Сегодня артисту Тверского народного театра Евгению Ефимову исполняется 75 лет.
Еще одну дату отмечает Евгений Борисович в этом году – 60 лет назад он в первый раз вышел на сцену. Произошло это в театральной студии Ставропольского дворца пионеров. С роли Бобра в мюзикле «Кошкин дом», которую он помнит наизусть до сих пор, начинается его послужной список. За 60 лет этот универсальный актер сыграл 107 разноплановых ролей, в числе которых Сатин, Несчастливцев, Диоген, Дикой, Хиггинс, Цезарь, Сталин, Гарпагон, и поставил 17 спектаклей и музыкальных композиций.
Рассказ о человеке стоит, наверное, начинать с его детства, но Евгению Ефимову тяжело дается эта тема. Было плохо и очень голодно. Память о страшном послевоенном голоде преследует его всю жизнь. Но именно в детстве произошло одно из самых важных событий, во многом определившее всю жизнь, – друг привел его в театральную студию.
Георгий Георгиевский, тот самый, который потом стал главным режиссером в Тверском театре драмы, в студийный период Евгения работал в Ставропольском театре. Он предложил подающему надежды актеру, выпускнику школы войти в состав труппы театра, но этому, как и поступлению в театральный институт, категорически воспротивился отец Евгения и, настояв на том, чтобы сын ехал к тетке в Ташкент и учился в сельхозинституте, отправил все необходимые для поступления документы в этот город. Евгений смирился и стал студентом факультета лесного хозяйства. Но все годы жизни в этом городе занимался одновременно и в театре художественного слова, и оперном театре, и студенческом театре миниатюры, а потом и в народном театре клуба «Ташсельмаш». А в 1964-м поступил в только что образованную студию киноактера при «Узбекфильме» на вечернее отделение. Прошел пробы на три фильма, один из них – «Нежность», который ставил молодой режиссер Эльер Ишмухамедов. Но роль Тимура сыграл Родион Нахапетов, а не Евгений Ефимов. Страшное ташкентское землетрясение 1966 года разрушило дом семьи Ефимовых. Не успел он окончить и студию киноактера. Из предложенных на выбор городов для переселения выбрал Тверь, что объяснялось просто: здесь Волга, рядом Москва, Петербург и театры.
Еще несколько лет он время от времени возвращался к мысли о поступлении в театральный вуз. Но, хотя его брали сразу на третий курс Ташкентского театрального училища, пришлось отказаться, потому что в семье родился ребенок. И потом каждый раз что-то мешало.
– В Доме пионеров режиссер мне говорил: «Ни в коем случае не ходи в профессиональный театр – там тебя съедят (я был робким мальчиком), иди в самодеятельный – всегда будешь на высоте».
Евгений Борисович не жалеет о том, что не работал в профессиональном театре, как мечтал в детстве. Мечта-то сбылась – он всю жизнь служит театру, хорошо поработал, дай Бог каждому, играл в пьесах Горького и Чехова, Островского и Мольера, Брехта и Достоевского, Шварца и Вампилова. Были, впрочем, мечты, которые не осуществились.
– В молодости хотел сыграть Гамлета, но не смел и признаться в этом. Какой из меня датчанин с такой физиономией? Я всегда был смуглым. Когда узнал, что в одном американском театре Гамлета играет чернокожий артист, так себя корил.
***
В Тверь Евгений Ефимов приехал 10 августа 1966 года, в тот же день в газетном киоске купил книжечку «Калинин», узнал адрес народного театра, пришел и сразу же начал там работать. За первую роль, которую Евгений Борисович сыграл в театре – Федора в «Нашествии» Леонова, он получил диплом лауреата Министерства культуры РСФСР.
Ефимов еще застал здесь старых актеров, работавших в Тверском театре оперетты, который был до войны на «Пролетарке», – после его закрытия многие из них пришли в народный театр. Он работал с замечательными режиссерами, о которых много и с удовольствием рассказывает. Александр Вокач, Василий Лещев, Петр Колбасин, Александр Сафронов, Татьяна и Виталий Синицкие, Борис Михня, Валерий Персиков – для некоторых актеров и режиссеров Тверского театра драмы народный театр был вторым местом работы. Эти коллективы связывали дружба, совместные спектакли, капустники. В течение трех лет Ефимов был членом художественного совета в драмтеатре. В самодеятельном коллективе многие вопросы решаются коллегиально, здесь можно спорить, что в профессиональном театре не всегда возможно. Специфика народного театра заключается еще и в том, что актеры сами решают, хотят они работать над той или иной пьесой или нет.
Вспоминает Ефимов об интересных постановках, совместной работе с Валерием Персиковым, о поездках в Германию со спектаклями «Мещанская свадьба» Брехта и «Лебединая песня» Чехова, о том, как со сцены читали «Путь к роли» Станиславского и какой хохот стоял в зале, когда он по-немецки читал про раков Жванецкого.
Время с девяти до шести он отдавал основному месту работы, все остальное – театру. Начальник отдела Всесоюзного института «Гипросельстройиндустрия» Евгений Ефимов любил свое дело, много ездил по стране, и работа эта не была в ущерб театру. Он и в институте привлекал сослуживцев к сценической игре, был неизменным руководителем культурно-массового сектора. С основной работы ушел на пенсию, но театр остается и занимает теперь уже почти все время.
– Театр – это жизнь моя. Конструктором я работал за деньги. Работал хорошо, у меня масса наград, но это занимало только часть меня.
Ефимов никогда не был обделен ролями. Причиной, по которой стал заниматься режиссурой, называет актерскую ненасытность. Едва придя в народный театр, стал воспитывать молодых актеров, на общественных началах организовал при театре двухлетние курсы начинающего актера. В период постановки выпускного спектакля появился первый режиссерский опыт. И всякий раз, когда для Ефимова не было роли в новом спектакле, он ставит свой собственный, репетируя с актерами, не занятыми в основном спектакле.
В свой юбилейный год Евгений Борисович предполагает сделать новый спектакль – он работает над постановкой комедии Николая Коляды «Баба Шанель», в котором заняты все ветераны театра от 60 до 85 лет.
– Наши актрисы, которые играют эту пьесу, в этом году тоже отмечают свои юбилеи. Театр живет, продолжает работать, мы выезжаем, играем спектакли на разных площадках. Надеемся, что скоро в Доме учителя будут сделаны необходимые работы по противопожарной безопасности, и мы сможем пригласить сюда зрителей на премьеру.
22.06.2012, "Тверская жизнь"
Мария Спиридонова
обсуждение >>