Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Георгий Асатиани (II)

Георгий Асатиани (II) фотографии
фото: theatreinform.ru
Дата рождения
Категория
Актёр
Театры
Фотоальбом

Асатиани Георгий Георгиевич (II)

Родился 18 мая 1942 года в Саратове.

Заслуженный артист РСФСР (9.06.1987).

Окончил Саратовское театральное училище им. И.А. Слонова (1968, педагог - Н.Д. Шляпникова).

В 1968-1976 и с 1978 года — актер Алтайского ТЮЗа. Сыграл более 200 ролей. Работал Тбилисском ТЮЗе, Алтайском театре драмы.
Выступал на эстраде в филармонии с чтецкими программами (С.А. Есенин, В.С. Высоцкий).

Отец — режиссер-документалист, народный артист СССР Георгий Ираклиевич Асатиани (1914-1977).
театральные работы
Корчагин — "Драматическая песня" по роману Н. Островского "Как закалялась сталь"
Метелица — "Разгром" по А. Фадееву
Олег Кошевой — "Молодая гвардия" по А. Фадееву
Робин Гуд — "Стрела Робин Гуда" С. Прокофьевой и И. Токмаковой
Иван Гулькин — "Высоко в синем небе" Л. Квина
Алексей — "В добрый час" В. Розова
Адуев — "Обыкновенная история" по роману И. Гончарова
Кочкарев — "Женитьба" Н. Гоголя
Оргон — "Тартюф" Ж.-Б. Мольера
Хоз — "Четырнадцать красных избушек" А. Платонова
Капулетти — "Ромео и Джульетта" В. Шекспира
Князь Ветринский — "Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского
Джо Бонапарте — "Ринг" по "Золотому мальчику" К. Одетса
Искремас — "Гори, гори, моя звезда" по "Легенде об Искремасе" В. Фрида, Ю. Дунского, А. Митты
Баян — "Клоп" В.В. Маяковского
Близнецы — "Сказка о четырех близнецах" П. Панчева
Сальери — "Маленькие трагедии" А.С. Пушкина
Сганарель — "Лекарь поневоле" Ж.-Б. Мольера
Сергей — "Обратный адрес" А. Алексина
Тимотео — "Мандрагора" Н. Макиавелли
Осип — "Ревизор" Н.В. Гоголя
Гудвин — "Волшебник Изумрудного города" по А. Волкову
"Кошка, которая гуляет сама по себе" по Р. Киплингу
призы и награды
Лауреат премии Ленинского комсомола Алтайского края (1973).

последнее обновление информации: 23.12.17

НЕИСТОВЫЙ АСАТИАНИ

Имя Георгия Асатиани отлично известно не одному поколению не только барнаульцев, но и жителей края. Любой, кто хотя бы единожды побывал в Молодежном театре на спектакле с участием Асатиани, не мог не запомнить артиста. Кровь трех народов - украинцев, русских и грузин - смешалась в его жилах и создала поистине гремучую смесь. Сгусток энергии, фейерверк на сцене - таким Асатиани был всегда, таким он (несмотря на перенесенную несколько лет назад тяжелейшую операцию) остается и поныне. В этом мы смогли убедиться лично, встретившись с ним незадолго до его бенефиса.

САРАТОВСКИЙ КУРС НА БАРНАУЛЬСКОЙ СЦЕНЕ

Впервые в Барнаул Георгий Асатиани приехал в 1968 году, и не один, а с двадцатью двумя однокурсниками.
- Из нашего курса в Барнаул не поехал только Олег Янковский. Он как раз получил приглашение сняться у Владимира Басова в кинофильме "Щит и меч" в роли Генриха Шварцкопфа, - вспоминает Георгий Георгиевич. - Привез нас главный режиссер ТЮЗа Владимир Чернин. На это масштабное переселение дал "добро" первый секретарь крайкома партии Александр Георгиев, которому Чернин пообещал превратить ТЮЗ в алтайский "Современник". Ну, "Современник" - не "Современник" ...

