Киевский театр оперы и балета имени Т. Шевченко


Всего сообщений: 22

обсуждение


№ 1   Moderato  26.03.2019, 21:33
Юрченко Людмила Владимировна родилась 14 марта 1943 года в окружённом немецкими войсками Харькове (ныне Украина).

Народная артистка Украинской ССР (1982).

Детство прошло в Полтаве, где окончила музыкальную школу (класс В.И. Опенько) и техникум лёгкой промышленности, специальность — испытатель электродвигателей. Работала на полтавском заводе «Электромотор». Окончила КГК имени П.И. Чайковского (1969, класс Р.А. Разумовой).

Солистка Киевского ГАТОБ имени Т.Г. Шевченко с 1969 года.

Одна из немногих оперных певиц, которые безупречно сочетала сценическую игру с музыкой. В репертуаре — более 30 оперных партий. Имея диапазон в 2,5 октавы, одинаково уверенно выполняла на предельно низких тонах партию Кончаковны в «Князе Игоре» А. П. Бородина, и легко переходила на почти сопрано в написанных Дж. Верди партиях Эболи в «Дон Карлос» и Фенены в «Набукко».

Оперные партии:
«Тарас Бульба» Н. В. Лысенко — Настя
«Ярослав Мудрый» Г. И. Майбороды — Джемма
«Моисей» М. М. Скорика — Йохаведда
«Хованщина» М. П. Мусоргского — Марфа
«Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Марина Мнишек
«Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова — Любаша
«Князь Игорь» А. П. Бородина — Кончаковна
«Орлеанская дева» П. И. Чайковского — Иоанна
«Пиковая дама» П. И. Чайковского — Полина, Миловзор, Графиня
«Мазепа» П. И. Чайковского — Любовь Кочубей
«Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева — Клариче
«Война и мир» С. С. Прокофьева — Ахросимова
«Фаворитка» Г. Доницетти — Леонора
«Аида» Дж. Верди — Амнерис
«Трубадур» Дж. Верди — Азучена
«Дон Калос» Дж. Верди — Эболи
«Набукко» Дж. Верди — Фенена
«Риголетто» Дж. Верди — Маддалена
«Сестра Анжелика» Дж. Пуччини — Герцогиня
«Джоконда» А. Понкьелли — Слепой
«Орфей и Эвридика» К. Глюка — Орфей
«Самсон и Далила» К. Сен-Санса — Далила
«Вертер» Ж. Массне — Шарлотта
«Кармен» Ж. Бизе — Кармен

Награды:
3-я премия Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки в (1971; Вильнюс).
1-я премия международного конкурса певцов (1975; Барселона).
Орден княгини Ольги III степени (2001).
Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко (2004) — за вокальные партии в оперных спектаклях (1999—2003).

http://www.visnyk.poltava.ua/articles/1364396331/

№ 2   Moderato  10.04.2019, 20:30
Чистяков Борис Ильич
10 (23) июня 1914, Петербург — 28 января 1980, Киев

Украинский советский артист балета, балетный и оперный дирижёр.
Народный артист Украинской ССР (1960).

Обучался в Киевской балетной студии своего отца Ильи Чистякова, в Московском хореографическом училище (1925—1927).
В 1927—1932 годах — артист балета, в 1937—1977 годах, по окончании Киевской консерватории (класс оперно-симфонического дирижирования Г.И. Компанейца) — дирижёр Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко.
Дирижировал балетными спектаклями во время гастролей киевской балетной труппы в Югославии, Румынии, Франции, Италии, Португалии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии, Японии. Член ВКП(б) с 1946 года.

Дирижёр-постановщик:
«Тщетная предосторожность» (1937, 1947)
«Отелло» Верди (1940)
«Штраусиана» (1943, Иркутск)
«Коппелия» (1943, Иркутск; 1954)
«Раймонда» (1946)
«Гаянэ» (1947)
«Эсмеральда» (1948, 1962)
«Золушка» (1948)
«Доктор Айболит» (1949)
«Красный мак» (1949)
«Наталка-Полтавка» Лысенко (1949)
«Утопленница» Лысенко (1950)
«Спящая красавица» (1950, 1954)
«Под небом Италии» Юровского (1952)
«Конёк-Горбунок» (1953)
«Дон Кихот» (1953)
«Ромео и Джульетта» (1955)
«Лебединое озеро» (восстановление, 1958)
«Жизель» (1959)
«Бахчисарайский фонтан» (1961)
«Семь красавиц» (1963)
«Спартак» (1964)
«Зов Отчизны» А. Хачатуряна (1965)
«Каменный цветок» (1965)
«Легенда о любви» А. Меликова (1967)
«Лесная песня» М. Скорульского (1946, 1958)
«Маруся Богуславка» А. Свечникова (1951, 1954)
«Лилея» К. Данькевича (1956)
«Тени забытых предков» В. Кирейко (1963)
«Княгиня Волконская» Ю. Знатокова (1966)
«Поэма о Марине» Б. Яровинского (1968)

http://leksika.com.ua/imag/bsue12/image914.jpg ;
https://www.opera.com.ua/sites/default/files/styles/550x/public/Lis_pisn_22.06_0.14_S?itok=FRaHrF z3

№ 3   Moderato  30.04.2019, 14:53
ХИЛЬКО Раиса Алексеевна родилась 21 сентября 1950 года в Днепропетровске.

Народная артистка Украинской ССР (1978).

Окончила в 1968 году Киевское хореографическое училище, а в 1984 г. - балетмейстерское отделение ГИТИСа.

В 1968-1993 годах — артистка Киевского академического театра оперы и балета им. Т. Шевченко.
Гастролировала в Японии, Италии, Испании, Франции, Германии, Португалии, Венгрии, Болгарии, Египте, Аргентине, Бразилии, Перу, Никарагуа и других странах. Член КПСС с 1976 года.

С 1993 года — артистка и педагог-репетитор Киевского музыкального театра для детей и юношества, затем — балетмейстер-репетитор Национальной оперы Украины.
Золотая медаль Международного конкурса артистов балета в Варне (1978).

Партии:
«Баядерка» — Никия
«Дон Кихот» — Китри
«Лебединое озеро» — Одетта-Одиллия
«Раймонда» — Раймонда
«Спартак» в хореографии Анатолия Шекеры — Эгина
«Щелкунчик» — Клара (Маша)
«Кармен-сюита» — Кармен
«Спящая красавица» — Аврора
«Жизель» — Жизель
«Сильфида» — Сильфида
«Лесная песня» М.Скорульского — Мавка
«Ольга» Е.Станковича — Ольга
«Бахчисарайский фонтан» — Мария
«Легенда о Любви» — Мехмене-Бану,Ширин
«Девушка и Смерть» — Девушка
«Дафнис и Хлоя» — Хлоя
«Чиполлино» — Магнолия

«Раиса Хилько закончила учебу в Киевском хореографическом училище практически сформированной балериной. Её педагог, известная балерина Наталья Верекундова, ученица Агриппины Вагановой, сумела не только вышколить в ней технику академического танца, развить артистизм, грациозность и кантиленность каждого движения, ощущение арабеска как исполнительской основы последующих классических партий, но и, возможно, передала самое главное в сложном танцевальном мастерстве — выражать мир героини через внутреннее переживание, слияние танца с драматургией музыки… Хилько была одной из самых музыкальных балерин своего времени, созданные ею образы — и не только в классических спектаклях — растворялись в музыке, несли её сущность. Не случайно некоторые критики называли балерину „скрипкой спектакля“. И до сих пор благодарные почитатели таланта любимицы музы танца вспоминают её исполнение партий Никии, Сильфиды, незабываемой по глубине поэтического выражения Мавки… И в то же время она была яркой в раскрытии характеров с драматичным наполнением, как Мария в „Бахчисарайском фонтане“, Ольга в одноименном балете, Ширин, Мехмене-бану в „Легенде о любви“, Ведьма по чеховскому сюжету на музыку Дж. Гершвина…»
— В.Д.Туркевич Лучшая Жизель - киевлянка // Газета "День" № 177 от 1 октября 2010

https://day.kyiv.ua/sites/default/files/styles/article_220/public/main/openpublish_article/20100930/4177-15-3.jpg?itok=FFRlQjsf

№ 4   Moderato  12.05.2019, 14:25
ФИЦИЧ Степан Николаевич родился 1 июня 1951 года в селе Нижний Березов Косовского района Ивано-Франковской области Украинской ССР.

