Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Юсуф Аскаров

Юсуф Аскаров фотографии
Годы жизни
Категории
Театральный деятель, Актёр
Театры
Фотоальбом
Обсуждение

Аскаров Юсуф Алиджанович

Родился 25 февраля 1917 года в Петрограде в семье служащего персидского консульства в России.

Заслуженный артист РСФСР (1969).

В 1937 году окончил театральное училище при Ленинградском Большом драматическом театре (мастерская народного артиста СССР Василия Софронова). После окончания училища играл в филиале БДТ в Мурманске, затем служил в армии, в ВВС Северного морского флота, где занимал должность художественного руководителя Дома флота ВВС.
В 1946 году был репрессирован (осужден по 58-й статье), играл в ГУЛАГовском театре. В 1955 году освобожден и отправлен в ссылку в Абан. Реабилитирован в 1956 году Военным трибуналом Северного флота. В Ачинске появился в конце 1957 года как ссыльнопоселенец.

С 1958 года - актер, затем режиссёр-постановщик Ачинского театра драмы.
Актер Красноярского театра.
C 1969 года - главный режиссер Красноярского театра кукол.

Ушел из жизни 17 мая 2004 года.

последнее обновление информации: 13.07.13
Актер Актерыч "крепостной"

- Вам, наверное, курьезы нужны? Журналисты до курьезов охочи! - Юсуф Алиджанович смеется, и вокруг глаз у него собираются не лучики, а лучи морщин - пусть! Зато в самих глазах прыгают молодые задорные чертенята. - Курьезы у меня начинаются с первого выхода на сцену: я играл цыганенка в школьном спектакле, а в зале сидел мой младший братишка... Посреди спектакля он вдруг закричал: "Юсуф, я писать хочу!" Я никогда не терялся на сцене сильнее, чем в тот раз!

Аскаров родился 25 февраля 1917 года в Петрограде. Его отец был персом (иранцем), служащим персидского консульства в России. Мать работала в артели, куда, кстати, учеником слесаря-механика устроился и сам Юсуф после того, как отец умер и семья осталась без денег.

В 1933-м Аскаров отважился поступать в театральное училище при Ленинградском большом драматическом театре и - снова курьез. На вступительных экзаменах его, верткого, с колоритной внешностью, попросили станцевать лезгинку, но он не рискнул: а ну как во время зажигательного танца отвалятся подошвы вконец прохудившихся туфель - их и без того приходилось приматывать проволокой! Юсуф предпочел медленный и чинный танец Шамиля.

...Училище он окончил с отличием в 37-м, играл в филиале БДТ в Мурманске, а после, как раз в военные годы, служил в армии, в ВВС Северного морского флота, где занимал должность художественного руководителя Дома флота ВВС.

Почему же его называют актером "крепостного" театра?

Военный аэродром, который обслуживала часть, где служил Аскаров, принимал в том числе и английские самолеты, английские летчики захаживали в Дом флота, общались с худруком, как-то раз подарили календарь с пикантными женскими фото... Этот-то календарь и стал главным "вещдоком", когда в 1946 году Юсуфа Алиджановича обвинили по традиционной 58-й статье в измене родине.

Но ему повезло (если здесь уместна речь о везении). Он не тянул вместе со всеми знаменитую "сталинку" - железную дорогу, которая должна была, точно наручниками, сковать рельсами русские севера, но, построенная на костях зеков, сама стала "мертвой" -- бездействующей... Аскаров играл в ГУЛАГовском театре, в том, что называли "крепостным", ведь он целиком и полностью был во власти лагерного начальства - оно "заказывало музыку". Впрочем, оно же "платило деньги" - на содержание театра не скупились: актеров кормили сытнее, чем прочих заключенных, для них шили отличные костюмы, выписывали самый лучший грим... Сначала Аскаров "мотал срок" в городке Абезь на Печоре, там с ним на сцену выходили "крепостные" князь Леонид Оболенский - кинорежиссер, князь Борис Болховский - мастер художественного слова, Всеволод Топилин - музыкант, первый аккомпаниатор Давида Ойстраха, а театральным оркестром (был и такой!) руководил Юрий Силантьев - в будущем главный дирижер оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Но железная дорога строилась, и начальство, управлявшее строительством, переезжало все дальше на восток, а вместе с ним переезжал и театр. Так Юсуф Аскаров попал в Красноярский край: сначала в Игарку, затем в Ермаково. Здесь за театр взялся новый лагерный божок-самодур, подполковник Штанько, который... запретил аплодировать актерам-зекам - много чести! И Юсуф Алиджанович отказался выходить на сцену, его вмиг разжаловали из артистов, отправили на лесозаготовки...

Впрочем, Аскаров неохотно рассказывает о лагерях - куда приятнее вспоминать о жизни после реабилитации, после 1953 года. О том, как играл в Канском и Ачинском драмтеатрах и зритель ходил не на спектакль - на него, Аскарова! О том, как уже в качестве главного режиссера поставил в этих театрах сотню с лишним спектаклей. О присвоении ему в 1969 году звания заслуженного артиста РСФСР. О том, как в 70-х, переехав в Красноярск, руководил кукольным театром, затем - народным театром ДК железнодорожников, ставил спектакли в музкомедии и даже...

- Хотите еще курьез?! Мне довелось ставить спектакль с глухонемыми артистами! Обществу глухонемых нужно было отличиться на каком-то смотре самодеятельности... А я терпеть не могу писать! Патологически! Письма, заметки - за меня всегда писали жены или секретари. Тут же пришлось переписываться: я - строчку, они - строчку - ужас!!! Хорошо, потом сурдопереводчика нашли. Кстати, спектакль занял на смотре первое место, и мне предложили руководить этим "глухонемым" театром и дальше, заманивали тем, что можно будет бесплатно отдыхать в санатории для глухонемых. Но я отказался -- что там делать, в санатории-то?! Там и поговорить не с кем!

Рассказал Юсуф Алиджанович и о своей семье, о сыновьях. Старший, Алиджан, мог бы стать актером, но отец отговорил: сын с его характером не вытерпел бы, непременно набил бы физиономию режиссеру. И Алиджан стал литейщиком. Зато младший, Юрий - ему, кстати, нет и тридцати, а папе, напомним, 85, -- пошел по отцовым стопам: он пародист, а кроме того, снимается в кино. Так что славная актерская династия Аскаровых продолжается!

Выставка, посвященная Юсуфу Алиджановичу Аскарову, - не единичная акция. Она - первая среди серии, которая планируется в рамках программы "Защита прав и социальная поддержка жертв политических репрессий".

Сойнова Наталья

Юсуф Алиджанович Аскаров - актёр и режиссер-постановщик Ачинского драматического театра

Мало кто из современных людей знает, что на территории города Ачинска жил и творил великий деятель искусства, репрессированный в сталинскую эпоху - Юсуф Алиджанович Аскаров. Недостаточность информации в местном театре и музее не дают возможности нашему поколению узнавать о жизни и судьбе этого человека. А следовательно, если мы не будем знать о таких людях, то не сможем сохранить память о них.

О сталинской эпохе, об ужасах лагерей, об искалеченных судьбах ссыльных людей сказано много. Но «белые пятна» остаются до сих пор. Одно из них – Стройка № 503, которую еще называют «мёртвая дорога» или «дорога в никуда». Это строительство морского порта в Игарской потоке на Енисее и прокладка железной дороги от Салехарда до Игарки протяжённостью 1300 км. Рельсы и шпалы, проложенные на костях невинных людей, до сих пор ржавеют по всей недостроенной заполярной магистрали. Те далёкие события оставили свой след и в истории Ачинска. В 60-х годах прошлого века в Ачинский драматический театр пришёл замечательный актёр и режиссер-постановщик – Юсуф Аскаров.

Аскаров родился 25 февраля 1917 года в Петрограде. Его отец был персом (иранцем), служащим персидского консульства в России. Мать работала в артели, куда, кстати, учеником слесаря-механика устроился и сам Юсуф после того, как отец умер, и семья осталась без денег. Свою будущую профессию выбрал еще в школе. Из статьи Виктора Евграфова (сына премьера труппы Абизьского драматического театра Владимира Евграфова), беседовавшего с Юсуфом Алиджановичем Аскаровым: «Перед восседающими за столами элегантными мэтрами – артистами и педагогами – ежатся парни и девчата, пришедшие по объявлению о наборе в студию БДТ. Здесь же и наш юный Юсуф-Али со своим фантастическим репертуаром: лермонтовским Фернандо из драмы об испанцах, отрывком из скетча «100 марок». Его приняли в студию при Большом драматическом театре имени М. Горького, в мастерскую будущего народного артиста СССР Василия Софронова. Отсюда актёр попадает на сцену театра Мурманска. Когда началась Великая Отечественная война, Юсуф уже служил в воздушной части северного морского флота, где занимал должность художественного руководителя Дома флота ВВС. Но и в такое суровое время Аскаров создает замечательные концертные программы, руководит самодеятельностью летчиков. В 1946 году старшина Аскаров попадает на допрос в «СМЕРШ». Ему предъявляют обвинения: якобы он умышленно испортил избирательный бюллетень. Далее появились подозрения в «шпионских» связях Юсуфа с англичанами. За это он получил 10 лет лагерей. Таким образом, Юсуф Алиджанович оказался на Стройке №503 Салехард - Игарка. В незнакомый ранее посёлок Абизь Аскаров прибыл в 1948 году. Здесь он встретился с бывшим редактором газеты «Известия» А. Моровым, заключённым, заведующим литературной частью Абизьского театра. Рассказал Морову о себе.

– Ждите решения. Скорее всего, будете работать у нас, - резюмировал Моров итоги этой встречи на «высшем» барачно-пересыльном уровне.

Через некоторое время Аскаров был доставлен с охраной прямо к порогу деревянного здания Абизьского театра, где состоялся просмотр. Так он начал работать в театре. Актёры жили в «штабных» колоннах в отдельных, более благоустроенных бараках. Чуть лучше питались, чем мученики на общих работах. Отношение лагерных чиновников было к ним немного более мягкое. Ну а в остальном – всё то же самое, как и у других заключённых. Побудки, проверки, конвой, колючая проволока.
В 1949 году «крепостной театр» вместе со стройкой переехал сначала в Игарку, а затем в Ермаково, где «враги народа» учили, развлекали рядовых строителей железной дороги, теперь уже Салехард – Игарка. Из Ермакова летом 1950 года Юсуф Аскаров и ещё несколько других талантливых актёров были переведены в строгорежимный Озерлаг. И причиной тому было одно – слишком большим авторитетом стали пользоваться они, заключённые артисты, среди вольного населения, а меры пресечения, вроде нелепейшего запрещения аплодировать артистам, ни к чему не приводили.

В Ачинске появился Юсуф Аскаров в конце 1957 года как ссыльнопоселенец. В 1958 году пришёл работать в Ачинский драматический театр вначале актёром, затем режиссёром-постановщиком. Первая его роль была в спектакле «Стряпуха».

Ачинский театр вошёл в жизнь Аскарова памятной вехой. Аскаров говорил: «...Я выжил только благодаря театру». Действительно, лагерное начальство снисходительнее относилась к инженерам, актёрам, медикам. Юсуф Аскаров на сцене Ачинского театра играл первые роли, и многое ставил сам. На счету этого тонкого, нервного режиссёра, прекрасно знавшего актерскую природу, немало открытий. Емкий, полностью отвечающий публицистическому стилю спектакля символ он находит с художником К. Винтером для пьесы «Дамоклов меч» турецкого драматурга Назыма Хикмета. Им становиться жуткий балахон куклуксклановца, олицетворяющий человеконенавистническую суть атомного психоза. Заслоняя солнце, нависает он мрачной тенью над легкими высвеченными панелями, в которых угадывается призрачно – яркий фасад американского образа жизни. И вся постановка выливается в страстное осуждение поджигателей войны и тех, кто, позабыв о совести, послушно им пособничает. Но успех политических спектаклей не делает Ю. Аскарова поклонником одной темы. Он обращается к драме И. Соболева «Смертный приговор» и психологически точно показывает угасание человека в дезертире. Его увлекает комедия, и «Лунная соната» Ариадны Тур наполняется «проблемным» смехом. Ю. Аскаров как никто другой последователен в разноплановости своих поисков. Его режиссёрское «я» с каждым годом растет, позволяя высказываться с той остротой и определённостью, на которую способна лишь требовательная творческая личность. В 1969 году ему присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР». Вскоре он стал главным режиссером Красноярского театра кукол. В книге Сергея Кардаша «Мгновения и годы» есть такие слова Юсуфа Алиджановича: «Какой магнит приковал меня на десять лет к Ачинску? … Очевидно, прежде всего, люди. Да! Невозможно не любить город, в котором оставил частицу своего сердца! Город, где жил и работал с замечательными людьми и чудесными режиссерами, актёрами, художниками…».

В апреле 2000 года в «Ачинской газете» было напечатано письмо – обращение Юсуфа Аскарова «Молодость моего сердца»:

… Я с чрезвычайной радостью, на какую только способно моё сердце, приветствую городскую газету в день её сланного юбилея! Ачинск!... Это целая эпоха в моей большой жизни. Это лучшие годы! Это драматический театр, на сцене которого я поставил лучшие спектакли и сыграл лучшие незабываемые роли. Это «Ленинский путь», в статьи и рецензии которого мы так жадно вчитывались. Это замечательные, по сей день страстно любимые люди, имена которых я просто не в состоянии перечислить. Это молодость моего сердца! Я давно у вас не был. Увы, здоровье! Но я всегда с вами! Всей душой, всем своим существом, которое я никогда не щадил ради счастья нашей жизни.

Пантюхина Анна Юрьевна

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 3
Аскаров Алиджан Юсуфович (Красноярск)   16.04.2018 - 19:02
А у Юсуфа Алиджановича есть старший сын Алиджан, который практически одно лицо с отцом. который прожил с ним с 1947- 1982 год и с мамой приехал к папе в ссылку и до самой смерти был в тесном контакте.... читать далее>>
№ 2
Luyda R (Москве)   21.08.2016 - 18:02
Где. Мама. Юрика? читать далее>>
№ 1
Luyda R (Москве)   21.08.2016 - 18:01
А где. Мама. Юрика. Может. Быть. Нина аскарова. У нее муж. Был. На. 25 лет. Старше А? читать далее>>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен