Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Николай Григорьев (II)

Николай Григорьев (II) фотографии
Дата рождения
Категория
Актёр
Театр
Фотоальбом

Григорьев Николай Данилович (II)

Родился 25 апреля 1939 года в д. Синьялы Цивильского района Чувашской АССР.

Заслуженный артист Чувашской АССР (1975).
Народный артист Чувашской АССР (1979).
Заслуженный артист РСФСР (7.05.1982).
Народный артист РСФСР (24.04.1990).

Окончил чувашскую студию ГИТИСа (1961, педагог - В.А. Орлов) и Высшие режиссерские курсы ГИТИСа.
Актер Чувашского академического драматического театра им. К. Иванова с 1961 года, в 1969–1989 гг. был директором театра.
С 2002 года преподает в Чувашском государственном институте культуры и искусств (заведующий кафедрой актерского мастерства, профессор).
театральные работы
Ромео («Ромео и Джульетта» В. Шекспира)
Фальстаф («Виндзорские проказницы» В. Шекспира)
Сатин («На дне» М. Горького)
Председатель колхоза («Деньги для Марии» В.Г. Распутина)
Черкун («Варвары» М. Горького)
Аким («Власть тьмы» Л. Толстого)
Иван («Любовь и тыква» И.Ф. Стаднюка)
Юхван («Земля и девушка» Н. Терентьева)
Телей («Телей и Илем» И. Петровой)
Айтар («Айдар» П. Осипова)
Тябук («Тудимер» Я. Ухсая)
Иван («Иван и мадонна» А. Кудрявцева)
Василий («Седьмая жена» Н. Сидорова)
Володя Ульянов («Волны бьют о берег» Н. Терентьева)
В.И. Ленин («После молнии гром» Н. Терентьева)
Землемер («Чёрный хлеб» Н.Ф. Иль­бе­кова)
призы и награды
Лауреат премии комсомола Чувашской АССР им. М. Сеспеля (1970).
Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского (1971).
Почетный гражданин Цивильского района (29 апреля 2009).

последнее обновление информации: 11.07.14
Мы оправдали надежды педагогов. К юбилею Григорьева Николая Даниловича.

25 апреля исполняется 75 лет со дня рождения актера Чувашского академического драматического театра, народного артиста РСФСР, народного артиста Чувашской АССР, лауреата премии комсомола Чувашской АССР им. М. Сеспеля (1970), лауреата государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1971), почетного гражданина Цивильского района (29 апреля 2009), Григорьева Николая Даниловича.

Родился 25 апреля 1939 года в д. Синьялы Цивильского района Чувашской АССР.

Окончил чувашскую студию ГИТИСа (1961, педагог - В.А. Орлов) и Высшие режиссерские курсы ГИТИСа.

Актер Чувашского академического драматического театра им. К. Иванова с 1961 года.
Им создан целый ряд замечательных художественных актерских работ: Ромео ("Ромео и Джульетта" В. Шекспира), Фальстаф ("Виндзорские проказницы" В. Шекспира), Сатин ("На дне" М. Горького), председатель колхоза ("Деньги для Марии" В.Г. Распутина), Черкун ("Варвары" М. Горького), Юхван ("Земля и девушка" Н. Терентьева), Телей ("Телей и Илем" И. Петровой) и многие другие.

В 1969–1989 гг. был директором Чувашского академического драматического театра.

С 2002 года преподает в Чувашском государственном институте культуры и искусств (заведующий кафедрой актерского мастерства, профессор).

Хочу опубликовать некоторые из моих записей:

—Идет время, приходит зрелость. Взрослеешь ты сам, взрослеют твои "однокашники". В первом спектакле Валерий Яковлев играл роль Меркуцио, а сейчас он уже режиссер.
"Земля и девушка" — это его спектакль.

И значительной их совместной работой был спектакль "На перепутье" ("Теллей и Илем") по пьесе Ираиды Петровой. Этот спектакль в жизни театра примечателен.
Примечателен он тем, что, во-первых, рассказывает о событиях Х века, которые ранее в чувашской драматургии разработаны не были.
Во-вторых, в центре спектакля вновь оказался образ гордого, свободолюбивого человека, не признающего рабства духа.
Но решен этот образ иными средствами—средствами монументального сценического повествования.
Николаю Григорьевичу, воплотившему образ этого гордого, непокоренного человека, образ народа, частицей которого он является, предстояло здесь использовать иные штрихи для работы над ролью, иные мазки своей актерской палитры.
Он юный вождь племени сувазов, бесстрашный и мужественный. Лучшие черты народа режиссер концентрирует в образах двух юных героев—Телея и Илем. Прекрасна их любовь, прекрасно желание разделить свою судьбу с судьбой родного народа.
Телей в исполнении Николая Григорьева — натура сильная, богато наделенная природой.
Такого среди других выделишь сразу. В нем есть и человеческая надежность, и дальновидность в сочетании с добротой и доверчивостью. И понимаешь, что такого человека преданно и самозабвенно могла любить Илем и могла пронести свое чувство через годы заточения—замужества — уже взрослая женщина.
Вместе с тем образ Телея романтически возвышен.
Николай Данилович Григорьев двадцать лет являлся директором Чувашского академического драматического театра. Это требовало от него максимальной организованности, оперативности, умения мгновенно перестраиваться и по сути дела решать на ходу сложные вопросы, касающиеся и хозяйственных нужд коллектива, и организационной, и административной деятельности. Прямо с
репетиций, не снимая костюма и грима, он поднимался в свой кабинет, куда-то звонил, с кем-то договаривался о необходимых вещах—звонки, переговоры, распоряжения...
И в то же время он не мог полностью отключиться и уйти от той жизни на сцене, которой уже подсознательно жил.
У искусства два измерения — удача или провал.
В такой ситуации актера выручает мастерство, которое он приобрел за годы творчества. Нужно постичь цену взгляда на сцене, жеста, уяснить себе, что такое задача, сверхзадача, что такое мизансцена в каждом конкретном случае, как чисто технически выстроить роль от начала до конца; как выстроить взаимоотношения с партнерами.
Система Станиславского, развиваемая и пропагандируемая его учениками, среди которых был и руководитель их студии Василий Александрович Орлов, вооружала их необходимыми знаниями
и навыками, которые впитывались ими и позднее дали прекрасные результаты.
Николай Данилович вместе с группой чувашских артистов — тогда председателем Чувашского отделения Всероссийского театрального общества, заслуженным артистом РСФСР Виктором Иосифовичем Родионовым, заслуженным деятелем искусств РСФСР, режиссером Валерием Николаевичем Яковлевым и другими — был в Москве на чествовании 100-летия родного ГИТИСа.
Николай Данилович ходил по коридорам и аудиториям института, дышал его воздухом, вспоминал свои юные надежды и мечты...

— Самое радостное — мы оправдали надежды педагогов. Наша студия почти целиком осталась в театре. Да, время уходит, но многое сделано.

Людмила Вдовцева

Его Величество Случай! К юбилею Николая Даниловича Григорьева.

Детство Николая Даниловича прошло в деревне Синъялы Цивильского района. В 1955 году окончил Визикасинскую среднюю школу.
И, естественно, встал вопрос — кем быть, куда поступать.
В ту пору ни о каком театре не думалось.
Все его товарищи поехали в Казань с мечтой поступить в ветеринарный институт. И он поехал. К счастью, не хватило одного балла — по конкурсу не прошел.
Куда возвращаться? В деревню? Неловко.
Поехал в Чебоксары и пошел на стройку грузчиком — в деревне доставалось работать много, так что тренированностью и выносливостью обижен не был.
В строительном управлении №4 строили производственные объекты—
мясокомбинат, пивзавод, маслозавод.
Однажды их бригада работала на барже—выгружали цемент, и один из грузчиков сказал:
— Пошли, Николай, в театр. Там чувашскую студию в Москву набирают, давай попробуем.
Николай отказался.
Но тому парню так самому хотелось поступить, а он стеснялся один, что чуть ли не силом потащил Николая с собой на экзамены. Два тура абитуриенты уже прошли. Они опоздали. Но и тут им повезло, по какой-то причине все же им разрешили сдавать.
И к своему удивлению Николай Григорьев на следующий день прочитал в списках, попавших в чувашскую студию свою фамилию.
Я хочу сравнить этот случай с таким примером из современности: на Олимпиаде в городе Сочи брали интервью у российского Олимпийского чемпиона, не буду называть фамилию, так как там талантливых спортсменов было много, и он говорит:
— В спортивную секцию я пришел случайно. Меня затащил мой дворовый друг. Я идти не хотел.
Но мы-то понимаем, что это Его Величество Случай дал раскрыться Таланту от Бога!
Москва с ее высотными домами, с ее шумными улицами и энергичными москвичами поначалу воспринималась красивым сном, в реальность происходящего не верилось.
И все-таки это было правдой—лекции в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского, занятия в мастерской профессора Василия Александровича Орлова, его жены и друга, профессора Марии Николаевны Орловой, отличного педагога по актерскому мастерству Всеволода Порфирьевича Остальского.
Кстати, на всю жизнь для коллег в родном театре актеры этой студии так и останутся «орловцами».
Когда родители впервые узнали, что их сын выбрал профессию актера и едет учиться в Москву, они не поверили. Таким неожиданным было решение для всей семьи.
В 1961 году «орловцы» показали свой дипломный спектакль — «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. О нем у всех остались светлые и хорошие воспоминания. Этим спектаклем они дебютировали на сцене Чувашского академического драматического театра, в стены которого вернулись и который для них станет родным домом.
— Тогда я еще не представлял всей сложности. Но по тому, как спектакль принимали здесь зрители, мы могли судить, что он получился интересным.
Николай Григорьевич играл Ромео. Нина Григорьева — Джульетту, Валерий Яковлев — Меркуцио.

— Уже сейчас, трезво и критически оценивая свою первую роль, я не могу сказать, что сыграл ее как профессиональный артист. Я был молод и влюблен, чувства моего героя мне были близки и понятны, поэтому что-то удалось.
Запомнилось, как терпеливо работали с нами наши преподаватели — ведь начинали буквально с азов, чуть ли не за руку учили ходить на сцене. Конечно, то, что мы получили такую хорошую школу, отразилось на всей нашей будущей работе.
Через первую роль Николай Данилович понял что-то значительное, впервые почувствовал себя профессиональным артистом.
Интересно складывалась его творческая судьба. Одна за другой роли—преимущественно главных героев. Из поколения актеров - «орловцев», да и в театре вообще, его можно назвать одним из ведущих. Значит, профессионально он прочно стоит на ногах, уверен в себе.
— Чтобы доказать самому себе, что ты артист, что ты имеешь право работать в театре, считаю, что нужно лет пять работать на профессиональной сцене.
Первые годы постоянно идут сомнения — кто я — артист или нет, путаешься в своих мыслях, злишься, огорчаешься, нервничаешь, срываешься, многое не получается. Дают роль —тебе кажется, что ты ее не сыграешь.
Смотришь на мастеров сцены, таких, как Вера Кузьминична Кузьмина, Виктор Иосифович Родионов, Алексей Константинович Ургалкин —думаешь, им все дается легко и просто, и по сравнению с ними, кажешься себе совершенно неподготовленным к роли.
Да, самый жестокий суд чинишь себе сам.
Думаю, что для любого актера процесс самоутверждения на сцене, нахождения своего «я» — процесс сложный и мучительный.
Считаю, что этот период у меня кончился, пожалуй, в спектакле «Волны бьют о берег».
Работать в Чувашском театре Николаю Даниловичу посчастливилось в то время, когда на сцене блистал еще в полную силу такой великолепный мастер, как народный артист СССР Борис Алексеевич Алексеев, заражал своей искренностью и темпераментом артист Иван Бочаров.
У лучших актеров театра молодые актеры перенимали все самое ценное, учились технике.
— Сомнения в том, что ты артист или не артист, исчезают, но остается твое главное назначение — служить творчеству, служить людям. А поэтому каждая роль — это испытание твоего мастерства, испытание твоих человеческих качеств.

Людмила Вдовцева

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен