Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Владимир Устинов

Владимир Устинов фотографии
Год рождения
Категория
Актёр
Театры
Фотоальбом
Обсуждение

Устинов Владимир Петрович

Родился в 1942 году в маленьком городке Верещагино в Пермской области.
Работал в Пермском ТЮЗе.
Актёр Рязанского театра для детей и молодежи.

последнее обновление информации: 01.12.14

Грустная улыбка Мельпомены

Изначально была мысль написать веселую новогоднюю статью о нелегкой дедморозовской работе, тем более что предполагаемый герой газетной публикации как нельзя лучше подходил для такого материала. Актер Театра на Соборной, заслуженный артист России Владимир Устинов является одним из самых известных и, простите за тавтологию, «заслуженных» Дед Морозов в нашем городе. За 36 лет театральной службы в Рязани Владимир Петрович бесчисленное количество раз произносил сакраментальное: «Раз, два, три – елочка, гори!», а из его новогодних приключений можно было бы без труда составить приличное собрание сочинений. Однако после беседы с Устиновым автору расхотелось рассказывать дедморозовские байки. Как-нибудь в другой раз…

«Я уже лет десять как повесил свою новогоднюю амуницию в шкаф, – признается Владимир Петрович. – Хотя Дед Морозом был, наверное, неплохим. Могу похвастаться: до сих пор перед праздниками звонят, зовут провести мероприятие, предлагают вполне приличные гонорары. Но я не поддаюсь соблазну. Все-таки 70 лет – это не тот возраст, чтобы хороводы вокруг елочки водить, да и душевное состояние для этой работы нужно соответствующее».

«Петрович» – так называют Устинова коллеги. Согласитесь, есть в этом безусловное уважение, даже нежность. Последнее в театральной жизни встречается нечасто. Так вот, Петрович органически не умеет халтурить. Ну, казалось бы, что такого – провести новогоднюю массовку, с его-то опытом и актерским багажом. Да запросто! И совершенно не затрачиваясь. Как говорится, «с Новым годом, детвора, в бухгалтерию пора…»

В Рязанском ТЮЗе Владимир Устинов прослужил 36 лет


Но Устинов так делать просто не умеет – чем бы он ни занимался, включается на полную катушку. Что поделаешь, так уж устроен его актерский организм. А полноценное новогоднее представление – это, доложу я вам, настолько физически и эмоционально затратный труд, что добросовестный Дед Мороз за час «развлечений» с детворой теряет как минимум полтора килограмма. Теперь представьте, что таких представлений бывает по три-четыре в день на протяжении всей новогодней декады.

«Было время, когда и по пять "елок" в день отрабатывал, – вспоминает дедморозовские трудовые будни Владимир Устинов. – А что было делать? Зарплата 95 рублей. Жена, ребенок. За любую работу хватались. Новый год – единственная возможность для актера хоть что-то заработать. Да и сегодня ситуация мало изменилась. Конечно, возможностей стало больше, но ведь и запросы выросли. А актерские зарплаты все такие же смешные».


Загадка второго плана

Он был одним из лидеров звездного состава легендарного Рязанского ТЮЗа середины 70-х годов прошлого века. Без всякого преувеличения можно сказать, что мужской части труппы тех лет мог позавидовать любой столичный театр.

Алексей Сысоев, Валерий Петриев, Борис Токарев, Леонид Митник, Николай Графшин. Рязанским театралам со стажем все эти фамилии говорят о многом. И Владимир Устинов нисколько не терялся на этом «звездном» фоне. Более того, выделялся своей индивидуальной темой, безусловным профессионализмом и ярким дарованием.

Легендарный спектакль Рязанского ТЮЗа «Слуга двух господ». В роли Труффальдино – В. Устинов


– Ты не представляешь, какое это было время, – рассказывает Владимир Петрович. – Выходишь на остановке «Детский мир», идешь на спектакль, и буквально сразу же у тебя начинают спрашивать лишние билетики. А ты так гордо отвечаешь: «Извините, нету». А спектакль – «Слуга двух господ», и ты идешь играть главную роль.

– Но ведь и конкуренция была серьезная?
– Да брось ты… Когда с тобой на площадке такие партнеры, обо всех этих театральных «прелестях» мгновенно забываешь. Это настоящее счастье.

Конечно, театр всегда остается театром, и в нем чаще всего работают люди с очень непростым характером. Всякое бывает. Но, еще раз повторюсь, весь этот мусор мгновенно забывается, когда видишь живые глаза партнера и понимаешь, что он готов поддержать и развить любую твою затею. Да, весело мы тогда жили, творчеством занимались, а не всякой ерундой.

Петрович был удивительным Труффальдино. Думаю, практически все видели фильм с Константином Райкиным в главной роли. Поверьте, Петрович ни в чем не проигрывал знаменитому коллеге.

Казалось, Карло Гольдони писал эту роль специально для Устинова. Смешной до колик, легкий, пластичный, он буквально «укладывал» зрительный зал, выполняя знаменитые лацци (итальянский термин, обозначающий момент актерской импровизации) с пирогом и распечатыванием письма. И в то же время был в этом веселом персонаже второй план, некая грусть, не слишком веселый жизненный опыт, о котором зритель мог только догадываться. Это качество вообще свойственно талантливым актерам – в любой роли оставлять для зрителя определенную загадку, тайну второго плана.


Все Лешие и Бармалеи

В спектакле «Дорогая Памела» Петровичу довелось играть с Александром Абдуловым


– Владимир Петрович, ты ведь актер характерный. Никогда не напрягала эта привязанность к определенному амплуа?
– Непростой вопрос. Ты сам знаешь старую театральную истину: «Нет такого комика, который в душе не хотел бы сыграть Гамлета или Короля Лира». Да, согласен, есть в моей биографии некий перекос в сторону комических ролей. Так уж получилось. Режиссерам нравилось, что могу, если надо, и сальто крутануть, и сплясать, и спеть. В молодости все Лешие и Бармалеи были моими.

Но играть доводилось и совсем другие роли. Я очень люблю кропотливую, подробную работу над психологическим рисунком. Там, где важен каждый нюанс, где все происходит негромко, но от этого не менее напряженно, где все заполнено твоими нервами, кровью, судьбой.

Владимир Устинов родился в 1942 году в маленьком городке Верещагино в Пермской области. Это скорее даже не город, а рабочий поселок. В семье никто не имел отношения к театру. Отец – строитель, фронтовик, вернувшийся домой после тяжелого ранения. В 1945 году его отправили восстанавливать Великие Луки. Вот там Петрович впервые и вышел на сцену.

«Мама работала в госпитале, – вспоминает Владимир Петрович. – Ну и решили концертную бригаду организовать для раненых. Я стихотворение читал. Помню, когда выступал, мужики в зале плакали. Спрашиваю у мамы: “Почему они плачут? Я что, плохо читал?” Она мне объяснила, что у каждого дома такой же пацан был. Им, скорее всего, было безразлично, как я читал. Они просто смотрели на меня и свои семьи вспоминали. Вот такой был первый урок актерского мастерства».

Потом Устиновы вернулись в Пермь. Затем был народный театр при районном Доме культуры, студия местного драматического театра, молодой, только что созданный Пермский ТЮЗ, а далее Рязань.


В первый класс за кислородом

Актер Устинов достоверен и во фраке, и в бухарском халате


– Владимир Петрович, раньше бытовало мнение, что актер не должен задерживаться в одном театре больше трех сезонов. Не жалеешь, что прослужил в Рязанском ТЮЗе столько лет?
– Ты правильное слово употребляешь – прослужил… А если для тебя это не просто работа, а служение, то скакать с места на место каждые три сезона как-то не с руки. В этом утверждении, наверное, есть своя «сермяжная» правда, но время сегодня совсем другое, и из Керчи в Вологду не очень-то попутешествуешь. Да и врос я в этот город всеми корнями. Что уж теперь жалеть – жизнь складывается так, как она складывается… Сделано было немало, да и еще надеюсь что-то сделать.

Еще одна важнейшая сторона жизни Владимира Устинова – школьный театр. И тут тоже, как и в дедморозовской работе, он бьет все рекорды долголетия.

Шутка ли – 30 лет руководит театральным коллективом в рязанской школе № 63!
«Начиналось все очень обыкновенно – как возможность заработать лишнюю копейку, – усмехается Петрович. – Никогда не думал, что так привяжусь к этому делу. Сегодня некоторые ребята, которые начинали у меня заниматься в 70-х, приводят в наш театр своих внуков. Вот так… Ты только не подумай, я никогда не ставил перед собой цели готовить из них артистов. Просто театр – это очень хороший повод откровенно поговорить о чем-то главном в человеке. О душе, о правде… Вот по этой причине мы делаем спектакли больше по советским пьесам. Конечно, всякую муть про партию и комсомол выкидываем, но, что бы там ни говорили, есть в них определенный нравственный стержень, а чернухой все и так уже по горло сыты.

– Но как ты с ними, сегодняшними, общий язык находишь?
– Так же, как и со вчерашними – нормально. Да и особой разницы в возрасте не ощущаю. Практически сразу же переходим на ты и откровенно разговариваем обо всем на свете. И потом – интересно с ними. Хотя устаю, конечно… Совсем было собрался уходить, а директор предложила в первом классе вести предмет «Театр». Я взял и сдуру согласился… Вот теперь к этим ребятам и девчонкам прихожу и как будто дышу чистым кислородом.


Почему обижается начальство?

Удивительно, но в театральном мире, не слишком щедром на добрые слова о своих коллегах, я никогда не слышал о Петровиче плохого отзыва. Нет, конечно, есть и у него недоброжелатели, но даже и они не могут припомнить случая, когда Устинов кого-то подвел или предал. Да, он может иногда так припечатать словом, что мало не покажется. Его «словечки» долго передают друг другу.

Адресаты, естественно, часто обижаются, особенно когда объектом устиновского сарказма становится начальство.
Театральное и не только…
Мельпомена одарила Владимира Петровича великолепным чувством юмора. Не громким, не на показ, но от этого не менее слышным всем, кто хочет его услышать. С юмором и иронией Петрович относится и к самому себе. Мне иногда кажется, что грустная улыбка Мельпомены чувствуется в любой его роли. Но, возможно, эта грусть вполне закономерна, учитывая все реалии нашей сегодняшней жизни. Театральной и не только…

Опубликовано в №1 еженедельника "Дом.Строй"
(от 09.01.2013г.

Михаил Колкер

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
Moderato   19.02.2016 - 20:02
Родился 1 апреля 1942 года. Заслуженный артист РФ (1998). Работал в Кизеловском театре драмы, Пермском ТЮЗе В Рязанском ТЮЗе (Театре на Соборной) с 1974 года. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен