Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Наталья Юргенс

Наталья Юргенс фотографии

Юргенс Наталья Никитична

14 февраля 1932, Ленинград, РСФСР, СССР — 2 июня 2014,
Мариуполь, Донецкая область, Украина.

Заслуженная артистка РСФСР (15.08.1967).
Народная артистка Украинской ССР (1976).

В 1954 году окончила Ташкентское музыкальное училище.
Работала в театрах Ташкента, Якутска, Сыктывкара.
С 1960 по 1969 гг. служила в Томском драматическом театре.
С 1969 года была актрисой Донецкого областного русского драматического театра (г. Мариуполь).

Муж - заслуженный артист РСФСР Георгий Лесников.
Дочь – актриса Дарья Юргенс (Лесникова).
театральные работы
Медея («Медея» Ж. Ануя)
Клея («Эзоп» Г. Фигейреду)
Валя («Иркутская история» А. Арбузова)
Лариса Огудалова («Бесприданница» А. Островского)
Катарина («Укрощение строптивой» В. Шекспира)
Гелена («Варшавская мелодия» Л. Зорина)
Васса («Васса Железнова» М. Горького)
Настасья Филипповна («Идиот» Ф. Достоевского)
Кручинина («Без вины виноватые» А. Островского)
Калугина («Сослуживцы» Э. Брагинского, Э. Рязанова)
Клементина («…Забыть Герострата!» Г. Горина)
Матрена («Власть тьмы» Л. Толстого)
Люция («Донна Люция» Ю. Хмельницкого)
Эдда («Бабочка...бабочка...» А. Николаи)
Памела («Дорогая Памела» Д. Патрика)
Актриса («Ретро» А. Галина)
Г-жа Пернель («Тартюф» Ж.Б. Мольера)
Софья Карпухина («Прощальная гастроль князя К.» по Ф. Достоевскому)
Софья Ивановна («Рождественская сказка» Н. Птушкина)
Софилла («Плут, богач, жена, любовник» («Каландрия») Б. Довици)
«Оскар и Розовая дама» по пьесе Э.-Э. Шмитта (моноспектакль)
«Живи и помни»

последнее обновление информации: 09.08.17

Разве можно ее позабыть?

Томская «бесприданница» в ушедшем году стала «жинкой Украины»

Незыблемость правил подтверждают исключения. Рассказ о народной артистке Украины Наталье Юргенс - тот самый случай. Ведь обычно героями рубрики "Дорогие мои земляки" становятся люди, которые живут на Томской земле и работают, так сказать, на ее благо.
Но исключение для Натальи Никитичны сделано не случайно. Во-первых, потому что Юргенс была-таки томичкой - с 1960 по 1969 год, когда служила в Томском драматическом театре. (Между прочим, уехала она из нашего города в звании заслуженной артистки РСФСР.) Во-вторых, потому что связи с Томском она не порывает, до сих пор поддерживает отношения с томичами. Вернее, с томичом - с Сергеем Александровичем Королевым, заведующим музыкальной частью Томской драмы.

Собственно, благодаря ее письму Сергею Александровичу и появился повод вспомнить сегодня о замечательной томской актрисе Наталье Юргенс. Незадолго до Нового года Наталья Никитична, ныне народная артистка Украины, которая с 1969 года живет в Мариуполе и играет в русском драматическом театре, сама напомнила о себе. В письме, адресованном Королеву, она сообщала, что в 2002-м удостоилась чести быть включенной в биографическую энциклопедию "Женщины Украины".
В конверт было вложено и фото, на котором запечатлены жена Сергея Бодрова, мальчик Егор - внук Юргенс, сам Сергей Бодров-младший и Даша Лесникова, актриса и дочь Юргенс. Они снялись в день московской премьеры "Брата-2" (Дарья играла в этом фильме).
Фотографию Наталья Никитична послала, чтобы Сергей Александрович, ее давний друг, посмотрел и порадовался, какой замечательный внук у нее растет. И как похорошела Дашка, ее с Георгием Лесниковым дочь, которая стала талантливой актрисой, снимается в кино, играет в молодежном театре на Фонтанке в Санкт-Петербурге. А само письмо написала на ксерокопии статьи о себе... Статья, кстати, посвящена 70-летнему юбилею Натальи Юргенс и написана незадолго до бенефиса актрисы. Начинается материал так: "Ее знает вся Украина, ее помнят десятки городов России, ее талант по сей день покоряет сердца...".
Среди этих десятков российских городов есть и Томск. И есть" еще в нашем городе люди, которые помнят Наташеньку Юргенс. Вспоминают о ней с теплотой, нежностью, граничащей с восторгом и даже легкой грустью: мол, с тех самых пор томская сцена не знала больше такой лирической героини.
Ее историю можно рассказать как волшебную сказку про Золушку, которая свое счастье и принца нашла на Сибирской земле. Нет, злой мачехи у Наташеньки Юргенс не было. Если не считать мачехой войну. 9-летняя девочка пережила все ужасы ленинградской блокады. По Дороге жизни ее вместе с мамой эвакуировали в Ленинабад. Именно в этом городе она впервые вышла на сцену Таджикского театра оперы и балета.
Юная, хрупкая красавица, правнучка видного ученого, основоположника металловедения Дмитрия Чернова, с тем же упорством и с той же страстью крутила фуэте, с какой ее прадед искал свою "огненною точку" - точку плавлений металла... Бог щедро наградил талантами Наташу Юргенс. Кроме потрясающей пластики, она обладала и великолепным голосом, и сильным драматическим дарованием. Она будто создана была для музыкального театра.
- На "почтовом" только что открылся Театр оперетты, когда туда приехала молодая актриса Наталья Юргенс, - рассказывает Сергей Королев. - Приехала не одна - с мужем и маленьким сыном. В это же время в труппу пришел молодой красавец Георгий Лесников, выпускник Свердловского театрального училища. Они репетировали, а потом играли спектакль, где их герои влюбляются. Сильное, ураганное чувство вспыхнуло и между актерами...
Тот спектакль, можно сказать, стал репетицией их семейного счастья. Юргенс ушла от мужа, взяв сына. Лесников развелся с первой женой. И получилась новая архиартистичная, архиталантливая пара. А в 1960 году Томский драматический театр "ограбил" своего молодого соседа - будущий Северск. Оттуда ушли сразу четыре замечательных артиста - Наталья Юргенс и Георгий Лесников, Александр и Ася Ратомские.
Вернее, они не "ушли из...", а "пришли к..." Пришли они к Илье Колтынюку, который в начале 60-х был главным режиссером областного театра драмы.
Московский критик Виктор Калиш в книге "Театральная вертикаль" назвал время режиссерства Колтынюка "первым заметным взлетом Томской драмы". Практически все спектакли Ильи Борисовича тогда шли по разряду новаторских. Но главный режиссерский талант Колтынюка заключался в том, что он умел раскрывать актерские дарования. В Наталье Юргенс он увидел Ларису Огудалову, а до этого - Клею (ради Клеи - Юргенс и была затеяна постановка "Эзопа").
"Главной победительницей "Иркутской истории" стала Наталья Юргенс, сыгравшая роль Вальки-дешевки, превращающейся по ходу действия в расправившую плечи и шагнувшую в новую жизнь славную и красивую Валентину Актриса пленила зрителей не только сценическим мастерством, но и бесконечным, удивительным обаянием. Отличавшим впоследствии и все созданные ею образы", - такой запомнил Наталью Никитичну известный томич Владимир Суздальский.
Бесспорно, самой большой удачей Юргенс в томский период стала роль Ларисы Огудаловой в "Бесприданнице". "Многие говорили, что Наталья Юргенс играла хорошо, потому что в ней звучала обезоруживающая искренность, безупречная чистая интонация, - напишет позже московский критик, - Кому-то казалось, что она слишком тонка, слишком аристократична, но это могла быть тайна ее внутренней жизни...
- Когда готовился этот спектакль, Илья Борисович Колгынюк попросил меня написать специально для Ларисы - Юргенс романс, - продолжает вспоминать Сергей Королев. - Я удивился. Ведь существовал уже романс "Будь ты моею", который пела Огудалова в известном фильме! Но Колтынюк настаивал, и я написал романс на слова Фета "Не говорите мне о нем". У Наташеньки был замечательный голос, она ведь вокалистка, окончила Ташкентское музыкальное училище Всякий раз, когда она пела романс, слезы обильно текли из ее глаз. И вместе с Ларисой Огудаловой плакал весь зал...
Зрители плакали и на "Варшавской мелодии", где играли вдвоем Юргенс и Лесников. Этот спектакль, родившийся на гастролях в Кургане, стал их прощанием с Томском. Когда город узнал, что они играют в последний раз, в зале случился переаншлаг. Все бесконечно жалели, что такая красивая пара уезжает. Поговаривали, что у нового "главного" Бориса Дубенского не сложились отношения с Юргенс... Но главное было то, что они уезжали.
Да, два заслуженных артиста России отправлялись в чужой город, но к бывшему томичу - Александру Утеганову, очень мягкому и чуткому человеку и хорошему режиссеру. К тому времени в Мариупольском русском драматическом театре работали уже восемь актеров, которые когда-то играли на томских подмостках. Юргенс и Лесников привезли с собой готовый спектакль "Варшавская мелодия".
В Мариуполе репертуарный список Натальи Юргенс пополнился ролями, о которых мечтает каждая драматическая актриса, - Кручинина в "Без вины виноватых", Васса в "Вассе Железновой", Матрена во "Власти тьмы", Настасья Филипповна в "Идиоте", Медея в "Медее". В свой 70-летний юбилей народная артистка Украины и заслуженная артистка России сыграла роль матери в "Рождественской сказке" по пьесе Н.Птушкиной "Пока она умирала". Юбилейная статья, посвященная Наталье Юргенс, называлась "Разве можно ее не любить?". Мы же можем сказать: "Разве можно ее позабыть?".

Татьяна Веснина

"День добрый", 4 января 2003 г.

Наталья Юргенс - актриса не такая, как все

Меня предупредили - Наталья Никитична непредсказуема, личность она уникальная, как и все талантливые люди, а потому в ее поступках много внутренней свободы: не понравится что-либо в разговоре - беседы не состоится. Оставалось дождаться Наталью Никитичну, которая вот-вот должна была явиться на репетицию.

А тем временем главный режиссер театра Константин Добрунов с упоением рассказывал: "Каждая репетиция, поверьте, для меня праздник. Это - стопроцентная органика. Она не может произнести реплику просто так. Ее имя знакомо поклонникам ее таланта далеко за пределами Мариуполя: даже на гастролях стоит ей только появиться на сцене - в зале тут же раздаются аплодисменты. Не случайно ее имя вошло в Энциклопедию украинского театра".

Чувствуется, что мой собеседник, как и мы, зрители, пленен безграничным талантом Натальи Никитичны. Хотя работать с ней нелегко. Вот что сказал ей однажды народный артист Украины главный режиссер театра, с которым она проработала много лет, ныне покойный Александр Утеганов: "Мне было трудно с тобой… Очень… Ощущение такое, будто вытаскиваю из огня поленья…".

И вот мы встретились с Натальей Никитичной. Та же знакомая всем, ослепительная улыбка, в глазах - задорный блеск оптимизма и лукавства, черный костюм делает ее подтянутой и собранной. Ни намека на чопорность, преисполненность важности своей персоны. Чуть позже она расскажет, как отец научил ее никогда "не играть актрису в жизни".

"Однажды, - вспоминает Наталья Никитична, - мы ехали с ним "Голубым экспрессом" из Москвы в Ленинград. Я захожу в купе и гордо так говорю: "Ты знаешь, папа, мне только что сказали, что я похожа на актрису". Он ответил: "Это ужасный комплимент, понимаешь, ужасный. Это самое противное, когда актриса - это ак-три-са!". С тех пор всегда, если чувствую, что начинаю заноситься, вспоминаю эту папину фразу, ставлю себя на место, произнося мысленно: "Не будь окончательной дурой, не делай так".

Отца Наталья Никитична обожает, хотя встретилась с ним, когда ей было уже двадцать два года. Он походит из прибалтийских немцев. Был репрессирован, долго жил на поселении. А когда наконец дочь встретилась с отцом, то старалась всячески выразить ему свою любовь. Фамилию его носит с гордостью. К слову, любители сериалов, к примеру, такого, как "Морские дьяволы", наверняка обратили внимание на фамилию Юргенс в титрах - это играет дочь Натальи Никитичны - Дарья, до недавнего времени носившая фамилию отца, талантливого актера, заслуженного артиста РСФСР Георгия Лесникова. "Ей не понравилось, как произносят эту фамилию в коллективе, где она работает, вот и взяла мою", - объясняет Юргенс-старшая.

С Георгием Михайловичем Наталья Никитична прожила долгую семейную и творче-скую жизнь. В Мариуполь они приехали в 1969 году - привезли "Варшавскую мелодию" по пьесе Л. Зорина и сразу полюбились мариупольскому зрителю. Затем были Катарина ("Укрощение строптивой" В. Шекспира), Клементина ("…Забыть Герострата!" Г. Горина), Настасья Филипповна ("Идиот" Ф. Достоевского) и многие другие. Более 150 ролей сыграла за свою жизнь Юргенс. Чувствует ли свою "маститость" актриса? Наталья Никитична отвечает живо, со звонким смехом: "По характеру - это не мое. Считаю, что ничего я за эти годы не приобрела, ничего не сделала, ничего у меня не получилось, вот такое у меня ощущение".

И это не самоуничижение. Это ее сущность. Есть еще одна черта характера Натальи Никитичны, которая не всегда однозначно воспринимается даже ее коллегами, - неиссякаемый оптимизм. Иных такая "маска жизнелюбия" даже раздражает. Она порой сама удивляется, откуда берутся силы, чтобы справиться с трудностями, которые преподносит ей судьба. Когда умер ее муж Георгий Лесников (а было Наталье Никитичне тогда всего 49 лет, и больше замуж выходить не захотела), через день она должна была играть комедийную роль. "И, представьте себе, сыграла, публика принимала "на ура!" - вспоминает сейчас актриса.

И как бы ни старалась она "быть такой, как все", оригинальность ее проявляется не только на сцене, но и в быту. Я спросила у нее, не хочет ли вернуться в Петербург, где прошло ее детство и откуда девятилетней девочкой была эвакуирована вместе с семьей во время Ленинградской блокады. К тому же в этом городе блистает сейчас на театральных подмостках ее дочь Дарья Юргенс. "Вы знаете, - в раздумье отвечала она, - когда-то я скучала по Ленин-граду - поэтично, с ностальгией. И плакала. Когда я уезжала из этого города, то закрывалась зонтом, почему-то всегда шел дождь, и плакала вместе с дождем. А сейчас вдруг что-то произошло - я не хочу ехать в Ленинград. Я не знаю, где живет моя дочь, не знаю, какая у нее квартира, как туда подыматься, какая дверь - ничего не знаю, не была".
С дочерью у нее сложились особые отношения, я бы сказала, они лежат в плоскости тонкой материи. Начать с того, что Наталья Никитична, хорошо зная все "театральные прелести", всерьез советовала дочери "перейти вон на ту сторону улицы от дома - в центральный узел связи и выучиться на телефонистку. Но кто меня слушает?!". Поняв, что дочь не переупрямить, Юргенс-старшая сказала как-то: "Дай мне хоть послушать, что ты там читать будешь. Может, это все не пригодится". Даша ответила: "Н-е-т. Я тебя стесняюсь". А когда ехала поступать в Ленинградский государственный институт театра музыки и комедии им. Черкасова (сейчас это академия), мать кричала ей по телефону (была в это время на гастролях в Черкассах): "Не вздумай! Я запрещаю!".


Но дочь стала актрисой. Да еще какой! А судьба словно ведет ее дальше по жизненному пути матери: труппа Молодежного театра на Фонтанке в Санкт-Петербурге выезжает на гастроли в Македонию. В репертуаре театра - "Медея". Дарья - в роли Медеи - особой роли в жизни матери. Сцена театра Одеон. Ах, как она играла - зрители влюбились в ее Медею. Когда ей сообщили, что за эту роль Дарье Юргенс дали звание заслуженной артистки России, Наталья Никитична искренне удивилась: "Дашка - и Медея?". Но рада успеху дочери несказанно. Сегодня заветная мечта Натальи Никитичны - увидеть дочь-Медею на сцене Мариупольского театра в день своего юбилея. Если бы это стало возможным. А вдруг? Между матерью и дочерью существует какая-то духовная связь на расстоянии.

Она с мягкой иронией и нежностью шутит и по поводу своих отношений с сыном Никитой, одержимым историком, работающим сегодня в городском лицее Мариуполя. Когда рассказывают о Юргенс, то непременно скажут, что она - правнучка Дмитрия Чернова, видного русского ученого, основоположника металловедения, который в то же время многие годы изучал искусство Страдивари.

…Бегут дни, десятилетия. Изменилось ли что в восприятии актрисы, в ее мировоззрении? "Я вам скажу так, - говорит Наталья Никитична, - мне не нравится теперешняя оболочка, в которой я нахожусь. Поэтому стараюсь меньше есть, худею. Часто гуляю на воздухе со своей недавно подобранной на улице собакой - погибала от голода и холода, а теперь оказалась таким роскошным псом-боксером. Животные - моя страсть и мое умиротворение. Меня все дворовые кошки знают и, смею думать, любят". И со свойственной ей иронией добавляет: "А по глупости своей чувствую себя лет на восемнадцать".

Наталью Никитичну интересно слушать. Смысл сказанного ею во многом зависит от интонации, с которой она произносит слово, выражение, фразу. Я спросила у нее, есть еще роли, которые бы она хотела сыграть? В ответ услышала: "Не хочу ничего. О современной драматургии вообще не хочу говорить. Она какая-то не то, что трудная - непонятная. Вот смотрите, что в жизни творится: все в мире сдвинулось - это мне не нравится, все мне не нравится, все не так". - "То есть все упрощенное?" - "Какой там бес упрощенное - все извращенное. Весь мир стал на дыбы. Причем весь, весь, весь".

Все же в будущее актриса смотрит с оптимизмом. И радуется тому, что не стала "ак-три-сой", хотя и чувствует, что "не всегда такая, как все". Однако понимает, что для всех у "жизни есть одно решение - жить!". Это она и старается донести зрителям в спектакле "Оскар и Розовая дама", в котором сыграла Розовую даму в день своего юбилея.

16 Февраля 2007

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 13
Телезритель из Питера (СПб)   6.06.2014 - 11:52
Да упокоится душа... читать далее>>
№ 9
Ольгаша (Харьков)   4.06.2014 - 21:04
... Светлая память. читать далее>>
№ 7
Inna_GIN (Мариуполь)   3.06.2014 - 11:21
Спасибо за Ваш талант, за Ваши роли! У Вас есть достойные продолжатели Вашего таланта - дочь и внук. Пусть душа Ваша упокоится с миром. Мы будем помнить Вас! читать далее>>
№ 6
Бетти   3.06.2014 - 05:34
Наталья много лет работала в Томском театре драмы. Это была красивая, талантливая пара-Юргенс и Лесников. Светлая память! читать далее>>
№ 5
ЮраМ   3.06.2014 - 03:29
Умерла в один день со своим мужем Георгием Лесниковым, через 33 года после его смерти. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен