Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Виктор Родионов

Виктор Родионов фотография
Годы жизни
Категория
Актёр
Театр
Обсуждение

Родионов Виктор Иосифович

(22 июля 1924, г. Мариинский Посад Чебоксарского уезда Чувашской автономной области (ныне - Чувашская Республика) – 19 мая 1987, Чебоксары

Актёр, музыкант, диктор.
Заслуженный артист Чувашской АССР (1951).
Народный артист Чувашской АССР (1968).
Заслуженный артист РСФСР (17.10.1975).
Народный артист РСФСР (23.06.1980).

Окончил Чувашское государственное музыкальное училище (1941, класс виолончели и композиции), чувашскую студию Государственного института театрального искусства (1947). Работал музыкантом и артистом вспомогательного состава (1941–1942), артистом (1947–1987) Чувашского государственного академического драматического театра.
Обладая обаянием, изяществом, юмором, иронией, темпераментом, тонким вкусом, пластичностью, достоверно, с покоряющей эмоциональностью сыграл более 350 ролей.
В течение 11 лет работал по совместительству диктором Чувашского радио и Чебоксарской студии телевидения. Постоянно участвовал в радио- и телепостановках и дублировании фильмов на чувашский язык. Музыкальные произведения Родионова исполнялись в 21 спектакле ЧГАДТ.
В 1954–1968 и 1970–1986 годах – председатель Чувашского отделения Всероссийского театрального общества.

Его именем названа улица в Чебоксарах.
театральные работы
Скалозуб («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1947)
Почтмейстер («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1948)
Землемер («Эндип» В.Т. Ржанова, 1949)
Роман («Когда расцветает черёмуха» И.С. Максимова-Кошкинского, 1949)
Юлиус Фучик («Жить всегда» Ю. Буряковского, 1952)
Муса Джалиль («Бессмертная песня» Р. Ишмуратова, 1957)
Пахомка («Под гнётом» по поэме С.В. Эльгера, 1957)
Никита Бичурин (по одноимённой драме П.Н. Осипова, 1966)
Махорка («Однажды весной...» Л.Я. Агакова, В.Н. Яковлева, 1967)
Митрич («Власть тьмы» Л.Н. Толстого, 1967)
Сэр Тоби («Двенадцатая ночь» У. Шекспира, 1970)
И.Я. Яковлев [«Волны бьют о берег» Н.Т. Терентьева, 1970)
Гусляр («Телей и Илем» И.А. Петровой, 1977)
Тохтаман («Нарспи» по поэме К.В. Иванова, 1979)
Чемей («Тудимер» Я.Г. Ухсая, 1980)
Иван («Пожарная лошадь» Н.Т. Терентьева, 1985)
Полковник («Мгновение над пропастью» Н. Мирошниченко)
Кандюк ("Черный хлеб" Н. Ильбека и Г. Микушкина)
Айтар - “Айтар” П. Осипова
призы и награды
Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1971).
Награждён орденом «Знак Почёта».

последнее обновление информации: 23.09.14

Для театра рожденный. Виктор Иосифович Родионов.

Народному артисту РСФСР Виктору Иосифовичу Родионову
22 июля 2009 года исполнилось бы 85 лет.

По размытой дождями проселочной дороге, застревая в лужах, отчаянно скользя, понуро и устало бредет деревенская лошадь. Она тащит телегу с нехитрым бутафорским скарбом. А рядом идут люди. Им надо успеть в соседнюю деревню. Сегодня вечером они, актеры Чувашского академического театра, дают там спектакль. Люди разговаривают по-чувашски, иногда с хитрецой поглядывая на высокого голубоглазого паренька. Он прислушивается к их речи, когда смех становится заразительным, отвечает им улыбкой.Смысл разговора паренек улавливает по интонации, мимике и жестам говорящих. Но тонкости ему непонятны. Он- русский.
Иногда кто - либо переведет пару фраз, а об остальном - догадывайся.- Учись Виттяй, - говорили одни.
- А зачем ему. Он ведь русский. Да и не актер,- говорили другие.
Виктор был среди них новичком. После окончания Чебоксарского музыкального училища им. Ф. Павлова его направили в Чувашский театр музыкантом. Кроме виолончели он умел играть на фортепиано, баяне, гитаре. К тому же имел склонности сочинять музыку.
В театр его зачислили 30 апреля 1941 года.

Это было целое событие. Ему не портила настроение трудная, утомительная дорога, неудобства кочевой жизни - ведь театр гастролировал постоянно по селам и деревням республики. А уж, какие клубы были в ту пору - маленькие залы, неудобные сцены, да и керосиновые лампы...Но юноше все было интересно: как на его глазах рождается спектакль, как гримируются актеры, как оживает сцена и замирает зал, как люди, с которыми только что разговаривал о разных пустяках, вдруг становятся неузнаваемыми. Его радовал густо наполненный зрительный зал, где были все от мала до велика, где плакали и смеялись, сочувствовали и презирали, любили и ненавидели. Некоторые из актеров удивлялись - зачем ему, музыканту, такая дотошность. Не актер ведь. Но в том-то и дело, что в душе от рождения был он актер. В первый раз увидел мальчик в своем селе Акулеве артистов Чувашского театра. Это осталось в памяти. Забылось название пьесы, содержание, но то, как плясал там Ефим Никитин - запомнилось. В двенадцать лет мальчишка убежал в Чебоксары. В то время дети- беглецы были не редкость. Когда исполнилось четырнадцать, пришел в Чебоксарское театральное училище сдавать экзамены. Актеры здесь готовились для Чувашского театра, а он языка не знал. Преподаватель Лев Эрнестович Остен - Сакен проверил слух и ритм, попросил показать руки, а затем сказал:
- Вот тебе записка, отнеси в дирекцию музыкального училища.
Музыкальное училище находилось в этом же помещении. А в записке было написано: "слух и ритм очень хор."
К великому огорчению паренек не увидел своей фамилии среди принятых в театральное училище. Подошли знакомые ребята и сказали, что он зачислен в музыкальное училище (без экзаменов). Огорчение сменилось радостью. Учиться хотелось. Радость познания заслоняла неудобства в быту.
... В ночь с 21 по 22 июня 1941 года труппа была в Сундыре, там и застало актеров известие о начале войны. Срочно перебросили в ближайший призывной пункт - в Ядрин. Вместе с военнообязанными старших актеров увезли в Чебоксары. Но гастроли надо было продолжать. Стали искать одноактные пьесы, а Виктору поручили подготовить концерт. Позднее молодой музыкант стал выручать труппу - кто заболеет из актеров, играющих маленькие роли, дадут ему. Слова он учил, добивался правильной интонации, спрашивал у старших товарищей. Видя его старание, ему с удовольствием стали помогать Ольга Ивановна Ырзем, Елена Васильевна Шорникова, писатель Иван Иванович Илларионов (Му-чи). Вначале получалось смешно, молодые актеры смеялись над ним, но он не стеснялся. Спрашивал и повторял без конца, пока не получалось хорошо. Видя интерес к языку, Иван Мучи стал с ним заниматься. Он объяснял значение каждого слова, его правильное звучание, подыскивал синонимы. Ему нравилась серьезность Виктора и его быстрое усвоение языка. К 1943 году начинающий актер сыграл ролей пять, и из музыкантов его перевели в актеры вспомогательного состава.
В этом же году его направили в чувашскую студию, которая обучалась в Государственном институте театрального искусства им. А.В. Луначарского под руководством ученика К.С. Станиславского Михаила Михайловича Тарханова. Сомневались в Москве, сможет ли этот русский паренек учиться в студии, в совершенстве овладеть чужим языком. Нашелся преподаватель - чуваш Дмитрий Данилович Данилов, который взял на себя ответственность. В Чебоксарах он видел Виктора в спектаклях и поверил, что из него выйдет артист и юноше удастся преодолеть языковый барьер. Дмитрий Данилович много сделал для всех студентов - чувашей. Казалось, он только для того и жил на земле, чтобы заботиться о людях и делать им добро. Однажды в праздники Виктор остался без карточек и продуктов - украли. Два дня продержался общим бодрым настроением. На третий день почувствовал себя плохо. Вынужден был вернуться с занятий - в ушах стоял звон, перед глазами расползались темные круги. На другой день не мог встать с постели. После обеда приехал Дмитрий Данилович. Несмотря на то, что у самого две маленькие дочери, оставил двести граммов хлеба. Потом в группе все складывались, и каждый день кто-то из ребят выделял товарищу часть пайка. Так не раз выручали попавших в беду.
В институте чувашская группа была самая скромная и трудолюбивая. Время было военное. Нередко после занятий шли на завод "Красная Пресня" и ночами точили мины. Всей группой ездили разгружать вагоны с дровами. Но никто не жаловался. Все понимали, что так надо. Были жизнерадостны и любили трудиться. Получать стипендию имени В.И. Качалова в институте было большой честью, она присуждалась только одному студенту из всего института. Один семестр и Виктор Родионов добился этой чести. Первую стипендию вручил ему сам В.И. Качалов.
Дипломным спектаклем был "Горе от ума". Он был неповторим. Здесь будущие первые чувашские профессиональные актеры с высшим театральным образованием не только познали самих себя, но и увидели каждого на сцене, осознали себя частицей труппы. Например, Петрушку играл Валентин Николаев, это был прирожденный комик. Он ничего не делал на сцене, просто сидел, что - то бубнил себе под нос, вязал чулки - и все делалось так серьезно, но легко и без нажима. Зритель смеялся от души. Но время их всех проверяло на призвание. Бывало, что люди уходили, но, даже порвав со сценой, они продолжали искать себя. А в театре оставались самые преданные, самые одержимые.К великой радости Тарханова Виктор сам сделал музыкальное оформление дипломных спектаклей. Сочиненная им музыка звучала в двадцати одном спектакле. Она была неотделимой частью его творчества. Если по ходу действия случалось играть на музыкальном инструменте, он всегда это делал сам. В спектакле "Жить всегда" (или "Юлиус Фучик"), где Виктор Родионов играл главную роль, была сцена разговора с женой, Густиной (ее играла Рона Ивановна Ананьева).
Актер сам исполнял на пианино Дворжака и очень любил эту сцену.
Первой самостоятельной работой юного коллектива театра был спектакль "Молодая гвардия". Романом зачитывались в те годы все - от мала до велика. С энтузиазмом приступили к работе молодые актеры. Спектакль репетировал Константин Иванович Иванов, главный режиссер театра. Он очень радовался, что в театр влилась молодежь, и решил взять такую пьесу, которая увлекла бы их.
Работать с Константином Ивановичем было настоящим праздником. Случилось так, что в процессе работы над "Молодой гвардией" Виктор Родионов заболел малярией. Но все же на репетиции ходил, перебарывал недуг. Он играл обер-лейтенанта, Борис Марков - немецкого полковника. В этой роли у Родионова были налицо яркая актерская органика, естественное существование на сцене. На сей раз, признание зрителей проявилось довольно неординарно. Однажды сыграли дневной спектакль. После спектакля с Борисом Марковым пошли домой, вначале не обратили внимания на ватагу мальчишек, стоявших у театра. Как только прошли мост через Кайбулку, в них полетели камни. Оказывается, мальчишки спрятались под мостом и начали обстреливать "немцев". Так они проявили свою ненависть к фашистам.
Юмор и обаяние в актере чувствуется с особой силой в спектакле "Двенадцатая ночь" В. Шекспира. Какая тонкость и доброта ощущались в его милом подтрунивании над сэром Тоби. Ничего особенного и не было в его игре, он действительно жил на сцене легко, изящно и непринужденно. В этом и есть одна из особенностей большого таланта, когда все легко, просто, доступно для восприятия и непонятно каким образом делается.
- Люблю деревенских старичков, - как-то поделился со мной Виктор Иосифович. - Смотришь на них - каждый интересен. У одного походка, у другого лицо, третий бородку движением необычным поглаживает, трубку курит, на палку опирается, слушает - и во всем они своеобразны. Люблю на гастролях с ними поговорить...
Эта интуитивная тяга актера к людям, его наблюдательность, желание увидеть, запомнить, отложить в кладовую памяти необходимый багаж, чтобы в нужную минуту неожиданно всплыл, откуда- то своеобразный жест, улыбка, наклон головы... Через такие детали актер идет к постижению характера, раскапывает глубокие психологические пласты. Критики не раз отмечали это качество актера.
Их, стариков много в творческой биографии актера. Мудрец Манн вада в спектакле "Теллей и Илем" И. Петровой - какие мягкие пастельные тона использованы актером в создании образа, как лирична и прозрачна сцена с юной Илем, когда звонкой беззаботной птицей улетает ввысь их счастливая песня - песня не познавших рабства людей.
За исполнение роли Яковлева в спектакле "Волны бьют о берег" по пьесе Н. Терентьева актер был удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского.
Вот Родионов выходит на сцену в спектакле "Черный хлеб" Н. Ильбека и Г. Микушкина в роли Кандюка. Походка мягкая, голос вкрадчивый, ласковый, умеющий убеждать. Одет старик чисто и опрятно; седая, аккуратная голова. И как-то уж очень буднично он торгуется с отцом Сэлиме, какой дать выкуп за его дочь. Голоса не повысил, не возмутился, хоть и денег ужас как жаль. А потом также буднично и ласково советует сыну выкрасть Сэлиме. Дело не новое, таков обычай, не им заведено. Но за ласковыми и приятными манерами, какая убежденность, что деньги могут все, какая точно направленная характеристика образа.
Талант - всегда загадка. Можно точно скопировать тот или иной жест, но как сыграть на сцене, например, человеческую значительность, как было в спектакле " Жить всегда", где он играл Юлиуса Фучика или в образе Муссы Джалиля в спектакле " Бессмертная песнь" Р. Ишмуратова. Это не под силу просто хорошему актеру. Для того, чтобы играть людей такого масштаба, и самому надо быть личностью, надо иметь духовный потенциал.
Тем и хороша актерская судьба Виктора Иосифовича, что не проступают в ней жесткие рамки амплуа, границы таланта не обозначены - поэтому актер всегда неожидан для зрителя.

Мелодика языка

Знание языка давалось нелегко. Словарный запас расширялся, года через два Виктор Иосифович Родионов мог довольно бегло разговаривать. Но трудность была другого порядка- как механические знания перевести в область эмоционально- чувственного восприятия, как передать мелодику языка, красоту и сочность звучания. Помог случай. Однажды преподаватель французского языка Вера Феликсовна Плятт опоздала на урок. Зашла в аудиторию взволнованная. Причину волнения тут же высказала. Оказалось, что идя на урок, она встретилась с Дмитрием Даниловичем, который на лестнице разговаривал с каким-то военным. Оба были прекрасными знатоками чувашского литературного языка, любили его до самозабвения. Истосковавшиеся по родной речи, они с упоением говорили и не могли наговориться. В их устах чувашская речь звучала по- особому красиво. И преподаватель заметила это. С горечью и обидой она высказывала своим студентам:
- Вы относитесь к своему родному языку, как варвары. Оказывается, он может звучать не хуже французского. Почему вы так не умеете говорить, как говорит Дмитрий Данилович и этот военный? Какое безобразие!
И вот тогда у будущего актера появилась мечта научиться говорить так, чтобы чувашский язык доставлял окружающим удовольствие. Позднее работа над дикцией, постоянное обогащение языка станут для него ежедневным и обязательным занятием. Не удивительно, что именно Виктора Иосифовича пригласили потом на Чувашское радио в качестве диктора, по совместительству с основной должностью он проработал там одиннадцать лет. Голос приятного тембра, густой и звучный, красивой окраски стал украшением эфира. Для актера это было хорошей школой для шлифовки своих профессиональных данных. Диктор Чувашского радио Раиса Александровна Румянцева, ведущая передачи на русском языке, стала его добрым и хорошим наставником.

Горе от ума

В архиве Виктора Иосифовича Родионова, как самая дорогая реликвия, хранились две программы: одна - Главного управления учебных заведений Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (Москва-1947, Вторник, 29 апреля. Выпускной спектакль Чувашской студии. А.С.Грибоедов. "Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Художественный руководитель студии, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, доктор искусствоведения, профессор М. М. Тарханов), другая - Управления по делам искусств при Совете Министров Чувашской АССР и Чувашского государственного академического театра. На ней сделана приписка:
"Тов. Родионову В.И.
Уважаемый Виктор Иосифович! Поздравляем Вас с премьерой, с первым выходом на сцену Чувашского государственного академического театра и желаем Вам в Вашей сценической деятельности больших творческих успехов.
Директор театра. Художественный руководитель. 27/08-47 года"

Молодая гвардия

В приказе по театру за № 171 от 20 ноября 1947 года, подписанном директором театра Н.А. Элле и художественном руководителем К.И. Ивановым, говорилось:
"Приветствуем и с благодарностью поздравляем участников спектакля " Молодая гвардия" за создание сценических образов легендарных героев Краснодона.
1. Считая спектакль "Молодая гвардия" первой практикой молодых актеров Чувашского государственного академического драматического театра в их самостоятельной работе в условиях театра, дирекция и художественное руководство с благодарностью отмечают работу над образами (далее следует перечисление актеров и ролей - Л.В.).
2. Считая спектакль "Молодая гвардия" первой работой старшего и молодого поколения актеров театра, дирекция и художественное руководство с благодарностью отмечают успешную работу в этом молодежном спектакле артистов:
Б.А. Алексеева, заслуженного артиста РСФСР и народного артиста ЧАССР - Сергей Тюленин; О.И. Ырзем, народной артистки ЧАССР - бабушка Вера; И.О. Молодова, заслуженного артиста ЧАССР - Матвей Шульга; Г.Ф. Фадеева - Андрей Валько; А.А. Долгову, заслуженную артистку ЧАССР - Елена Николаевна; Е.Н. Никитина- немецкий переводчик...
Дирекция и художественное руководство выражают полную уверенность в том, что спектакль "Молодая гвардия" в художественном качестве будет расти от постановки к постановке".
Это был один из первых спектаклей Виктора Иосифовича Родионова.

Мастерство детали

Виктору Иосифовичу Родионову, как и всем его сокурсникам, посчастливилось начинать самостоятельную работу под руководством чувашского режиссера Константина Ивановича Иванова, тоже гитисовца. Сам превосходный актер, он редко что показывал артисту, ставил перед ним задачу и доверял ему, предоставлял возможность фантазировать. В одном из спектаклей, рассказывающем о возвращении в жизнь провинившихся перед законом людей, Виктор Родионов готовил роль заключенного. Она не получалась. Особенно фальшиво актер чувствовал себя в одной из сцен, где у его героя был большой диалог с секретарем парткома колхоза (его играл А.К. Ургалкин). Виктор Родионов стоял у окна и мучился от сознания своей беспомощности. Тогда Константин Иванович подсказал:
- Представь себе - он же опытный вор. Наверняка и в окно не раз лазил. Так ты в момент разговора выкручивай ногтем шуруп. Ногти у тебя длинные. Ты в этот момент не задумываешься, что делаешь, занят серьезным разговором, а руки действуют автоматически, по привычке... Вдруг секретарь парткома заметит это и пристально посмотрит тебе в глаза. Ты поймешь, о чем он думает в эту минуту, и быстро начнешь завинчивать шуруп.
Такая неприметная деталь помогла актеру найти новое состояние, понять ощущение своего героя и раскрыть его внутренний мир.

Никита Бичурин

Одна из значительных ролей Виктора Иосифовича Родионова была роль замечательного ученого, всемирно известного востоковеда, нашего земляка Никиты Яковлевича Бичурина. Никита Бичурин внес большой вклад в сближение народов России с китайским народом. Пьеса "Никита Бичурин" была написана местным автором Виктором Романовым. Кто такой Никита Бичурин, о величине его таланта, о его значении и месте в мировой науке можно судить хотя бы по высказыванию В.Г. Белинского: "Никто не потрудился за славу и честь Китая больше нашего знаменитого синолога. Изучению Китая он посвятил 40 лет своей жизни, написал много научных трудов." Партнерами Виктора Иосифовича в этом спектакле были такие мастера чувашской сцены, как заслуженный артист РСФСР (а позднее первый народный артист СССР в Чувашии) Б.А. Алексеев в роли монаха Власия. Он как бы оттенял доброту, смелость и честность отца Иакинфа (Никиты Бичурина). Стоило ему появиться на сцене, как возникало ощущение предстоящей беды. Актер скурпулезно искал внешнюю характеристику своего героя - локти были плотно прижаты к бокам, ходил мелкими крадущимися шажками, разговаривал негромким зловещим голосом. И все силы своей души он направил на то, чтобы сломить, оклеветать Бичурина. Ходил за ним тенью, преследую его до последнего смертного часа.
Здесь Виктор Иосифович играл с И. Молодовым, Е. Никитиным, Г. Фадеевым, работа с ними обогащала его и помогала постигать секреты профессии.

Жить всегда

За год до начала репетиций над спектаклем "Жить всегда" Ю. Буряковского о превосходном человеке и патриоте Юлиусе Фучике Виктор Иосифович Родионов начал собирать материал о герое, великом гражданине Чехословакии. Газетные вырезки, книги, выписки из дневников. О том, что он будет играть Фучика, Виктор Иосифович узнал от Леонида Никоноровича Родионова, режиссера спектакля. Мало было принять Фучика умом, нужно было прочувствовать всем сердцем. Мысленно вместе с ним нужно было пройти весь его недолгий, яркий и трагический путь. И уже когда начались репетиции и был найден грим, все с удивлением заметили, что актер и реальный герой схожи лицом. Тонкие и правильные черты лица, едва выступающие скулы, высокий, красивый лоб, решительный подбородок. Долго не удавалось добиться схожего выражения глаз, но со временем в глазах актера появилась мужественная и спокойная уверенность Фучика, его лучистая доброта.
Музыку к спектаклю подобрал сам Виктор Иосифович. Может быть поэтому она так отвечала настроению и чувствам его героя в каждый момент жизни на сцене...
В первой картине была очень лирическая и трогательная сцена Юлиуса с женой Густиной. Жену Фучика играла Рона Ивановна Ананьева. На сцене стояло пианино, Родионов аккомпанировал сам.

Талант - всегда загадка. Можно точно скопировать тот или иной жест, но как сыграть на сцене, например, человеческую значительность, как было в спектакле "Жить всегда", где Виктор Иосифович играл Юлиуса Фучика или в образе Мусы Джалиля в спектакле "Бессмертная песнь" Р. Ишмуратова. Это не под силу просто хорошему актеру. Для того, чтобы играть людей такого масштаба, и самому надо быть личностью, надо иметь такой духовный потенциал, такие моральные качества, которые позволяют приблизиться к пониманию незаурядных героев.
Тем и хороша актерская судьба Виктора Иосифовича Родионова, что не проступают в ней жесткие рамки амплуа, границы таланта не обозначены- поэтому актер всегда неожидан для зрителя.

Людмила Вдовцева

Посмотрите на моего Тахтамана. К 90-летию со дня рождения Виктора Родионова (Чебоксары).

Виктор Иосифович Родионов, актер Чувашского государственного академического драматического театра, музыкант, диктор, заслуженный артист Чувашской АССР (1951), народный артист Чувашской АССР (1968), заслуженный артист РСФСР (1975), народный артист РСФСР (1980).
В 1941 году он окончил Чувашское государственное музыкальное училище (класс виолончели и композиции), а в 1947 году - чувашскую студию Государственного института театрального искусства. Работал музыкантом и артистом вспомогательного состава, а с 1947 по 1987 год - артистом Чувашского государственного академического драматического театра. Его театральные работы можно перечислять до бесконечности, но о некоторых хотелось бы рассказать подробнее: Юлиус Фучик («Жить всегда» Ю. Буряковского, 1952), Тахтаман («Нарспи» по поэме К.В. Иванова, 1979), Чемей («Тудимер» Я.Г. Ухсая, 1980) и роль Ильяса в спектакле «Тополек мой в красной косынке» по повести Ч. Айтматова.
Закулисная жизнь театра в десять часов утра оживает, начинается черновая работа - репетиция, на которую нужно прийти подготовленным, с новыми мыслями, чувствами.
Утром ежедневный тренаж речи, разучивание новой роли, чтение литературы.
Спектакль по пьесе Ю. Буряковского «Жить всегда» о Юлиусе Фучике в Чувашском государственном академическом театре ставил режиссер Леонид Никанорович Родионов.
Режиссер работал много и увлеченно, умел в каждой сцене добиваться правды, искренности, темперамента и колоссального напряжения. Очень требовательный, он вел репетицию от эпизода до эпизода, прогоняя не вчерне, а доводя до кондиции.
Виктор Иосифович стал готовиться к роли Фучика за год. Собирал выписки из газет, находил книги, переписывал из дневников запавшие в душу строчки. Актер и в этой роли, и во всех последующих не надеялся только на свою фантазию. Он должен был каждую строчку текста наполнить вторым дыханием, которое рождалось только при условии глубоких и всесторонних знаний. В дневник актер выписывает цитату Фучика: «Герой - это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества». Его поражали не только стойкость этого человека, но и острый проницательный ум, тонкая поэтическая натура. С высоты сегодняшних дней эти люди кажутся несколько наивными мечтателями. Постоянное присутствие такого человека в жизни Виктора Иосифовича, постижение его мыслей, прогрессивных идей, высочайшего интеллекта, доброты приходило не разом, а в ходе повседневной духовной и умственной работы.
Спектакль оформлял известный в республике театральный художник Евгений Ефимович Бургулов. Через его племянницу, работавшую в Москве и имевшую служебные связи с Чехословакией, связались с женой Юлиуса Густиной Фучик, которая жила в Праге. Она выслала фотографии и материалы, опубликованные о Фучике в чехословацких газетах. Оформление Бургулова очень соответствовало настрою спектакля. На расписанном заднике улицы Праги, островерхие шпили готических соборов - это родные места Фучика, воздух, которым он дышал.
Сцена прощания Фучика в камере с последним сочувствующим ему человеком тюремным надзирателем Коллинским (его играл Борис Марков). Совсем небольшая, она была настолько проникновенна, что из эпизодической стала яркой и запоминающейся. Этот спектакль, построенный на контрасте чувств - от легких, лирических, до сцен тяжелых, наполненных трагическим звучанием, - требовал от актера крепкого профессионального мастерства, самоотдачи, большой внутренней одухотворенности и наполненности.
Дома после спектакля актер долго мучился, не в силах успокоиться и разом отойти от чужой жизни, частью которой он стал. Вспоминались фразы, вдруг всплывал чей-то взгляд, жест, вспоминалась реакция Фучика, его ответы, мысли... Лишь под утро успокаивался. А назавтра опять с утра оживала жизнь театра, опять начиналась черновая работа - репетиция, на которую снова нужно прийти подготовленным, с новыми мыслями, чувствами. Все, что происходило на сцене, по времени, уже тогда было относительно далеким, но силой искусства, мастерством актеров, оно становилось близким, родным.
Чувашский академический театр в шестой раз поставил поэму классика чувашской поэзии Константина Иванова «Нарспи». Виктор Родионов репетировал роль мужа Нарспи Тахтамана. Опыт предшественников всегда давит, сковывает, многих Тахтаманов он видел и отлично помнил - и И. Молодова, и А. Ургалкина. Актер долго искал ключ к разгадке характера, к пониманию психологии. Ему нужно было найти свое видение.
Шли репетиции.
- Посмотрите на моего Тахтамана, - просил он друзей.
Ему важно было знать, правильно ли он ведет поиски. Черновые репетиции, когда по несколько раз повторяется одно и то же, утомительны, и непрофессионалам неинтересны. Режиссер может оборвать сцену на полуфразе, а какие-то фрагменты пропустить. Но актер чувствует внутреннюю линию роли и выстраивает ее, добиваясь конечной цели. На одной из репетиций актеры были в своей повседневной одежде, и только кнут в руках Виктора Иосифовича выдавал в нем грозного Тахтамана. Признаюсь честно, Тахтаман не произвел на меня должного впечатления. А потом через какое-то время я зашла в гримерную актера. Виктор Иосифович сидел перед зеркалом в костюме Тахтамана - богатом и живописном. На черном фоне кафтана ярко и кокетливо поигрывали многоцветная отделка, монисты. Актер напряженно смотрел в зеркало, накладывая грим.
И вот премьера... Нарядный Тахтаман приходит в дом красавицы Нарспи свататься. У него - деньги, у нее - молодость и красота. Природа так создала человека - соперничать всегда и стремиться к победе. Тахтаман-Родионов не только хитер, но и умен. Он понимает, что эта бедная девушка имеет иные понятия о вещах, чем ее сверстницы, ее не подкупишь деньгами, не сломишь силой. И Тахтаман-Родионов чисто по-мужски желает ей понравиться. Не грозной силой, не грубыми окриками и угрозами - он хочет пленить девушку достоинством манер, благородством и своей внешностью. Да к тому же увлекся бедный старик - увлекся не на шутку. Он не собственность приобретает - он вводит в дом любимую женщину, которая в его мечтах будет делить с ним не только кров, но и ласку, и нежность. И лишь упрямство Нарспи, ее нежелание примириться с нелюбимым, выводят его из себя. Поскольку он натура горячая и необузданная, к тому же привыкшая к полной власти над всем - Тахтаман хватается за плетку, стараясь таким диким способом выместить на жене свое оскорбленное мужское самолюбие.
Так довольно любопытно проявилась актерская самостоятельность в работе над образом из классической поэмы, оригинальность трактовки и широкое его прочтение.
Много ролей сделано актером с режиссером Валерием Николаевичем Яковлевым. Это режиссер с богатой фантазией, имеющий в постановочном плане родственные корни с режиссером Константином Ивановичем Ивановым. На работе он любит дисциплину, четкость, требователен к актерам, тактичен. Если что-либо не получается у актера - поговорит с ним наедине, посоветует. В работе над спектаклем помнит все, буквально до мелочи.
Последней работой 1980 года была у актера роль Чемея в трагедии «Тудимер» народного поэта республики Якова Ухсая. Она сложна для исполнителя тем, что совершенно без слов. За отказ выдать местонахождение сына-богатыря Тудимера Чемей был жестоко наказан воеводой - у него вырвали язык. Большое мастерство актера позволяет эпизодическую роль сделать объемной. Настолько выразителен его Чемей в сцене народного негодования, когда он, распахнув широко руки, в одной из которых зажат посох, призывает людей следовать за его сыном, проявить стойкость и мужество и бороться до конца. Чемей гибнет от рук Азамата, потому что в молчании старика чувствуется огромная духовная сила, которую не истребить, не покорить. Эпизодическая роль Чемея в исполнении Виктора Иосифовича заняла достойное место среди других, ранее сыгранных им ролей.
Хочется вспомнить спектакль «Тополек мой в красной косынке» по повести Ч. Айтматова Родионов играл роль Ильяса, мужа Асель. Актер создает образ человека, глубоко страдающего от своего предательства, от того, что в силу мелкой натуры не дано ему было встать вровень со своей судьбой, со своей любовью. Про его Ильяса так просто не скажешь - хороший человек или плохой - он другой совсем и во всем. Сколько же нужно знать о человеке вообще и в частности, чтобы так его понимать, все уметь объяснить про него не только самому себе, но и другим. В сцене прощания с сыном плакал по-настоящему, настолько она была эмоционально и глубоко прочувствована им. Этот спектакль вывозили на сельские гастроли, показывали около 80 раз.
Всего творческой биографии артиста более 350 ролей. Виктор Родионов был награжден званием «Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского» (1971), награжден орденом «Знак Почета». В течение 11 лет он работал по совместительству диктором Чувашского радио и Чебоксарской студии телевидения, постоянно участвовал в радио - и телепостановках и дублировании фильмов на чувашский язык. Музыкальные произведения Родионова исполнялись в 21 спектакле Чувашского государственного академического драматического театра. В 1954 - 1968 и 1970 - 1986 годах Виктор Иосифович был председателем Чувашского отделения Всероссийского театрального общества. Позднее его именем была названа улица в Чебоксарах.
- Это очень трудолюбивый актер, ищущий и открывающий все новое и новое, - сказал о Родионове Леонид Никонорович Родионов, - Не довольствуется тем, что создал вчера, обладает редчайшим сценическим обаянием, юмором, темпераментом, тонким вкусом и богатой фантазией, - и добавляет: - Думаю, что родился он для театра.

Людмила Вдовцева

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
озерова вера александровна (псков)   11.01.2015 - 17:43
Спасибо за публикации Не забыть его роли которые доводилось смотреть до 1974 г читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен