Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Нэлля Хаджиева

Нэлля Хаджиева фотография
Дата рождения
Категория
Актриса
Фильмография
Театр
Обсуждение

Хаджиева Нэлля Джемалдиновна

Родилась в 1939 году в села Чишки Грозненского района Чечено-Ингушской АССР.

Народная артистка Чечено-Ингушской АССР.
Заслуженная артистка РСФСР (30.10.1984).
Народная артистка РСФСР (20.05.1991).

Окончила факультет драматического искусства Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии (1962, мастерская Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд).

Актриса Чечено-Ингушского театра драмы им. Х. Нурадилова.

В 2006 году переехала в Астрахань.
театральные работы
Аманда («День рождения Терезы» Г. Мдивани, реж. Иван Савельев, 1962)
Катенька Шагалова («Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова)
Джульетта («Ромео и Джульетта» Шекспира)
Сари Вильер («Тропою грома» К. Мюфке по роману П. Абрахамса)
Невеста («Кровавая свадьба» Гарсиа Лорки)
Химена («Сид» Пьера Корнеля)
Леди Мильфорд («Коварство и любовь» Шиллера)
Дота («Дороги любви» Идриса Базоркина)
Медина («Асланбек Шерипов» М. Солцаева)
Петимат в одноименной пьесе Саида Бадуева
Кручинина («Без вины виноватые» А. Островского)
Катя Радионова («Бессмертные» А. Хамидова)
Кадича ( «Тополек мой в красной косынке» Ю. Осноса по Ч. Айтматову)
Зарифа («Свекровь» М. Шамхалова)
Кесария Богверадзе («Пока арба не перевернулась» Отиа Иоселиани)
Комиссар («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского)
Тоня Туманова («Драматическая песня» Б. Равенских и М. Анчарова по роману Н. Островского «Как закалялась сталь»)
Бусана («Бешто» Саида Бадуева)
Королева Анна («Кориалан» Шекспира)

последнее обновление информации: 11.01.15

Известной актрисе Нелле Хаджиевой исполнилось 70 лет

В середине февраля отметила 70-летие Нелля Хаджиева, талантливая актриса, несколько десятилетий блиставшая на сцене чеченского национального театра им. Х. Нурадилова. Свой юбилей она, к сожалению, отмечает вдали от родины и тысяч поклонников, которые ее до сих пор любят и помнят.
14 февраля в Национальной библиотеке Чеченской Республики открылась книжная выставка “Талант дарованный небесами”, посвященная этому юбилею.

«… На сцене танцует девушка. Характерная музыка, дробь каблуков в испанском танце. Танец начинается медленно, темп растет, танец переходит в пляску, полную огня и страсти. Резкие повороты головы и тела, фиксирующие танцевальные па. В руках танцовщицы нет кастаньет, ритм танца она отбивает ладонями. Длинное платье, его подол, кружившийся с танцовщицей, обвивает ноги, когда она согласно рисунку танца на миг останавливает движение. И ни тени улыбки на лице. Это почти ритуальное действо. Танец захватывает, завораживает полнотой неподдельного чувства.
Как нужно танцевать, чтобы заслужить похвалу самого Махмуда Эсамбаева?
Танцовщицу Аманду в спектакле Ивана Савельева «День рождения Терезы» по пьесе Георгия Мдивани играла Нелли Хаджиева. Увидев ее в этой роли, Махмуд Эсамбаев тогда (1962 год) и сказал ей: «Молодец! Ты танцуешь, как балерина…»
Это фрагмент из очерка о творчестве Н. Хаджиевой театроведа Абдуллы Гапаева, бывшего министра культуры Чечено-Ингушетии, который написал книгу о чеченском театре. Он был и остается горячим поклонником щедрого таланта актрисы.

