Нынешняя громкая, заслуженная известность Театра драмы Республики Саха (всероссийская и всемирная) во главе с гениальным режиссером драмы А.С. Борисовым, зиждется, на мой взгляд, на прочном творческом фундаменте, который заложило, надежно и основательно, предшествующее поколение. Имена Т. Местникова, С. Григорьева, Ф. Потапова навсегда вписаны в Книгу первых режиссеров - строителей якутского драматического искусства. Федот Федотович Потапов воспитал и вдохновил на творческие свершения великого Дмитрия Федоровича Ходулова, золотыми буквами вписаны в эту Книгу славные имена Марка и Матрены Слепцовых, Афанасия Петрова, Гавриила Колесова, Виктора Савина, Ксении Адамовой и других. Те спектакли якутской драмы, которые я увидел, такие как “Пока бьется сердце“ - Софрона Данилова, “Наара Суох“ - И. Гоголева, “Отелло“ - Шекспира, “На дне“ - Горького поразили меня, молодого оперного режиссера, четкостью и образностью донесения замысла спектакля, яркостью мизансцен и главное, детальнейшей разработкой с актерами их ролей, великолепной пластикой и четкой дикцией.
Режиссуре Федота Потапова было свойственно глубокое проникновение в “душу“ замысла спектакля, краткость и четкость сценографии, философская глубина решения образов.
Я, уже писал о том, что якутская драма времен Ф.Ф. Потапова, стала доброй и заботливой “матерью“ зарождавшейся якутской оперы. Мы ходили друг другу на спектакли, до хрипоты спорили о проблемах сценического действия, не навязчиво и искренно давали друг другу советы, просто, по-человечески дружили.
Федоту Потапову художественное руководство музыкального театра, в разные годы поручала постановку первых якутских опер, оперетты. Он добротно и профессионально впервые поставил оперы “Лоокуут и Ньургуhун“ - Г. Григоряна, “Красный шаман“ - Г. Литинского, “Песнь о Манчары“ - Г. Комракова, оперетту Г. Григоряна “Цветок Севера“.
В 1977 г. я совместно с Ф. Потаповым поставили на сцене Музыкального театра оперу М. Жиркова и Г. Литинского “Нюргун Боотур стремительный“. Режиссер Ф. Потапов четко, профессионально грамотно и кратко ставил перед актерами-певцами сценического действия, с явным отличием от сценического действия в драматическом театре, с определенной разницей в отношении условности, с различной манерой актерского общения, с разницей в построении мизансцен спектакля. На основе абсолютного творческого взаимопонимания родился интересный оперный спектакль, выдержавший более 20-ти аншлагов и продержавшийся в репертуаре театра около 5-ти лет.
Вообще, творческое общение с Ф.Ф. Потаповым очень меня интеллектуально обогащало. Он был прост и доброжелателен, с неиссякаемой энергией и творческой фантазией, без тени кичливости и высокомерия. Интереснейшая, яркая личность в истории развития якутского театрального искусства!
А.А. Хроленко
обсуждение >>