Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ) основан в 1991 году по инициативе Комиссии по творческому наследию режиссёра и при поддержке Союза театральных деятелей России и Союза архитекторов России. В 1999 году решением Правительства Москвы ЦИМ становится государственным унитарным предприятием.
Возникновение ЦИМ связано с деятельностью двух не зависящих друг от друга организаций. Первая из них — Комиссия по творческому наследию В.Э.Мейерхольда. Вторая — Всероссийское объединение «Творческие мастерские».
Комиссия по наследию, активно работающая по сей день, сформирована сразу после официальной реабилитации Мейерхольда в 1955 году. Комиссию возглавляли П.А.Марков (1955—1980), С.И.Юткевич (1983—1985), М.И.Царёв (1985—1987), В.Н.Плучек (1987 — 1988). С 1988 г. председатель Комиссии — В.В.Фокин. С 1955 по 2003 год бессменным учёным секретарём Комиссии являлась М.А.Валентей-Мейерхольд. Члены Комиссии: С.Н.Арцибашев, В.В.Гвоздицкий, Т.М.Горяева, В.В.Иванов, В.П.Нечаев, Н.Ф.Макерова, А.А.Михайлова, Б.Пикон-Валлен (Франция), В.О.Семеновский, И.П.Уварова, О.К.Фельдман, А.А.Чепуров, Н.М.Шейко, В.А.Щербаков.
Несмотря на многолетние ожесточённые попытки стереть память о Мейерхольде, в государственных хранилищах сохранились многочисленные фонды, как раз и составляющие его наследие. Усилиями архивистов, историков театра, учеников и сподвижников Мейерхольда начался многотрудный процесс восстановления правды. Ещё в 60-е годы стали появляться книги, свидетельствующие о подлинном масштабе личности режиссёра; ему посвящались выставки и конференции. Но буквально каждая акция такого рода встречала сопротивление властей. В «Мейерхольдовском сборнике» (выпуск первый, том 1) опубликована составленная А. А. Шерелем обширная «Хроника событий», фиксирующая этапы этой борьбы, длившейся более трёх десятилетий. Лишь к концу 80-х, в эпоху объявленной гласности, наступает ощутимый перелом.
4 февраля 1988 года В.В.Фокин и М.А.Валентей-Мейерхольд обращаются в КГБ СССР с просьбой предоставить возможность ознакомиться с «делом» Мейерхольда. В ноябре — декабре того же года принято решение о публикации документов «дела» и о создании мемориального Музея-квартиры в Москве. С 25 февраля 1989 г. в Театре имени М. Н. Ермоловой, которым тогда руководил Фокин, стали проводиться вечера памяти Мейерхольда.
2 февраля 1990 г. впервые отмечен день смерти Мейерхольда (прежде точная дата расстрела была неизвестна). Собравшись у его дома на ул. Неждановой (Брюсов пер.), более 2 тысяч человек с зажжёнными свечами в руках почтили минутой молчания память деятелей культуры, павших жертвами тирании. 22 июня 1990 г. М. А. Валентей в очередной раз обращается в КГБ, требуя решить (казалось бы, уже решённый) вопрос о Музее-квартире. 23 апреля 1991 г. после бесчисленных проволочек и тяжб, после неоднократных выступлений в прессе членов Комиссии и многих известных людей, а также с помощью Министра культуры СССР Н. Н. Губенко, КГБ освобождает для музея бывшую квартиру Мейерхольда. С этого момента многие акции Комиссии, Музея-квартиры и ЦИМ осуществляются совместно. Всероссийское объединение «Творческие мастерские» (ВОТМ) учреждено Союзом театральных деятелей РСФСР 24 сентября 1987 года.
Авторы этой идеи, они же члены первого правления ВОТМ, — Е.Арье, Вл.Иванов, Д.Крымов, В.Мальцев, М.Мокеев, В.Семеновский, И.Шабалтас, — не случайно использовали в названии объединения слово «мастерские», некогда введённое в театральный обиход Мейерхольдом. Они пытались создать уникальную по тем временам структуру, с помощью которой могли бы реализовать себя представители нового искусства — те, кто был вытеснен на обочину, с кем не желали считаться репертуарные театры-монстры.
В первый же свой сезон «Мастерские» выпустили более 20 (!) спектаклей, осуществлённых прежде безвестными режиссёрами и группами. А.Пономарёв, Клим, В. Мирзоев, В.Саркисов, группа поэтов «Альманах» (М.Айзенберг, С. Гандлевский, Д. Новиков, Т.Кибиров, Д.А.Пригов, Л.Рубинштейн, В.Коваль, А.Липский) и многие другие успешно дебютировали в ВОТМе. Открылись филиалы — в Ленинграде, Петрозаводске, Воронеже.
«Мастерские» существовали за счёт дотации своих учредителей; парадоксально, но, отстаивая идею независимого театра, они находились в полной финансовой зависимости от тех, кому собирались стать эстетической альтернативой. Что привело к добровольной отставке основателей «Мастерских», а в дальнейшем и к окончательной деформации этого романтического замысла первых лет перестройки.
6 марта 1990 г. секретариат Правления СТД РСФСР принимает решение создать на базе Всероссийского объединения «Творческие мастерские» Центр имени Вс. Мейерхольда.
обсуждение >>