Если бы нужно было назвать десятку лучших актеров, прославивших в 70-80-е годы прошлого столетия чеченский национальный театр, без сомнения, Неллю Хаджиеву включили бы в этот почетный список в числе первых. И театралы, и критики. За 45 лет сценической биографии она сыграла множество ролей, заглавных большей частью. И почти каждая из них становилась событием театрального сезона.
Творческий диапазон актрисы был настолько широк, что ей одинаково удавались абсолютно разные образы, можно сказать даже – диаметрально противоположные. Режиссеры испытали ее и в классике (зарубежной, российской), и в современной (в том числе национальной) драматургии. И любая роль Нелли Хаджиевой, от трагической до комической, оставляла отпечаток в душах и сознании зрителей, заставляя думать сопереживать героям, делать выводы и тем самым проходить через процесс нравственного очищения.
Яркая, привлекательная внешность и талант перевоплощения – это дар актрисе от Бога. А как им распорядиться – это зависело от самой Нелли Хаджиевой. К чести своей, актриса не изменила призванию и достойно преодолела множество испытаний на пути служения театральному искусству.
«Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» - эти известные поэтические строки можно считать жизненным кредо этой талантливой женщины. Она много работала над собой всегда – и в начале творческого пути и в зрелые годы, будучи уже опытным, признанным мастером театральной сцены. Вот как описывает работу актрисы над ролью Абдулла Гапаев.
«Образы классической драматургии – школа для актерского мастерства и пробный камень для всякого артиста, который мечтает испытать себя в высоком репертуаре. Мечтала об этом и Нелли. Ее мечта осуществилась в 1967 году, когда театр включил в свой репертуар драму Александра Островского «Без вины виноватые», а ей поручили роль Кручининой. Велика была ответственность Хаджиевой. Долгие, порой изнуряющие репетиции день за днем складывали по камню стройное здание образа. Тема материнства пришла, казалось бы, неожиданно – вспомнилась Мадонна великих художников Рафаэля и Леонардо да Винчи. Вечерами Нелли читала, искала «зерно» роли и думала, думала. Вначале отрывочные штрихи образа собирались в картину, потом отбрасывались и вновь собирались. Казалось, что время остановилось и работа будет бесконечна. Но вот состоялась премьера, и в этот вечер зрители стали свидетелями рождения трагической актрисы. Редко кто не сопереживал Кручининой - Хаджиевой. С этого момента Нелли Джамалдиновна Хаджиева прочно занимает в театре положение ведущей актрисы…».
Целую галерею незабываемых ярких женских образов создала Нелля Хаджиева. Джульетта из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», невеста в «Кровавой свадьбе» Гарсиа Лорки, Химена из «Сида» Пьера Корнеля, леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Шиллера, Дота из пьесы Идриса Базоркина «Дорога любви», Медина в спектакле «Асланбек Шерипов», Петимат в одноименной пьесе Саида Бадуева – всех не перечислишь.

А начинался путь актрисы в профессиональное искусство в 1962 году на грозненской сцене с роли Мирандалины, главной героини спектакля «Хозяйка гостиницы». Молодая актриса была настолько естественной, выразительной и убедительной в своем образе, что и зрители, и режиссеры, и театроведы сразу поняли – в театре появилась неординарная личность, с большим творческим потенциалом. Ей пророчили блестящее артистическое будущее. И эти пророчества сбылись.
Народная артистка Чечено-Ингушетии и Российской Федерации Нелля Хаджиева внесла весомый вклад в развитие театрального искусства ЧР. «Классическая героиня» - так часто говорят о ней, определяя сценическое амплуа актрисы. Однако, вряд ли уместно ограничивать такими рамками богатый творческий багаж Нелли Джамалдиновны. Немало сделала она и в лирико-драматическом и других направлениях театрального искусства. Абдулла Гапаев в своих зарисовках (журнал «Вайнах», август 2005г.) пишет следующее:
«Выстраиваешь в ряд сценические работы Нелли Хаджиевой, и складывается впечатление, что она актриса узко трагического плана, а другие роли ей просто противопоказаны, но мы видели Хаджиеву и в детских сказках, где она, как шаловливый ребенок, развлекала не только зрителей, но искренне веселилась сама. Я помню, как она играла Бабу-Ягу, это была просто хулиганка. Более того, это был кураж Нелли на сцене».
Труженики сцены по-разному находят путь к сердцам зрителей, используя свои профессиональные секреты. В стилистике игры Н. Хаджиевой многим нравилась сдержанная манера, естественность поведения, где каждое движение наполнено внутренней силой и смыслом. «Она сдержанна почти во всех своих работах, оттого образы ее героинь особенно впечатляющие», - пишет Абдулла Гапаев.
Неброская выразительность, без элементов показной театральности, подвластна только великим мастерам актерского искусства, духовно богатым и щедрым.
Именно такой запомнили Неллю Хаджиеву друзья, коллеги, знакомые, многочисленные почитатели ее творческого и человеческого таланта. Вот как вспоминали ее Руслан Хакишев:
- Первые же этюды, которые репетировал с нами известный ленинградский актер Владислав Стржельчик, показали такую искренность Нелли, которая изумила и знаменитого актера, и нас. Она играла без внешней аффектации и узнаваемых штампов; все переживания и эмоции – только внутри, но так убедительно! Неллю всегда отличала внутренняя культура и честность, как в жизни, так и на сцене. Кстати, и ее партнер по этюдам Юсуп Идаев тоже никогда не выпячивал себя и избегал внешних, рассчитанных на публику, приемов.

Великая труженица, влюбленная в искусство, с повышенным чувством ответственности перед зрителем, Н. Хаджиева сама ковала свой успех и свою славу. Но был в ее судьбе и момент везения, которым можно назвать факт поступления в легендарный ЛГИТМИК (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии) и учебы у талантливых вузовских педагогов, известных на всю страну.
Девочке из небольшого села Чишки Грозненского района посчастливилось попасть в число студийцев из знаменитого набора 1957 года. Молодежь, только вернувшаяся из депортации, горела жаждой служить любимой родине, вновь обретенной через 13 лет разлуки. Поколение актеров Нелли Хаджиевой не было исключением. Среди выпускников чечено-ингушской студии ЛГИТМИКа были такие громкие имена как Юсуп Идаев, Мималт Солцаев, Руслан Хакишев, Муса Дудаев, Муталип Давлетмирзаев и другие.
Принадлежность к этой славной плеяде талантливых актеров ко многому обязывала. Нелля Хаджиева была достойной партнершей по сцене своих знаменитых коллег. Яркая, богатая творческая личность, любимица театральной публики нескольких поколений, она сумела сохранить себя, не поддавшись звездной болезни, не заразившись духом меркантильности. Скромная, гордая, она никому не жаловалась, никого не просила о помощи, когда испытывала острую материальную нужду и другие бытовые трудности в тяжелые для республики времена, когда актеры годами не получали зарплату. Каждый день, рискуя жизнью, она оставалась в Грозном во время боевых действий, остро переживала гибель родного театра и родного города, которым до последнего хранила верность.
Выезд из республики стал трудным решением для актрисы. Родственники, живущие в Астрахани, пригласили к себе жить настрадавшуюся женщину, чтобы оказать поддержку, обеспечив покоем и заслуженным отдыхом. Но тысячи поклонников актрисы в дни юбилея душой с ней, светло вспоминают своего кумира, отдают дань ее заслугам и сожалеют, что нет возможности встретиться и от души поздравить с юбилейным праздником. При этом многие чувствуют и свою вину: не удержали, не согрели, не дали почувствовать, что Грозный, как был, так и остается самым родным, самым лучшим городом, что именно здесь живет ее большая и заботливая семья.

Асет Муртазалиева

20.02.2009

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
Хамид. Чишкинец. (Москва.)   11.07.2014 - 01:36
Судя по всему, талантливая актриса. Сожалею, что не жил в Грозном после окончания школы и не помню, видел ли её работы при двух посещениях нашего театра. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники