Смирнов-Сокольский Николай Павлович


биография


5 (17) марта 1898 (Москва) — 13 января 1962 (Москва)

Артист эстрады, писатель, библиофил.

Заслуженный артист РСФСР (1945).
Народный артист РСФСР (1957).

Учился в коммерческом училище. Работал в книжном магазине, в газете (репортёр-хроникёр). С 1915 года выступал на эстрадах летних театров, в театре миниатюр «Одеон» (Москва)

Молодой Смирнов-Сокольский играл на сцене роль босяка, пел хрипловатым голосом куплеты, высмеивающие мещан. Вскоре куплетная форма заменяется развернутым стихотворным монологом, который можно считать ступенькой к фельетону. После Октябрьской революции Смирнов-Сокольский навсегда порвал с буржуазной эстрадой. Отвергая старый репертуар он будет искать новый. Но новое приходит не сразу, оно осмысливается в преодолении заштампованных привычек. В годы Гражданской войны (1918‒1920) участвовал в концертах в рабочих клубах, казармах, на военных кораблях.

С 1920 года он начал выступать с новыми фельетонами в эстрадных программах «Аквариума» и сада «Эрмитаж», а позднее в Московском театре эстрады. К этому времени можно отнести резкий поворот артиста к сатирическому фельетону. Он все реже выступает с куплетами. Основным номером его репертуара становится стихотворный, свободный от композиции монолог-фельетон (в том числе «Ночная Москва», «Тверской бульвар» собственного сочинения). К концу десятилетия окончательно определился переход артиста к прозаическому фельетону. Смирнов-Сокольский считал, что артисту эстрады следует выбирать темы, которые могут одинаково взволновать и академика и колхозника. Найти такие темы – самая трудная задача для фельетониста. «Мне кажется, – говорил Смирнов-Сокольский, – что эстрадное искусство должно упираться корнями в народные балаганы…». Он разговаривал со зрителем как равный с равным. Читал ярко, образно, подчиняя себе аудиторию. Главным его партнером всегда был зал. Он не был особенно деликатен когда выступал против хамства, пошлости, глупости, хулиганства. Некоторые критики даже упрекали артиста за излишнюю резкость.

В 1946-м году выступая в театре «Эрмитаж» Смирнов-Сокольский прочел фельетон «За все настоящее», посвятив его проблеме требовательности человека к своей работе, к самому себе. В 1947 году – фельетон «770 плюс 30″, посвященный 30-летию Советской Власти и 800-летию Москвы. В 1948 году – «Разговор с Христофором Колумбом» (о социальных противоречиях современной Америки). Следует отметить широту тематики и публицистический пафос артиста, соединенный с пафосом лирическим, романтическим. Фельетоны «В чужие гудки» и «Проверьте ваши носы» являются примерами борьбы против низкопоклонства перед буржуазной культурой.
Один из основателей и художественный руководитель (с 1954) Московского театра эстрады.

За всю жизнь в искусстве Смирнов-Сокольский написал и исполнил более ста фельетонов и монологов. Они художественно неравноценны, но всегда актуальны и злободневны. Трудно переоценить то, что сделал артист для эстрады. Он всегда был борцом за новые идеи. Занимался общественной и публицистической деятельностью. Смирнов-Сокольский создатель Студии эстрадного искусства, помогавшей воспитанию и становлению молодых артистов.
Успехом пользовались фельетоны «Роптать желаю», «Мишка, верти», «Не могу молчать», «Хамим, братцы, хамим!», «Отелло», «Коварство и любовь», «На всё Каспийское море», «Театральный разъезд».

последнее обновление информации: 04.03.18



Энциклопедия сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия биографии: //www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/294776/bio/