А первый же поставленный спектакль с нашим участием "Человек, похожий на самого себя" о Михаиле Светлове завоевал на фестивале сибирских театров в Кемерово первое место.
Надо сказать, что Александр Васильевич Георгиев как мог содействовал развитию ТЮЗа. Например, молодые артисты сразу же получили квартиры. Сам Георгий Асатиани, сыграв главные роли в четырех спектаклях (в частности, Олега Кошевого), стал лауреатом премии Ленинского комсомола Алтая. Но... Подвел ребят тот, от которого они ждали этого меньше всего, - вдохновитель их приезда Владимир Чернин.

- Он за что-то обиделся на Георгиева и, не говоря никому из нас ни слова, уехал из Барнаула. Мы остались одни, - рассказывает Георгий Георгиевич. - Молодые, ничего в подковерной борьбе не понимающие, а старожилы театра относились к нам, мягко говоря, сложно. Еще бы: чтобы освободить нам место, Чернин уволил из театра более двадцати человек. В театре вообще наступило безвластие: один режиссер сменял другого. Мы стали разбегаться: кто в Саратов, кто в Челябинск... Курс распался.

МНЕ НЕ НАДО ЛУЧШЕ ВИДА, ЧЕМ ПОТОК С ГОРЫ...

Георгий Асатиани уехал к отцу в Тбилиси. Отец Георгия Георгиевича известный режиссер-документалист, народный артист СССР Георгий Ираклиевич Асатиани был в то время главным режиссером на студии документальных фильмов "Грузия-фильм". Он ушел на фронт в 1941 году лейтенантом, а вернулся майором. Снимал для военной хроники все основные вехи войны: битвы под Москвой, оборону Сталинграда, взятие Берлина. Георгий Ираклиевич продолжал снимать фильмы и позже.

- Если вы помните, раньше перед началом сеанса в кинотеатрах крутили документальные фильмы. Среди них были и ленты моего отца: "Разноэтажная Америка", "Земля басков", "Париж, Париж", "Радж Капур в Советском Союзе", - с гордостью говорит Георгий Георгиевич. - Эти фильмы иногда снимались годами, и моя мачеха, вторая жена отца, словно извиняясь, говорила мне: "Гогочка, я, как и твоя мама, живу без мужа." На одной площадке с нами жил Вахтанг Кикабидзе, который после смерти отца рассказал мне и брату, что наш отец сотрудничал с органами, чуть ли не с разведкой. Мол, из-за этого и такие длительные заграничные командировки - в Америке, например, отец прожил два года. До сих пор не знаю, правда ли это.
К сожалению, жить с отцом Гоге пришлось недолго: вскоре Георгий Ираклиевич скончался - ему не было еще и 65 лет. Но, как считает Асатиани, отец "сгорел на работе". После вскрытия обнаружилось, что Асатиани-старший перенес пять микроинфарктов.

- И никому. Никогда. Ни слова, - подчеркивает Георгий Георгиевич.
Перед ним же самим вновь встал вопрос: как быть? И здесь случай вновь пришел на помощь актеру: его позвал работать в Барнаул главный режиссер краевого театра драмы, а потом ТЮЗа Захар Китай. О Барнауле, несмотря ни на что, у Асатиани сохранились хорошие воспоминания, и он приехал.

САЛЬТО-МОРТАЛЕ НА БАТУТЕ И В ЖИЗНИ

С тех пор Георгий Георгиевич верен Молодежному театру, и хоть ворчит иногда, что пора уходить, что в Молодежном театре должна работать молодежь, для многих ТЮЗ и Асатиани - понятия неразделимые. Да и не выглядит он (несмотря на любимое обращение к собеседнику "деточка") на свои годы.

- Эх, да я же до 55 лет в спектакле "Кошка, которая гуляет сама по себе" по Киплингу сальто на батуте крутил, - загорается, перестав жаловаться на возраст, Георгий Георгиевич. - Как в сорок этот батут поставили - так и прыгал лет пятнадцать. Вообще я до самой операции входил в тройку ведущих актеров театра. Сейчас уже не то. Аргон, Гудвин, Осип в "Ревизоре"... Хотя... Режиссер-постановщик спектакля, уговаривая меня сыграть роль Осипа, говорил, что отношения Осипа и Хлестакова - это отношения артиста и режиссера. Причем Осип - режиссер.
Операция на сердце - черное пятно в жизни Георгия Георгиевича. Но даже и в этом драматическом событии он находит смешные моменты.

- Когда мне сделали операцию, мой лечащий врач сказал: "У тебя мышца хорошая, иногда можешь выпить. Честно сказать, я обрадовался, ведь решил, что уже никогда и ничего. На радостях, что запрет снят, мы с приятелями злоупотребили. Лежу - помираю. Рядом супруга Антонина, ругается: "И ты - дурак, и врач твой - дурак". Приехал мой доктор, помог мне, а потом и говорит: "Ты и впрямь дурак, до таких лет дожил и пить не научился. Бросай совсем!" - Георгий Георгиевич заразительно смеется.

О ЖЕНЕ И ЖЕНЩИНАХ

Еще в начале беседы Георгий Георгиевич предупредил, что разговоры о личной жизни, о женщинах не приветствует, не мужское это дело. Зато с удовольствием рассказал историю своей женитьбы, которая до боли напомнила фильмы о любви конца 60-х годов.

- Я женился рано, в восемнадцать лет, и живем мы с Тоней до сих пор. Хотя в свое время нервы я ей и потрепал, - вздыхает Георгий Георгиевич. - Она приехала из деревни Дергачи, что в нескольких километрах от Саратова, и училась в экономическом техникуме. Наивная, удивительно чистая девочка. Мы провстречались неделю, и квартирная хозяйка отказала Тоне. Снять квартиру тогда было проблемой, и я привел ее к себе домой. Вроде бы временно, а оказалось - навсегда...

ШКАЛА ЦЕННОСТЕЙ

- Георгий Георгиевич, утверждают, что после 60 лет вы каждый год пишете заявление об уходе, но все же не уходите. Так зачем писать, из кокетства?
- Я уже говорил: уверен, для юных должны играть если не юные, то молодые. Помните, в "Маугли", когда вожак стаи Акела не смог завалить оленя, шакалы с готовностью взвыли: "Акела промахнулся!" Пусть я не вожак, но и промахиваться не хочу. А не ухожу? Пока не отпускают. Директор Татьяна Федоровна Козицина говорит: "Гога, не трепи мне нервы!" Наверное, она права, ведь возрастные роли тоже кто-то должен играть. Кстати, а почему вы не спрашиваете, какая у меня любимая роль?

- Лучше спрошу - какую награду вы цените больше других?
- У нас шел спектакль "Гори, гори, моя звезда", я играл Искримаса. Однажды на гастролях ко мне подошел известный в театральных кругах человек и сказал: "Вы играете так же сильно, как Табаков." Мне было невыразимо приятно. Вообще оценка со стороны коллег, которых уважаешь, наверное, самое главное мерило успеха. Это не только мое мнение. Несколько лет назад, будучи в Питере, я зашел в БДТ, где работает один из моих друзей. Позднее мы оказались в одной компании с Кириллом Лавровым (Лаврова я знал довольно хорошо. Мы ведь с однокурсниками проходили после училища практику в БДТ у Георгия Товстоногова. Кирилл Лавров в немалой степени способствовал тому, что эта практика стала возможна. Неоднократно мы встречались и позднее). Я и задал Лаврову аналогичный вашему вопрос: мол, что для вас важно - звание народного, заслуженного? Он долго не думал, а рассказал, как при постановке пьесы "Мещане" Горького у него не получалась роль. Товстоногов все время говорил: "Кирилл, не то, не то!" Потом, выбившись из сил, Товстоногов попросил выйти на сцену Луспекаева (он был во втором составе). Лавров вспоминал, что от игры Луспекаева у него мурашки не по коже, а где-то под кожей пошли. После этого он сам вышел на сцену. Нет, не повторял Луспекаева, нашел свое. Такое "свое", что Товстоногов его поцеловал и сказал: "Гениально сработал!" Эту фразу и ценил Лавров выше всех наград и званий. Я считаю для артиста главное - найти свое и "сработать", тогда и получится гениально!

Яна ПРОЗОРОВА

22 мая 2007

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен