не кричащим краскам, создавал полнокровные характеры разных человеческих типов. Романтическая приподнятость, пламенная страстность, действенность — вот на чем основывалось творчество П. Ветрова.
Лаконичность и вместе с тем весомость характеристик придавали его образам емкость и содержательность. Ему была свойственна удивительная поэтичность в сочетании с внешней выразительностью и непременным проникновением в социальную сущность персонажа. Актрисой широкого амплуа, в каждой роли обнаруживающей новые горизонты своих возможностей, выступала Е. Ветрова. Силу чувства, искренность и темперамент, умение предельно заострять напряженность ситуации, вести развитие образа с неослабляющим нарастанием унаследовали от Е. Ветровой Т. Цымбалюк, Э. Позднякова, Л. Синельникова.
От статиста до исполнителя ведущих ролей прошел путь Н. Ращупкин, заняв ведущее положение в труппе. Он играл Звонарева («Порт-Артур»), Ваню («Иван Рыбаков»), Сильвио («Слуга двух господ»), в очередь с П. Ветровым Ричарда, одновременно Петю в «Лесе» и почтмейстера в «Ревизоре», Мишу в водевиле «Три соловья, дом 17» и Костю в комедии «Чужой ребенок».
Активно были заняты в репертуаре А. Захарова, А. Яценко, Б. Гусев, Л. Кушнарев. Пришла в труппу одаренная актриса Н. Чуракова. Свои первые работы сыграли Д. Витченко, Н. Заика, В. Седловский. Они стали актерами ветровской школы, учились создавать характеры в эволюции, видеть перспективу.
В актерском искусстве театра все больше давало о себе знать стремление к углублению образа героя, его обобщению и в то жe время — к конкретизации идейно-философской позиции персонажей. Это была тенденция к укрупнению характеров, событий явлений.
...Осенью 1959 года театр оставил его художественный руководитель П. Ветров. С ним ушли некоторые его единомышленники, последователи, ученики: А. Коженовский, Э. Позднякова, Е. Ветрова, молодые актеры Д. Витченко, А. Губский, А. Дмитриева, Н. Заика.

Сложный период начался в жизни театра после ухода П. Ветрова. Один за другим менялись режиссеры — А. Фомин, С. Шпанов, В. Ненашев.

1 января 1963 года Совет Министров УССР принял постановление об объединении двух областных театров русского и украинского в один Луганский областной драматический театр с двумя труппами — русской и украинской.

Осенью 1963 года в театр возвращается П. Ветров. Вместе с ним возвратились А. Коженовский., Е. Ветрова, Э. Позднякова, Д. Витченко, С. Сиротюк, Н. Заика, А. Дмитриева. Приехал с ним А. Хруничев, Т. Кленова, актер с большим сценически опытом П. Кленов, работавший ранее в Ростове и Мариуполе. Это возвращение приветствовала театральная общественность города, искренне радовались актеры — им так не хватало его, ветровской сердечности, им так нужна была его строгая взыскательность. Вокруг Петра Исидоровича опять сплачивается мощный творческий коллектив, готовый, не зная усталости, работать, чтобы доказать благотворную силу искусства…

Итак, театр покинул, и на этот раз навсегда, его лидер, художественный руководитель П. Ветров. Остался коллектив, им взлелеянный: А. Коженовский, Ф. Максимовский, Э. Позднякова, В. Турин, А. Яценко, Е. Ветрова, Л. Синельникова, Н. Ращупкин, А. Сахаров, Н. Соя. Уже слышались молодые голоса, постигшие секреты «дуэтного» искусства, Д. Витченко и С. Сиротюк. Д. Витченко вступил в пору расцвета — уверенно шел по жизни его Сергей Петров из спектакля «Всем смертям назло» В. Титова, К. Миленко.
Первые, но заметные шаги, сначала в массовках, в эпизодических ролях делал В. Музыка. На программке «Снежной королевы» сохранилась к нему обращенная запись П. Ветрова: «Сначала ворон, а потом в творчестве взлетишь орлом».

Спектаклями «Каменный властелин» и «Мещане» режиссер В. Тимошин окончательно утвердил себя в Луганском театре. В это время произошло знаменательное событие — наконец произошло разделение театра на две труппы — приказом Министерства культуры УССР от 23 октября 1970 года театр был переименован в «Луганский областной музыкально-драматический театр с двумя труппами — украинской и русской». Была обретена творческая свобода, обретена большая мобильность.
Преодолевая, насколько это было возможно, застойные преграды, театр начал более требовательно и взыскательно формировать репертуарную афишу. Желание говорить о жизни, о человеке требовало драматургии масштабной, содержащей художественные обобщения и в то же время эмоциональной, страстной. Уже после московских гастролей стало ясно, что В. Тимошин пришел в театр со своей обоснованной эстетической программой. С необычайным уважением отнесся к труду, вложенному его предшественниками в этот театр, он повел его дальше.
В. Тимошин взял курс на омоложение коллектива. Была приглашена группа актеров из разных учебных заведений. Их сразу заняли в спектаклях. Это — Т. Шинакова,

И. Сиротинская, Е. Коваль, Я. Гранко. Они знали, что входили в коллектив, в котором господствовали не режиссерские изыски, а строгая лаконичная форма, тяготение к глубокому философскому осмыслению идейного содержания произведения. Им было у кого поучиться вдохновенному творчеству.
Обогащение театральной афиши произошло за счет постановки русской классики, в частности пьес А. Островского. Как прежде, для луганчан театр Островского — это театр глубокой мысли, общественных конфликтов, социальной сложных характеров. Два спектакля «Красавец-мужчина» и «Сердце не камень» поставлены В. Тимошиным, третий — «Воспитанница» — А. Коженовским.
В театре, и этого нельзя было не заметить, на среднее и молодое поколение возложили ведущую роль, ибо пришел актер со своим видением мира, современными художественными воззрениями, познанием новых тенденций в исполнительском искусстве. Это понимает художественный руководитель театра, его главный режиссер - Тимошин. Нужно было дать работу всему коллективу, дать возможность посмотреть спектакли гастролирующих театров, поработать с режиссерами разных школ, в том числе зарубежных театров. Тимошин сам ставит «Гибель эскадры» в театре имени Бояна Дановского (Перник, Болгария), а постановочная группа из Болгарии в составе режиссера И. Венкова и художника Л. Петрова осуществляет постановку в Луганске "Вампира".
Среди заметных спектаклей последних лет - спектакль пьесе Педро Кальдерона "С любовью не шутят", "Додо" по пьесе Клайва Пэйтона в постановке известного режиссера Александра Дзекуна (Лауреата Национальной Шевченковской премии 2007 г.), "Третье слово" по пьесе Алехандро Кальдерона "Дикарь", спектакль по пьесе Владимира Гуркина "Саня,Ваня с ними Римас"...
С 2012 года театр носит имя известного актера Павла Лусекаева, который начинал свой творческий путь на луганской сцене.

Н. Гарганова
Н. Гарганова
Е. Гладкая (II)
Е. Гладкая (II)
А. Гоцулер
А. Гоцулер
Н. Еленевский
Н. Еленевский
Н. Инсаров
Н. Инсаров
С. Колотий
С. Колотий
Л. Луган-Славская
Л. Луган-Славская
Г. Мирвольский
Г. Мирвольский
Ф. Музалевский
Ф. Музалевский
Н. Приймак
Н. Приймак
Александр Сазонов (IV)
Александр Сазонов (IV)
С. Смолич
С. Смолич
Е. Стоянчук
Е. Стоянчук
И. Стоянчук
И. Стоянчук
С. Ходырева
С. Ходырева
Н. Чикалов
Н. Чикалов
Т. Шинакова
Т. Шинакова
В. Шмукловский
В. Шмукловский
Сергей Шпанов
Сергей Шпанов
С. Щёголев
С. Щёголев

обсуждение >>

№ 2
Марина Лотешко   21.12.2016 - 06:45
... Добрый день,Алёна! Моя фамилия Лотешко по мужу. Я ищу родственников по фамилии Лотешко. Но в интернете есть только Мария Лотешко (Ваша бабушка,как я поняла) и Ольга Лотешко,которая погибла в концлагере... читать далее>>
№ 1
Алена1973 (lugansk)   10.04.2016 - 16:00
Добрый день! Я ознакомилась с Вашей страницей, но не согласна с некоторыми моментами. Дело в том, что мой дедушка Морфесси Юрий Денисович работал в украинском, а не в русском театре. И вместе с ним... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
22 апреля
Россия 1
22 апреля
Первый канал
22 апреля
НТВ
28 апреля
РЕН-ТВ

Афиша кино >>

драма
Франция, Бельгия, 2019
биография
Россия, 2019
комедия, фильм ужасов
США, 2018
драма, исторический фильм
Россия, 2019
драма, триллер, фильм ужасов
Канада, 2017
биография, драма, мистика, экранизация
Ирландия, США, 2018
драма
Италия, 2019
военный фильм
Великобритания, Германия, США, 2019
драма, трагикомедия
Германия, Израиль, Франция, 2019
биография, драма
Великобритания, Франция, 2018
боевик, комедия
Россия, 2019
биография, драма, триллер
Великобритания, 2019
мелодрама, экранизация, эротика
США, 2019
биография, исторический фильм
Италия, 2019
боевик, криминальный фильм, триллер
Венгрия, 2018
мистика, триллер, фильм ужасов
США, 2019
детский фильм, приключения, семейное кино
Бельгия, Германия, 2018
комедия, семейное кино, фэнтези
Россия, 2019
драма, семейное кино, фильм о животных
Франция, 2018
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен