Ферганский русский драматический театр


история театра


В 1923 году в городе, который тогда назывался Скобелев, начала выступать полупрофессиональная труппа. Наряду с актерами-профессионалами Алешиным, Кларой Милич в нее входили любители Ортенберг, Лехницкий и другие. Режиссером был Борис Горбеев. Ставились спектакли «Собор Парижской богоматери», «Черная пантера», «Без вины виноватые», «Бедность не порок», водевиль «Медведь». Своего помещения у театра не было. Спектакли давались на площади перед фасадом кинотеатра «Новая эра». Декорацией служила мебель, позаимствованная у жителей близлежащих домов. Черное сукно задника крепили к стене кинотеатра.

Зрителей созывал духовой оркестр, исполнявший военные марши и вальсы. Капельмейстером был А.О.Литвиненко. В 1928 году труппа распалась, но вскоре по инициативе заведующей межпрофсоюзным клубом Удаловой Надежды Григорьевны был создан драматический кружок, режиссером которого стала сама Удалова.

В деятельности драмкружка принимали активное участие ставшие впоследствии достаточно известными в Фергане художники А.Н.Узлов и Корнеев. Они расписывали задники, изготавливали декорации, Узлов кроме того исполнил роль Левко в спектакле « Майская ночь, или Утопленница».

В 1930 году решением партийного и советского руководства создаются русский и узбекский театры. Русская труппа тогда называлась ТЮЗом (театром юного зрителя). Первым директором русского ТЮЗа был К.К.Балевич. История сохранила имена первых актеров, работающих на ферганской сцене в те далекие годы: Константина Кейля, Михаила Кулаченко, Николая Пономарева, Валентины Щукаревой. Театр ставил «Позднюю любовь», «Сердце не камень» А.Н.Островского, «Бай и батрак», «Проделки Майсары» Хамзы, «Гамлет» Шекспира и другие.

ТЮЗ и положил начало организации в Фергане профессионального драматического театра, первым главным режиссером которого стал Мамадали Хайдаров.
В период с 1930 по 1938 годы режиссерами служили: Дроздов Н.С., Ковалев, Данилова.

1-го мая 1938 года Постановлением Совнаркома Узбекистана русский театр юного зрителя был объединен с узбекским в единый коллектив. Директором объединенного театра стал Родченко, художественным руководителем и режиссером Абдулов Г.Д.

С 1938 по 1941 гг. В труппе театра служили актеры: В.Щукарева, Ф.А.Горный, С.Мальцев, А.Н.Черкасов, Н.Н.Рыбаков.

В годы войны военное время в здании театра жили московские актеры во главе с режиссером Охлопковым. Одно из помещений занимала актриса Серафима Бирман. Местный же театр в это время находился в Коканде. После войны в Фергану вернулся Абдулов Гаврила Данилович. Он с энтузиазмом истинного творческого лидера занялся восстановлением и возрождением театра. Актеров и других специалистов Гаврила Данилович собирал по театрам всей Руси Великой, так что коллектив театра вплоть до 1994 года почти полностью состоял из россиян.
В театре появлялись весьма интересные актеры, режиссеры и работники других театральных цехов, трудами которых поддерживался достаточно высокий профессиональный и художественный уровень спектаклей.

Будучи единственным русским театром, коллектив разъезжал со своими спектаклями по Ферганской долине, заезжая в сопредельные территории Киргизии и Таджикистана. Ферганских актеров всегда тепло принимали жители других городов Ферганской долины – Андижана, Коканда, Намангана, Оша, Ленинабада (ныне Ходжента). В последние перед развалом СССР годы театр смело расширял географию своих гастролей и осваивал уже территории Казахстана и России, выезжая со спектаклями в Джезказган, Балхаш, Байконур, Талды-Курган (Казахстан), Рубцовск, Дзержинск, Абакан, Тува, Магнитогорск (Россия).

За десять лет до независимости Узбекистана ставились спектакли: «Лес», А.Н. Островского, «Цыган», «Урок дочкам» И.А.Крылова. «Живи и помни» В.Распутина,. «Бег по кругу», «Высокая цена – жизнь», «Монумент». «Девушки в шинелях», «Жанна», «Час ночи», «Ретро», «Наедине со всеми» и др.

Директорами театра в разное время служили: Ломов, Решетнев, Кутовый, Юлчиев, Гольверк, Хомандюк, Малахов, Букин.
Режиссерами: народный артист Узбекской ССР С. Ахмедов, Сухачев, Зуховицкий, Баранов, Илларионов, Гущин, Гасин, Мильченко, Хомандюк, Яблоновский, Клавдия Новак.
Художниками-постановщиками: С.Габидов, Узлов, Корнеев, Балеев, Остроумов, Баранов, Шияновский, Михайличенко.

В театре в разное время работали: народная артистка Узбекской ССР Л.Сарымсакова, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР Ф.Ковалев, Г. Абдулов и др. В составе театра (1967): народный артист Узбекской ССР Я. Маматханов, заслуженный арист Узбекской ССР 3. Мадалиев, М. Ахмедов, X. Ибрагимова, С. Саидова, Рябцов, Волков, Силицкая, Бурлакова, Юшков, Козин, Шляпникова, Науменко, Захаров, Перевалов и Перевалова, Мурашова, Максудов, Букин и др.

Более 20 лет с 1981 по 2002 год проработал главным художником Николай Федорович Каменский.

После обретения независимости Республикой Узбекистан для театра вопреки мрачным прогнозам, началась вторая жизнь. Режиссерами-педагогами из Ташкента была набрана студия из талантливой ферганской молодежи. Обучение велось совместно с практической деятельностью и результаты не заставили себя долго ждать. Молодые актеры, с энтузиазмом вбирающие в себя тайны актерской профессии, успешно играли в спектаклях самого разного жанра, от детских сказок до классики и пьес современных авторов.
В это время в репертуар театра вновь возвращается классика: на афише появляются имена Гоголя, спектакль «Чертовщина», по повести «Сорочинская ярмарка», Достоевского «Дядюшкин сон» (режиссер Клавдия Новак), А.Володина «С любимыми не расставайтесь (режиссер Вали Умаров), Славомира Мрожека «Дом на границе» и др.



Энциклопедия сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: //www.kino-teatr.ru/teatr/767/