Оперный певец (лирико-драматический тенор).
Народный артист Украины (19.10.1993).

Обучался во Львовском музыкальном училище и Львовской консерватории (окончил в 1978, класс Павла Кармалюка). В студенческие годы работал в Львовском оперном театре. Победил на республиканском конкурсе «Молодые голоса», после чего был приглашен в Киев.
В 1978 году дебютировал в Киевском театре оперы и балета.
В 1984 году занял третье место на VIII международном конкурсе молодых оперных певцов в Софии.
Гастролировал во Франции, Канаде, Германии, США, Бельгии, Польше, Швейцарии, Болгарии и других странах.
Преподавал в Киевском университете культуры и искусств.

Умер 8 июня 2014 года в Киеве.

Партии: Андрей («Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского), Петр («Наталка Полтавка» Н. Лысенко), Андрей («Тарас Бульба» Н. Лысенко), Андрей Хованский и Голицын («Хованщина» М. Мусоргского), Грицко («Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. Бородина), Лыков («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Искра («Мазепа» П. Чайковского), Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Молодой Фауст («Фауст» Ш.Гуно), Рудольф («Богема» Дж. Пуччини), Пинкертон («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Гонец («Аида» Дж. Верди), Абдалло («Набукко» Дж. Верди), Паолино («Тайный брак» Д. Чимарозы), Артур («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Труффальдино («Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева).

http://www.pisni.org.ua/files/079/019627_stepan_ficych.jpg ;
http://quint.com.ua/uploads/posts/2014-06/1403695291_ushel-iz-zhizni-stepan-ficich.jpg ;
http://mus.art.co.ua/wp-content/uploads/2016/05/stepan-fitsych.jpg

№ 5   Moderato  12.05.2019, 17:28
ФОКИН Николай Сергеевич
6(19) февраля 1912, Киев, Российская империя — 22 октября 1990, Киев, УССР

Украинский советский оперный певец (лирический тенор) и музыкальный педагог.
Народный артист Украинской ССР (1960).

В 1946 году окончил Киевскую консерваторию (класс А.М. Брагина).
С 1937 года — солист Киевского радио, с 1938 года — оперной студии при Киевской консерватории, в 1941-1945 гг. — Ансамбля песни и танца Киевского военного округа; в 1946-1948 гг. — Ансамбля красноармейской песни и пляски советских войск в Германии.
В 1948-1954 гг. — солист Львовского театра оперы и балета, в 1954-1972 гг. — солист Киевского театра оперы и балета.
Выступал как концертный певец. Известный исполнитель народных и современных украинских песен.
С 1966 года преподавал в Киевском институте театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого (с 1976 — доцент). Член КПСС с 1953 года.
Награжден орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, медалями.

Партии: Альфред («Травиата» Дж. Верди), Герцог («Риголетто» Дж. Верди), Фауст («Фауст» Ш. Гуно), Петр («Наталка-Полтавка» Н. Лысенко), Закревский («Тарас Шевченко» Г.И. Майбороды), Олекса («Арсенал» Г.И. Майбороды), Ленский («Евгений Онегин» П.И. Чайковского), Дубровский («Дубровский» П.И. Чайковского), Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Юродивый («Борис Годунов» М. Мусоргского), Люченцио («Укрощение строптивой» В. Шебалина), Сергей Тюленин («Молодая гвардия» Ю. Мейтуса).

https://persons-info.com/userfiles/image/persons/70000-80000/72000-73000/72620/FOKIN_Nikolai_Serg eevich_1.jpg

№ 6   Moderato  26.05.2019, 18:01
ТОЛЬБА Вениамин Савельевич
[30 октября (12 ноября) 1909, Харьков - 13 апреля 1984, Киев]

Советский дирижёр.
Народный артист Украинской ССР (1957).

В детстве обучался игре на скрипке, в 1926-1928 гг. учился в Ленинградском центральном музыкальном техникуме у П.Б. Рязанова (композиция), Д.Д. Шостаковича (чтение партитур), X.С. Кушнарёва (гармония), в 1932 году окончил Харьковский музыкально-драматический институт, занимался у С.С. Богатырёва (композиция и музыкально-теоретические предметы) и Я.А. Розенштейна (дирижирование). Дирижёрское мастерство совершенствовал у Г. Адлера, А.Э. Маргуляна, А.М. Пазовского. Исполнительскую деятельность начал как скрипач в симфоническом оркестре Харьковской филармонии. Как дирижёр дебютировал в 1928 г. на радио. В 1931-1933 и 1935-1941 гг. — дирижёр Харьковского театра оперы и балета, в 1934-1935 гг. — Украинского театра оперы и балета (Киев). В годы Великой Отечественной войны с этими театрами (они объединились) работал в Иркутске (1942-1944). В 1944-1959 гг. — дирижёр Киевского театра оперы и балета.
В 1932-1933 гг. преподавал в Харьковском музыкально-драматическом институте, в 1934-1935 гг. — в консерватории; в 1946-1973 годах — дирижёр оперной студни и преподаватель Киевской консерватории (с 1962 года — профессор). Воспитал плеяду оперных певцов, среди них - Л.И. Масленникова, Э.М. Томм, Л.Д. Лобанова, Д.М. Гнатюк, Е.С. Мирошниченко, Е.И. Червонюк, М.И. Шевченко, А.И. Кикоть.
Осуществил первые постановки украинских советских опер: «Наймичка» М. Вериковского (1943), «Честь» Г. Жуковского (1947), «Молодая гвардия» (1947) и «Заря над Двиной» (1955) Ю. Мейтуса, «Милана» (1957) и «Арсенал» (1960) Г. Майбороды, балет «Ростислава» Г. Жуковского (1956); поставил оперы: «Иван Сусанин» (Сталинская премия, 1949), «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Царская невеста», «Снегурочка», «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Лоэнгрин», «Кармен», «Отелло» и др. Выступал как симфонический дирижёр; записывал музыку для художественных кинофильмов, в числе которых фильм-опера «Запорожец за Дунаем»; под его руководством были впервые исполнены 1-я симфония (2-я ред., 1958) и концерт для фортепиано с оркестром (2-я ред., 1963) Л.Н. Ревуцкого и др. Ему принадлежит инструментовка оперы Н.В. Лысенко «Ноктюрн», ред. 2-й симфонии Ревуцкого.
Автор музыкально-критических статей и рецензий (ок. 20).

Сталинская премия второй степени (1949) — за дирижирование оперным спектаклем «Иван Сусанин» М.И. Глинки.
2 ордена Трудового Красного Знамени (24.11.1960; 1971).

http://1576.ua/uploads/catalog/9a9730fcd7a26a93645a2ae6191400fce6356cbb.jpg ;
https://persons-info.com/userfiles/image/persons/60000-70000/62000-63000/62858/TOLBA_Veniamin_Savelevich_1.jpg

№ 7   Moderato  3.06.2019, 21:52
ТРИШИН Виктор Николаевич (3 марта 1936 — 2005)

Украинский оперный певец (баритон).
Заслуженный артист Украинской ССР (1974).
Народный артист Украины (1993).

