Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Валерий Лобунец

Валерий Лобунец (Valerijus Lobunecas) фотографии
Годы жизни
Категория
Актёр
Фильмография
Театры
Русский театр Литвы 1967 - 2016
Театр Группы советских войск в ГДР 1964 - 1967
Львовский ТЮЗ с 1961 года
Киевский театр-студия киноактера
Фотоальбом
Обсуждение

Лобунец Валерий Николаевич

Valerijus Lobunecas

16 апреля 1939, Киев, УССР, СССР — 8 июня 2016, Вильнюс, Литва.

В 1961 году окончил Киевский институт театрального искусства имени И.К. Карпенко–Карого.

Играл в театрах Львова, Киева, Группы советских войск в Германии (Потсдам, ГДР).
Снимался в кино.

С 1967 года - в Русском драматическом театре Литвы.
За 50 лет актёрской карьеры на сцене сыграл свыше 100 ролей.

Был также талантливым драматургом, профессиональным художником, выставки его работ проходили не только в Литве, но и за рубежом.

Активно участвовал в жизни украинской диаспоры в Литве, был ведущим телепередачи "Согласие".
театральные работы
Том Уингфилд – «Стеклянный зверинец» Т.Уильямса, реж. И. Борисов, 1968;
Федя – «Жестокость» П. Нилина, реж. Л.Вайнштейн, 1968;
Франц Моор – «Разбойники» Ф.Шиллера, реж. Д.Штайнке,1973;
Бессонов – «Сегодня ночью» по В.Гаршину, реж. В.Захаров, 1981;
Арнхольм – «Женщина с моря» Г. Ибсена, реж. И. Петров, 1982;
Мартини – «Пролетая над гнездом кукушки», Д. Вассермана, реж. В. Гришко, 1984;
Ганефельдт – «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана, реж. В.Туманов, 1986;
Банко – «Макбет» У.Шекспира, реж. Л. М.Зайкаускас, 1993;
Жид, Монах – «Скупой рыцарь. Каменный гость» А.Пушкина, реж. А. Иноземцев, 1995;
Марко – «Берег неба» В.Асовского, Л.М.Зайкаускаса, реж. Л.М. Зайкаускас, 1996
Датский посол – «Кин IV» Г.Горина, реж. Ю.Попов, 1998;
Кутейкин – «Недоросль» Д.Фонвизина, реж. Б.Юхананов, 1999;
Кардинал – «Крошка Алиса» Э.Олби, реж. О.Кесминас, 2000;
Капитан Смоллет – «Сокровища капитана Флинта» по Р. Л. Стивенсону, реж. Ю.Щуцкий, 2001;
Михайло Васильев – «Васса» М.Горького, реж. Э.Мурашов, 2003;
Филле – «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен, реж. Ю. Попов, 2004;
Старик – «Морозко» Ю.Щуцкого, реж. Ю.Щуцкий, 2004;
Маэстро – «Прощай, Лир!» А.Щуцкого, реж. В.Григалюнас, 2005;
Крот – «Дюймовочка» Ю.Щуцкого, реж. Ю.Щуцкий, 2006;
Волк Шарман – «Красная шапочка» Ю. Щуцкого, реж. Ю. Щуцкий, 2006;
Месье Табаро (бухгалтер) – «Голубой рай» М.Поли, реж. М.Полищук, 2007.

последнее обновление информации: 24.08.17

ВАЛЕРИЙ ЛОБУНЕЦ: "У ВИЛЬНЮСА СВОЙ ТАЛАНТ"

Чуть не использовал журналистский штамп: "Валерий Лобунец - один из старейших артистов Русского драматического театра Литвы". Успел спохватиться. Что значит - "старейших"? Беседую с человеком, пышущим энергией. Он полон творческих идей. На вид ему не дашь его лет. Молодые глаза, в речи - юношеский энтузиазм. А ведь только что исполнилось 40 лет его творческой деятельности в Русском драматическом театре Литвы. Плюс семь лет в других коллективах, откуда он и приехал в Вильнюс.
- Валерий, сколько же у вас ролей в нашем театре?
- Больше ста.
- Тогда банальный вопрос: есть любимые? Все помните?
- Помню даже диалоги. Дебютом на вильнюсской сцене стала роль Тома Уингфилда в "Стеклянном зверинце" Теннесси Уильямса. А в роли моей матери была занята сама Моника Миронайте - выдающаяся литовская актриса. Забегая вперед, скажу: спектакль выдержал 100 аншлагов подряд. И вот она произносила вслед моему герою - сыну, уходящему из дома: "Убирайся хоть на Луну!" И тогда следовал мой монолог: "Я не ушел на Луну. Я ушел гораздо дальше... Ибо время - это расстояние между двумя точками на Земле..." Ну и так далее. Все помню. В том монологе - глубокая философия. Она созвучна и моей жизни. А роли... Каждая оставила след в душе. Но с первой у меня к тому же связана удивительная история. Произошла встреча, отголоски которой слышу в своей душе все сорок лет.
- Это романтическая юношеская история о любви...
- Не совсем. Я бы сказал - не о любви, а о неком сожалении. Любовь пришла потом, я создал семью. А тогда после трехмесячных репетиций настал день премьеры. Чтобы снять волнение, зашел в кафе "Неринга". Заказал чашку кофе, решил мысленно поработать с текстом. За мой столик села девушка. Разговорились. Она была из Ленинграда. Пригласил ее на вечернюю премьеру, после которой мы бродили по Старому городу. Говорили мало. Она жила театральным событием. А утром дежурный на проходной вручил мне папку с белыми тесемочками. Обыкновенную такую, советского бухгалтерского типа с надписью: "Передайте, пожалуйста, Валерию Лобунцу". В ней были рисунки на тему вчерашнего спектакля. Я в роли Тома на фоне города. Еще один мой крупный портрет - с глазами Пьеро. Как она это уловила?! Ведь мы с режиссером в течение трех месяцев спорили об этом образе. Он-то мне и говорил, что Том стал жестким человеком из-за жизненных обстоятельств, а внутри он Пьеро. В папке была еще одна картинка: на ученическом листке в клеточку изображен Ленинград, вернее, Петербург. Дамы в кринолинах, с зонтами, болонками. И все это в расплыве питерской дождливой погоды. Необычайно талантливо. И подпись - Валя Вульф. И домашний адрес. Помню, будто было вчера.
Валерий разворачивает старенькую потертую папку, достает ставшие ветхими листы с рисунками. Видно, что извлекал их множество раз. Это - удивительно точные лаконичные рисунки, написанные тонким пером и очень похожие на то, что создавала светлой памяти Надя Рушева, гениальная советская художница, очень рано ушедшая из жизни.
- В ваших словах - явное сожаление. Ностальгия, что ли? По чему?
- По молодости, может быть? И по тому, что я не узнал лучше эту талантливую девушку. Поиск не дал результата. Писал, но ответа не получил...
- А вы не думали, что если бы нашли ее, то все могло оказаться обыденным, исчезла бы тайна романтической встречи? А так, как знать, может быть, тот эпизод оказал влияние на ваше творчество? Романтическое чувство - великая сила.
- Думал. Человек ведь не всегда осознает, отчего возникают "души прекрасные порывы". Лет двадцать назад ощутил какие-то новые творческие возможности. Не исключено, что во мне жила память о рисунках Вали Вульф. Неожиданно для себя сам стал писать картины. Но и еще один толчок был. У меня есть хороший друг - художник Володя Панаськов. У него в гостях рассматривал работы и вдруг что-то почувствовал в себе и набрался наглости, сказал, что хотел бы попробовать. Другу можно сказать, чужому постеснялся бы. Он дал мне кисти, акварельные краски, сказал: "Пробуй". Я намалевал по наитию пейзаж. Володя, скептически глянув, вынес вердикт: "У тебя есть чувство цвета". Дал задания, советы и материалы. С тех пор у меня и появилось новое увлечение. Потом стал писать маслом. А несколько лет назад кроме морального творческого удовлетворения получил и материальное. Привез свои картины на выставку в Канаду, и примерно 20 полотен купили. Смог окончательно решить в Вильнюсе свой "жилищный вопрос".
- Ну, это не неожиданный поворот судьбы, а проявление глубинных творческих возможностей, таланта. Впрочем, действительно нужен толчок. Наверное, он возник благодаря вашему другу и той памятной встрече. А какой толчок забросил в Вильнюс?
- Не верите в чудеса судьбы? А это тоже необычная история. Но для того, чтобы понять, какие подарки преподносит судьба, надо начать сначала. В 1961-м я окончил Киевский институт театрального искусства имени И.К.Карпенко-Карого. Пришел в Львовский театр. Там, кстати, работал молодой актер Роман Виктюк. В тот момент я не мог предположить, что спустя годы окажемся вместе в Русском драматическом театре Литвы - в Вильнюсе он был уже режиссером. После Львова я работал в Киеве в театре киноактера при киностудии имени А.Довженко. И вот как-то иду по Крещатику, а навстречу мне - товарищ, которого не видел с момента окончания института. "Куда пропал?" - спрашиваю. "Работаю в Германии, в потсдамском театре". В те годы это было что-то нереальное. Взял у него адрес, написал письмо, не веря в успех. А через месяц приходит ответ: "Приезжайте, оформляйтесь". Это надо же, какое совпадение: пойти по Крещатику в тот момент, когда там был мой товарищ. Так и возник первый неожиданный поворот в судьбе. Три года отработал по контракту. Отправился в родные пенаты. По пути в Киев в шесть утра поезд остановился в Вильнюсе. Думаю: в Москве был, в Питере был, в Риге и Таллинне был, а в Вильнюсе не был. Захотел посмотреть этот необыкновенный манящий город. И остался надолго. На сорок лет. Это второй поворот.
- ...И здесь на какой-то улице кого-то встретили - и вас пригласили в театр...
- Не так. Судьба пригласила. Значит, оказываюсь утром на вокзале, спускаюсь по улочкам в город. Стою на Кафедральной площади. Проспект, осень, каштаны, кафе "Неринга". Рядом - Русский драмтеатр. Город покорил тишиной, уютом, чистотой. У него свое лицо. У городов тоже бывает счой талант. Я влюбился в Вильнюс. А вечером пошел в театр, смотрел булгаковский "Бег" в постановке главного режиссера театра Е.Хигеровича. И вот судьба сводит с ним. Он приглашает в труппу с предоставлением жилья и дебютом в пьесе "Стеклянный зверинец". И вы после этого не верите в чудеса и в подарки судьбы?
- После такого рассказа как не поверить? А первая роль в Вильнюсе не напомнила про самую первую роль - в Львовском театре?
- Такое не забывается. Это была роль третьего зайчика в спектакле "Красная Шапочка".
- О, как раз для нее вы и учились в театральном институте.
- Не иронизируйте. Смешное было в другом. Я только приехал нз Киева, волнуюсь, дадут ли мне вообще роль. А режиссер говорит: "Будешь третьим зайчиком. Роль без слов". Я обрадовался: все-таки заметили. Но и удивился: "Как это, без слов?" "Подойди к тому человеку, видишь? Все объяснит". Тот и объяснил: "Когда охотники появятся, вон из того угла проскачешь в этот". Наступило время спектакля. А я задержался в городе, чуть не опоздал. Врываюсь в гримерку, накладываю грим, хватаю костюмчик зайчика, напяливаю. Чувствую ушки. Держу руки, как будто это лапки зайчика, и когда пора на выход, начинаю скакать через сцену. И тут артист, исполняющий роль охотника, увидев меня, багровеет, чуть не давится от смеха и шепчет: "Убирайся скорее отсюда". Что такое? Не пойму. Другие персонажи, вижу, тоже прыскают от смеха. Ничего не понимаю. Проскакал за кулисы. Осматриваю себя и в ужасе обнаруживаю, что надел костюм наоборот. Хвостик оказался спереди...
- Однако это не поставило точку на вашей карьере, значит, судьба действительно ведет. Как считаете, а могли быть какие-нибудь другие ее повороты?
- Конечно. Крещатик для меня стал волшебным местом. Я все время встречаю там выдающихся людей. Ну вот, однажды лицом к лицу столкнулся со старым знакомым Сергеем Параджановым. Он позвал сниматься, кажется, в фильме "Тени забытых предков". Но я куда-то спешил. Это потом Параджанов стал выдающимся режиссером, а я, как может показаться, упустил момент. Или вот там же, на Крещатике, меня позвали на пробы для съемок в фильме "Прощайте, голуби" с молодым Савелием Крамаровым. И снова мне было некогда. Как-то раз все там же, на Крещатике, увидел своего давнего друга Бронислава Брондукова. Он тоже куда-то звал. Вскоре на экраны вышел знаменитый на весь Советский Союз фильм "Афоня", где он в паре с Леонидом Куравлевым, исполнявшим роль беспутного слесаря-сантехника Борщова, играл его друга Федула. Масса вроде бы упущенных возможностей. Но я считаю, что главную возможность я реализовал - это жизнь в Вильнюсе.
- Я, кстати, и вас считаю известным, можно сказать, знаменитым, как и многих других актеров вашего театра. Но если говорить о выдающихся личностях, то жизнь обычно балует известных артистов такими встречами...
- Да, они были, и тоже неожиданные. Как-то меня уговорили, а точнее, заставили вести концерт на советско-германском фестивале дружбы. Я ведь работал в Потсдаме в театре группы войск. Там была железная дисциплина и для гражданских лиц. С трудом освоил необходимый минимум по немецкому языку. Все прошло нормально. Вместе с известными гэдээровскими актерами в фестивале принимал участие и вокально-инструментальный ансамбль "Орэро", в котором участвовал Вахтанг Кикабидзе, будущий всенародный любимец. Мы дали десятки концертов. Работали в тесном контакте.
- Судя по вашим словам, вы любили кафе "Неринга". В советские времена там собиралась интеллектуальная творческая элита, диссиденты, и не только литовские. Бывал и будущий нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Он посвятил цикл "Литовский дивертисмент" выдающемуся литовскому поэту Томасу Венцлове. Они были друзьями, переводили стихи друг друга. В этом цикле есть стихотворение "Неринга". Вы не встречались в кафе с Бродским, Венцловой?
- Однажды, как обычно, зашел в "Нерингу", заказал кофе, и тут за мой столнк сел видный высокий мужчина. Тоже заказал кофе. Он был задумчив, рассеян, протянул руку, взял мою чашку - ее только что принесли, и стал пить кофе. Я ничего не сказал. Ну нужно человеку, мало ли что. Тут подошла официантка, поставила чашечку кофе перед ним. Он все понял, растерялся, сказал: "Извините, кажется, я взял ваш кофе?" Мы познакомились. Это и был Томас Венцлова. Потом судьба свела нас в театре, где его жена Татьяна О'гай ставила пьесу Олби "Все в саду". Томас приходил на репетиции, ездил с нами на гастроли.
А с Бродским не встречался. Однако там было немало других встреч с интересными людьми.
-Все-таки нет ли хотя бы капельки сожаления, что вот, судьба сводила с выдающимися людьми, но по разным причинам вы не использовали потенциал возможностей?
- Как же не использовал? Повторюсь: мне не о чем жалеть, главные подарки - это мой Вильнюс, моя семья, мой театр. Живу в замечательном городе, который сам выбрал. Есть лишь опасение, что когда мы, ветераны, уйдем, в театре могут начаться творческие проблемы. Понимаю, что эта тревога может быть традиционным брюзжанием людей старшего поколения, которые не всегда понимают молодых. Но у меня интерес к жизни, как у молодого. Скажу по секрету: пробую себя и в литературном жанре.
- А я секрет выдам.
- Ну так я же о деталях не говорю. Замечу лишь, что свою работу посвящаю городу, который стал для меня родным. Вильнюсу.

Юрий Строганов

Экспресс-неделя. № 40, 4 октября 2007 года

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
РУСЛАН ГОРШТЕЙН (МОСКВА)   11.06.2016 - 10:49
Светлая память. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен