Михаил Абрамович Салес – народный артист РФ, актер, режиссер и ныне директор театра - не только профессионал, но и просто человек, влюбленный в свое дело. О секретах творчества ему слово.
Образование: Ташкентский театрально-художественный институт, актер театра драмы и кино
Должность: Исполнительный директор Калининградского драматического театра, народный артист РФ
Профессиональный девиз: Жить надо так, чтобы не было больно за прожитые годы
Расскажите, как вы начинали, что побудило вас работать именно в этой сфере деятельности?
Я в школе уже знал, чем буду заниматься, как пойду по жизни. Побудила тяга к творчеству, не иначе. Поступил в театральный институт с первого раза, где учился на актера. Параллельно учился в студии при академическом театре Ташкента им. М.Горького. Около восьми лет работал там, затем меня пригласили в Кишинёв, где я года четыре был актером в двух театрах: им. Чехова и в театре киноактеров при киностудии. После, опять же, по приглашению, уехал в Киров и там остался почти на двадцать лет. Первый десяток проработал актером, второй – руководил театром. Вначале, этот город произвел на меня удручающее впечатление, однако судьба сложилась так, что я задержался там надолго, причем я считаю, что это были лучшие годы творчества. Будучи актером, я уже тогда поставил несколько спектаклей, ну а потом был выбран коллективом театра главным режиссером. Это побудило меня переквалифицироваться на режиссера, что я и сделал. Так стал режиссером, в последствии главным, а после – художественным руководителем. Спустя двадцать лет, Ю. С. Маточкин, пригласил меня в г. Калининград. С 1992 по 1995 гг, я возглавлял калининградский театр.
Отсюда уехали в Израиль. Почему уехали и как вам там «творилось»?
Мне тогда казалось, что там будет лучше. Все уезжали в Израиль. И я уехал, причем в надежде, что театр брошу совсем. Но у меня это не получилось. Театр – мой диагноз. Четыре года жизни я прожил в Иерусалиме, создал там частный театр «Цилиндр» и был его художественным руководителем. Но вскоре я понял, что совершил ошибку. Мой дом – Россия, а там я был чужаком, как не старался. Выучил язык, работал, ставил спектакли … Но был чужаком и для других, и для себя. Ужасное чувство, некомфортно, будто пришел в гости и мой визит затянулся. Поэтому вернулся обратно. И здесь решил остаться, я очень люблю Калининград.
Вы сказали, что пытались бросить театр… Чем занимались?
Год я прожил без театра и пробовал себя в другой деятельности. На стройке работал и даже преуспел. Еще грузчиком был… Для опыта жизни – все хорошо.
Всегда ли легко понять желания зрителя?
Зритель – это еще одно действующее лицо в спектакле, и может быть, главное. Я повторяю слова великих театральных деятелей: «Если в театре нет зрителя – это мертвый театр». Главную задачу, которую я всегда перед собой ставил и ставлю – это эмоциональное восприятие того, что происходит на сцене. Я убежден, если зритель уйдет из нашего театра неравнодушным, то он вернется туда еще раз. Есть множество режиссеров и не только, которые говорят: «Нас поймут, когда мы уйдем из жизни». У меня другое желание – я хочу, чтобы меня поняли при жизни.
По-вашему, интересы публики развиваются или же общество постепенно деградирует?
Смотря о чем идет речь. Вот, к примеру, сейчас в кинотеатре «Заря» проходят фестивали интеллектуального кино и там полный зрительный зал. Уже можно сказать, что публике интересно что-то более глубокое, чем просто массовое развлекательное зрелище. Значит, публика устала от того, чем ее пичкают уже долгое время.
А вам не кажется, что это – своеобразная погоня за модой? К примеру, модно читать Пауло Коельо – все кидаются читать, модно ходить на фестивали – заполняют зал битком?
Такой процент зрителя обязательно существует. И, если кто-то идет ради моды, что ж…. пусть хотя бы так! Важно, что люди идут, это уже хорошо. Наша задача тоже такова – сделать все, чтобы зритель пришел. И это зависит от качества спектакля. Спектакль может быть каким угодно, на любую тему, любого характера и постановки, но он должен захватить зрителя. Что меня действительно смущает, так это телевидение, которое насаждает и пичкает мозг всяческим «мусором». С этим надо бороться. Еще появилось такое ощущение, что вся страна у нас поет и пишет книги. А почему? Для того, чтобы сегодня запеть или написать книгу талант не нужен, нужны финансы. Напечатают все что угодно, то же и с певцами. Профессионализм, к сожалению, побеждает серого цвета. Один из главных дефицитов сегодня – это дефицит добра.
Сформулируйте, что такое профессионализм?
Мастер своего дела, который должен пройти как минимум свою школу. Одаренный человек без образования тоже может быть профессионалом, здесь образование – его опыт и талант. Но таких единицы. А по стране себя таковыми считают огромное количество, так называемых, «профессионалов».
Главная цель театра, что нужно зрителю?
В советские времена театр был трибуной, после перестройки – аптекой, то есть театр выдавал некие рецепты, как надо жить. Сейчас театр должен вскрыть проблему. А вот как ее решать, каждый человек в зале надумает по-своему, если история, просмотренная им в зале, попала в его сердце. Цель? Когда-то давно прочитал у одного философа: «Человек – это вместилище для души». И это так просто и верно. Так вот, это вместилище надо заполнить.
Анна Остроухова
2010
обсуждение >>