Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Владимир Мещерин

Владимир Мещерин фотографии

Мещерин Владимир Георгиевич

Родился 2 сентября 1952 года в поселке Цагвери, Грузинская ССР.

Заслуженный артист Республики Дагестан.

Окончил заочное отделение факультета актерского мастерства ГИТИСа (1984, педагог - Э.А. Быстрицкая).
Работал в Драматическом театре им. Б. Лавренева Черноморского флота (Севастополь).
Актер Дагестанского русского драматического театра им. Горького.
театральные работы
Бессеменов («Мещане» М. Горького)
Макбет («Макбет» Шекспира)
Меркуцио («Ромео и Джульетта» Шекспира)
Муж («Продайте вашего мужа» М. Задорнова)
Раджаб («Хочбар» Г. Гасанова)
Эпаф («Руки Венеры Милосской» В. Донец)
Старшина («Закон моря»)
Вольков («Звезды для лейтенанта»)
Могученко («Малахов курган»)
Степана («Емелино счастье»)
Троттер («Земля обетованная» С. Моэма)
Витя («Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской)
Кахабер («Меч Кахабера» Г. Сапгира, И. Смирнитской)
Кабанчик Тимоха («По секрету всему свету» В. Красногорова)
Кулинар Рогно («Сирано де Бержерак» Э. Ростана)
Крюков («Шамиль» Ш. Казиева)
Подколесин («Женитьба» Н. Гоголя)
Чичилло («Дом сумасшедших» Э.Скарпетта)
Брэндавуан («Журден» М. Булгакова)
Монах («Лекарство от любви» В. Красногорова)
Акоп («Проделки Ханумы» А. Цагарели)
Друг жениха («Свадьба» М. Зощенко)

последнее обновление информации: 19.04.17

Актер, поэт и педагог

К юбилею заслуженного артиста Республики Дагестан Владимира Мещерина

Когда соприкасаешься с судьбой актёра, то кажется, что она состоит в основном из сыгранных ролей и оставшихся в памяти спектаклей, но это оказывается всего лишь красивым занавесом, за которым прячутся подлинные радости и страдания. В этом году у актёра Русского драматического театра имени М. Горького, заслуженного артиста Дагестана Владимира Мещерина юбилей, поэтому, пользуясь случаем, мы вместе с читателями попробуем приоткрыть этот занавес и взглянуть на судьбу актёра без пафоса и умиления.

«ЛЮБОПЫТСТВО НЕ ПОРОК, ЕСЛИ ОНО ВПРОК…»
Как правило, актёры рассказ о пробуждении в себе тяги к актёрскому ремеслу начинают со слов: в детстве я был восхищён игрой такого-то актёра или втайне я мечтал быть похожим на Зорро и сниматься в фильмах… Конечно, как и все мальчишки, он увлекался и литературными и кино-героями, но больше всего маленькому Володе было присуще любопытство. Надо сказать, что любопытство (в хорошем смысле этого слова), как страсть к познанию всего нового, сохранилось у Мещерина до сих пор.
Эту тягу к познанию Володе привили его родители – педагоги. Отец был историком и мог подолгу рассказывать о местных обычаях, о давно прошедших сражениях, о великих правителях, и маленький Володя слушал отца, затаив дыхание. Потом мальчик выдумывал свои истории, где он был и великим воином, и правителем, и героем.
Родился Володя в Грузии, в небольшом посёлке Цагвери. Вскоре оттуда родители переехали в Дербент, где и прошли его юные годы. Если сказать, что Володя Мещерин был разносторонним мальчиком, то, значит, не сказать ничего – он хотел знать и уметь всё! Он сочинял стихи, участвовал в художественной самодеятельности, неплохо рисовал, даже копировал гуашью картины известных художников, увлекался техникой, с упоением собирая в авиамодельном кружке маленькие «яки» и «илы», зачитывался «Моделистом-конструктором» и «Техникой молодёжи», сам придумывал и собирал игрушки для себя и своей младшей сестренки. Обладая музыкальным слухом, в юности Володя играл барабанщиком в инструментальной группе «Цветные сны», и многие девушки в Дербенте тайком вздыхали, глядя на симпатичного кудрявого барабанщика. На всё это у него хватало времени, несмотря на то, что он рано потерял отца и, дабы помочь матери, ещё несовершеннолетним пошёл работать на завод.

СКВОЗЬ ТЕРНИИ К СЦЕНЕ
Каждый человек приходит к своей профессии разными путями, а кто-то не приходит вообще или же только к концу жизни. Слава богу, у Владимира Мещерина этот путь был не таким долгим, но вот назвать его лёгким язык не поворачивается. Сам Мещерин об этом говорить не очень-то любит и при всём его балагурстве каждое слово приходилось буквально вытягивать из него клещами. «Да, – говорит он, – несовершеннолетним пришлось работать во вредном цеху на заводе, был медиком… Ну, что ещё? Служил на Черноморском флоте… Учился в военном училище. Слава богу, ушёл оттуда!..»
Даже из этих обрывочных фраз можно понять, что путь к театру был не прямым и лёгким, но тяга к сцене была в нем ещё с детства, когда он, школьник-мальчишка, выступал в художественной самодеятельности. Потом, во время службы, Володя выступал в Ансамбле песни и пляски Краснознамённого Черноморского флота, после демобилизации работал в Севастопольском театре монтировщиком, дослужился до заведующего постановочной частью и там уже пробовал выходить на сцену в качестве актёра… Затем переезд в Махачкалу и уже здесь начало его профессиональной актёрской карьеры…
Но на этом мытарства Володи Мещерина не закончились: нашлись злые языки, которые не упускали случая «уколоть» молодого актёра, мол, работает тут «мальчик с улицы», развели тут, понимаешь, в театре непрофессионализм!.. Можно было на это закрыть глаза, просто пользоваться благоволением начальства и работать, но Мещерин не из таких. Нет, он не испугался злых языков, но ему самому хотелось доказать другим и себе, в первую очередь, что он личность, а не приспособленец и что у него есть талант. Он решил поступить ни много ни мало в ГИТИС, на актёрский курс. С первого раза не получилось, курс был уже набран и молодому абитуриенту вежливо отказали. Недоброжелатели в театре торжествовали победу, советуя молодому актёру завязать с актёрской профессией, а его тёща, простая деревенская женщина, ставила в пример своего сына, который, работая на самосвале, зарабатывал до семисот рублей в месяц. А зарплата у молодого актёра была всего 65 рублей! «Последний раз поступаешь в институт, ну, а провалишься – всё, уходи из театра! – отрезала тёща. – Надо семью кормить, а не на сцене прыгать!»
Наверное, другой бы на его месте спасовал, бросил театр и сменил профессию, но не такой был парень Володя Мещерин! Весь год он активно готовился к поступлению, практически спал на учебниках, читал, учил, размышлял, репетировал и ровно через год буквально на парусах влетел в ГИТИС с баллом намного выше проходного!.. Он поступил на курс Семёна Гушанского. Правда, вскоре Гушанского не стало, и руководство курсом взяла Элина Быстрицкая, которая была вторым педагогом. Преподавали на курсе такие маститые мастера сцены, как Анатолий Папанов, Александр Бурдонский. Любопытство и страсть к знаниям и здесь не давали покоя студенту Мещерину, и он, кроме полагающихся предметов, изучал вокал вместе со студентами факультета музыкальных театров, режиссуру на постановочном факультете…
«Что дал мне институт?.. – Мещерин на секунду задумался. – В общем-то, я уже был сформирован как личность, когда пришёл учиться, изменить меня было невозможно… Понимаешь, ничему нельзя научить – можно только научиться. Наверно, они помогли мне систематизировать то, что я уже знал»…

«УЧИТЕЛЬ ОТДАЁТ СЕБЯ, А НЕ ПРОСТО ПОУЧАЕТ…»
Ещё одна способность раскрылась у Владимира Мещерина в театре – педагогическая. Он преподавал в драмкружке махачкалинского Дворца пионеров, в школах №№ 1, 13. Вот уже почти тридцать лет он преподаёт в лицее № 5 предмет «мастерство актёра» и пользуется любовью учеников и коллег-педагогов. Он разработал свой авторский курс на период четырёхгодичного обучения, куда входит и сценическая речь, и пластика, и метод импровизации. С увлечением он начинает рассказывать мне, какие нужны скороговорки для детей, как подвести ребёнка к импровизации, как важно для подростка пластическое ощущение своего тела… На вопрос, а зачем все это простым школьникам, он с уверенностью отвечает: это нужно не для того, чтобы они в будущем стали актёрами, а для развития их личности, для воспитания в них Человека с большой буквы.
Но были не только школьники. Был народный молодёжный театр, где Мещерин работал в качестве режиссёра. Тогдашний руководитель театра пригласил его поставить спектакль, сначала один, затем второй. Молодёжь, почувствовав талантливого наставника, потянулась к нему, и взаимная привязанность растянулась на долгие годы… Как правило, из таких вот духовных и творческих союзов появляются яркие молодые личности, и в этот раз так оно и случилось – отсюда вышли будущие студенты-КВН-щики, которые затем превратились в сильную команду «Махачкалинских бродяг» и долго радовали зрителей всей России в высшей лиге КВН. Из молодёжного театра вышли прекрасные актёры, которые затем работали в Кукольном театре, в Русском драматическом и в других театрах страны… Вернее, работают и по сей день. К сожалению, ничто не вечно под луной и в лихие девяностые Молодёжный театр распался из-за банального недофинансирования и других хозяйственных неурядиц, о чём многие из тогдашних его актёров жалеют до сих пор.
Была у Владимира Мещерина работа и с молодыми актёрами Русского театра… На вопрос, почему он до сих пор не преподаёт в Дагестанском университете, Владимир говорит, что тогда ему пришлось бы пожертвовать театром, потому как в университете жёсткое расписание, а спектакли из-за лекций отменить тоже невозможно.
Больше всего Мещерин жалеет о том, что распался Молодёжный театр, которому он отдал много сил и времени. «Махачкале нужен Молодёжный театр, – говорит актёр. – Тем более сейчас, когда молодёжь предоставлена сама себе. Природа не терпит пустоты, вот и заполняют эту пустоту всякими радикальными идеями, криминалом и жестокостью!»

«В первую очередь личность, а потом уже актёр…»
Кто-то сказал про великую французскую актрису Катрин Денёв, что в первую очередь она личность, а потом уже актриса. С этим трудно не согласиться, потому что часто на экранах телевизоров видишь мелькание актёров с прекрасными внешними данными, с красивыми голосами, порой талантливых, но… Почему-то все они быстро забываются, смываются в одно большое пятно, и вот здесь я уже полностью согласен с Мещериным – когда настоящий актёр выходит на сцену, то сквозь его маску должна просвечивать Личность с большой буквы. Иначе, несмотря на талант актёра, его роль превратится в красивый фантик без конфеты, в этакую пустышку. В Мещерине я увидел личность, которая проявляет себя творчески не только в актёрском плане, он творчески подходит ко всему, даже к приготовлению изысканных кулинарных блюд, к произнесению тостов за праздничным столом, ведь он известный в Махачкале тамада. Даже в простую беседу он старается привнести актёрский эпатаж, балагурство, порой может и прихвастнуть или, как говорят, «поддать жару», чтобы подзадорить собеседника, растормошить его, чтобы разговор стал захватывающим, театральным!..
Это творческий человек «до мозга костей», поэтому, будь он актёром или педагогом, поэтом или режиссёром, он всегда будет открывать что-то новое в своей профессии, он всегда будет в поиске и всегда вокруг него будут ученики, почитатели и завистники – так уж повелось на этой грешной земле.
У каждого актёра есть свои предпочтения в профессии. Наверное, это связано с характером, личными склонностями, хотя… «Вот вспомни Леонова, – объясняет Мещерин, – комик, казалось бы, весёлый человек, а в жизни был замкнутым человеком, говорят, не очень весёлым. Это о чём говорит? Это говорит о том, что он талантливая личность и это притягивает зрителей!»
Кстати, Владимир Мещерин обожает играть в сказках, потому что очень любит непосредственную детскую публику, много лет подряд он был бессменным Дедом Морозом, катал на спине детишек и сам баловался с ними возле ёлки. Как всякий талантливый человек, он излучает непосредственность и даже наивность. Нет-нет, пусть не ухмыляется читатель, но актёр без наивности, как яхта без паруса. Владимир Мещерин верит в то, что мысль материальна, верит в мистическую непознанность Вселенной, и на усмешки скептиков отвечает строчками из Шекспира: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!»
Наверное, благодаря его мальчишескому любопытству, его ребяческой наивности даже во взрослых ролях просвечивает его озорство, его желание похулиганить на сцене, конечно, в хорошем смысле этого слова. Именно поэтому он так любит спектакль «Ханума» Авксентия Цагарели, в котором ему довелось сыграть аж три роли подряд! А сколько простора для импровизации и актёрского озорства даёт роль мужа в спектакле «Куплю вашего мужа» Михаила Задорнова; роль кабачника Тимохи в сказке «По секрету всему свету» Валентина Красногорова; роль кулинара Рогно в спектакле «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана… Этот список можно продолжать ещё долго, ведь в репертуарном листе актёра более ста пятидесяти ролей!
Сейчас Володя Мещерин не склонен к юношеским шалостям, но его партнёры по спектаклю всегда держат «ушки на макушке», когда выходят с ним на сцену. Кстати, совсем недавно вышел сборник его стихов «Листаю память, словно книгу», куда Володя Мещерин, не изменяя себе, включил, кроме лирики, тонкий юмор, пародии на своих собратьев актёров и шуточную сказку.
Вот такой он, заслуженный артист РД Владимир Мещерин: философ и ребёнок, балагур и мыслитель, шутник и серьёзный педагог, актёр и поэт. Благодаря таким личностям, жизнь в театре становится интереснее, и зритель, чувствуя это, тянется к театру. Рассказывать об актёре можно бесконечно, поэтому лучше всего прийти в театр и посмотреть его на сцене, в привычной для него среде.

Андрей КРУЖНОВ

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
«Волшебный лес»
Ролики фильмов
«Волшебный лес»
Мышонок Мортен предлагает принять закон, согласно которому все животные должны перестать есть друг друга, чтобы жить в мире и согласии.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен