Озеров Николай Николаевич (II)


биография


Родился 3 (15) апреля 1887 года в селе Спас-Утешенье (ныне в черте Рязани), в семье священнослужителя.

Народный артист РСФСР (1937).

Учился в Рязанском духовном училище, затем в семинарии. Пел в хоре и играл на скрипке в любительском оркестре.
В 1905-1907 гг. учился на медицинском, затем на юридическом факультете Казанского университета, одновременно обучался в Казанском музыкальном училище.
В 1907 г. перевелся на юридический факультет Московского университета. Окончив Университет в 1910 г., служил в Судебной палате.
В 1909–1913 гг. обучался пению на оперно-музыкальных курсах императорского Русского музыкального общества (занимался у А. М. Успенского, затем у Г. А. Алчевского).
В 1912 г. впервые выступил с сольным концертом в Малом зале Московской консерватории. В том же году дебютировал в партиях Германа («Пиковая дама» П. Чайковского) и Синодала («Демон» А. Рубинштейна) в передвижной оперной труппе.
В 1914–1917 гг. жил во Владимире, где работал судьёй.
В 1917 г. выступал в московском оперном театре «Алтар» ("Малая опера", основанном режиссёром П. С. Олениным), где дебютировал в партии Рудольфа ("Богема" Дж. Пуччини), в 1918 г. — в театре Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов (бывшая Опера С.И. Зимина), в 1919 г. — в театре Художественно-просветительского союза рабочих организаций (ХПСРО), где выступал в партиях Графа Альмавивы ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Канио ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Гофмана ("Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха; эти партии готовил под рук. режиссёра Ф. Ф. Комиссаржевского и вокального педагога Владимира Бернарди.
В 1919-1924 годах участвовал в спектаклях Музыкальной студии МХАТа (в частности, в партии Анж Питу в оперетте "Дочь мадам Анго" Ш. Лекока), где работал под рук. В. Немировича-Данченко.
В 1920 г. по приглашению Федора Шаляпина принял участие в постановке «Севильского цирюльника» в «Зеркальном театре» сада «Эрмитаж» (Москва).

В 1920-1946 годах — солист Большого театра.
Партнёры: К. Е. Антарова, В. В. Барсова, А. В. Богданович, И. П. Бурлак, К. Г. Держинская, Е. Ждановский, Е. К. Катульская, Е. Д. Кругликова, В. Н. Лубенцов, М. К. Максаков, С. Мигай, А. К. Минеев, М. Д. Михайлов, А. В. Нежданова, П. М. Норцов, Н. А. Обухова, В. Р. Петров, Ф. Петрова, В. М. Политковский, Л. Ф. Савранский, П. Тихонов, Х. Толкачев, Ф. П. Федотов, Ф. И. Шаляпин, Ф. Ф. Эрнст, С. Юдин.
Пел п/у Н. С. Голованова, М. Б. Домашевича, С. Кусевицкого, А. Мелик-Пашаева, В. В. Небольсина, А. М. Пазовского, В. Савича, В. И. Сука, М. О. Штеймана, Л. П. Штейнберга.

Часто выступал в симфонических концертах — в ораториях, в "Реквиеме" В. А. Моцарта, "Реквиеме" Дж. Верди; в финале 9-й симфонии Л. Бетховена (1928, п/у О. Фрида), а также с сольными программами в Большом зале Московской консерватории.
Камерный репертуар певца включал произведения К. В. Глюка, Г. Ф. Генделя, Ф. Шуберта, Р. Шумана, М. Глинки, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. В. Рахманинова, С. Василенко, Ю. Шапорина, А. Давиденко.
Гастролировал в Ленинграде, Казани, Тамбове, Туле, Орле, Харькове, Тбилиси, а также в Латвии (1929).

С 1931 г. вел педагогическую деятельность в Большом театре, с 1935 года возглавлял Оперную студию.
В 1947–1953 гг. преподавал в Московской консерватории (с 1948 г. профессор, был деканом вокального факультета, затем и.о. заведующего кафедрой сольного пения).

В период Великой Отечественной войны был председателем военно-шефской комиссии Большого театра, выступал перед бойцами Красной Армии.
Входил в жюри 1-го Всесоюзного конкурса вокалистов в Москве.
Был членом художественного совета Большого театра, квалификационной комиссии, комиссии по награждениям при ЦК профсоюзов, заместителем председателя экспертной комиссии, председателем по вопросам музыкального искусства при Министерстве высшего образования СССР, председателем вокальной комиссии ВТО и директором Дома актёра.
Автор книги "Оперы и певцы" (1964).

Ушёл из жизни 4 декабря 1953 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.

В 1977 был создан диафильм "Династия Озеровых" (автор Л. Вильвовская).
Сыновья - спортивный комментатор, народный артист РСФСР Николай Озеров (1922-1997) и кинорежиссер, народный артист СССР Юрий Озеров (1921-2001).


театральные работы

Самсон («Самсон и Далила» К. Сен-Санса)
Синодал («Демон» А. Рубинштейна)
Дон Жуан («Каменный гость» А. Даргомыжского)
Лыков («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Андрей («Мазепа» П. Чайковского)
Арлекин («Паяцы» Р. Леонкавалло)
Вертер («Вертер» Ж. Массне)
Кавалер де Грие («Манон» Ж. Массне)
Лоэнгрин («Лоэнгрин» Р. Вагнера)
Зигмунд («Валькирия» Р. Вагнера)
Рудольф («Богема» Дж. Пуччини)
Гофман («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха)

Большой театр:
1920
Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Герман («Пиковая дама» П. Чайковского)
1921
Самозванец («Борис Годунов» М. Мусоргского)
1922
Садко («Садко» Н. Римского-Корсакова)
Хозе («Кармен» Ж. Бизе)
1923
Вакула («Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова)
Радамес («Аида» Дж. Верди)
Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло)
1924
Фауст («Фауст» Ш. Гуно)
1925
Грицько («Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского)
Рауль («Гугеноты» Дж. Мейербера)
Герцог Мантуанский, Франциск («Король забавляется» («Риголетто» Дж. Верди)
Пинкертон («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини)
1926
Гришка Кутерьма («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова)
1927
Левко («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова)
1928
Голицын («Хованщина» М. Мусоргского)
1929
Вальтер Штольцинг («Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера)
1930
Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини)
1932
Отелло («Отелло» Дж. Верди)
1937
Любишкин («Поднятая целина» И. Дзержинского)
1939
Тандарух («Абесалом и Этери» 3. Палиашвили)
1940
Финн («Руслан и Людмила» М. Глинки)


призы и награды

Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1937).

последнее обновление информации: 06.05.15



Энциклопедия сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия биографии: //www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/276876/bio/