Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Павел Чиков

Павел Чиков фотография
Годы жизни
Категория
Актёр
Театры

Чиков Павел Георгиевич

Родился 10 июня 1932 года в с. Студенцы (ныне - Сарактащского района Оренбургской области).

Заслуженный артист РФ (1996).

Окончил Оренбургский филиал школы-студии МХАТ (1966). Работал в театрах Бугуруслана, Балахны, Ашхабада, Даугавпилса, Смоленска.

Артист Государственного Оренбургского драматического театра им. М. Горького с 1964 года.

Умер 12 декабря 2005 года.
театральные работы
Денис Давыдов ("Денис Давыдов" В. Соловьев)
Меншиков ("Петр I")
Салов ("В день свадьбы" В. Розова)
Дервиш ("В ночь лунного затмения" М. Карима)
Симеонов-Пищик ("Вишневый сад" А. Чехова)
Яичница ("Женитьба" Н. Гоголь)
Крутицкий ("Не было ни гроша, да вдруг алтын" А. Островский)
Чебутыкин ("Три сестры" А. Чехова, 2005)
Турчанинов ("Хозяйка Медной горы")

последнее обновление информации: 06.08.19

"Не было ни гроша..." И вдруг - премия!

По итогам конкурса, ежегодно проводимого областной администрацией и Оренбургской организацией Союза театральных деятелей России, премия за лучшую роль года присуждена актеру театра драмы имени Горького, заслуженному артисту России Павлу Чикову, сыгравшему в спектакле "Не было ни гроша, да вдруг алтын" по пьесе выдающегося русского драматурга А.Н. Островского главную роль.

Сказать, что премия досталась Павлу Чикову легко или что он осыпан наградами и может спокойно почивать на лаврах, - значит, не сказать ничего. Хотя опять же было бы несправедливо считать, что он незаслуженно обойден почестями и невостребован зрителем: были в его творческой судьбе все - и взлеты, и периоды застоя. Однако присвоение высокого звания заслуженного артиста РФ застало его в достаточно зрелом возрасте, так что этот факт свидетельствует скорее о последовательном и целенаправленном жизненном пути, нежели об одномоментной счастливой удаче.

Что ж, стремительный взлет на звездный театральный небосклон - довольно редкое явление даже и для баловня судьбы, возросшего в привилегированной потомственной среде, которая направляет на раннюю профориентацию юных продолжателей династии свои коллективные силы. А потому конкурировать с этими "потомственными профи" выходцам из сельских глубинок, начинающих артистическую карьеру на самодеятельных подмостках, к каковым относится и Павел Чиков, более чем нелегко. Тут уж может выручить лишь непреодолимая органическая тяга к творчеству вообще и к театральному искусству в частности. Что и случилось с нашим героем: учась в медицинском училище, он так заболел театром, что в ущерб эскулаповым познаниям стал все чаще пропадать в самодеятельных драматических кружках, руководили которыми, кстати, самые настоящие профессионалы. Таким образом, первым учителем молодого актера оказался тогда уже заслуженный артист РСФСР (а потом и народный) Михаил Куликовский. С его легкой руки Павла Чикова вскоре пригласили в труппу Бугурусланского драматического театра, не побоявшись, что он самоучка.

В первые годы профессиональной работы жажда поймать свою фортуну погоняла Павла по российским и республиканским театрам. Дольше других его задержал Смоленск, где молодым актером были сыграны многие значительные роли. Там же он по-настоящему удачно дебютировал в образе одного из главных персонажей спектакля "Океан", поставленного по пьесе Штейна. Вскоре актер утвердился в амплуа социального героя, чему способствовала яркая колоритная внешность, выразительный голос, органика экспрессивного характера.

Одной из любимых его работ стала роль Дениса Давыдова в одноименном спектакле драматурга Соловьева. И однажды Павла пригласил режиссер Юрий Иоффе сыграть прославленного героя Отечественной войны 1812 года уже в оренбургском спектакле. Так, отработав в разных театрах девять лет, Павел Чиков наконец вернулся в родной город. И уже никогда его не покидал, связав свою судьбу с областным драмтеатром. Вскоре после приезда он был зачислен на третий курс школы-студии МХАТ и, сдав экстерном все экзамены, благополучно получил диплом профессионального артиста.

Теперь, по прошествии тридцати пяти лет, Павел Георгиевич не торопится давать однозначные оценки своему творческому багажу.

- За эти годы бывало всякое - и розы, и шипы... Актерская профессия зависимая, мы не можем сами выбирать спектакли, назначать себя на ту или иную роль. Подчиненность режиссерской воле часто дает плоды, "вкус" которых в свою очередь полностью зависит от личностных качеств конкретного режиссера: один видит тебя как актера, другой - не видит, этот режиссер подвержен одним веяниям, тот - другим и так далее... Актер вынужден пребывать в положении человека, внутренне живущего с вечно протянутой рукой: "Дай мне хороший материал, чтобы я мог показать, на что способен..."

И все-таки ему посчастливилось работать у целого ряда серьезных режиссеров, таких, как Иоффе, Щеглова, Нагли, Подольских, Борисов, Солодилин, которые доверяли актеру серьезные роли в спектаклях. "Обрыв", "В ночь лунного затмения", "Царь Федор Иоаннович", "Мария Стюарт", "Ревизор", "Вишневый сад" и многих других.

Первое же знакомство с пьесой "Не было ни гроша, да вдруг алтын" и ролью Крутицкого навеяло Павлу Георгиевичу воспоминание. Когда-то, еще в Смоленске именно драматургия русского классика свела его с замечательным русским артистом Василием Меркурьевым: Павел играл в пьесе Островского "Правда - хорошо, а счастье лучше" Платона Зыбкина, а на роль Грознова пригласили Василия Васильевича - уже широко известного и любимого, ведущего артиста Ленинградского театра драмы имени Пушкина, успевшего к тому времени сняться в популярных фильмах "Небесный тихоход", "Верные друзья", "Летят журавли". У Меркурьева Павел Чиков учился таким ценным качествам, необходимым характерному и комедийному актеру, как яркость и непосредственность, мягкий юмор и трогательный лиризм. Эти давние уроки мастерства, преподанные мэтром театра в процессе непосредственного человеческого общения, дали артисту не меньше, чем теоретические бдения во время учебы в студии.

... Обосновывая свой выбор при подведении итогов конкурса, художественный руководитель театра Рифкат Исрафилов так охарактеризовал работу Павла Чикова:

- Я с благоговением смотрю на старшее поколение артистов: они наиболее последовательные и преданные продолжатели традиций русской драматургической школы - школы психологического театра. Павел Георгиевич - интересный, органичный, душевный актер: выходя на сцену, он наполняет сценическое пространство не только внешней фактурой, но прежде всего внутренним своим миром, собственной энергетикой и динамикой. Он живет театром, и потому театр остается частью необходимой духовной жизни для зрителей.

Надежда Емельянова

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен