Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Халида Иванова

Халида Иванова фотография
Дата рождения
Категория
Актриса
Театр
Обсуждение

Иванова Халида Ивановна

Родилась 12 июля 1949 года.

Заслуженная артистка РСФСР (20.04.1987).
Народная артистка России (14.11.1998).

Окончила Новосибирское театральное училище (педагог - К.С. Чернядев).
В Новосибирском театре «Старый дом» работает с 1973 года.
Ею сыграно более 100 ролей русского и зарубежного классического и современного репертуара.

Неоднократно становилась номинантом и лауреатом новосибирского театрального конкурса «Парадиз», из которых дважды за «Лучшую женскую роль первого плана»: в 2001 году за роль Миссис Хэшебай в спектакле по пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца», в 2006 за роль Кручининой в спектакле «Без вины виноватые» по А. Островскому.

Роли, сыгранные Халидой Ивановой на сцене «Старого Дома», становились прецедентными для театральной жизни Новосибирска. Ее участие в фестивальных и гастрольных показах в Японии, Швеции, Польши, Германии, Москве, Санкт-Петербурге привлекало особое внимание зрителей, критиков и журналистов к спектаклям и творческой группе «Старого дома». В «гастрольной» биографии актрисы особенно заметны поездки в Германию (2000) со спектаклем «Медея» по пьесе Х. Мюллера, в Швецию (2002) с постановкой «Жан и Жюли, серебряная свадьба» по пьесе Энтони Сверлинга, в Японию со спектаклем «Проклятие меча» по прозе Сантъюэя Энтё. В 2003 году на II Международном фестивале «Театральный остров» (площадка Театра сатиры на Васильевском) успешно прошли спектакли «Играем Довлатова» и «Дон Жуан» с участием Халиды Ивановой. В 2005 году актриса представляла театр «Старый дом» в спектакле «Записки нетрезвого человека» на II Всероссийском фестивале им. Александра Володина «Пять вечеров».
театральные работы
Антигона — «Антигона» Ж. Ануя (1974)
Лаура — «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса (1979)
Инга — «Кукарача» Н. Думбадзе (1982)
Леди Мильфорд — «Луиза Миллер» Ф. Шиллера (1983)
Нора — «Кукольный дом» Г. Ибсена (1987)
Беттина — «Цилиндр» Э. де Филиппо (1990)
Марианна — «Сцены из супружеской жизни» И. Бергмана (1991)
Медея — «Медея» Х. Мюллера (1993)
Кэт — «Сотворившая чудо» У. Гибсона (1997)
Раневская — «Вишневый сад» А. Чехова (1998)
Жюли — «Серебряная свадьба» Э. Сверлинг (2000)
Миссис Хэшебай — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (2000)
Бернарда — «Дом Бернарды Альбы» Ф.Г. Лорка (2002)
Филумена Мартурано — «Брак по-неаполитански» Э. де Филиппо (2005)
Габриэль Тристан — «Публике смотреть воспрещается» Ж. Марсана, Р. Дорна, Ж. де Пулена (2005)
Арина Пантелеймонова — «Женитьба» Н.В. Гоголя (2005)
Лошадь — «Очень простая история» М. Ладо (2006)
Кручинина — «Без вины виноватые» А. Островского (2006)
Госпожа Ракен — «Тереза Ракен» Э. Золя (2008)
Сара Бернар — «Дуэт» О. Эскина (2008)
Валентина (60-летняя) — «Валентинов день» И. Вырыпаева (2009)
Аста — «В сотый раз женаты» В. Муберга (2010)
Хор — «Ксения Петербургская» В. Леванова (2013)
Мари — «Она вас нежно целует» Ф. Саган (2013)
Федра — «Федра» М.И. Цветаевой
Васса — «Семейный портрет в интерьере» А. Пешкова
призы и награды
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (20.07.2009).
Премия Главы администрации Новосибирской области в сфере культуры и искусства (2002).

последнее обновление информации: 14.03.14

После первого дня поста я чувствую, что становлюсь лучше

На вопросы "Новой Сибири" отвечает звезда театра "Старый дом" Халида Иванова, с которой на сцене лучше не шутить.

- Халида Ивановна, что за дискриминационные приписки в коридоре театра на расписании спектаклей: "Японцы уходят в отпуск", "Русские уходят в отпуск"?
- Да это наш режиссер так шутит. Просто труппа, играющая в "Проклятии меча", уходит в отпуск в одно время, а артисты, занятые в других спектаклях, - после них.
- А вы-то когда в отпуск идете?
- А я и числюсь уже в отпуске несколько дней.
- Почему же вы в театре? Надо сразу из города бежать, а то найдут везде и опять к работе призовут.
- Вот потому-то я и не уезжаю. К тому же дачи у меня нет и никогда не было. Я бы все равно на ней больше двух дней не выжила. Даже когда друзьям удается вытащить меня из города, я долго на природе не выдерживаю. Я очень большой урбаноман, хотя все "пороки" большого города мне тоже не по нутру - все эти казино, ночные клубы. Никогда меня туда даже не тянуло.

- Как же вы живете в таком графике - работа, работа и работа?
- А зачем же тогда жить вообще? Без работы и смысла в жизни нет.
- А как вы вообще отдыхаете?
- При Советском Союзе было проще - я брала путевку и уезжала с ребенком, заодно и сама отдыхала. А при демократии у меня вообще человеческого отпуска еще не было. Да и как куда-то ехать, когда зарплату то не давали, а когда стали нормально выплачивать, стало ясно, что хватает ее чуть ли не на один отпускной день! Хотя мы никогда об этом особенно не задумывались, жили себе, да и все тут.
- Где лучше мир познается, когда на гастролях где-то бывали или во время самостоятельных путешествий?
- По-разному бывает. Мы хоть театр и областной, но помимо Сибири и по стране поездили. Но совхозно-колхозный период тоже был немалым, ведь тогда существовал план: за сезон выдать 220 спектаклей на селе, поэтому с июня мы большей частью были в дороге.
- Какая из стран показалась вам наиболее близкой по мироощущению?
- Мне везде нравится, везде чудесно, хотя за границей хорошо именно как в гостях, жить бы я там вряд ли хотела.
- Говорят, что японцы "Проклятие меча" встретили как родной спектакль...
- Да, они оказались чудными людьми, очень открытыми и доброжелательными. Они готовы были последнюю рубаху снять и нам подарить, лишь бы показать нам, как они довольны. Мне вообще казалось, что они ведут себя как русские. Ну разве что букеты дарили истинно японские.
- Когда кто-то из артистов рассказывает о розыгрышах на сцене, чаще приводятся случаи, когда он разыгрывал кого-то. А как чаще бывает у вас - вы кого-то разыгрываете или вас?
- Ни я никогда никого не разыгрывала, ни меня никто не пытался. Я этим просто не увлекаюсь, а другие, видимо, боятся моего крутого нрава.
- А что, можно было в этом убедиться неоднократно?
- Пожалуй, что нет. Но, наверное, люди чувствуют, чего по отношению ко мне лучше этого не делать. Да и зачем шутками заниматься на сцене? И вообще я серьезная женщина.
- Помните, что читали на экзаменах в театральном?
- Отрывок из "Мцыри", басню не помню, и рассказ Паустовского "Стальное колечко". Хотя самое интересное в том, что в театральное поступать я совсем не собиралась. Наверное, моя история из тех, когда профессия за человеком гоняется, а не наоборот. Я знала, что могу быть артисткой, что у меня есть к этому данные, что я имею право на эту профессию, но я не хотела такой жизни, которую можно вести при этой профессии. Ну и само собой разумеется, что родители были бы не в восторге от такого выбора. Я поучилась полгода на мехмате в НГУ, ушла, потом поступала в НЭТИ, завалила экзамен, предмет, который я в принципе не могла не знать. Но просто когда я села перед экзаменатором и увидела такую серую фундаментальную женщину, то сразу поняла, что сопротивляться бесполезно, она меня все равно "завалит". Так и случилось.
Причем когда я в тот же вечер пришла в театральное на дополнительный набор (все экзамены давно закончились), то преподаватель училища, как только меня увидел, закричал: "Пришла все-таки!" Им оказался Роман Анатольевич Корох - режиссер "Пионерской зорьки". Была на нашем муниципальном радио такая передача, и я довольно долго ее вела. Каждое утро я говорила в микрофон: "В эфире - "Пионерская зорька"!" А в театральное меня взяли еще и потому, что объявленный для мальчиков дополнительный набор провалился, никто так и не пришел, и вместо мальчиков взяли меня. Вот так "плавно" я и стала артисткой. Но в "Старый дом" я попала не сразу, ведь еще во время учебы меня в группе студентов выбрали представители Челябинского драмтеатра и я поехала на Урал. В Сибирь мне пришлось вернуться по так называемым семейным обстоятельствам - здесь было жилье и было с кем оставить ребенка.

- Сын, наверное, по принципу противоположности никогда не мечтал стать артистом?
- Да конечно же! Он даже когда маленьким был терпеть не мог "стоять на табуретке" - читать стихи. Отбубнит побыстрее и все.
Да я и не заставляла. Поэтому и был он офицером милиции, а сейчас пытается адаптироваться к новым реалиям жизни. Не могу оценивать его как профессионала, но мне кажется, что из него полу-чился хороший, честный человек.
- Он часто ходит в театр?
- Маленький часто ходил, а сейчас не очень. Да разве вы часто в театре появляетесь?
- Сейчас всем некогда, так же, как и вы, - работаем и работаем. Сочетание русского имени и татарской фамилии (и наоборот) для Сибири нормальное явление?..
- Я к такому сочетанию привыкла, и никогда мне не нравились предложения как-нибудь его "улучшить", найдя русский эквивалент.
- Основной критерий славы артиста - узнавание гаишниками.
- Я ему не соответствую, хотя бы потому, что езжу в метро.
Машины у меня нет и вряд ли когда будет. А вот на улице иногда узнают, несмотря на то, что без грима любой артист выглядит совсем иначе.
- Что обычно вам дарят поклонники?
- Да ничего не дарят, не считая цветов. Мне вообще очень не хочется от кого-то зависеть или быть кому-то за что-то обязанной.
Меня никто никогда не содержал, более того, я сама себе шью практически весь гардероб вплоть до пальто. Наверное, я очень самодостаточная личность, потому что и обои дома сама клею, и стены штукатурю, не говоря уже о побелке и покраске. Сейчас у меня обои в "бабушкин цветочек", мне нравится.
- С чего начинается ваше утро? Вы рано встаете?
- Да какой из меня "жаворонок" при таком графике работы! Хочешь не хочешь, а если спектакль начинается в семь вечера, то и просыпаешься по-настоящему как раз к этому времени. А утро начинается по-разному. Чаще всего - с зарядки. Возле дивана лежат две гантели по 4 килограмма и "подушечка" на пресс килограммов на 10, поэтому почти каждое утро один час я посвящаю поддержанию формы. В детстве я занималась фигурным катанием, и мне иногда хочется покататься на коньках, благо каток рядом. Но это как "Утиная охота" - всю зиму хочется, а потом уже поздно.
- Вы, наверное, и не завтракаете?
- Точнее, отнюдь не каждое утро начинается с завтрака. Иногда с чашки кофе и бутерброда, иногда - с классической овсянки, то есть сваренной на воде, без сахара. Я вообще сладкое не люблю, предпочитаю мясо и рыбу. Могу даже рюмку водки выпить, но только не под пельмени, как у нас принято. Пельмени - вообще самая нездоровая пища. Когда-то я любила готовить, а сейчас то ли стимула нет, то ли настроения. Ребенок у меня вырос, мы с ним питаемся в разное время дня. А вечером лучше вообще не есть - фигура лучше будет. Я стараюсь относиться к еде безразлично, потому что стоит увлечься, как тут же возникают лишние килограммы.
- Когда вы едете на гастроли, то что читаете, роль или какой-нибудь простой детектив?
- Начнем с того, что детективы я в принципе не читаю, для меня легкой литературой считается Франсуаза Саган, например. Ну а из русских отдаю предпочтение Набокову.
- А музыку какую любите слушать?
- Несмотря на то, что слуха у меня практически нет, я очень люблю наш русский рок: "Аквариум", "Наутилус Помпилиус", "Чайф" и так далее. То есть на чем вырастал сын, к тому и я приобщилась. Даже тексты их все до сих пор помню.
- Как вы встретите XXI век?
- Я считаю, что мы его уже встретили. И для меня это был обычный Новый год - тихий семейный праздник.
- Свой театр вам никогда не хотелось иметь?
- Этому нужно посвятить всю жизнь и приобрести совсем другую профессию. А по-настоящему волнует и доставляет мне наслаждение только моя. И мне не хочется ничем другим заниматься.
- А что еще, кроме своей профессии, вам доставляет удовольствие?
- Я очень люблю ходить в обыкновенную городскую баню возле прокуратуры, и трачу на нее не меньше двух часов.
- А там вас узнают?
- Когда узнают, когда нет. Но я туда не общаться же хожу, а по прямому назначению.

- Вас можно назвать верующим человеком?
- Да, я верую в Аллаха и уже четыре года соблюдаю Рамазан.
Сначала было не очень легко, но, наверное, для этого все и придумано. Сначала решила попробовать, потом уговаривала себя: "Ну еще денек", а потом уже было жалко бросать. Но чувства после первых дней поста возникают какие-то совершенно необъяснимые. Я чувствую, что сама становлюсь лучше. Может быть, внешне это и не заметно, главное - что я об этом знаю.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
Фран Неш (Марианполис)   21.02.2017 - 16:31
Уважаемый модератор. Пожалуйста, добавьте в список ролей Халиды Ивановой роль Мамаши Кураж в спектакле "Мамаша Кураж и ее дети", поставленном в театре "Старый дом" Туфаном Имамутдиновым.... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен