Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Иван Уланов

Иван Уланов биография
Дата рождения
Категория
Актёр
Фильмография
Театры

Уланов Иван Алексеевич

Родился 4 ноября 1932 года.

Заслуженный артист РСФСР (4.12.1986).
Народный артист Калмыцкой АССР.

Окончил ЛГИТМиК (1963, педагоги - Г.И. Гуревич, Р.А. Сирота).

В 1964 году актер Калмыцкого музыкально-драматического театра.
Работал в Калмыцком драматическом театре им. Б.Басангова и в Калмыцком республиканском театре юного зрителя.
театральные работы
Войницкий («Дядя Ваня» А.П. Чехова)
Герострат («Забыть Герострата!» Г.И. Горина)
Король Лир («Король Лир» Шекспира)
Ленин («Именем революции» М.Ф. Шатрова)
Эзоп («Лиса и виноград» Г. Фигейреду)
Главный инженер завода («Совесть» по повести Доры Павловой)
призы и награды
Почетный гражданин Республики Калмыкия.
Медаль "За доблестный труд" (1970).

последнее обновление информации: 21.06.17

НАМ БЫЛО ДЕЛО ДО ВСЕГО!

Недавно культурная общественность республики торжественно отметила 50-летие первого выпуска калмыцкой студии Ленинградского государственного института театра, музыки и комедии (ЛГИТМИК). Один из представителей того выпуска – заслуженный артист РСФСР, народный артист Калмыцкой АССР Иван Алексеевич Уланов, который до сих пор успешно выступает на профессиональной сцене.

Иван Уланов еще в Сибири занимался в художественной самодеятельности и в составе концертной бригады объездил не один десяток деревень в Барабинской степи. Молодые ребята из ссыльных калмыков и прибалтийцев, а также местных жителей, сибиряков, с большим энтузиазмом принимали участие в культурном обслуживании близлежащих сел: читали стихи, пели, танцевали. Вместе с ним в концертной бригаде был и его земляк Александр Улинов, с которым позже, по возвращении на малую родину, они станут артистами Государственного ансамбля песни и танца «Тюльпан». По современным меркам численность первого профессионального коллектива тогда была небольшой, где-то около 25-ти человек, но каждое из этих имен сегодня является гордостью национальной культуры – Улан Лиджиева, Петр Надбитов, Эмба Манджиев, Лидия Кулешова и другие.

Первый отчетный концерт ансамбля, который проходил 4 ноября 1957 года в кинотеатре «Родина», по словам Ивана Алексеевича, стал настоящим событием в культурной жизни республики. На концерте присутствовал легендарный герой Гражданской войны, Герой Советского Союза Ока Иванович Городовиков. «Чувства единения, радости возвращения на родную землю, гордости за то, что пройдя столько испытаний, народ сохранил и уберег традиционную народную культуру, объединяли всех, кого вместил уютный зал кинотеатра, - вспоминает Иван Алексеевич. - Зрители горячо приветствовали артистов, многократно вызывали на «бис», скандировали: «Молодцы!», плакали от счастья, поднимались на сцену, чтобы просто поблагодарить артистов крепким рукопожатием. Никогда позже мне не довелось испытывать такие чувства. Мы были вместе. Мы были единым народом».

После отчетного концерта ансамбль «Тюльпан» выехал на свои первые гастроли по районам республики. Иван Алексеевич выступал и в разговорном жанре, и в составе струнного секстета. Выражение «и чтец, и жнец, и на дуде игрец» подходило каждому участнику ансамбля. «Исполнив танец (а вы знаете, что такое исполнить калмыцкий народный танец!), артисты бежали переодеваться. Костюмы - хоть отжимай! От них, можно сказать, шел настоящий пар, - смеется Иван Алексеевич. - Пока они переодевались в костюмы хорового коллектива, секстет «забивал паузу», как выражалась тогдашняя молодежь. Кстати, в струнном ансамбле были и такие, кто вообще не имел даже начального музыкального образования, но при этом они достойно сопровождали солистов ансамбля - легендарную Улан Лиджиеву и совсем еще юную Лидию Кулешову. Мало кто знает, что известные мастера калмыцкого танца Петр Надбитов и Эмба Манджиев играли на музыкальных инструментах в составе секстета. Вот уж, действительно, талантливые люди талантливы во всем!».

Во время гастролей в Яшалтинском районе пришла телеграмма о наборе в калмыцкую студию ЛГИТМИКа. Отработав полностью график запланированных гастролей, Иван Уланов выехал в Элисту. Калмыцкая студия в основном была уже набрана. Вместе с Улановым дополнительным набором в студию были зачислены Егор Буджалов (позднее – народный поэт Калмыкии), Зоя Манцынова (впоследствии заслуженная артистка Калмыкии) и другие. Преподавателем родного языка на время обучения студии был назначен замечательный поэт Константин Эрендженов, знаток калмыцкого фольклора, человек непростой судьбы. Его жену Бову Кекеевну студийцы полюбили сразу, и вдали от родного дома она стала для многих из них и сестрой, и другом, и наставником.

В профессиональном становлении Ивана Алексеевича большую роль сыграл ленинградский период жизни. Именно здесь, в северной столице страны, Иван Алексеевич постигал азы актерского мастерства, а также воспитывал в себе качество требовательно и взыскательно относиться к себе и спрашивать в первую очередь с себя. Это обостренное чувство ответственности сказывалось во всем: в отношении к учебе, к работе, к сокурсникам. Кстати сказать, его личная жизнь по этой же причине сложилась не в студенческие годы, а через пару сезонов, когда Иван Алексеевич уже крепко стоял на ногах. Избранницей Ивана Алексеевича стала сокурсница Валентина Арсанова, с которой они в течение многих лет служили родному театру.

В 1963 году, по возвращении студийцев, репертуарная афиша театра пополнилась сразу двумя дипломными спектаклями – «Доходное место» А. Островского и «Слуга двух господ» К. Гольдони, а также концертной программой. В рецензии В. Надбитовой на спектакль «Доходное место» («Советская Калмыкия», 16.10.1963 г.) говорилось: «К нам приехали не студенты, не учащиеся, а артисты, и спрос с них уже не тот. Именно поэтому зрители с нетерпением ждали первого выступления «ленинградцев» (…) Спектакль оставляет приятное чувство, какое бывает после встречи с настоящим искусством».

В отношении роли, исполняемой Иваном Алексеевичем, автор рецензии выразилась так: «И. Уланов сумел показать холодного дельца, карьериста, распущенного человека, этого подагрика, у которого даже его «благородная болезнь не остудила пыла к чужому богатству». Очень простодушно и искренне, вполне в духе 60-х, написана рецензия на их первую профессиональную работу.

«Это было время расцвета театрального искусства Калмыкии, да и вообще всех направлений искусства: музыкального, хореографического, изобразительного. Был какой-то безумный энтузиазм. Нам было дело до всего!», - говорит Иван Алексеевич.

Республика строилась, поднимались сельское хозяйство и местная промышленность. Театр, который располагался на базе клуба «Строитель», всегда был полон. Но артисты жили ожиданием. На месте бывших производственно-механических мастерских завершалось строительство нового здания Калмыцкого драматического театра.

Открытие нового здания театра осенью 1965 года ознаменовалось премьерной постановкой спектакля «Совесть» по пьесе Д. Павловой, поставленного вновь назначенным главным режиссером Ниной Сергеевной Альбицкой. В этом спектакле Иван Алексеевич сыграл одну из главных ролей - инженера Мартьянова.

Позже Н. С. Альбицкая осуществила еще ряд постановок. Самыми заметными из них были спектакль «В ночь лунного затмения» Мустая Карима и первый музыкальный спектакль «Элистинский вальс» А. Балакаева, в которых Иван Уланов также сыграл главные роли.

В этот период Иван Алексеевич был активно занят в репертуаре своего театра, как и все его сокурсники. Нужно отдать должное педагогам калмыцкой студии ЛГИТМИКа, которые научили ребят самому ценному – постоянно учиться, работать над собой, заниматься самовоспитанием, максимально взращивать свои творческие способности, тренировать волю, развивать воображение и наблюдательность в повседневной жизни.

Искренние, открытые, по-хорошему амбициозные, с крепкой актерской школой, они и в творчество привнесли эти качества. Каждая их работа над ролью становилась прямым отражением работы над собой.

События, которыми жила страна, напрямую сказывались на деятельности театра и жизни его творческого коллектива. Где-то ближе к концу 80-х годов начался спад зрительского интереса, который привел позже к уже знакомому мучительному состоянию калмыцкого театра 90-х. Как снежный ком нарастали проблемы и в организационно- творческих и производственных подразделениях. Было приостановлено строительство второй очереди здания театра, катастрофически не хватало профессиональных режиссерских кадров. Сказывалось и отсутствие современной калмыцкой драматургии. Жизнь в калмыцком театре постепенно замирала.

Для Ивана Алексеевича, привыкшего работать в полную силу, с максимальной отдачей, наступили трудные времена. И когда был организован Республиканский театр юного зрителя «Джангар», Уланов принял предложение его руководителя, заслуженного деятеля искусств России и Калмыкии Бориса Манджиева и с группой коллег перешел в труппу молодежного театра. ТЮЗ сыграл в его дальнейшей творческой биографии немаловажную роль. Общаясь с молодыми артистами, репетируя с ними, выезжая в длительные гастроли, он вновь обретал силы и веру в лучшее будущее театра.

На драматургическом материале национальных авторов Иван Алексеевич был всегда более убедительным. Красота родного языка, его обаяние и звучность вдохновляли и пробуждали его актерскую природу, а в результате сказывались на точном физическом самочувствии, образности и пластической выразительности.

Можно с уверенностью сказать, что лучшие его работы – те, что созданы на основе калмыцкой драматургии. Например, в спектакле «Кенз байн» Баатра Басангова, исполняя роль Закрии, он словно купался в безграничном морском пространстве живого разговорного родного языка! Через призму одной только этой роли просматривается мощный дар острохарактерного комедийного артиста.

В 1992 году на фестивале национальных театров России, проходившем в городе Чебоксары, за роль старика Борлыка в спектакле «Выходили бабки замуж» по пьесе Ф. Булякова Иван Алексеевич был удостоен диплома «За лучшую мужскую роль».

Народный артист Калмыкии Иван Уланов ныне продолжает радовать зрителей своей прекрасной игрой в постановках Национального театра РК имени Б. Басангова.

Людмила ТУРЧЕНКО

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Иван Уланов: новости >>

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
«Воин»
Ролики фильмов
«Воин»
Молодой мастер восточных единоборств приезжает в Сан-Франциско и сразу же оказывается в эпицентре бандитских разборок.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен