Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Сергей Чередников

Сергей Чередников фотографии

Чередников Сергей Арсеньевич

Родился 5 октября 1918 года в городе Тверь.

Заслуженный артист РСФСР (25.08.1967).
Народный артист РСФСР (7.05.1979).

Окончил среднюю школу в родном городе, после чего устроился на работу на текстильную фабрику «Пролетарка», принимал активное участие в фабричной самодеятельности. После окончания театрального училища работал в Калининском театре юного зрителя. После окончания Великой Отечественной войны до 1954 года играл в Смоленском государственном драматическом театре; в 1959 году актер Бакинского русского театра им. С.Вургуна, затем до 1962 года — в Свердловском драматическом театре.

В 1962 году вернулся в Смоленский государственный драматический театр, где играл до самой смерти. В 1973—1983 годах руководил Смоленским отделением Всероссийского театрального общества, благодаря его усилиям в доме № 4 по улице Конёнкова был открыт Смоленский Дом актёра.

Умер 18 июня 1984 года, похоронен на Новом кладбище Смоленска.
театральные работы
Прохор («Угрюм-река» по В. Шишкову)
Магара («Виринея» Л. Сейфуллиной)
Судаков («Гнездо глухаря» В. Розова)
Девятов («Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана)
Полковник Берёзкин («Золотая карета» Л. Леонова)
Митрич («Власть тьмы» Л. Н. Толстого)
Иван Грозный («Иван Васильевич» М. Булгакова)
Кутузов («Денис Давыдов»)
Часовников («Сказки старого Арбата» А. Арбузова)

последнее обновление информации: 13.10.14

И конь был белый…(С.А. Чередников)

Недавно исполнилось 90 лет со дня рождения народного артиста РСФСР, ветерана смоленской сцены Сергея Арсеньевича Чередникова. Почти четверть века нет с нами этого человека, но он живёт в воспоминаниях коллег и зрителей, его лепта ощутима в таком феномене, как «смоленская актёрская школа». Более 45 лет отдал С.А. Чередников сцене, из них 35 - смоленской.
...Родился Сергей Арсеньевич в г. Калинине (ныне Тверь), учился в школе, потом работал на текстильной фабрике «Пролетарка», участвовал в самодеятельности. Всегда мечтал об актёрской профессии и, когда увидел объявление о наборе в театральное училище, рискнул - пришёл поступать на актёрское отделение и сразу был принят. По окончании работал в Калининском ТЮЗе. Сразу же после войны получил приглашение в Смоленский государственный драматический театр. Уже первая его роль Прохора в «Угрюм-реке» В. Шишкова свидетельствовала о том, что в труппу пришёл артист яркого таланта, способный донести до зрителя трагедийный накал происходящего, передать «аромат правды» на сцене, настоящий актёр русской школы переживания.
Позже С.А. Чередников был приглашён в Свердловский драматический театр, играл там много и плодотворно. Но... тянул к себе древний Смоленск - и Чередников вернулся. Теперь уже навсегда. О нём говорили, что это был актёр от бога. Во всех сыгранных ролях он шёл не от внешних эффектов, а от сути характера, глубокого знания биографии своего героя. Отсюда - органичность и достоверность образов, слов, жестов и неповторимость их. Журнал «Театральная жизнь» (театровед Е. Полежаева) писал о его полковнике Берёзкине из «Золотой кареты» Л. Леонова: «Берёзкин-Чередников будто не говорит, а сквозь безмерную боль роняет отдельные слова. Тяжкая дума застыла на его неулыбчивом лице, он спервоначалу кажется и скуповат на доброе слово, и резковат, и даже грубоват. Но именно в нём раскроются подлинные глубины человечности и широты сердца...».
Театральный критик И. Вишневская в «Литературной газете» писала о роли Чередникова в спектакле «Виринея» Л. Сейфуллиной: «Ярок в спектакле... крестьянин Магара, своеобразный деревенский праведник... Чередников - актёр могучего темперамента, идущего ещё от мочаловского корня...».
Роль Магары была одной из самых значительных в этом спектакле, выдвинутом на соискание Государственной премии СССР. Вскоре после её исполнения С.А. Чередникову было присвоено звание народного артиста РСФСР. Центральная газета «Правда» (театральный критик Вл. Пименов) писала: «Артист и раньше знал отличные победы на творческом своём пути, но именно в революционной пьесе, ставшей советской классикой, сумел он наиболее полно раскрыть лучшие черты своего дарования - острый интеллект, чувство народной основы, персонаж какой-то неуёмный, ликующий внутренний оптимизм, умение сочетать горячую страсть и холодный разум...».
Смоленская газета «Рабочий путь» так характеризовала эту роль актёра: «Он, как замшелый кедр. Сила - от земли, которая вспоила и вскормила его и которую он любит безотчётно, а замшелость - от обстановки, душной, пропитанной насквозь невежеством и суеверием...».
Во время гастролей театра во Владимире газета «Призыв» (критик П. Шерышев) писала о Магаре Чередникова: «Образ выдержан в духе эпической монументальности...».
Колоритен был и отставной солдат, работник Митрич из «Власти тьмы» Л.Н. Толстого в исполнении Чередникова. «Он груб. И пороли его за пьянство, да душа у него чистая. Людей он не боится...» (критик М. Эйдельман).
Также по-чередниковски мощно и многопланово был сыгран Иван Грозный в спектакле по пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич»: «Именно многоплановость и богатый опыт позволили Чередникову психологически убедительно справиться с трудными нюансами роли» (С. Глушенков).
Четверть века назад не стало Сергея Арсеньевича, но воспоминания о нём живы до сих пор.
Для известного радиожурналиста Ларисы Русовой особенно памятны в связи с С.А. Чередниковым 50-е годы, когда она посмотрела спектакль «Денис Давыдов»: «Впечатление было потрясающее: царственная осанка, в эполетах, аксельбантах и на белом коне Кутузов-Чередников! Я не помню подробно спектакль, но Чередников! Выезжал на коне ОН - и конь был белый...»
Много игравшая в спектаклях с С.А. Чередниковым заслуженный работник культуры РФ Т.Г. Мокринская вспоминает: «Это был человек-поэт. Мало кто знал, что он писал стихи, красивые, глубокие, трогательные. А какое у него было чувство юмора! Мы вместе играли в «Сказках старого Арбата» А. Арбузова, «Власти тьмы» Л.Н. Толстого, «Гнезде глухаря» В. Розова, «Иване Васильевиче» М. Булгакова - и он всегда думал прежде всего о партнёре, поэтому игралось с ним легко...»
В течение многих лет Сергей Арсеньевич Чередников возглавлял Смоленское отделение Всероссийского театрального общества (ныне Союз театральных деятелей), при нём открылся в городе Дом актёра.
Осталось много архивных материалов, рецензий, статей, фотографий, видеозапись художественного фильма Виктора Турова «Люди на болоте», где Сергей Арсеньевич исполняет одну из ролей. Тёплые воспоминания написаны о нём Вл. Пантелеевым (1979 г.): «Сергея Арсеньевича часто можно встретить в центре города: в саду им. Глинки или на аллее около театра. Добрые улыбающиеся глаза, крупные и вместе с тем мягкие черты лица. Он идёт, опираясь на черную лакированную суковатую палку, высокий, широкоплечий. Идет не спеша... С ним здороваются, и он отвечает приветливо. Некоторые, пройдя, останавливаются. И тогда он слышит за спиной: «Артист! Как он Грозного сыграл! А Кутузова, помнишь, в «Денисе Давыдове»? А Магару в «Виринее»?..»
Жив Сергей Арсеньевич - в благодарной памяти смолян.

Людмила Лисюкова

«Смоленская газета», 7.11.2008 г.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен