Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Харьковский театр музкомедии

Харьковский театр музкомедии
Другие названия
Харьковский академический театр музыкальной комедии
Харківський академічний театр музичної комедії
Адрес
61052, Украина, Харьков, ул. Карла Маркса, 32
Сайт
Обсуждение

Харьковский театр музкомедии

История Харьковского театра музыкальной комедии началась
1 ноября 1929 г., когда коллектив презентовал публике свой спектакль "Орфей в аду" Ж. Оффенбаха. Во главе театра тогда стали ученики режлаборатории выдающегося реформатора украинского театра Леся Курбаса. Первые постановки театра: "Запорожец за Дунаем", "Наталка-Полтавка", "Роз-Мари", "Цыганский барон" осуществили выдающиеся актеры и режиссеры украинской сцены, среди которых Н. Крушельницкий, В. Скляренко и Б. Балабан. Харьковский театр музыкальной комедии с первых шагов своего становления заявил о себе как театр эксперимента и поиска.
В последующие десятилетия, когда формальным экспериментам с общеизвестных цензурным причинам искусственно был положен конец, Харьковский театр однако оставил за собой статус первой по уровню в стране. Именно в Харькове прошли в свое время премьерные показы "Свадьба в Малиновке", "Сорочинской ярмарки" композитора А. Рябова. Крепкие профессионалы И. Радомисський, К. Бенц, С. Иоффе, М. Довейко, Б. Чебоксарова, которые ставили классическую оперетту и современные музыкальные комедии, привили Харьковский труппе культуру игры и музыкальной интерпретации, заложили традициях, которые и сейчас развивают их последователи. Мюзикл "Хэлло, Долли!", Оперетты "Черный амулет", "Севастопольской вальс", "Белая акация", "Принцесса цирка", "Веселая вдова", "Граф Люксембург", "Сильва", музыкальная комедия "У самого Черного моря "в 1950-70-е годы пользовались необычайной популярностью у харьковчан и на гастролях на Кавказе, в Средней Азии, во всех крупных городах Советского Союза.
В 1960-е - 1980-е гг режиссеры В. Ивченко, В. Дубчак, В. Бегма определяли высокий художественный уровень Харьковского театра музыкальной комедии, осуществив постановки "Венские встречи", "Баядера", "Цыган-премьер" и др.
В известном на весь Союз помещении дореволюционного Театра "Муссури", в котором до 1987 г. располагался театр музыкальной комедии, выступали примадонна Москвы Т. понравилось, давали концерты блестящие артисты театра и эстрады А. Миронов и А. Пугачева, совершал неоднократно постановки оперетт народный артист Советов. Союза В. Канделаки.
В 1985 году новый художественный руководитель театра Ю. Старченко обратился к незнакомому тогда театра жанра рок-оперы, осуществив постановки "Юнона" и "Авось", «Монарх, проститутка и монах» и "Иисус Христос-суперзвезда".
В 2005 г. художественным руководителем театра назначен режиссер Александр Драчев, который видит настоящее и будущее коллектива в жанре мюзикла и постановках оперетты в современной эстетике постмодернизма.
В октябре 2006 года за выдающиеся достижения в развитии украинского музыкального искусства и высокий профессионализм Харьковском театра музыкальной комедии был предоставлен статус академического. Первой премьерой уже адемичного Татр стала оперетта Ж. Оффенбаха «Орфей & Эвридика», которую зрители увидели накануне 2007 года. Для юных зрителей в мае 2007 года вышла музыкальная сказка «Красавица и чудовище», написанная Харьковскими авторами: композитором И. Гайденко и поэтессой В. Березко. В 2008 году была поставлена крупномасштабная, зрелищная оперетта «Сорчинський ярмарка».
Кроме спектаклей и мероприятий, проходящих на сцене театра, театр активно участвует в культурной жизни Харьковщины. Это участие в фестивале «Свадьба в Малиновке», в торжествах, посвященных 75-летию Харьковской области, в фестивале «Печенежское поле».
Актеры Харьковского академического театра музыкальной комедии принимают участие в различных международных конкурсах (г. Одесса, г. Николаев, г. Екатеринбург, г. Римини (Италия) и являются лауреатами этих конкурсов.


История Мировой Оперетты
ОПЕРЕТТА (итал. operetta, франц. opérette, буквально – маленькая опера), вид музыкального театра; музыкально-сценическое произведение, в котором драматургическая основа носит преимущественно комедийно-мелодраматический характер, и диалог органически сочетается с вокальными, музыкальными и танцевальными эпизодами, а также оркестровыми фрагментами концертного типа.

Происхождение. Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях. Вслед за возникновением серьезной оперы ок. 1600 появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. Служанка-госпожа (1733) Дж. Перголези – образец интермеццо, который послужил моделью для последующих произведений. Успех Служанки-госпожи в Париже побудил Ж.Ж.Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его Деревенский колдун (1752) – один из трех источников, лежащих в основе opéra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж.Б.Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.

Французская оперетта. Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Ж.Оффенбах, истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кёльна, открыл свой маленький театр на Елисейских полях – «Буфф-Паризьен». В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди которых Орфей в аду (1858), Женевьева Брабантская (1859), Прекрасная Елена (1864), Парижская жизнь (1866), Великая герцогиня Герольштейнская (1867), Перикола (1868), Принцесса Трапезундская (1869), Разбойники (1869) и Мадам Аршидюк (1874). Оффенбах, превосходный театральный композитор – динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный, – создал оперетту как художественное целое и поднял ее до непревзойденных высот. Хотя среди последователей Оффенбаха во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались лишь временным успехом. Так, Ф.Эрве (1825–1892) написал Мадемуазель Нитуш (1883); Ш.Лекок (1832–1918) – Дочь мадам Анго (1873) и Жирофле-Жирофля (1874); Э.Одран (1842–1901) – Маскотту; Р.Планкет (1848–1903) – Корневильские колокола (1877) и А.Мессаже (1853–1929) – Маленькие Мишу (1897) и Веронику (1898). Этими сочинениями заканчивается золотой век французской оперетты.

Венская классическая оперетта. Величие и блеск венской классической оперетты, ее главное достояние и ее гордость олицетворяет, конечно, И.Штраус-младший, чей феноменальный дар к созданию великолепных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором вальсов На прекрасном голубом Дунае, Сказки венского леса, Вино, женщины и песни и Жизнь артиста. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов (Индиго и сорок разбойников, 1871, и Римский карнавал, 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты – Летучую мышь (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и с тех пор стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в доброй старой Вене. Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались Веселая война (1881), Ночь в Венеции (1883) и Цыганский барон (1885). Последователями Штрауса явились Ф.фон Зуппе и К.Милёккер (1842–1899), чьи оперетты тоже принадлежат к великой венской традиции, хотя большинство из них значительно устарело ввиду весьма слабых либретто.
ОПЕРЕТТА Иоганна Штрауса Цыганский барон. Театр музыкальной комедии. ЕкатеринбургОПЕРЕТТА Иоганна Штрауса Цыганский барон. Театр музыкальной комедии. Екатеринбург

Английская оперетта. Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 великолепными плодами бессмертного сотрудничества У.Гилберта и А.Салливена. Сатирический талант Гилберта в сочетании с изяществом музыки Салливена породили такие действительно вдохновенные произведения, как Фрегат ее величества «Пинафор» (1878), Пираты Пензанса (1880), Микадо (1885), Гвардеец (1888) и Гондольеры (1889). За Гилбертом и Салливеном последовали Э.Джерман (1862–1936) с его Веселой Англией (1902) и С.Джонс (1869–1914), автор Гейши (1896).
АФИШИ К ОПЕРАМ А.Салливена и У.Гилберта ПИРАТЫ ПЕНЗАСА и ФРЕГАТ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА АФИШИ К ОПЕРАМ А.Салливена и У.Гилберта ПИРАТЫ ПЕНЗАСА и ФРЕГАТ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА

Венская оперетта 20 в. В период между расцветом классической венской и становлением современной венской оперетты были созданы добротные произведения, которые приносили доход театрам и даже – в случаях, например, Продавца птиц (1891) К.Целлера, Бала в Опере (1898) Р.Хойбергера, Бродяг (1900) К.Цирера и Красотки (1901) Г.Рейнхардта – имели вполне определенные достоинства. В этих произведениях вновь на первое место выходит танец, атрибут легкого музыкального театра. Переход ко вкусам нового столетия не был внезапным. Оффенбах и Штраус использовали канканы, вальсы, польки и марши не только для украшения своих партитур, но и в музыкально-драматургических целях – для обрисовки ситуации и развития действия. К 1900 применение танцевальных ритмов как средства драматической выразительности стало общераспространенной практикой. Ф.Легар придал указанной выше тенденции художественную значительность. Его Веселая вдова (1905) – одна из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире. Здесь композитор уловил дух времени и дал ему убедительное и не меркнущее со временем выражение. Легар написал еще 24 оперетты, среди которых выделяются Граф Люксембург (1909), Цыганская любовь (1910), Паганини (1925), Фридерика (1928) и Страна улыбок (1929). Эти произведения демонстрируют движение оперетты навстречу опере – тенденцию, которая оказалась неблагоприятной для жизни оперетты как жанра и в конце концов привела к ее исчезновению. Одновременно с Легаром в Вене работало около двух десятков композиторов, и каждый из них чем-то прославился. Это Л.Фалль (1873–1925), написавший Долларовую принцессу (1907) и Мадам Помпадур (1922); О.Штраус (1870–1954), автор Мечты о вальсе (1907) и Шоколадного солдата (1908); Э.Кальман (1882–1953), автор оперетт Сари (1912), Цыганская принцесса (1915) и Графиня Марица (1924).

Оперетта в России. До 19 в. оригинальной русской оперетты практически не было. В это время отечественная сценическая музыкальная комедия в России развивалась в жанре водевиля, ее основным автором был драматург, музыкальные же номера (танцы и куплеты) носили прикладной, вставной характер, в отличие от оперетты, они не столько служили развитию действия, сколько иллюстрировали его. Более редкую разновидность музыкальных спектаклей того времени составляли т.н. «мозаики», музыкальная партитура которых была собрана из популярных произведений – романсов и эстрадных песен (Русские романсы в лицах и Цыганские песни в лицах Куликова; Хаджи-Мурат Деккер-Шенка; Змейка Шпачека; Ночь любви Валентинова и др.).

История сценической оперетты в России началась с постановки Прекрасной Елены Оффенбаха (1868, Александринский театр). С 1870 возникают самостоятельные труппы, специализирующиеся на оперетте, которые ставили преимущественно произведения французских и австрийских композиторов.

Значительную роль в становлении и развитии сценической оперетты в России сыграл антрепренер, режиссер и актер В.Лентовский. В 1878 он организовал антрепризу в жанре оперетты в московском летнем саду «Эрмитаж» – театр с большим оркестром, хором и балетом. В спектаклях сочеталась яркая пышность оформления с высокой вокально-музыкальной культурой и убедительной актерской игрой. Его спектакли пользовались большой популярностью как у массовой публики, так и у деятелей искусства. Театр Лентовского оказал существенное влияние на молодого К.Станиславского, его увлечение театром началось с оперетты.

Вслед за театром Лентовского, опереточные труппы появились в Петербурге (наиболее известными в 19 в. были «Палас-Театр» и «Летний Буфф») и в российской провинции. Развитие оперетты в России в это время связывалось с именами таких актеров, как А.Блюменталь-Тамарин, А.Брянский, К.Греков, А.Кошевский, Н.Монахов, И.Вавич, В.Пионтковская, В.Шувалова, Е.Потопчина и др.

Российские композиторы на рубеже 19–20 вв. также иногда обращались к оперетте, но это были лишь единичные попытки. Так, к примеру, в 1913 А.Глазунов, бывший в то время ректором Петербургской консерватории, назвал первой российской опереттой произведение, написанное азербайджанским студентом консерватории У.Гаджибекова Аршин мал алан. В целом национальная оперетта в России начала 20 в. находилась в зачаточном состоянии.

Важный этап развития театра оперетты в России пришелся на 1920-е. В этом сказалась новая экономическая политика (НЭП), принятая в 1921 советским правительством. В России снова появились состоятельные люди, жаждавшие развлечений. В этих условиях жанр оперетты стал чрезвычайно популярным. Основой спектаклей по-прежнему была не русская, но классическая оперетта – чаще всего, французская, зато к ее постановкам обращались известные российские режиссеры. В.Немирович-Данченко в Музыкальной студии МХТ поставил Дочь мадам Анго Лекока (1920) и Периколу Оффенбаха, М.Таиров в Камерном театре – Жирофле-Жирофля (1922) и День и ночь (1926) Лекока. Чрезвычайная популярность жанра отразилась на государственной культурной политике: в конце 1920-х один за другим открывались государственные театры оперетты. Первым из них стал Хабаровский театр в 1926 (он еще носил название Театра комической оперы), затем – Московский театр оперетты (1927), Ленинградский театр музыкальной комедии (1929), а также театры в Свердловске, Воронеже, Иванове, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону и других городах. Однако государственная культурная политика требовала иного, «небуржуазного» репертуара, перед советскими композиторами была поставлена задача создания новой оперетты с новыми героями и новым содержанием.

Основоположниками советской оперетты считаются композиторы Н.Стрельников и И.Дунаевский.

Стрельников в разработке своих оперетт следовал в основном традициям венской школы – как в музыке, так и в сюжетных линиях, создавая своеобразные мелодрамы-буфф. Самая известная его оперетта – Холопка (1929) близка по сюжетной линии и музыкальной структуре Принцессе цирка Кальмана.

Дунаевский же фактически совершил революцию жанра, органично объединив в оперетте развлекательную и идеологическую линии. Его первые оперетты И нашим и вашим (1924), Карьера премьера (1925) были близки водевилю, следующая же, Женихи (1927), ознаменовала поворот к новой, советской опереточной стилистике. Она обладала ярко выраженной сатирической и пародийной направленностью, высмеивая традиционных для того времени отрицательных персонажей – нэпманов и обывателей, и пародируя неовенскую оперетту (в частности, Веселую вдову Легара). В оперетте Ножи (1928) сатирическая линия была дополнена лирической и изображением новых положительных героев. Новаторским приемом стало использование Дунаевским в оперетте массовой песни, часто пафосной и даже агитационной, которая впоследствии и стала одним из важнейших выразительных средств музыкальной драматургии советской оперетты. На этих принципах построены самые известные оперетты Дунаевского – Золотая долина (1937), Вольный ветер (1947), Белая акация (1955). Композиторский талант Дунаевского сделал его музыку всенародной любимой: пожалуй, апофеозом его творческого метода стала песня Широка страна моя родная, впервые прозвучавшей в 1936 в экранизированной музыкальной комедии Цирк – по сути своей оперетте.

Эмоциональность, юмор, зрелищность в сочетании с социальным оптимизмом сделала советскую оперетту одним из самых популярных жанров театрального искусства.

Серьезным событием в истории жанра стало появление в 1937 оперетты Свадьба в Малиновке Б.Александрова, посвященной гражданской войне на Украине. Эта оперетта широко шла на сцене вплоть до начала 1990-х гг.

Во время Великой Отечественной войны в репертуаре советских театров оперетты появлялись произведения на патриотическую тему: Девушка из Барселоны Александрова (1942), Раскинулось море широко Круца, Минха и Витлина (1942, переработка Г.Свиридова – 1943), Табачный капитан (1944) и др. Ленинградский театр музыкальной комедии работал в осажденном городе на протяжении всей блокады своим искусством помогая ленинградцам выжить.

После войны среди авторов оперетты появляются новые имена композиторов: Ю.Милютин (Девичий переполох, Трембита, Поцелуй Чаниты), В.Соловьев-Седой (Самое заветное), Т.Хренников (Сто чертей и одна девушка), Д.Кабалевский (Весна поет), К.Листов (Севастопольский вальс). Продолжают активно работать и признанные мастера жанра: Дунаевский (Вольный ветер, Белая акация), Свиридов (Огоньки). Оперетте отдал дань и великий Д.Шостакович – Москва, Черемушки (1959).

В становлении и развитии российской оперетты значительную роль сыграли актеры Г.Ярон, Н.Бравин, Т.Бах, К.Новикова, Ю.Алексеев, З.Белая, А.Феона, В.Канделаки, Т.Шмыга, Н.Янет, Г.Отс, Л.Амарфий, В.Батейко, М.Ростовцев, Г.Корчагина-Александровская, Г.Васильев, Ж.Жердер, З.Виноградова, Б.Смолкин и мн. др.

Примерно с середины 1960-х четко очерченные рамки жанра оперетты начали постепенно размываться. Обогащая палитру своих выразительных средств, театры, наряду с классической опереттой стали обращаться и к музыкальным произведениям других жанров – рок-опере, мюзиклу. Такой процесс интеграции жанров свойственен не только России – он характеризует развитие театрально-музыкального искусства во всем мире.

Татьяна Шабалина

Григорий Бабич
Григорий Бабич
1983 - 2000
Наталья Коваль (III)
Наталья Коваль (III)
с 2001
Ольга Александрова
Ольга Александрова
А. Алмазова
А. Алмазова
Алексей Бабаков
Алексей Бабаков
И. Билошенко
И. Билошенко
В. Болконский
В. Болконский
Л. Браташова
Л. Браташова
Иван Бурменко
Иван Бурменко
Юрий Бурых
Юрий Бурых
К. Великосельская
К. Великосельская
Дмитрий Волков (V)
Дмитрий Волков (V)
И. Волчков
И. Волчков
Д. Вольгемут
Д. Вольгемут
Николай Гавриленко
Николай Гавриленко
Лидия Голубова
Лидия Голубова
Василий Гончаренко
Василий Гончаренко
М. Городецкий
М. Городецкий
Виталий Губарев (II)
Виталий Губарев (II)
А. Дадалина
А. Дадалина
В. Джабраилова
В. Джабраилова
Л. Добровольская (II)
Л. Добровольская (II)
А. Долгополов
А. Долгополов
П. Дудко
П. Дудко
Эдуард Залманяк
Эдуард Залманяк
П. Зотов
П. Зотов
Александр Ивашутич
Александр Ивашутич
К. Истомин
К. Истомин
Ольга Казанцева
Ольга Казанцева
В. Канцедалов
В. Канцедалов
Ольга Кацаева
Ольга Кацаева
А. Клейн
А. Клейн
Элеонора Климчук
Элеонора Климчук
Анатолий Ковальчук (II)
Анатолий Ковальчук (II)
И. Ковшаров
И. Ковшаров
Алексей Котов (III)
Алексей Котов (III)
Елизавета Красавина
Елизавета Красавина
Александр Куприенко
Александр Куприенко
В. Куприенко
В. Куприенко
Е. Леонидова
Е. Леонидова
М. Леонидова
М. Леонидова
Алла Лундышева
Алла Лундышева
Галина Любарская
Галина Любарская
О. Маколова
О. Маколова
А. Мармур
А. Мармур
З. Мизиненко
З. Мизиненко
М. Михно
М. Михно
Л. Мицнер
Л. Мицнер
Мария Мушкетова
Мария Мушкетова
Ария Орловска
Ария Орловска
П. Павлусенко
П. Павлусенко
В. Парчелли
В. Парчелли
К. Передерников
К. Передерников
Л. Подзолкова
Л. Подзолкова
Валентина Подорлова
Валентина Подорлова
Владимир Подсадный
Владимир Подсадный
Н. Попова (II)
Н. Попова (II)
А. Пугачев (V)
А. Пугачев (V)
Эдуард Пурэ
Эдуард Пурэ
Константин Райданов
Константин Райданов
Виктор Робертов
Виктор Робертов
Лидия Романенко
Лидия Романенко
Н. Рощина
Н. Рощина
Петр Рутинский
Петр Рутинский
М. Снага
М. Снага
В. Спехов
В. Спехов
К. Суслов (II)
К. Суслов (II)
Евгений Суховерхов
Евгений Суховерхов
Л. Таганская
Л. Таганская
Владимир Тюлев
Владимир Тюлев
Роза Уманская
Роза Уманская
Константин Фотти
Константин Фотти
Вера Харитонова (II)
Вера Харитонова (II)
Евгений Холодов
Евгений Холодов
Павел Цуцура
Павел Цуцура
Надежда Шадурская
Надежда Шадурская
И. Шрейнер
И. Шрейнер
Генриетта Юркевич
Генриетта Юркевич
Б. Яншевский
Б. Яншевский

обсуждение >>

№ 2
Nataly Nasybulina   26.01.2018 - 19:46
Здравствуйте! Я дочь Лидии Голубовой и хочу предоставить ее фотографию для архивной доски. Т.к там нет ее фото. Спасибо читать далее>>
№ 1
эйрамджан виктор леонидович (москва)   16.03.2012 - 13:14
В 30 годах мой отец Миценмахер Леонид Борисович был директором Вашего театра. Буду признателен если ВЫ сообщите мне что имееться в архиве театра о его деятельности. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
28 мая
Первый канал
28 мая
НТВ
28 мая
Россия 1
28 мая
Звезда
2 июня
Домашний
2 июня
Россия 1
2 июня
Пятый канал

Афиша кино >>

криминальный фильм, триллер
Испания, 2016
триллер, шпионский фильм, экранизация
США, 2018
детский фильм, комедия, приключения, фильм о животных
Россия, 2018
драма, фильм ужасов
Великобритания, 2017
комедия, мелодрама, музыкальный фильм, научная фантастика
Великобритания, США, 2017
драма, спортивный фильм
Россия, 2018
боевик, комедия, криминальный фильм, приключения, семейное кино, фильм о животных
Великобритания, США, 2018
комедия
Франция, 2018
фэнтези, экранизация
Россия, 2018
приключения, сказка, экранизация
Россия, 2017
драма, экранизация
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
комедия, молодежный фильм, эротика
США, 2018
комедия, музыкальный фильм
Канада, США, 2018
боевик, приключения, фэнтези
США, 2018
все фильмы в прокате >>
«Тело»
Ролики фильмов

«Тело»

Девушка, страдающая от необычного заболевания, хочет заменить свою кожу - чужой. Но для этого надо убить другого человека.