В 1966 году окончил Харьковский институт искусств (класс Т.Я. Веске).
Солист Киевского театра оперы и балета им. Т.Г. Шевченко.

Лауреат конкурса им. Чайковского (Москва, 1971) — III место.

http://russian-retro.com/channels/rossija-xx-veka-v-pesennom-tvorchestve/playlists/viktor-trishin-victor-trishin

№ 8   Moderato  8.06.2019, 00:57
ТАЯКИНА Татьяна Алексеевна родилась 12 января 1951 года в Киеве.

Народная артистка Украинской ССР (1977).
Народная артистка СССР (1980).

В 1969 году окончила Киевское хореографическое училище и в 1982 году — Московский Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского, педагог-балетмейстер.
В 1969—1989 годах — солистка балета Киевского театра оперы и балета им. Т.Г. Шевченко.
С 1989 года — художественный руководитель, в 1993—2010 годах — директор Киевского хореографического училища.

3-я премия Международного конкурса артистов балета в Варне (1970).
2-я премия Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (1973).
Премия имени Анны Павловой Парижской академии танца на IV Международном фестивале танца (Франция, 1977).
Премия Ленинского комсомола (1977) — за высокое исполнительское мастерство.
Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1986) — за исполнение партии Авроры в балетном спектакле «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

Муж — народный артист СССР Валерий Ковтун (1944—2005).

Партии:
Одетта-Одиллия — «Лебединое озеро» П.И. Чайковского
Принцесса Аврора — «Спящая красавица» П.И. Чайковского
Жизель — «Жизель» А. Адана
Китри — «Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса
Джульетта — «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева
Коппелия и Сванильда — «Коппелия» Л. Делиба
Никия — «Баядерка» Л. Минкуса
Сильфида — «Сильфида» Х.С. Лёвенскьольда, хореография А. Бурнонвиля
Анна — «Анна Каренина» Р.К. Щедрина
Мавка — «Лесная песня» М.А. Скорульского

http://calendar.interesniy.kiev.ua/DrowCalendarRowImageHandler.ashx?ID=1196 ;
http://pomnipro.ru/resources/image/userphoto_73937_12842.jpeg ;
https://zn.ua/CULTURE/tatyana_tayakina_mne_pomogaet_lyubov.html ;
https://gazeta.ua/ru/articles/culture-newspaper/_kudato-ehat-uzhe-pozdno/108013

№ 9   Moderato  9.06.2019, 03:02
ТРЕТЬЯК Василий Яковлевич
Родился 6 декабря 1926 года в селе Комаровка Рыльского уезда Курской губернии (ныне Кореневского района Курской области, Россия).

Советский украинский певец (драматический тенор), педагог.
Заслуженный артист Молдавской ССР (1962).
Заслуженный артист Украинской ССР (1965).
Народный артист Украинской ССР (1967).
Народный артист СССР (1980).

В 1958 году окончил Харьковскую консерваторию (класс пения у Т.Я. Веске).

В 1958—1962 годах — солист Молдавского театра оперы и балета в Кишинёве, с 1962 года — Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко.

Выступал как концертный певец, в репертуаре произведения русских и украинских композиторов, советских авторов, песни народов СССР.
Гастролировал за рубежом (Румыния, Польша, Болгария, Чехословакия, Югославия, ГДР, Куба, Испания, Франция, Венгрия). Записывался на радио и грампластинки.

С 1976 года преподавал в Киевской консерватории (ныне - Национальная музыкальная академия Украины имени П.И. Чайковского, с 1985 года — доцент).

Скончался 16 апреля 1989 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище.

Первая жена — Людмила Станиславовна Томашевская (1935—2011), актриса Киевского украинского драматического театра им. И. Франко
Дочь — Ирина Игоревна Шведова-Демарина (род. 1959), певица (носит фамилию отчима Игоря Шведова)
Вторая жена — Людмила Харлампиевна Третьяк (Басмановская), камерная певица, преподаватель, доцент Киевского института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого
Сын — Николай Васильевич Третьяк (род. 1967), режиссёр-постановщик Киевского оперного театра им. Т.Г. Шевчено.

Партии:
Самозванец — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
Германн — «Пиковая дама» П. И. Чайковского
Лыков, Бомелий — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова
Отелло — «Отелло» Дж. Верди
Радамес — «Аида» Дж. Верди
Манрико — «Трубадур» Дж. Верди
Канио — «Паяцы» Р. Леонкавалло
Хозе — «Кармен» Ж. Бизе
Олег Кошевой — «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса
Андрей — «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского
Андрей Хованский — «Хованщина» М. П. Мусоргского
Василий — «Милана» Г. И. Майбороды
Богун — «Богдан Хмельницкий» К. Ф. Данькевича
Лавро — «Мамай» В. С. Губаренко
Адмирал — «Гибель эскадры» В. С. Губаренко
Сергей — «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича
Ричард — «Бал-маскарад» Дж. Верди
Рауль — «Гугеноты» Дж. Мейербера
Каварадосси — «Тоска» Дж. Пуччини
Кобзарь — «Тарас Бульба» Н. В. Лысенко
Никита — «Ярослав Мудрый» Г. И. Майбороды

№ 10   Moderato  9.06.2019, 19:55
ТУРЧАК Стефан Васильевич родился 28 февраля 1938 года в с. Мацковичи, Перемышльский уезд, Львовское воеводство, Польша (ныне в гмине Журавица, Перемышльский повят, Подкарпатское воеводство, Польша).

Советский украинский дирижёр, педагог.
Заслуженный деятель искусств УССР (1964).
Народный артист Украинской ССР (1969).
Народный артист СССР (10.11.1977).
Герой Социалистического Труда (26.02.1988).

Детство и юность прошли в Дублянах. В 1955 году окончил Львовское музыкально-педагогическое училище им. Ф.М. Колессы. После окончания училища работал учителем музыки и пения в Сокальском педагогическом училище.

В 1957 году поступил во Львовскую консерваторию имени Н.В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия имени Николая Лысенко) в класс дирижирования Н.Ф. Колессы, которую окончил в 1962 году.
Во время учебы, в 1960-1962 годах — дирижёр Львовского оперного театра им. И. Франко.

В 1962 году переехал в Киев.
В 1963-1967 и 1973-1977 годах — главный дирижёр Государственного симфонического оркестра УССР.
В 1967—1973 и 1977-1988 годах — главный дирижёр Киевского театра оперы м балета имени Т. Г. Шевченко. За годы работы в театре с его подачи поставлено около двух десятков новых оперных и балетных спектаклей. Гастролировал за рубежом (Великобритания, Япония, Италия, Болгария, Польша, Венгрия, Испания).

С 1966 года — руководитель симфонического оркестра и заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования Киевской консерватории имени П.И. Чайковского (с 1973 года — доцент, с 1986 — профессор).

Государственная премия УССР имени Т.Г. Шевченко (1980) — за дирижирование оперными спектаклями «Иван Сусанин» М.И. Глинки, «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Милана» Г.И. Майбороды.
Государственная премия Грузинской ССР имени З.П. Палиашвили (1973) за постановку оперы З. Палиашвили «Абессалом и Этери» в Киеве.
Премия Ленинского комсомола УССР имени Н.А. Островского (1968).
Награжден орденами Ленина (1988), Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции.
В Киеве на доме, в котором жил С.В. Турчак, установлена мемориальная доска.
С 1994 года в Киеве каждые 4 года проводится национальный конкурс дирижёров им. Стефана Турчака. С 2006 года конкурс проводится как Международный.
В Киеве действует детская школа искусств, которой присвоено имя дирижёра.

Жена — Гизелла Альбертовна Ципола (род. 1944), украинская советская оперная певица (лирико-драматическое сопрано), педагог, народная артистка СССР (1988).

Умер 23 октября 1988 года в Киеве. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Постановки опер:
1967 — «Отелло» Дж. Верди
1967 — «Гибель эскадры» В.С. Губаренко
1970 — «Мамай» В.С. Губаренко
1974 — «Катерина Измайлова» Д.Д. Шостаковича
1975 — «Ярослав Мудрый» Г.И. Майбороды
1985 — «Прапороносцы» А.И. Билаша
«Борис Годунов» М.П. Мусоргского
«Хованщина» М.П. Мусоргского
«Тарас Бульба» Н.В. Лысенко
«Абессалом и Этери» З.П. Палиашвили
«Аида» Дж. Верди
«Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова
«Иван Сусанин» М.И. Глинки
«Пиковая дама» П.И. Чайковского
«Милана» Г.И. Майбороды
Постановки балетов:
1969 — «Каменный властелин» В.С. Губаренко
1982 — «Ольга» Е.Ф. Станковича
1986 — «Прометей» Е.Ф. Станковича
«Лебединое озеро» П.И. Чайковского
«Лесная песня» М.А. Скорульского

http://www.warheroes.ru/content/images/heroes/after/TurchakStefVasil.jpg

№ 11   Moderato  9.06.2019, 20:29
ТУФТИНА Галина Афанасьевна родилась 14 октября 1933 года в Новосибирске.

Советская и украинская оперная певица (меццо-сопрано), педагог.
Народная артистка Украинской ССР (1969).
Народная артистка СССР (1980).

В 1955-1960 годах училась в Ленинградской консерватории (класс пения у О. Ф. Мшанской).

В 1956-1959 годах — солистка Ленконцерта, в 1959-1960 годах — Ленинградского театра оперы и балета им. С. Кирова (ныне Мариинский театр), в 1960-1961 годах — Ленинградского Малого оперного театра (ныне Михайловский театр).

В 1961-1990 годах — солистка Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко. Впоследствии — в Национальной филармонии Украины (Киев).

В концертном репертуаре — классические камерно-вокальные произведения и сочинения зарубежных и советских композиторов, а также русские и украинские народные песни.
Гастролировала за рубежом (Афганистан, Франция, Швеция, Шотландия, Финляндия, Испания, Бельгия, Болгария, Румыния, Югославия и др.) Записывалась на радио и грампластинки.

С 1980 по 2007 годы преподавала в Киевской консерватории (с 1989 года — профессор).

Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. Глинки в Москве (4-я премия, 1960).
Лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов в Софии (2-я премия, 1961).
Лауреат Международного конкурса вокалистов в Тулузе (2-я премия, 1962).
Лауреат Международного конкурса вокалистов им. Ф. Эркеля в Будапеште (3-я премия, 1965).

Умерла в Киеве 25 июня 2007 года. Похоронена на Байковом кладбище.

Оперные партии
«Борис Годунов» М.П. Мусоргского — Марина Мнишек
«Хованщина» М.П. Мусоргского — Марфа
«Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова — Любаша
«Аида» Дж. Верди — Амнерис
«Пиковая дама» П.И. Чайковского — Графиня и Полина
«Кармен» Ж. Бизе — Кармен
«Трубадур» Дж. Верди — Азучена
«Бал-маскарад» Дж. Верди — Ульрика
«Риголетто» Дж. Верди — Маддалена
«Арсенал» Г.И. Майбороды — Мать
«Ярослав Мудрый» Г.И. Майбороды — Джемма
«Тихий Дон» И.И. Дзержинского — Аксинья
«Тарас Бульба» Н.В. Лысенко — Настя
«Гибель эскадры» В.С. Губаренко — Оксана
«Полководец» Б.Н. Лятошинского — Галя
«В бурю» Т.Н. Хренникова — Косова
«Богдан Хмельницкий» К.Ф. Данькевича — Соломия
«Сельская честь» П. Масканьи — Лола
«Евгений Онегин» П.И. Чайковского — Ольга
«Русалка» А.С. Даргомыжского — Княгиня
«Фауст» Ш. Гуно — Зибель
«Катерина Измайлова» Д.Д. Шостаковича — Сонетка

http://kkre-44.narod.ru/tuftina.jpg ;
http://calendar.interesniy.kiev.ua/Pic/tuftina-1.jpg

№ 12   Moderato  10.08.2019, 17:10
СТЕФАНОВИЧ Михаил Павлович
2 (14) февраля 1898, Киев, Российская империя — 5 августа 1970, Киев

Украинский советский оперный режиссёр и певец (бас-кантанте).
Заслуженный артист Украинской ССР (1941).
Народный артист Украинской ССР (1947).

В 1922 году окончил Киевскую консерваторию. Занимался по классам пения у Збруевой и М.В. Микиши, по классу фортепиано — у Ф.М. Блуменфельда.
Сценическую деятельность начал в 1919 году в Киеве в экспериментальной студии «Молодой оперный театр» под руководством Л.П. Штейнберга. С 1921 года выступал в оперных театрах Киева, Одессы, Харькова, Перми, Саратова, Новосибирска, Ташкента.
С 1928 года занимался режиссёрской деятельностью.
Главный режиссер оперных театров в Днепропетровске (1938-1941), Харькове (1944-1946), Львове (1946-1947).
Во время войны был художественным руководителем объединенных Днепропетровского и Одесского оперных театров, находящихся в эвакуации в Красноярске.
В 1947-1954 годах — художественный руководитель и главный режиссёр Киевского театра оперы и балета им. Т.Г. Шевченко.
В 1945-1946 годах преподавал в Харьковской, в 1946-1947 годах — во Львовской консерваториях. Член ВКП(б) с 1944 года.
Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Лауреат Сталинской премии второй степени (1949).

Оперные партии
«Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Борис Годунов
«Хованщина» М. П. Мусоргского — Досифей
«Князь Игорь» А. П. Бородина — Кончак
«Русалка» А. С. Даргомыжского — Мельник
«Руслан и Людмила» М. И. Глинки — Руслан
«Мазепа» П. И. Чайковского — Кочубей
«Севильский цирюльник» Дж. Россини — Дон Базилио
«Аида» Дж. Верди — Рамфис
«Тарас Бульба» Н. В. Лысенко — Тарас Бульба, Воевода

Оперные постановки
1938 — «Аида» Дж. Верди; «Евгений Онегин» П. И. Чайковского
1939 — «В бурю» Т. Н. Хренникова
1940 — «Дочь кардинала» Ф. Галеви
1945 — «Пиковая дама» П. И. Чайковского; «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова
1946 — «Любовь Яровая» В. Р. Энке
1947 — «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса (первая постановка)
1948 — «Иван Сусанин» М. И. Глинки
1949 — «Фауст» Ш. Гуно; «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова
1951 — «Богдан Хмельницкий» К. Ф. Данькевича
1952 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
1954 — «Князь Игорь» А. П. Бородина

https://csam.archives.gov.ua/includes/uploads/opisy/Stefanovich_MP_opys_1.pdf

№ 13   Moderato  20.08.2019, 20:34
СКЛЯРЕНКО Владимир Михайлович
25 мая (7 июня) 1907, с. Великие Дмитричи (ныне в черте Киева) — 8 мая 1984, Киев

Театральный режиссёр и педагог, теоретик режиссуры.
Заслуженный артист УССР (1944).
Народный артист Украинской ССР (1954).

В 14 лет (1920 год) вышел на сцену в качестве статиста миманса Киевского оперного театра. В 1923—1926 гг. учился в Киевском музыкально-драматическом институте имени Лысенко, где получил профессию режиссёра и актёра. На талантливого молодого человека обратил внимание Лесь Курбас, и в 1926 году его зачислили в режиссёрскую лабораторию театра «Березиль». Вместе с театром летом 1926 г. переезжает из Киева в Харьков.
В качестве самостоятельного режиссёра дебютирует как постановщик ревю «Эй, на волне 477!» (текст коллективный, 1929). В театре он познакомился с актрисой Надеждой Титаренко (1903—1976), которая в 1929 году стала его женой. Вместе они прожили до конца жизни.
После разгрома «Березиля» Скляренко переходит в 1935 году в Харьковский театр юного зрителя в качестве главного режиссёра. Во время войны в 1941-1944 гг. театр находится в эвакуации на Урале и в Средней Азии. В 1944 году коллектив театра перебазируется во Львов в качестве вновь создаваемого Львовского театра юного зрителя. Скляренко фактически создает новый театр на пустом месте.

Склонность режиссёра к масштабности, помпезности постановок была замечена, и ему предложили перейти из драматической режиссуры в оперную.
В 1947-1952 гг. — главный режиссёр Львовского театра оперы и балета, в 1952-1954 гг. — Харьковского театра оперы и балета, в 1954-1962 гг. — Украинского театра оперы и балета имени Шевченко в Киеве.
Затем режиссёр вновь возвращается на драматическую сцену. В 1962-1964 гг. — художественный руководитель и главный режиссёр Украинского драматического театра имени Франко в Киеве. После 1964 года продолжает приглашаться в качестве постановщика спектаклей как в оперный, так и в драматические театры Киева.

Много занимался педагогической деятельностью, работой с молодыми актёрами и начинающими драматургами. Вел курсы режиссуры и актёрского мастерства в студии «Березиля» (1927-1933), Харьковском театральном институте (1933-1941, 1952-1954), Львовской консерватории (1944-1952), Киевском театральном институте и институте культуры (1954-1978). Член ВКП(б) с 1945 года.
Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Постановки:
«Березиль»
1929 — «Алло, на волне 477!» (текст коллективный)
1931 — «Неизвестные солдаты» Первомайского
1932 — «Тетнулд» Дадиани
1932 — «Хозяин» Карпенко-Карого
1934 — «Мартын Боруля» Карпенко-Карого
1934 — «Восточный батальон» Прута и братьев Тур

Харьковский (с 1944 — Львовский) ТЮЗ
1931 — «Штурм» Корнейчука
1937 — «Голубое и розовое» А. Я. Бруштейн
1938 — «Скупой» Мольера
1939 — «Ивасык-Тэлэсык» Шиян
1942 — «Безталанна» Карпенка-Карого
1943 — «Русские люди» К. М. Симонова
1945 — «Пошылысь у дурни» М. Л. Кропивницкого
1945 — «Тарас Шевченко» Костюка
1946 — «Загадочный огонёк» К. И. Чуковского
1946 — «Миссия мистера Перкинса в страну большевиков» А. Е. Корнейчука
1947 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова

Украинский драматический театр имени Франко
1964 — «Марина» Н. Я. Зарудного
1964 — «Фортуна» Н. Я. Зарудного
1965 — «Пылающее сердце» Евлампиева
1965 — «Остановитесь» Рачады
1965 — «Правда и кривда» М. А. Стельмаха

Львовский театр оперы и балета
1948 — «Галька» Монюшко
1949 — «Утопленница» Лысенко
1950 — «Далибор» Сметаны

Харьковский театр оперы и балета
1953 — «Галька» Монюшко
1954 — «Русалка» Дворжака
«Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова
«Тайный брак» Чимароза
«Лейтенант Шмидт» Б. Л. Яровинского

Украинский театр оперы и балета имени Шевченко
1954 — «Тарас Бульба» Лысенко
1955 — «Заря над Двиной» Ю. С. Мейтуса
1955 — «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского
1955 — «Руслан и Людмила» Глинки
1956 — «Война и мир» Прокофьева
1956 — «Катерина» Аракса
1957 — «Милана» Майбороды
1958 — «Лоэнгрин» Вагнера
1958 — «Рождественская ночь» Лысенко
1959 — «Энеида» Лысенко
1959 — «Владимирская горка» В. А. Лукашова
1960 — «Арсенал» Майбороды
1960 — «Аскольдова могила» Верстовского
1961 — «Дон Паскуале» Доницетти
1964 — «Тарас Шевченко» Майбороды
1966 — «Пиковая дама» Чайковского
1978 — «Иван Сусанин» Глинки

Фото - http://histpol.pl.ua/img/pages/3113.jpg ;
http://leksika.com.ua/imag/bsue10/64_538.jpg

№ 14   Moderato  24.08.2019, 02:40
СМОРГАЧЕВА Людмила Ивановна родилась 29 ноября 1950 года в Киеве .

Народная артистка Украинской ССР (1978).

В 1969 году окончила Киевское хореографическое училище и стала солисткой (1969-1994) Киевского театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко (ныне — Национальная опера Украины имени Т.Г. Шевченко). Гастролировала в Португалии, Японии, Великобритании, Франции, Италии, Дании, Египте, Аргентине, Индии, Германии, Чехословакии, Новой Зеландии, Швеции и др.

В 1989 году окончила балетмейстерское отделение Московского театрального института.
В настоящее время — репетитор по балету Национальной оперы Украины.

Государственная премия СССР (1976) — за исполнение партии Редисочки в балете «Чиполлино» К.С. Хачатуряна.
Премия Ленинского комсомола (1979) — за высокое исполнительское мастерство.
2-е место на Московском международном конкурсе артистов балета (1973).
1-е место на конкурсе артистов балета в Токио (1978).
Орден княгини Ольги III степени (2011, Украина).

Партии:
Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро П.И. Чайковского)
Аврора («Спящая красавица» П.И. Чайковского)
Клара («Щелкунчик» П.И. Чайковского)
Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса)
Жизель («Жизель» А. Адана)
Лиза («Тщетная предосторожность» Ж. Доберваля)
Сильфида («Сильфида» Х. Левенсхольда)
Мавка («Лесная песня» М.А. Скорульского)
Девушка («Рассветная поэма» на музыку В. Косенко)
Джульетта («Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева)
Фригия («Спартак» А. Хачатуряна)
Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе-Р. Щедрина)
Редисочка («Чиполлино» К. Хачатуряна - первая исполнительница)
Белоснежка («Белоснежка и семь гномов» Б. Павловского)

№ 15   Moderato  27.08.2019, 18:30
СТЕФЮК Мария Юрьевна родилась 16 июля 1948 года в селе Рожнов (ныне - Косовский район, Ивано-Франковская область, Украина).

Советская и украинская певица (лирико-колоратурное сопрано).
Народная артистка Украинской ССР (1979).
Народная артистка СССР (7.08.1985).
Герой Украины (2008).

Училась в Снятинском музыкально-педагогическом училище. В 1973 году окончила Киевскую консерваторию (класс вокала Н. Захарченко).

С 1972 по 2013 год — солистка Киевского театр оперы и балета им. Т. Шевченко, дебютировала в партии Марфы в опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста».

В 1981 году принимала участие в Международном фестивале им. М.П. Мусоргского, где исполнила партию Параси («Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского) на сцене театра «Ла Скала» (Милан).

Выступает в концертах, в основном в камерном жанре. Также в репертуаре произведения советских и зарубежных композиторов, украинские народные песни.
Гастролировала за рубежом: Канада, США, Австралия, Англия, Франция, Япония, Германия, Аргентина, Швейцария и др.
С 2000 года преподаёт на кафедре сольного пения Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского (профессор).
С 2010 года — член Комитета по Национальной премии Украины им. Т. Шевченко.

Государственная премия Украинской ССР им. Т. Шевченко (1988) — за исполнение партий Марфы, Джильды, Виолетты и Милуши в оперных спектаклях «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Риголетто» и «Травиаты» Дж. Верди, «Ярослав Мудрый» Г.И. Майбороды и концертно-исполнительскую деятельность (1985—1987).
Орден княгини Ольги I степени (15 июля 2003).
Орден княгини Ольги II степени (7 сентября 2001).
Орден княгини Ольги III степени (23 июля 1998).
Орден Дружбы (27 января 2003, Россия) — за большой вклад в развитие искусства и укрепление российско-украинских культурных связей.
Почётная грамота Кабинета Министров Украины (21 июля 1998).

Партии
«Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова — Марфа
«Травиата» Дж. Верди — Виолетта
«Риголетто» Дж. Верди — Джильда
«Ярослав Мудрый» Г.И. Майбороды — Милуша
«Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского — Парася
«Тарас Бульба» Н.В. Лысенко — Марильца
«Иван Сусанин» М.И. Глинки — Антонида
«Пиковая дама» П.И. Чайковского — Прилепа
«Искатели жемчуга» Ж. Бизе — Лейла
«Манон» Ж. Массне — Манон
«Гугеноты» Дж. Мейербера — Маргарита Валуа
«Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти — Лючия
«Севильский цирюльник» Дж. Россини — Розина
«Богема» Дж. Пуччини — Мюзетта
«Орфей и Эвридика» К. Глюка — Эрота
«На праздник русалок» Н.Д. Леонтовича — Новая Русалка

Фото - http://gk.if.ua/wp-content/uploads/2012/02/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D1%84%D1%8E%D0%BA.jpg ;
http://calendar.interesniy.kiev.ua/DrowCalendarRowImageHandler.ashx?ID=1227 ;
http://noni.org.ua/sites/default/files/audionositeli/cd-diski/mariya-stefyuk-ukrainski-pisni/stefyuk_-_0001.jpg ;
https://www.opera.com.ua/sites/default/files/styles/300x375/public/stefyuk013.jpg?itok=FKLfXkd5

№ 16   Moderato  5.09.2019, 18:10
РАДЧЕНКО Клавдия Павловна
14 декабря 1929, Белая Церковь Киевской области — 3 февраля 1997, Киев
По другим данным, год рождения - 1925 или 1930

Советская и украинская оперная певица (лирическое сопрано), педагог.
Народная артистка Украинской ССР (1969).

В 1956 году окончила Киевскую консерваторию у Н.Г. Зубарева.
В 1957-1985 годах – солистка Киевского театра оперы и балета.
В 1982-1997 гг. преподавала в Киевской консерватории (с 1994 г. – профессор).
Выступала также в концертах. Записала на грампластинки ряд украинских народных песен, в том числе, детских («Вийди, вийди, сонечко», «Ой єсть в лісі калина», «Прилетіла перепілонька» и др.) Член КПСС с 1974 года.

В репертуаре свыше 50 партий:
Наталка («Наталка-Полтавка» Н. Лысенко)
Оксана («Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского)
Оксана («Рождественская ночь» Н. Лысенко)
Галя («Назар Стодоля» К. Данькевича)
Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского)
Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Валентина («Гугеноты» Дж. Мейербера)
Джильда («Риголетто» Дж. Верди)
Бианка («Укрощение строптивой» В. Шебалина)
Микаэла («Кармен» Ж. Бизе)
Маргарита («Фауст» Ш. Гуно)
Мими («Богема» Дж. Пуччини)
Чио-Чио-Сан («Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини)
Манон («Манон» Ж. Массне)
Дездемона («Отелло» Дж. Верди)
Эвридика («Орфей и Эвридика» К. Глюка)
Девушка («Тарас Шевченко» Г. Майбороды)
Марьяна («Арсенал» Г. Майбороды)
Лейла («Искатели жемчуга» Ж. Бизе)
Наташа Ростова («Война и мир» С. Прокофьева)
Милана («Милана» Г. Майбороди)
Катерина Измайлова («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича)

Фото - http://www.ukrmusic.org/wp-content/uploads/2014/12/Radchenko-Klavdiia.jpg

№ 17   Moderato  8.09.2019, 20:00
РЯБОВ Олег Михайлович (23 декабря 1932, Кременчуг Полтавской области — 1996, Киев)

Советский дирижёр.
Народный артист Украинской ССР (1977).

В 1958 году окончил Киевскую консерваторию у А.И. Климова. С 1959 года — дирижёр оркестра Ансамбля народного танца УССР, в 1960-1965 и с 1970 года — Киевского театра оперы и балета. В 1966-1970 гг. — стажёр, затем дирижёр Большого театра.
Дирижировал симфоническими концертами. Гастролировал за рубежом.

Брат — Игорь Михайлович Рябов (1930—2006) — украинский пианист и педагог-методист, заслуженный деятель искусств Украины (1996).

В репертуаре оперы «Иван Сусанин», «Пиковая дама», «Бал-маскарад», «Тоска», «Богема», «Чио-Чио-сан», «Фауст»; «Искатели жемчуга» Бизе, «Укрощение строптивой»; «Оптимистическая трагедия» Холминова, «Судьба человека» Дзержинского, балеты «Лебединое озеро», «Раймонда», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Спартак»; «Лилея» Данькевича и др.

Фото - https://www.opera.com.ua/sites/default/files/styles/300x375/public/ryabov_s.jpg?itok=iihPldR- ;
https://persons-info.com/userfiles/image/persons/70000-80000/72000-73000/72443/RIABOV_Oleg_Mikhailovich_1.jpg

№ 18   Moderato  7.10.2019, 21:59
ПЕТРУСЕНКО Оксана Андреевна (настоящее имя Ксения Бородавкина)
5 февраля (17 февраля) 1900 — 1 июля 1940, Киев

Украинская советская певица (колоратурное сопрано).
Заслуженная артистка Украинской ССР (1936).
Народная артистка Украинской ССР (1939).

Ученица П.К. Саксаганского. С детских лет пела в хоре. С 1916 года выступала в украинских музыкально-драматических труппах.
В 1927-1929 годах пела в Казанском оперном театре.
В 1929-1931 годах — солистка Свердловского оперного театра.
В 1931-1934 годах — солистка Самарского оперного театра.
В 1934-1940 годах — солистка Украинского (Киевского) театра оперы и балета.

Выдающаяся представительница украинской вокальной школы. Обладала редким по красоте и широте диапазона голосом серебристого тембра, незаурядным драматическим талантом, с равным успехом пела лирические и колоратурные партии.
Выступала как концертная певица; проникновенно исполняла украинские народные песни.
Избиралась депутатом Киевского горсовета.
Награждена орденом «Знак Почёта» (23.03.1936).

Партии:
Джильда («Риголетто» Дж. Верди)
Аида («Аида» Дж. Верди)
Маргарита («Фауст» Ш. Гуно)
Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло)
Галька («Галька» С. Монюшко)
Валентина («Гугеноты» Дж. Мейербера)
Тоска («Тоска» Дж. Пуччини)
Турандот («Турандот» Дж. Пуччини)
Джульетта, Антония («Сказки Гофмана Ж. Оффенбаха)
Оксана («Черевички» П. Чайковского)
Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского)
Мария («Мазепа» П. Чайковского)
Ярославна («Князь Игорь» А. Бородина)
Горислава («Руслан и Людмила» М. Глинки)
Наташа («Русалка» А. Даргомыжского)
Тамара («Демон» А. Рубинштейна)
Купава («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)
Милитриса («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова)
Земфира («Алеко» С. Рахманинова)
Волконская и Наташа Рылеева («Декабристы» В. Золотарёва)
Наталья («В бурю» Т. Хренникова)
Лушка («Поднятая целина» И. Дзержинского)
Сильва («Сильва» И. Кальмана)
София («Цыганский барон» Й. Штрауса)
Клеретта («Дочь мадам Анго» Ш. Лекока)
Наталка («Наталка Полтавка» Н. Лысенко)
Одарка, Оксана («Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского)
Виолетта («Травиата» Дж. Верди)
Джемма («Овод» В. Трамбицкого)

Фото - https://www.vilavi.ru/raz/petrus/img/1.jpg ;
http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s07/e0007691/pic/000000.jpg

https://www.vilavi.ru/raz/petrus/petrus.shtml

№ 19   Moderato  7.10.2019, 22:53
ПИРАДОВ Владимир Иосифович (Осипович)
[2(14) февраля 1892, Варшава – 20 апреля 1954, Киев]

Советский дирижёр.
Заслуженный артист Украинской ССР.
Народный артист Казахской ССР (1943)
Народный артист Украинской ССР (1947).

Образование получил в Тифлисском отделении Императорского Русского музыкального общества (1910-1914).
Был дирижером и заведующим музыкальной частью театров в Тифлисе (1914-1918),
Баку (1919-1922, 1928-1929), Ташкенте (1923), Казани (1924-1927), Владивостоке (1930), Свердловске (1931-1933), Ереване (1934), Горьком (1935).

В 1936-1941 гг. – дирижёр, в 1950-1954 годах – главный дирижёр Украинского (Киевского) театра оперы и балета.
Худрук и главный дирижер Театра оперы и балета Казахской ССР (1941-1944).
В 1944-1947 гг. был главным дирижёром Харьковского театра оперы и балета.
В 1948-1950 гг. был главным дирижёром Белорусского театра оперы и балета (Минск).
Преподавал в Баку, Свердловске, Ереване, Минске. С 1950 года – профессор Киевской консерватории. Член ВКП(б) с 1951 года.
Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Фото - http://calendar.interesniy.kiev.ua/DrowCalendarRowImageHandler.ashx?ID=2055 ;
http://calendar.interesniy.kiev.ua/Pic/piradov-0.jpg

№ 20   Moderato  8.10.2019, 02:06
ПИВОВАРОВ Валентин Михайлович родился 6 апреля 1948 года (Белая Церковь, Киевская область).
Украинский оперный певец (бас).
Народный артист Украинской ССР (1983).

Его мать рано умерла и воспитанием мальчика занималась бабушка. В свое время пел в сельском хоре, работал электрослесарем, служил в советской армии. После демобилизации отец помог Валентину Михайловичу устроиться на работу на машиностроительный завод. Член КПСС с 1971 года.
С 1970 по 1971 год пел в Черкасском народном хоре. В 1973 году поступил и в 1977 году окончил Киевскую консерваторию по классу педагога Галины Сухоруковой.
С 1977 года стал солистом Киевского театра оперы и балета (ныне - Национальная опера Украины).
С 1994 года выступает преимущественно за рубежом — в оперном театре в Санкт-Галлене (Швейцария) и Мариборе (Словения).

2-я премия Международного конкурса им. Чайковского (1978).
2-я премия на конкурсе вокалистов «вердиевские голоса» в Буссето (1979).
Орден «За заслуги» III степени (2001).

Партии: Тарас («Тарас Бульба» Н.В. Лысенко), Владимир Галицкий («Князь Игорь» А.П. Бородина), Сильвестр («Ярослав Мудрый» Г.И. Майбороды), Трофим («Наймичка» М.И. Вериковского), Сусанин («Жизнь за царя» М.И. Глинки), Гремин («Евгений Онегин» П.И. Чайковского), Пимен («Борис Годунов» М.П. Мусоргского), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Раймонд («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Захария («Набукко» Дж. Верди).

Фото - http://leksika.com.ua/imag/bsue12/image1804.jpg

№ 21   Moderato  8.10.2019, 16:02
ПОНОМАРЕНКО Таисия Васильевна родилась 26 декабря 1925 года на хуторе Варзоривка, ныне – село Орджоникидзе (с 2016 - с. Армашевка) Ширяевского района Одесской области.

Советская певица (лирико-драматическое сопрано).
Народная артистка Украинской ССР (1962).

В 1950 году окончила Одесскую консерваторию. С 1944 года – ведущая солистка Одесского, в 1951-1971 годах – Украинского (Киевского) театров оперы и балета.
В 1974-1978 гг. – солистка Киевской филармонии. Гастролировала за рубежом. В камерном репертуаре — романсы.
Награждена орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями.

Умерла в 2002 году.

Партии:
Оксана («Запорожец за Дунаем» С.С. Гулака-Артемовского)
Наталка («Наталка Полтавка» Н.В. Лысенко)
Марильца («Тарас Бульба» Н.В. Лысенко)
Лиза («Пиковая дама» П.И. Чайковского)
Татьяна («Евгений Онегин» П.И. Чайковского)
Мария («Мазепа» П.И. Чайковского)
Аида («Аида» Дж. Верди)
Леонора («Трубадур» Дж. Верди)
Амелия («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Тамара («Демон» А.Г. Рубинштейна)
Наташа («Русалка» А.С. Даргомыжского)
Дездемона («Отелло» Дж. Верди)
Тоска («Тоска» Дж. Пуччини)
Мими («Богема» Дж. Пуччини)
Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера)
Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло)
Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини)
Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи)
Катерина Измайлова («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича)
Елена («Богдан Хмельницкий» К. Данькевича)
Марьяна («Арсенал» Г. Майбороды)
Шевцова («Молодая гвардия» Ю.С. Мейтуса)
Оксана («Первая весна» Г.Л. Жуковского)

Фото - http://calendar.interesniy.kiev.ua/Pic/ponomarenko-taisia-0.jpg

№ 22   Moderato  15.10.2019, 00:16
ПРЯДЧЕНКО Николай Данилович
13 июня 1951, с. Винницкие Ставы Васильковского района Киевской области — 19 мая 2014, Киев

Украинский артист балета, педагог.
Народный артист Украинской ССР (1982).

В 1968 году окончил Киевское хореографическое училище (педагоги - Валентина Петровна Ефремова, Владимир Андреевич Денисенко), в 1990 году — балетмейстерское отделение ГИТИСа в Москве.
В 1969-1998 годах — артист балета Киевского академического театра оперы и балета им. Тараса Шевченко.
После 1996 года был педагогом-репетитором Национальной оперы Украины.

Лауреат 3-й премии ІІІ Международного конкурса артистов балета в Москве (1977, вместе с партнершей Нинй Семизоровой).

Партии:
Парис и князь («Лилея»)
Лукаш («Лесная песня»)
Принц Зигфрид («Лебединое озеро»)
Принц Дезире («Спящая красавица»)
Принц («Щелкунчик»)
Граф Альберт («Жизель»)
Джеймс («Сильфида»)
Базиль («Дон Кихот»)
Люсьен («Пахита»)
Солор («Баядерка»)
Красс («Спартак»)
Ферхад («Легенда о любви» А. Меликова)
__________________________________

13 июня 2011 года артисту Национального театра оперы и балета Николаю Прядченко исполнилось 60 лет. В 1996 году карьера его сделала крутой вираж — он приступил к новым обязанностям балетмейстера-репетитора. Почему в балете ценится классическая русская хореография, а не трюки, ради чего танцовщики работают на износ и почему он чуть не сошел с ума от музыки Берлиоза, Прядченко рассказал корреспонденту газеты «Известия в Украине» Людмиле Ткаченко.

«Мне предложили танцевать, а не петь…»
— Что обычно желают балетмейстеру в день рождения? Больше новых спектаклей?
— Много спектаклей мне не надо. Взять их и не довести до совершенства — это не для меня. Я не люблю надкушенные яблоки. Я не могу сказать, какой спектакль сколько раз танцевал. Но знаю точно, что ни один мне не надоел, и всегда знаю, как сделать, чтобы он стал еще лучше. Поэтому мечтаю о том, чтобы и мои ученики с подготовкой новых спектаклей не забывали совершенствовать то, что уже умеют. Залог успеха танцовщика балета — только труд, обеспечивающий бесконечный прыжок вверх.

— Как вы попали в балет?
— Случайно. В школе я хорошо пел, и кто-то подсказал маме, что меня можно попробовать «поучить на артиста». Вот так и получилось. Когда я приехал в Киевское хореографическое училище, понятия не имел о балете. В наше время даже в городе телевизор был редкость, а ведь я из села Винницкие ставы Киевской области. Видел в журнале какие-то фотографии — вот и все знания о балете. Поэтому я не мог тогда решать: нравится мне это или нет. И когда в училище мне предложили танцевать, а не петь, я согласился. Но, получив первые уроки, захотел, чтобы мама забрала меня домой. Однако позже понял, что без балета уже не смогу. Учителей у меня было много, и всем им я благодарен за науку. В школе это была Валентина Петровна Ефремова, она ученица Агриппины Вагановой, благодаря которой в советской балетной школе были сохранены и систематизированы вековые традиции классического русского балета. Последние два года моим педагогом был Владимир Андреевич Денисенко, у которого я занимался даже после окончания школы. После Киева я еще окончил балетмейстерское отделение Московского института театрального искусства им. Луначарского. И в 1968 году начал работать в театре артистом балета. На балетную сцену меня выводил балетмейстер Веанир Иванович Круглов. Но когда я стал балетмейстером-репетитором в театре, он все равно был рядом со мной и помогал мне. У нас с ним до сегодня сохранились хорошие отношения: он для меня был и остается опорой в жизни. Я многому у него научился.

— Чем отличается современный балет?
— Нынешнее состояние балета — это умение танцовщиков увязать воедино настоящее, прошлое и будущее, соединить технику танца с музыкой, драматизмом и душой исполнителя. Балет — синтетическое искусство. Музыка дает ритм для танцовщика, темп, в котором он должен двигаться. Мелодия полна эмоций, которые помогают солисту балета выразить состояние героя, окунуться в спектакль. Но выучить движения и положить их на музыку — это еще не все. Важно не сбиться с ритма, что иногда происходит с оркестром. И если у нас в рояле или в оркестре идет фальшь, сбой получается и у солиста балета — ведь тело тоже «слышит» музыку и откликается на каждую ноту. Если сбивается движение, сбивается и внутреннее состояние, драматургическая основа, которую нужно преподнести зрителю. Во времена драматического балета больше внимания уделяли актерскому мастерству, а чистоте перехода движений, грамотности танца — меньше. То было иное время, у него свои достоинства, свои блестящие спектакли. Сегодня активно развивается техника, в центре внимания — чистота исполнения, академическая грамотность танца. Но это не исключает внутреннее актерское состояние. К сожалению, и это бывает нередко. Артисты, стараясь блеснуть техникой, забывают о художественном оформлении, внутреннем состоянии, которое создает образ.

— Правда, что балет — это каторжный труд?
— Действительно, работа в балете для артиста — это полный износ. Но разве любовь нужно объяснять? И хотя балет — удовольствие через муки, балетные люди ненасытные, одержимые. Им хочется станцевать и то, и другое. Но они выступают не ради истории. Это их планета. Нет ни одной балерины, ни одного танцовщика, чтобы тело у них всегда было в комфортном состоянии. Человеческий организм имеет свои пределы и зачастую приходится перешагнуть через себя и «выбрать» из себя последние силы, чтобы исполнить задуманное на сцене. В этом случае не скажешь про удовольствие. Когда я танцевал, меня редко радовали дни, когда во мне ничего не болело. Как-то терпишь, свыкаешься с этим. Боль уходит на второй план, потому что есть цель. Балет дает артисту физическую выносливость. Но есть люди, которые травмировались и больше не смогли восстановиться. После подобного нельзя сказать, что балет дал им радость — здоровье потеряно.

— Что же вас так привлекло в балете?
— Хотелось победы над собой. Главное — выйти на сцену и пройти грань преломления физических трудностей, душой и мышцами объединиться, слиться с музыкой. Это счастье, состояние какого-то фантастического перевоплощения не только художественного, внутреннего, драматического, но и перевоплощения тела, когда оно подчиняется музыке, откликается на каждый инструмент в оркестре. Когда я танцевал, когда сливался с музыкой и чувствовал, что моя работа не напрасна, это было для меня самым высоким удовольствием.

Призрак мастерства

— Какие партии стали любимыми?
— Поверьте, все. Я перетанцевал практически весь репертуар нашего театра. Конечно, все партии разные. Но люблю каждую — они и не могут быть одинаковыми. Взять тот же «Спартак». Не помню, сколько раз танцевал его — 200 или 500 раз — но каждый раз с новыми оттенками танца. Немножко не в моем характере постановки, где техники больше, чем драматизма. Мне больше нравились спектакли глубокие, где ярче видна душа артиста. Тот же Красс — герой очень сложный, красивый, в котором постоянно нужно было что-то дополнять, убирать, дотягивать… Когда Анатолий Федорович Шекера поставил «Фантастическую симфонию» на музыку Берлиоза, я танцевал Лелио. Для меня как исполнителя, чтобы выразить себя полностью, достаточно было этого спектакля. Потому что я им буквально заболел, пока мы его выпустили. Думал, сойду с ума, потому что в нем много переходов от реального к потустороннему. Эти внутренние перепады настроения Берлиоза — от безумия до сознания и обратно — просто изматывали меня. Нужно было перестроить внутреннее состояние и выразить это в движении, внутренне пойти за музыкой. Во мне днем и ночью постоянно звучали эти аккорды, я не мог от них избавиться.

— Существует украинская школа балета или нет?
— Своей национальной школы нет. У нас есть национальные особенности, сохранившиеся за счет традиций поколений. Педагоги у всех были русские, учились мы на примерах мастеров Большого, Кировского и зарубежных театров: все основано на русском классическом балете.
— Что вы можете сказать о фуэте? Его может исполнить каждый солист балета?
— В принципе, многие могут сделать. Я не отношусь к фуэте как к какому-то высочайшему достижению в хореографии. Это чистый трюк, который вставляется в балет для усиления эмоционального эффекта. Если учесть рост техники в нынешнем столетии, то даже в балете на льду многие танцовщики делают по три оборота в воздухе. Разве в XIX веке могли об этом мечтать? Нет, конечно, тем более о том, что кто-то на пальцах будет делать фуэте, если «пальцы», то есть пуанты, появились только в 1834 году. Поэтому я не отношусь к фуэте как к основе балета. Ведь Уланова не делала фуэте, но она не стала от этого хуже танцевать «Лебединое озеро». Плисецкая тоже не делала фуэте, но она была потрясающей Одиллией, которую, дай Бог, кому-нибудь еще повторить.



Комментарии посетителей сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия обсуждения: //www.kino-teatr.ru/teatr/792/forum/