Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Алексей Алексеев (V)

Алексей Алексеев (V) (Лившиц) фотография
Годы жизни
Категории
Актёр, Театральный деятель
Фильмография
Театры
Обсуждение

Алексеев Алексей Григорьевич (V)

Лившиц

Родился в Санкт-Петербурге 4 (16) июля 1887 года в семье русско-еврейского писателя Григория Лившица (Гершона бен-Гершона).

В 1913 году окончил юридический факультет Киевского университета.
Свои выступления на эстраде начал в 1909 году.
В 1914—1915 годах был художественным руководителем Одесского Малого театра, где выходил на сцену в образе «аристократа во фраке».
В 1915—1922 годах работал в театрах Петрограда и провинции.
В 1918 году создал в Ростове-на-Дону Театр-кабаре «Гротеск». Руководил им до 1921 года.
В 1922—1924 годах был художественным руководителем театра «Кривой Джимми» в Москве, а в 1924—1928 годах руководил Московским театром Сатиры.
Начиная с 1928 года как главный режиссёр руководил Московским театром оперетты, где ставил оперетты и свои пьесы: «Людовик …надцатый» (1928), «Полярные страсти» (1930), «Певец из завкома» (1932).
В 1933 году был репрессирован. Находясь в заключении, с 1933 по 1939 год руководил театром заключённых.
В 1939 году вернулся в Москву, работал в Московском театре миниатюр, с 1944 по 1946 год был его главным режиссёром. Ставил программы В.Н. Кнушевицкого, оркестра Леонида Утёсова.
С 1940 года был главным режиссёром Московского театра оперетты, с 1942 года - Иркутского театра оперетты, в 1943—1944 Ленинградского академического Малого оперного театра.
Всё это время продолжал выступать как конферансье. Сцену оставил лишь в 1958 году.

Умер 3 декабря 1985 года.

последнее обновление информации: 16.06.17

ЛЮБОВЬ НАША - ”ГРОТЕСК”

В конце октября в одной из местных газет промелькнула информация о том, что 1 ноября исполняется 85 лет со дня открытия в Ростове-на-Дону театра-кабаре ”Гротеск”.

Коротенькое это сообщение напомнило о том, как магическое и непонятно-красивое слово вошло в жизнь двадцати пяти рисхмовских ребят и девушек, объединив и соединив нас на долгие годы сначала студенческой, а затем и послеинститутской жизни.
Началось все с того, что автор этих строк, а тогда студент-первокурсник РИСХМа, пробующий себя на сцене институтского клуба в качестве конферансье, приобрел книгу известного мастера русской и советской эстрады А.Г.Алексеева ”Серьезное и смешное”.
Надо ли говорить, что прочитана книга одного из родоначальников конферанса и великого острослова была на одном дыхании. Особенно привлекла внимание глава ”Гротеск” – ”по-ростовски”, где рассказывалось о жизни Алексея Григорьевича Алексеева в нашем городе в первые послереволюционные годы.
Обосновавшись в здании гостиницы, которая современникам известна как ”Южная”, А.Алексеев и его актеры быстро обрели популярность в театральном Ростове, в котором в те годы работали и драмтеатр им.Луначарского, и ”Театральная мастерская”, и нахичеванский театр. Самым же посещаемым вскоре стал театр-кабаре ”Гротеск”.
И, конечно, во многом своим успехом театр был обязан автору, режиссеру и конферансье ”Гротеска” А.Г. Алексееву.
Изысканный и саркастичный, выступавший в неизменном фраке, с моноклем и улыбкой на тонких губах, Алексей Алексеев был королем импровизации и мастером диалога с залом. Причем залом достаточно сложным. Из которого в ответ на обращение ведущего ”А сейчас, дорогие товарищи…” могло вдруг раздаться с галерки ”Гусь свинье не товарищ…”, и - моментальная реакция конферансье – ”Ну что ж, в таком случае – я улетаю…”
Под стать А.Алексееву были и многие его партнеры по сцене. В театре, пользовавшемся успехом у самой различной публики – в зависимости от того, в чьи руки переходил город, в то смутное и мятежное время пробовали свои силы актеры В.Хенкин, В.Владиславский, Ф.Курихин, композиторы братья Покрасс, драматург И.Прут. Спектакли посещали М.Тухачевский, С.Буденный, Д.Бедный, а иногда и ”белый” цвет России.
Когда позже, изучая историю театра, я знакомился с архивными документами и старыми подшивками газет, приходил к выводу о незаурядности коллектива.
”Гротеск”, ”Гротеск” составляет жизни блеск…” Такие вольно-декадентские стишки о возникшем недавно театре звучали в нэповском Ростове.
”Гротеск” не просто забавный маленький театр, это правнучек, кровный отпрыск семьи российского театрального ”Сатирикона”… В ”Гротеске” кончилось творчество нелепого, все остроумно, мило, занятно”, - писал О.Мандельштам в журнале ”Обозрение театров Ростова и Нахичевани” №6 за 1922 год.
Ростовская газета ”Коммунист” называла Алексеева ”талантливым, чутким и умным руководителем театра”, отмечала высокий художественный уровень спектаклей.Посудите сами, каково было совершенно аполитичному, аристократичному, далекому от идеологичесих противоборств Алексееву снискать уважение и признательность совершенно разных судей и поклонников его таланта. Но он успешно балансировал на тонкой нити, проходившей между белым и красным, оставаясь кумиром тех и других, не скатываясь к ”предательству”, ”двуличию”, а просто честно служа театральной музе, которая всегда оставалась выше идеологических разногласий, как ни старались приверженцы соцреализма или их противники.
Но это все стало известно мне гораздо позже. А пока…
Читал я, захлебываясь от восторга, мемуары Алексеева и все больше приходил к мысли, что многое в принципах составления программы и режиссерских приемах очень уж походило на рисхмовские стэмовские спектакли. Руководитель нашего коллектива – высокий, красивый, чрезвычайно обаятельный обладатель бархатно-рыкающего поставленного голоса Александр Попов готовил наши выступления примерно по такой же схеме. Одобряя мои опыты конферирования в эстрадном оркестре, где я довольно нахально раздваивался между своей ударной установкой и микрофоном, к которому выходил с монологами и перебивками-связками, Александр Николаевич ввел конферанс в стэмовские концерты. И вот из книги я узнаю, что в старом алексеевском ”Гротеске” спектакли состояли из трех отделений. В первом шли концертные номера, исполняемые актерами театра – песни, романсы, танцевальные и мимические миниатюры. Во втором разыгрывались водевили или пародийные спектакли. Последнее отделение составлялось из различных смешных интермедий. И все это связывалось остроумным конферансом, который у А.Алексеева, как правило, рождался экспромтом по ходу действия, с учетом реакции зала.
Вполне естественно, что возникла идея убедить нашего Попова, отказавшись от избитой аббревиатуры ”СТЭМ”, назваться красивым и загадочным именем ”Гротеск”. Причем не просто использовать это известное в театральном лексиконе слово, а перебросить мостик в далекие, отделенные пятидесятилетним отрезком истории, годы, провозгласив себя преемниками, последователями традиций старого театра, воскресив его имя и какие-то постановки на студенческой сцене. Мы свято уверовали, что приняли эстафету старшего, хотя и не подозревающего об этом, брата – ”Гротеска”. Однако мысль о том, что подобное столь вольное обращение с классикой недопустимо, привела нас к решению официально оформить ”родство” с театром А.Алексеева. И мы отправились в Москву, чтобы разыскать и лично познакомиться с автором полюбившейся книги, а если получится – уговорить его стать нашим крестным отцом. И, надо сказать, наши усилия были вознаграждены. Алексей Григорьевич оказался на редкость демократичным, общительным и, несмотря на преклонные годы, современным человеком.
На прощание он подарил нашему коллективу свою фотографию с очень теплой надписью, ставшей индульгенцией, отпускавшей нам грех вторжения в калашный ряд с более чем скромными студенческими способностями, но непомерными претензиями. Отеческое отношение к нам великого Алексеева, конечно же, придало силы. В условиях негласной конкуренции между стэмами города, среди которых действовали такие ”зубры”, как ”МОСТ” Ростовского университета, театр ”МАФО” В.Креслова, театр строительного института, мы вместе с благословением мэтра эстрады получили как бы новый статус. Но и ответственности, конечно, прибавилось.

Анатолий Яровой

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 2
Алексей Легкий (Волжский)   4.04.2014 - 21:54
Здесь к сожалению ошибка, что Алексеев озвучивал в разгроме, а на самом деле вместо него А.Лившиц озвучивал. Вот этот Лившиц озвучивал в разгроме который с Левенбуком и в радионяне выступал - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B2%D1%88%D0%B8%D1%86,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 читать далее>>
№ 1
Дорф. (Самара)   11.07.2013 - 19:29
В общении А.Г. был необчайно прост,доступен и до сих пор остаётся для меня образцом интеллигентности.Д. читать далее>>
«Дефолт»
Ролики фильмов
«Дефолт»
Глава отдела по денежно-кредитной политике Банка Кореи уверяет, что страна столкнется с финансовым кризисом, но её никто не слушает.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен